Система финансовых отношений в сельском хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 15:55, контрольная работа

Описание работы

Сельское хозяйство – это одна из важнейших отраслей мировой экономики в целом и российской экономики в частности. Насущной и первоочередной необходимостью каждого индивида является поддержание его физиологических функций, а следовательно, работоспособности организма, в первую очередь путем добычи пропитания. Качественная пища - основа полноценного питания ежедневно нужна каждому человеку для того, чтобы зарядить организм энергией, что дает возможность не просто существовать, а быть активным участником социальной, культурной, политической, экономической и т.д. жизни общества.

Файлы: 1 файл

Контр- Аграрное право.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

 

 

 

 

 

1. Система финансовых отношений в сельском хозяйстве

 

Сельское хозяйство – это одна из важнейших отраслей мировой экономики в целом и российской экономики в частности. Насущной и первоочередной необходимостью каждого индивида является поддержание его физиологических функций, а следовательно, работоспособности организма, в первую очередь путем добычи пропитания. Качественная пища - основа полноценного питания ежедневно нужна каждому человеку для того, чтобы зарядить организм энергией, что дает возможность не просто существовать, а быть активным участником социальной, культурной, политической, экономической и т.д. жизни общества.

Благодаря сельскому хозяйству и развитию этого вида предпринимательской деятельности человек обеспечен продовольствием (а следовательно, и питанием), продуктами натурального происхождения: мясом, хлебом, крупами, картофелем и другими корнеплодами, овощами и фруктами, рыбой и морепродуктами, медом и иными продуктами пчеловодства и т.д. Сельское хозяйство является поставщиком сырья не только для производства продуктов питания, но и для медицины, косметологии и парфюмерии, легкой промышленности (производство обуви и одежды из кожи животных и тканей из волокон природного происхождения: хлопка, льна, шелка, шерсти) и др.1

Правовое регулирование финансовых отношений в сельском хозяйстве обладает определенными особенностями, основанными, прежде всего, на общих направлениях государственного регулирования сельского хозяйства и осуществлении государственной поддержки этой отрасли. Законодательство о финансовых отношениях в сельском хозяйстве отражает государственную политику в этой области. В настоящее время при осуществлении государственной поддержки в сельском хозяйстве акцент делается на виды экономического стимулирования, которые подталкивают предпринимателей в сельском хозяйстве к активным действиям на рынке, а не к ожиданию очередной финансовой помощи от государства. К таким мерам относятся регулирование кредита, налоговое регулирование и др. Регулированию кредитных отношений в сельском хозяйстве в настоящее время придается особое значение. Кредитование сельскохозяйственного производства – одна из целей, на которую направляются средства федерального бюджета.

Действующее законодательство продолжает поддерживать тенденцию льгот в государственной экономической политики в отношении сельского хозяйства. Государство должно строго контролировать установленные принципы льготного кредитования в АПК, а также поддерживать политику льгот в отношении сельскохозяйственного производства и социальной сферы2.

В настоящее время российское сельское хозяйство находится на переходном к рыночным отношениям этапе развития. По-прежнему актуальным остается рациональное распределение функций управления между федеральным центром и региональными органами власти, которые, в свою очередь, обеспечивают развитие сельского хозяйства.

Система органов управления аграрной отраслью экономики должна, «во-первых, обеспечивать проведение единой общегосударственной политики в решении проблем развития сельского хозяйства, тесную увязку действий между ведомствами, отвечающими за тот или иной участок работы. Во-вторых, она должна предусматривать четкое распределение полномочий и ответственности. В-третьих, она должна ориентироваться на органическое сочетание федеральных целевых программ с самостоятельностью, инициативой хозяйствующих субъектов (безусловно, с учетом спроса и предложения в рыночных условиях) в решении оперативных вопросов производства, переработки и сбыта продукции. И, в-четвертых, эту систему управления следует приблизить к сельскохозяйственному производству. По возможности исключить из них лишние звенья, сделать максимально результативной в том смысле, что уполномоченные государственные органы должны преимущественно играть координирующую роль и воздерживаться от прямого администрирования3.

Осуществляя руководство сельским хозяйством, государство разрабатывает и издает нормативные правовые акты:

  • о системе органов управления в агропромышленном комплексе;
  • о государственной политике в области ценообразования на продукцию сельского хозяйства, финансирования и кредитования аграрных предприятий, применения льгот и дотаций, лицензирования отдельных видов деятельности и т.п.;
  • о правовом статусе сельскохозяйственных формирований - обществ, товариществ, кооперативов, а также крестьянских и личных подсобных хозяйств. При этом именно в гражданском законодательстве содержатся общие нормы об организационно-правовых формах юридических лиц, в то время как аграрное законодательство регулирует деятельность отдельных форм предпринимательства, например, деятельность таких чисто аграрных формирований, как сельскохозяйственные кооперативы и крестьянские хозяйства;
  • о договорных отношениях в агропромышленной сфере. Прежде всего, все договоры регулируются ГК РФ, однако конкретизация его норм по отношению к договорам, применяемым в сфере агропромышленного комплекса, производится в аграрных нормативно-правовых актах;
  • об отдельных отраслях сельскохозяйственного производства. Данная группа нормативных актов направлена на стимулирование развития отдельных отраслей животноводства и растениеводства, таких, как, например, овцеводство, пчеловодство, льноводство, виноградарство. К мероприятиям по развитию можно отнести внедрение прогрессивных и экологически чистых технологий производства той или иной сельскохозяйственной продукции, ее соответствие стандартам качества и безопасности. Кроме того, следует развивать сельскохозяйственную деятельность, связанную с научным, ветеринарным, агрономическим, агрохимическим обслуживанием аграрного производства, в том числе вопросы селекции, семеноводства, племенного животноводства;
  • о вопросах переселения, культуры, быта и благоустройства в сфере сельского хозяйства;
  • о подсобных промыслах.

