Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2015 в 22:07, контрольная работа
Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель (участков земель) из одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: земельный контроль
«Проблемы перевода земель из одной категории в другую»
Порядок перевода земель из одной категории в другую
Понятие категории земель установлено Земельным Кодексом РФ, а также Федеральным Законом № 172-ФЗ от 21.12.2004 г., ред. От 31.12.2014 г. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее № 172-ФЗ). По целевому назначению земли в Российской Федерации разделены на следующие категории (п. 1 ст. 7 ЗК РФ):
Согласно положению п. 1 ст. 8 ЗК РФ, отнесение земель к соответствующим категориям и их перевод из одной категории в другую осуществляется в отношении:
Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель (участков земель) из одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Земля, как первоначальный источник любого богатства, является огромной ценностью для человеческого общества. Она выполняет наиболее значимые функции в системе общественных отношений по сравнению с другими природными ресурсами, поэтому решение правовых проблем, связанных с владением, распоряжением и пользованием земель, является одним из самых актуальных вопросов современности. Порядок определения правового режима использования земель, установленный законодательством, является сложным механизмом.
К настоящему времени почти все земельные участки, обладающие характерными экономическими и экологическими признаками, включены в ту или иную категорию земель.
Определение назначения той или иной категории земель является необходимым для организации рационального процесса их использования. Необходимо отметить, что земли населенных пунктов выделяют в отдельную категорию, но в их составе есть земли, используемые в разных целях.
Процесс, в результате которого изменяется целевое назначение конкретного земельного участка, вследствие изменения его принадлежности к определенной категории земель, называется переводом земель из одной категории в другую и регламентируется федеральным законодательством, о чем свидетельствует п. 1 ст. 8 ЗК РФ. В современных условиях процесс перевода земельных участков из одной категории в другую регулируется восемнадцатью федеральными нормативными актами, и в первую очередь, Федеральным законом № 172-ФЗ.
Проблемы перевода земель из одной категории
в другую
При всех достоинствах Федерального закона № 172-ФЗ необходимо отметить некоторые упущения, в результате которых возникают вопросы на практике. Так, например, в законе используются такие понятия, как «правообладатель», «заинтересованное лицо», «ненадлежащее лицо», но содержание данных понятий не раскрывается. Это позволяет государственным органам, занимающимся процедурой перевода земель, трактовать их по-своему, что может привести к нарушению принципа равноправия (ст. 19 Конституции РФ). Также Закон разделяет перевод земель и земельных участков, но критерии, по которым их следует различать между собой, не устанавливает.
Текущее законодательство включает в себя разнообразные декларативные положения, раскрывающие значение земель сельскохозяйственного назначения и необходимости их сохранения, а также увеличения их общей площади. Однако из содержания Закона о переводе следует, что земли сельскохозяйственного назначения являются потенциальным резервов для расширения других категорий земель. В соответствии со ст. 77 ЗК РФ в составе категории земель сельскохозяйственного назначения выделяют сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья. Несельскохозяйственными угодьями признаются земли, которые заняты внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, водными объектами и др. Законом были рассмотрены случаи перевода земель сельскохозяйственных угодий в ст. 7, раскрывающей особенности и исключительные случаи, при которых возможен данный перевод. Однако переводы остальных земель сельскохозяйственного назначения в другие категории остаются неурегулированными.
Согласно ФЗ-№ 172 в случае перевода земель или земельных участков из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В содержание ходатайства должно входить согласие правообладателя земельного участка на перевод. В ст. 2 Закона не указывается, в какой форме должно быть представлено согласие правообладателя. Отсутствие указания на необходимость нотариального заверения данного согласия позволяет предположить, что согласие дается в простой письменной форме. Вместе с тем несогласие правообладателя не относится к числу оснований для отказа в переводе земель (ст. 4 Закона).
Непонятен вопрос о составе документов, прилагаемых к ходатайству о переводе земель. П. 2 ст. 2 Закона установлено, что состав документов определяется органами государственной власти субъектов РФ в отношении земель сельскохозяйственного назначения и уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в отношении других земель. Однако в этой же статье п. 4 установлен закрытый перечень документов, которые следует прилагать к ходатайству о переводе земель.
Некоторые пробелы существуют и в ст. 3 Закона. П. 2 данной статьи содержит основания, по которым может быть отказано в переводе, причем формулировка является настолько неточной, что ее можно применить в большом количестве случаев. Одним из оснований отказа является ситуация, когда с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо. Закон не поясняет, кого можно назвать ненадлежащим лицом, только на основании гражданского законодательства и содержания Закона о переводе можно предположить, что ненадлежащее лицо — это лицо, которое не является правообладателем или не имеет оформленного права представлять собственника в отношениях перевода земельного участка. Также уполномоченный орган может отказать в переводе, если к ходатайству приложены документы, не соответствующие по составу, форме или содержанию требованиям земельного законодательства. Однако, возможна ситуация, когда обязательные приложения к ходатайству вообще отсутствуют. Это является бесспорным основанием для возврата документов.
