Развитие земельного законодательства в 1917 – 1990 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 16:40, реферат

Описание работы

О том, что земельная реформа не имела своей целью обвальное разрушение общины и не привела к этому, свидетельствует тот факт, что на 1 января 1916 г. из общины вышло 2 478 тыс. домохозяев с 16,9 млн. дес. земли, что составляло 26% общинных крестьянских дворов и 15% общинных земель. Проведение земельной реформы привело (и не могло не привести) к определенной дифференциации и расслоению крестьянства, что вкупе с огромной дифференциацией помещичьего и крестьянского землевладения послужило причиной революционных преобразований земельных отношений, последовавших после Октябрьской революции и кардинальным образом изменивших земельно-правовой строй России.

Файлы: 1 файл

земельна реф.docx

— 24.59 Кб (Скачать файл)

 

   Было предусмотрено  создание крестьянских (фермерских) хозяйств. Они стали создаваться  путем выделения колхозников  и работников совхозов со своей  земельной долей и имущественным  паем.

 

   В 1990—1991 гг. велась  разработка нового Земельного  кодекса. 25 апреля 1991 г. он был  принят. Это — основной земельный  законодательный акт, в котором  урегулированы, по существу, все  земельные общественные отношения  нового земельного строя.

 

   Но Кодекс не  мог выйти за рамки Конституции,  в которой был установлен 10-летний  мораторий на продажу (передачу) земельных участков. Свободно разрешалась  только купля-продажа земли государством  у граждан и, наоборот, гражданами  у государства.

 

   Серьезнейшей новизной  и революционным завоеванием  ЗК РСФСР явилось установление  судебного разрешения всех земельных  споров. Раньше они рассматривались  только в административном порядке  (до этого суды рассматривали  лишь один спор — о пользовании  земельным участком его собственниками  в городе).

 

   Президент Российской  Федерации решил регулировать  ход реформы своими Указами. 27 декабря 1991 г. Президент Российской  Федерации принял Указ "О неотложных  мерах по осуществлению земельной  реформы'". Указ установил продажу  (передачу в собственность) колхозниками  и работниками совхозов своих  земельных долей:

 

— при выходе на пенсию (по старости или инвалидности);

 

— при переселении в  другую местность;

 

— при передаче в собственность  по наследованию;

 

— при внесении вырученных средств в местную перерабатывающую промышленность.

 

   Колхозники, работники  совхозов получили право продавать  свои участки другим работникам  совхозов или колхозникам либо  лицам, вступающим в члены колхоза  или поступающим на работу  в совхоз.

 

   Таким образом,  права указанных граждан на  продажу земельных участков были  расширены по сравнению с Конституцией  и ЗК РСФСР.

 

   Из названных положений  Указа исходило и постановление  Правительства Российской Федерации  от 29 декабря 1991 года о реорганизации  колхозов и совхозов, в котором  предписывалось колхозам и совхозам  перерегистрироваться в новые  формы хозяйствования (АО, товарищества, кооперативы и др.). Это противоречило  Конституции и ЗК РСФСР, но  Конституционный Суд не отреагировал  на это. Реформа продолжилась.

 

   Законодательными  актами Верховного Совета Российской  Федерации регулировались и регулируются  плата за землю (Закон от 11 октября  1991 г. с дополнениями и изменениями); залог земли (Закон от 29 мая  1992 г.) и ряд других. Признано необходимым  принять закон об ипотеке.

 

   Законодательный орган  — Верховный Совет Российской  Федерации, со своей стороны,  принимал законы, направленные на  дальнейшее расширение права  частной собственности на землю.  В Конституцию РФ (ст. 12) были внесены  дополнение и изменение которыми разрешалась свободная купля-продажа земельных участков гражданами в четырех случаях — для ведения:

 

— личного подсобного хозяйства;

 

— садоводства;

 

— дачного строительства;

 

— индивидуального жилищного  строительства.

 

   Конституция и Закон  не позволяли регулировать земельные  отношения с учетом требований  земельной реформы. Поэтому Президент  Российской Федерации стал регулировать  их в указном порядке.

 

Указом Президента Российской Федерации о регулирований земельных отношений и развитии аграрной реформы от 27 октября 1993 г. было установлено, что земля — имущество, недвижимость; все сделки с землей должны регулироваться гражданским правом, с учетом земельного и экологического законодательства. Земельное законодательство в указанной части должно соответствовать ГК РФ.

 

24 декабря 1993 г. Президент  Российской Федерации принял  Указ № 2228 о приведении законодательства  Российской Федерации в соответствие  с Конституцией РФ. Он отменил  часть ЗК РСФСР, ряд статей  Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон об аграрной  реформе, 8 статей Закона о зерне.

 

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об основных положениях Государственной программы  приватизации государственных и  муниципальных предприятий в  Российской Федерации после 1 июля 1994 г." продолжалась приватизация земель. В основных положениях содержатся два раздела "4" и "4 10", специально посвященные приватизации этих земель, их купле-продаже при приватизации предприятий. В сферу сделок с землей включились органы Госкомимущества.

 

Еще более важное значение имеет Указ Президента Российской Федерации "О реализации конституционных прав граждан на землю" от 7 марта 1996 г. Он еще более расширяет земельную реформу. Указом предусмотрены важные меры по закреплению прав граждан на земельные участки и доли и на свободное распоряжение ими в самых различных формах для развития сельскохозяйственного производства, свободного выхода для организаций фермерских хозяйств; не ограничиваются размеры приусадебных участков; предоставлено право на получение земли специалистам сельского хозяйства; предусмотрено право местных органов власти выкупа у крестьян земельных долей для перепродажи их другим лицам, желающим вести сельскохозяйственное производство, и т. д.

 

Заключение.

 

 

 

Для истории нашей страны, ее внутреннего развития был более  свойствен путь эволюционного движения, хотя она сотрясалась не раз и  такими  взрывами, как разинщина  или пугачевщина. Однако только в XX веке происходят одна за другой мощные революции, коренным образом преобразующие облик как нашей страны, так и всего мира. На протяжении веков и тысячелетий менялись государства и правовые системы на территории нашей страны. Под влиянием внутренних и внешних факторов они возникали и погибали. Не раз в тяжком положении оказывалась и Русь. Но после страшных испытаний она вновь поднималась, отстаивая и свое право на сущест­вование и неся освобождение другим народам. В наше время страна переживает опять острый кризис.

 

К середине 90-х гг. сложилась  многоуровневая система земельного законодательства: собственно российские законы и президентские указы, часто  противоречащие друг другу, Основы гражданского законодательства СССР 1991 г., действовавшие  в указанных пределах, ГК РСФСР 1964 г., продолжавший действовать в частях, не противоречащих законам и указам, с одной стороны, и Основам, с  другой, а также все остальные  подзаконные акты. Такое состояние законодательства осложнило и запутало правоприменительную деятельность, стало тормозом на пути дальнейших преобразований и требовало создания единого кодифицированного акта.

 

 

В  связи с принятием  в 1993 г. Конституции Российской Федерации, многие положения Земельного кодекса 1991г. устарели и были признаны недействующими.  Все это обусловило необходимость  разработки нового Земельного кодекса  Российской Федерации.


Информация о работе Развитие земельного законодательства в 1917 – 1990 гг