Система органов управления земельным фондом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 09:37, контрольная работа

Описание работы

Необходимость управления в области регулирования общественных отношений исторически появилась одновременно с возникновением государства, которое наряду со многими другими функциями призвано было выполнять и функцию управления экономикой. Современное содержание управления общественным производством направлено на решение тех задач, которые стоят перед обществом, вступившим в новый век. В области землепользования перед Российским государством стоят задачи организации цивилизованных рыночных отношений, что осложняется необходимостью преодоления устаревших стереотипов государственного управления прошлой советской эпохи.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Общая характеристика управления земельным фондом……………………….4
Содержание управления земельным фондом…………………………………...9
Основные функции государственного управления земельным фондом……..15
Задача 1…………………………………………………………………………...18
Задача 2…………………………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список используемой литературы ……………………………………………

Файлы: 1 файл

Земельное право.docx

— 48.24 Кб (Скачать файл)

Отраслевыми (ведомственными) органами являются различные министерства и ведомства, в ведении которых находятся земли определенного целевого назначения (Минсельхоз России и др.). 

 

2.Содержание управления земельным фондом

По характеру управления и объему его функций управление различают общее и отраслевое (межотраслевое) государственное управление земельными ресурсами. Общее государственное управление имеет территориальный характер, т.е. охватывает определенные территории (чаще всего— территории в пределах границ административно-территориальных образований) без каких-либо изъятий или перерывов. Например: в пределах границ сельского населенного пункта; в пределах административных границ района и т.д.

Отраслевое (межотраслевое) управление имеет отраслевой характер, т.е. распространяется на земли только отдельных отраслей или групп отраслей народного хозяйства (земли сельскохозяйственного назначения, земли промышленности, транспорта и т.д.).

Общее и отраслевое (межотраслевое) управление взаимосвязаны как общностью задач (обеспечение рационального использования и охраны земель), содержанием функций управления (распорядительные, контрольные, правоохранительные и др. функции), так и методом регулирования отношений (как правило, он имеет императивный, властный характер). В то же время они отличаются по объему правомочий соответствующих органов управления и их соподчиненностью и по охвату управляемых территорий.

В обеспечении рационального использования и охраны земельного фонда помимо государственного управления существенное значение имеет также внутрихозяйственное управление им, т.е. управление, осуществляемое конкретными субъектами права на землю: собственниками земельных участков и землепользователями. В соответствии с действующим земельным законодательством рациональное использование земли и ее охрана входят в перечень их обязанностей, выполнение которых осуществляется ими в процессе хозяйственной деятельности. Законодательство предусматривает и меры правовой ответственности субъектов права на землю за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязанностей (например, изъятие земельных участков). В связи с этим внутрихозяйственное управление земельным фондом следует рассматривать как неотъемлемое звено общей цепи государственного управления земельным фондом.

Говоря о государственном управлении земельным фондом в современных условиях, нельзя не обратить внимание на одну особенность, связанную с ликвидацией монополии государственной собственности на землю и установлением иных форм права собственности на нее. В этих условиях значительно более резко, чем раньше, проявляется разграничение государственного управления по признакам:

1) управление, когда государство  выступает в роли собственника  земли как недвижимого имущества;

2) управление, когда государство  выступает в роли органа власти, т.е. суверена, обладает территориальным  верховенством в отношении всех  земель независимо от форм  собственности.

В первом случае — это хозяйственное государственное управление, суть которого заключается в принятии решений по поводу сделок с землей (приватизация, сдача в аренду и др.). Земля здесь выступает прежде всего как объект хозяйственной деятельности государства, осуществляемой через соответствующие государственные органы, оставаясь одновременно и объектом государственного управления.

Во втором случае земля выступает в качестве пространственного фактора для осуществления властных функций государства, т.е. территории, на которую распространяется государственная власть.

Эти стороны государственного управления, земельным фондом тесно взаимосвязаны и являются составными частями единого управленческого процесса.

К компетенции федеральных исполнительных органов по управлению земельным фондом относятся:

-установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

-установление ограничений оборотоспособности земельных участков;

-государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля и ведения государственного земельного кадастра;

-установление порядка изъятия (выкупа) земель для государственных и муниципальных нужд;

-изъятие (выкуп) земель для нужд Российской Федерации;

-разработка и реализация федеральных программ по использованию и охране земель;

-иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией РФ, ЗК РФ и другими федеральными законами.

К компетенции исполнительных органов субъектов Российской Федерации по регулированию земельных отношений относятся':

-разработка и принятие нормативно-правовых актов в области регулирования земельных отношений в соответствии с федеральным законодательством;

-установление границ и правового режима особо охраняемых территорий регионального значения;

-отмена противоречащих земельному законодательству административных актов органов местного самоуправления;

-установление предельных норм предоставления земельных участков;

-установление (утверждение) и изменение административных границ районов на территории субъекта РФ;

-установление (утверждение) и изменение городской и поселковой черты, а также генеральных планов городов и поселков окружного, областного, краевого и республиканского подчинения;

-определение размеров и порядка взимания платы за землю и установление региональной нормативной цены земли;

-определение порядка изменения целевого назначения земель и перевода их из одной категории в другую;

-утверждение региональных программ и схем рационального использования и охраны земель;

-установление льгот по налогам за землю;

-изъятие, в том числе выкуп, земель для государственных нужд;

-организация проведения работ по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу и контролю за использованием и охраной земель.