В соответствии со ст. 13 Закона перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель проводится после формирования в законодательно установленном порядке земельного участка, по поводу которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель. Но не всегда наличие только данного акта является достаточным условием для безопасного перевода. Так, например, согласно ст. 14 ЗК РФ земли, подвергшиеся радиоактивному и химическому загрязнению, могут переводиться в земли запаса для их консервации. Требование о проведении экологической экспертизы и о планах рекультивации земель при переводе земель в земли запасов отсутствуют. Утверждение данного требования в российском законодательстве реализует право граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленное в ст. 42 Конституции РФ.
Проблемные
аспекты при переводе земель
сельскохозяйственного назначения в другую
категорию земель
Судебная практика
подтверждает, что для перевода земель
сельскохозяйственного назначения в категорию
земель лесного фонда наличия мнения правообладателя
недостаточно, необходимо получение его
согласия.
Так, 9 октября 2008 г. Правительством Ярославской
области принято Постановление N 537-п "О
переводе земельных участков из категории
земель сельскохозяйственного назначения
в категорию земель лесного фонда".
В качестве приложения к данному Постановлению
утвержден Перечень земельных участков,
переводимых из категории земель сельскохозяйственного
назначения в категорию земель лесного
фонда.
С/х производственный кооператив "Призыв" обратился в суд с заявлением об оспаривании указанного выше акта, ссылаясь на то, что перевод поименованного в нем земельного участка из одной категории земель в другую противоречит требованиям ЗК РФ и ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", произведен без согласия кооператива и нарушает его право постоянного (бессрочного) пользования данным участком.
Решением Ярославского
областного суда от 11 декабря 2009 г. требования
СПК "Призыв" удовлетворены, признаны
не действующими с момента вступления
решения суда в законную силу соответствующие
пункты перечня земельных участков, переводимых
из категории земель сельскохозяйственного
назначения в категорию земель лесного
фонда.
В кассационной жалобе заинтересованное
лицо (Правительство ЯО) утверждало, что
при разрешении вопроса о переводе земельного
участка из одной категории в другую учету
подлежит лишь мнение собственника такого
участка; отсутствие согласия правообладателя
не является основанием к отказу в переводе
земельных участков из одной категории
в другую.
Кассационная инстанция оставила предыдущие решения судов в силе, обосновав тем, что нарушение установленного Земельным кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к иным категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земельных участков из одной категории в другую установлен статьей 2 Закона. К ходатайству должно быть приложено в числе других документов согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.
Право исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления ходатайствовать о переводе земельных участков в составе земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков предусмотрено Законом только в случаях перевода земельных участков из одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Из содержания оспариваемого заявителем кассационной жалобы Постановления не следует, что земли сельскохозяйственного назначения переведены в земли лесного фонда именно в указанных целях.
Между тем согласие СПК "Призыв" к ходатайству о переводе указанного земельного участка в категорию земель лесного фонда приложено не было, такое согласие у СПК "Призыв" не испрашивалось.
Проблемные аспекты при переводе земель
лесного
фонда в другую категорию
Решение о переводе лесных земель в нелесные в лесах первой группы может быть принято только на общегосударственном уровне Правительством РФ, в то время как в иных случаях подобные полномочия переданы субъектам РФ.
Именно Правительство РФ, руководствуясь общенациональными интересами, обязано решать, не нанесет ли в данном случае изъятие земель в лесах первой группы ущерба интересам государства и общества. Гарантией объективности такого решения должны служить: процедура экологической экспертизы, установленная Федеральным законом "Об экологической экспертизе", и процедура получения согласия ряда федеральных ведомств. В случае отрицательного заключения экологической экспертизы или при отсутствии заключения Правительство РФ не имеет права принимать какие-либо решения по данному вопросу. То же касается и согласия федеральных ведомств.
Кроме того, предусмотрено, что при переводе лесных земель в нелесные одновременно устанавливаются условия изъятия и предоставления земельного участка, а также определяется плата за перевод лесных земель в нелесные, равная размерам убытков.
Анализ судебной практики по переводу земель лесного фонда в нелесные земли показывает, что распоряжения Правительства РФ по вопросам перевода лесных земель в нелесные принимаются в большинстве случаев уже после того, как рассматриваемые земельные участки переданы в пользование. Иными словами, они уже освоены, ненужный лес вырублен, и на них уже определенное время ведется хозяйственная деятельность.
В апреле 1997 г. в Верховном Суде РФ слушалось дело по жалобе общественных организаций и граждан против Правительства РФ. Истцы требовали признать недействительными двенадцать распоряжений Правительства РФ о переводе лесных земель в нелесные в лесах первой группы, принятых в промежутке с января 1996 г. до января 1997 г. В качестве основного аргумента заявители выдвигали в адрес Правительства РФ обвинение в том, что упомянутые распоряжения были приняты без проведения экологической экспертизы. Кроме того, они уверяли, что практика перевода лесных земель в нелесные приводит к уничтожению особо ценных российских лесов. Жалоба была удовлетворена, распоряжения Правительства РФ признаны недействительными. Такое решение подразумевает вполне определенные юридические последствия.
Информация о работе Проблемы перевода земель из одной категории в другую