Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:44, доклад
Предметом отрасли земельного права является особый круг общественных отношений по поводу земли (земельных отношений).
Земельные отношения - отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, земельными участками, а также по поводу государственного регулирования земельных отношений.
Предметом отрасли земельного права является особый круг общественных отношений по поводу земли (земельных отношений).
Земельные отношения - отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, земельными участками, а также по поводу государственного регулирования земельных отношений.
Однако не все земельные отношения входят в предмет земельного права, а лишь те, которые:
С учетом вышесказанного можно определить предмет земельных отношений как: общественные отношения, складывающиеся в сфере распределения, использования и охраны земли и получившие название земельных отношений.
тема источников земельного права.
Под источником права вообще, в том числе и земельного права, в юридическом смысле понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их общеобязательными. Следовательно, чтобы то или иное правило поведения было признано источником права, в данном случае земельного, оно должно быть облечено в строго определенную, правовую форму закона, указа, постановления, инструкции и т.п.
Поскольку земельные отношения регулируются не только нормами земельного права, но и других отраслей, большое число среди его источников занимают нормы, содержащиеся в смежных отраслях права - гражданском, административном и др. Источники земельного права в своей совокупности рассматриваются как образующие систему источников этого права. Система источников земельного права включает в себя:
В части 4 статьи 15 Конституции РФ сказано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. От имени Российской Федерации международные договоры заключаются обладающими необходимыми на то полномочиями федеральными органами государственной власти. Обязательную силу на территории РФ международные договоры приобретают после процедуры ратификации, признания или одобрения. Каждый вправе в соответствии с международным договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3. ст. 46 Конституции РФ). Использование норм международного договора для правового регулирования имеет важное значение потому, что в качестве субъекта земельных отношений могут выступать иностранные юридические и физические лица.
2) Конституция Российской Федерации - основной источник земельного права. Именно в Конституции РФ определены основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере земельных отношений, федеративное устройство, органы государственной власти, их компетенция и др. В Конституции РФ содержатся главные, основополагающие принципы, определяющие цели, методы и формы правового регулирования земельных отношений в нашей стране.
В статье 2 Конституции РФ определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый согласно статьи 42 Конституции РФ имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Земля и другие природные ресурсы, как это предусмотрено статьей 9 Конституции РФ, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Указанные природные объекты могут находиться, согласно данной статье, в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Статья 36 Конституции РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Она определяет также, что условия и порядок пользования землей определяется на основе федерального закона.
Важное значение для правового
регулирования земельных
3.Роль федеральных законов
в регулировании земельных
Определяющую роль в регулировании земельных отношений играют федеральные законы - акты высшей юридической силы, распространяющиеся, как правило, на всю территорию Российской Федерации.
Законодательные источники земельного права подразделяются на кодифицированные законодательные акты и иные земельные законы. К первым относятся ЗК РФ и земельные кодексы республик . Наряду с ними есть кодифицированные акты, относящиеся к природоресурсному законодательству: Водный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации и др.
4. Указы Президента Российской Федерации - следуют непосредственно за федеральными законами. ЗК РФ называет ряд земельно-правовых вопросов, которые регулируются непосредственно Президентом России, (например, установление видов зданий, строений, сооружений, на которые не распространяется преимущественное право покупки или аренды земельного участка иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами - собственниками таких строений (п. 5 ст. 35) В определенный период развития земельного законодательства. (90-е годы) земельные отношения регулировались в основном указами Президента РФ.
Согласно статьи 115 Конституции РФ постановления и распоряжения Правительства РФ в случае противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ. В ряде статей ЗК РФ прямо указаны земельные вопросы, непосредственно регулируемые федеральным Правительством (например, установление нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ, загрязняющих почву; установление порядка консервации земель (ст. 13), установление общих начал определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 22).
6. Нормативно-правовые
акты субъектов Российской
Субъекты Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов вправе принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты, а вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения - осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов
7. Ведомственные нормативные правовые акты составляют значительную часть правовых актов, регулирующих земельные отношения. Федеральные органы исполнительной власти - министерства, государственные комитеты, федеральные службы - принимают приказы, инструкции, правила и иные подобные акты в пределах полномочий, предусмотренных положением о данном ведомстве, либо иным специальным актом Правительства РФ.
Ведомственные нормативные акты, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежа государственной регистрации в Минюсте России.
В заключении хотелось отметить, что органы местного самоуправления в Российской Федерации и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты; наименование и виды таких правовых актов, полномочия по их изданию, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации4 (ст. 9) придает земле и другим природным ресурсам значение основы жизни и деятельности российского общества. Поэтому ЗК РФ и иные нормативно-правовые акты, устанавливая нормы и требования рационального использования и охраны земель, учитывают ее особенности как природного объекта, составной части природы, природного ресурса. В силу этого установлены следующие принципы земельного права (условно их можно классифицировать на общеправовые - конституционные, принципы Общей части земельного права и принципы Особенной
части земельного права).
К общеправовым принципам относятся: принцип гуманизма, принцип законности в земельных отношениях, принцип стимулирования рационального использования земли ее пользователями и др.
К принципам, присущим Общей части земельного права можно отнести:
1) принцип приоритета экологического благополучия окружающей среды в данном регионе при использовании земли. Данный принцип выражается в следующем:
а) создание условий для поддержания устойчивых
ландшафтов и охрана земель является главной целью землеустройства. Ей подчинены все задачи землеустройства: разработка схем землеустройства, разработка проектов освоения новых земель, установление территорий с особым режимом пользования и т.п.;
б) использование земли способами, нарушающими экологическую обстановку территории, эксплуатация земельного участка, приводящая к снижению плодородия почв, ухудшению экологической ситуации, является основаниями для изъятия этого участка;
в) непрерывно осуществляется мониторинг земель, представляющих собой систему
наблюдений за состоянием земельного фонда, для своевременного выявления
изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негатив-
ных процессов;
2) принцип приоритета интересов народов, населяющих данную территорию, и защита прав человека:
а) земля является основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9 Конституции РФ);
б) это означает, что каждый
житель России является «
в) приобретение земельных
участков в собственность
3) принцип целевого использования земель. Если иное (кроме земли) имущество может использоваться не только по целевому назначению, но и по иному назначению, то землю недопустимо использовать для тех целей, которые не указаны в документе, удостоверяющем режим ее использования. Например, недопустимо использовать пашню под лесопосадки, если она не отведена для этих целей. Целевое назначение и правовой режим основных категорий земель определяются федеральными законами, законами субъектов и отражаются в градостроительной и землеустроительной документации.
Принцип целевого использования земель выражается в том, что:
а) земли Российской
б) внутри категорий земель происходит подразделение их по угодьям. Так, категория земель сельскохозяйственного назначения подразделяется на пахотные, пастбищные, сенокосные, и др., земли поселений на земли общего пользования, земли застройки, земли специального назначения и др.;
в) порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами и законами субъектов;
Среди иных принципов можно также назвать: принцип равноправного положения всех форм собственности и всех форм хозяйственной эксплуатации угодий; принцип платного использования земель; принцип подконтрольности государству, использования и охраны земель; (приоритет земель сельскохозяйственного назначения перед другими категориями; принцип рационального использования земель поселений - принципы особенной части земельного права).