Федеральная служба земельного кадастра и ее органы на местах — основные исполнители конкретной работы по управлению земельным фондом. Они работают в тесном взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. К их компетенции относятся:

-подготовка предложений и материалов по изъятию и предоставлению земельных участков для государственных и муниципальных нужд, а также для граждан и их объединений;

-организация, методическое руководство и непосредственное выполнение работ, связанных с ведением государственного земельного кадастра, землеустройства и мониторинга земель;

-организация и непосредственное осуществление обследовательских, почвенно-геоботанических, землеустроительных и иных работ;

-оформление и выдача лицензий на право проведения землеустроительных работ и работ, связанных с изучением и использованием земельных ресурсов;

-установление на местности границ земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам на праве собственности или пользования, и выдача им правоустанавливающих документов;

-контроль за правильностью использования и охраной земель, за соблюдением всеми собственниками земли и землепользователями земельного законодательства;

-привлечение к административной ответственности за нарушение земельного законодательства;

-создание районного фонда перераспределения земель, планирование и осуществление его использования;

-практическое осуществление мероприятий, связанных с земельной реформой;

-выполнение других работ по регулированию земельных отношений совместно с местной администрацией.

В связи с включением земли в перечень объектов недвижимого имущества и введением ее в гражданский оборот, а также в связи с отнесением к компетенции судов таких функций, как разрешение земельных споров и привлечение к ответственности за нарушение земельного законодательства, правомерно говорить об участии судебных органов в процессе управления земельным фондом.

В связи с приданием органам местного самоуправления статуса самостоятельной формы управления (ст. 3 Конституции РФ) и определением объекта этого управления, каковыми являются вопросы местного значения, правомерно говорить и о разграничении управления земельным фондом на государственное и муниципальное управление.

Статья 6 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения и управление муниципальными землями, включая вопросы регулирования отношений владения, пользования и распоряжения землями, находящимися в муниципальной собственности; планирование застройки территорий муниципальных образований; контроля за использованием земель в пределах муниципальных образований; охраны окружающей природной среды на подведомственной территории и др.

Как видно, налицо как субъект местного самоуправления (население, проживающее на территории муниципальных образований), так и объект муниципального управления землями, о чем говорилось выше. Таким образом, вполне правомерно говорить о муниципальном управлении землями как о самостоятельной форме управления ими.

Содержание муниципального управления земельным фондом определяется теми полномочиями, которые передаются ему федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.

К компетенции органов местного самоуправления в административных границах соответствующих муниципальных образований отнесены:

-предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам в собственность или пользование;

-изъятие (в том числе выкуп) и предоставление земельных участков для муниципальных нужд;

-планирование использования земель и контроль за правильностью их использования в границах муниципальных образований;

-организация работ по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу земель, реализации генеральных планов и проектов планировки и застройки населенных пунктов в пределах, определяемых органами исполнительной власти субъектов РФ;

-установление размеров платы за землю и льгот по земельному налогу для отдельных плательщиков, а также базовых ставок арендной платы за землю;

-взимание платы за землю;

-установление (корректировка) зональной нормативной цены земли в соответствии с действующим законодательством;

-установление предельных норм наделения граждан земельными участками в установленных законодательством случаях;

-охрана права собственности на землю и права землепользования.

Конкретные виды и объемы деятельности муниципальных органов по управлению земельным фондом устанавливаются федеральным законодательством или законодательством субъектов РФ.

 

3.Основные функции государственного управления земельным фондом

Под функциями государственного управления земельным фондом понимаются основные направления деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по обеспечению рационального использования и охраны земель. К ним относятся:

1)планирование рационального использования и охраны земельных ресурсов;

2)распределение и перераспределение земель между юридическими и физическими лицами;

3)реализация Закона РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю»;

4)организация и осуществление землеустройства и земельного кадастра, а также мониторинга земель;

5)осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель;

6)участие в разрешении земельных споров между земельными собственниками, землевладельцами и землепользователями;

7)охрана права собственности на землю, права землевладения и права землепользования.

Указанные выше функции осуществляются государственными органами власти, органами местного самоуправления, специальными органами, а также судами в пределах установленной для них компетенции.

Планирование использования и охраны земель осуществляется путем разработки и реализации плановых мероприятий и документов, как то: национальные или общегосударственные программы и генеральные схемы рационального использования и охраны земель; региональные, областные, краевые, а также районные схемы и проекты использования земель, и их охраны. Упомянутые прогнозные, предпроектные и проектные документы разрабатываются соответствующими специалистами в увязке с действующими экономическими и техническими требованиями и нормами, утверждаются соответствующими административными органами и становятся обязательными для исполнения.

Распределение и перераспределение земель между юридическими и физическими лицами для их хозяйственного использования производится путем изъятия участков у одних субъектов и предоставления их другим для определенных целей либо в порядке совершения сделок с землей (купля-продажа участков, передача их в аренду, в залог, по наследству и т.п.).

Государственный земельный кадастр представляет собой комплекс государственных мероприятий по наблюдению за принадлежностью земель конкретным субъектам, их состоянием и характером хозяйственного использования. Он включает:

Информация о работе Система органов управления земельным фондом