Таким образом, современный период государственного регулирования развития сельского хозяйства характеризуется особым вниманием к проблемам социального развития села и устойчивому развитию сельских территорий.

 

2. Правовое регулирование  кредитных отношений сельскохозяйственных организаций. Планирование

 

Под сельскохозяйственным кредитом следует понимать кредит, который предназначен именно на развитие сельского хозяйства. Кредит по своей сути является формой вложения ссудного капитала в сельское хозяйство. С помощью сельскохозяйственного кредита государство оказывает влияние на развитие производства, а также эффективное использование денежных средств сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Кредитные отношения регулируются ГК РФ, Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и др.

Кредитный договор регулируют отношения клиента и банка при получении денежных средств, и является основным инструментом для их быстрого получения.

Понятие сельскохозяйственного кредита включает в себя все виды кредита, которые необходимы для владения и пользования землей.

Под товарным кредитом следует понимать кредит, который предоставляется в виде вещей. То есть стороны могут заключить договор, согласно которому одна сторона обязана предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками. К такому договору применяются правила о кредитном договоре, если иное не следует из существа обязательств. Статьями 465-485 ГК РФ регулируются условия о количестве, ассортименте, комплектности, качестве, таре или упаковке предоставляемых вещей.

Следующей распространенной формой кредита является коммерческий кредит, особенностью которого является передача в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей.

В сельском хозяйстве кредит обычно направляется на затраты по растениеводству и животноводству. Однако объекты кредитования на развитие сельского хозяйства выражаются не только в материально-вещественной форме. Заемщик может взять ссуду необязательно для накопления необходимых ему товарно-материальных ценностей. Ссуда довольно часто выдается под разрыв в платежном обороте. Например, у сельхозтоваропроизводителя временно отсутствуют свободные денежные средства и возникают обязательства, связанные с необходимостью уплаты платежей по заработной плате сотрудникам, различных налогов в бюджеты, взносов по страхованию имущества и пр. В таком случае кредит может покрывать недостаток денежных средств или разрыв в платежном обороте4.

Сельскохозяйственный кредит обладает некоторыми специфическими особенностями, которые вытекают из основных требований землевладения и сельского хозяйства. Поэтому для этого вида кредита существуют самостоятельные кредитные учреждения. К сведению сельскохозяйственных товаропроизводителей, за банковским кредитом следует обращаться исключительно в специализированные кредитно-финансовые организации, которые имеют лицензию на осуществление подобных операций от Центрального банка РФ. В роли заемщика могут выступать только юридические лица, кредитные отношения оформляются в обязательном порядке кредитным договором или кредитным соглашением.

 

3. Страхование рисков  в сельскохозяйственном производстве

 

С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 25.07.2011 № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (далее – Закон). Он направлен на сокращение стоимости страховых услуг для сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет частичного государственного финансирования страховой премии.

Закон предусматривает, что Российская Федерация будет выплачивать страховщикам половину страховой премии за сельхозпроизводителей из бюджетных средств.

Субъектами страхования по Закону выступают сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Напомним, что это следующие категории лиц:

– юрлица и индивидуальные предприниматели, выпускающие продукцию согласно Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 № 446;

– граждане, ведущие личное подсобное хозяйство;

– сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

– крестьянские (фермерские) хозяйства.

Страхованию подлежат риски, связанные с негативными ситуациями природного характера (засухами, наводнениями, пожарами и т.д.), а также с вызванными стихийными бедствиями негативными ситуациями техногенного характера. К объектам страхования отнесены некоторые виды сельскохозяйственных растений и животных. В 2012 году государственная помощь будет предоставляться только для страхования сельскохозяйственных растений, а с января 2013 года – и растений, и животных.

Отметим, что не все производители растений и животных, перечисленных в Законе, смогут воспользоваться господдержкой. Ежегодно Минсельхоз будет утверждать план сельскохозяйственного страхования. В нем будут названы виды растений и животных, сельхозпроизводство которых будет поддерживаться государством в следующем году.

Для получения государственной помощи сельскохозяйственному производителю необходимо будет заключить договор сельхозстрахования со страховщиком и оплатить 50 процентов страховой премии. Остальная часть премии будет выплачена за счет субсидий федерального бюджета, перечисленных в бюджет субъекта РФ. Выплачивать эти денежные средства страховщику будет субъект РФ после обращения товаропроизводителя.

 

4. Налогообложение в  сельском хозяйстве. Единый сельскохозяйственный  налог

 

Пунктом 1 ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Совокупность этих налогов и сборов принято считать общим режимом налогообложения.

В то же время наряду с общим режимом налогообложения существуют особые налоговые режимы, применение которых освобождает компании и индивидуальных предпринимателей от уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов (п. 7 ст. 12 НК РФ).

В соответствии со ст. 18 НК РФ специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. Специальный налоговый режим применяется только в случаях и в порядке, установленных НК РФ и федеральными законами, которые принимаются в соответствии с НК РФ. При этом элементы налогообложения и налоговые льготы определяются так, как требует НК РФ, а другие особые правила могут содержаться в каких-либо иных федеральных законах.

К специальным налоговым режимам, в частности, относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей – единый сельскохозяйственный налог (далее – ЕСХН);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее – ЕНВД) для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при  выполнении соглашений о разделе  продукции.

Организации, перешедшие на ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 ст. 284 НК РФ), налога на имущество организаций, налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ).

Информация о работе Система финансовых отношений в сельском хозяйстве