Система земельного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 12:59, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – исследовать систему земельного права с точки зрения современного законодательства Российской Федерации. В процессе исследования данной темы в работе были поставлены и решены следующие задачи:
▬ исследовать понятие и основную сущность земельного права с точки зрения современного законодательства Российской Федерации;
▬ изучить нормативно-правовую базу земельного права в России;
▬ охарактеризовать с теоретической и практической точки зрения систему земельного права Российской Федерации (общая и особенная части);
▬ рассмотреть специфические особенности системы земельного права Российской Федерации в современном научно-правовом аспекте;
▬ подвести итоги исследования выбранной темы, сформулировать выводы и заключения, обобщить полученные материалы в контрольной работе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…….….…….3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА……..…..………5
1.1. Понятие земельного права………………………….…..….………….5
1.2. Сущность земельного права………………..…………..….………….8
2. СИСТЕМА ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА ..………………………………...10
2.1. Общая часть…………………….……………………………………..10
2.2. Особенная часть……………………………………………………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………...……………………………………………..18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….……………………19

Файлы: 1 файл

Система земельного права.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

Земельное законодательство Российской Федерации расширяет права всех землепользователей, запрещая вмешательство в их хозяйственную деятельность, поэтому при регулировании некоторых земельных правоотношений применяется и метод дозволения. Земельное право Российской Федерации дает правомочие землепользователю (или управомочивает) свободно действовать, тогда, как орган государственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений, ограничивающих хозяйственную свободу землепользователя. И если закон допускает административно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные дела землепользователей, то это возможно лишь в строго указанных в законе случаях: при угрозе порчи земли, при непринятии мер по борьбе с сорной растительностью, эрозией почв.

Таким образом, если в одних случаях допускается метод администрирования, то в процессе внутрихозяйственного использования земли - смешанный метод, то есть свободное дозволение и в ограниченных законом случаях - администрирование. Характерным примером сложного содержания метода земельных отношений является предоставление государственной земли на условиях аренды. Земля в этих случаях предоставляется на основании хозяйственного решения компетентного органа управления, а затем заключается договор, который устанавливает права и обязанности участников договорных (арендных) отношений. Если арендатор нарушает земельное законодательство, к нему применяется метод гражданско-правового воздействия, который не исключает судебного рассмотрения возникшего конфликта.

Нормативно-правовой базой (источниками) земельного права Российской Федерации являются – Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации, кодексы Российской Федерации, президентские указы, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные акты, конституции, уставы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные постановления и решения местных органов самоуправления в сфере земельных правоотношений в России.

 

 

2. СИСТЕМА ЗЕМЕЛЬНОГО  ПРАВА

2.1. Общая часть

 

Система земельного права  – это совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельные отношения, обладающие известным единством. По распространенному правилу в общей теории права институты системы земельного права объединяются в общую и особенную части земельного права.

Общая часть системы земельного права – это совокупность правовых норм и положений, относящиеся ко всей отрасли земельного права в целом. Виды правовых институтов Общей части земельного права – институт права собственности на землю; институт государственного управления земельным фондом; институт права пользования землей и охраны прав на землю.

Институт права собственности на землю предусматривает, что в Российской Федерации земля может находиться в государственной, муниципальной и частной собственности. Так, согласно ст. 15 Земельного кодекса РФ – собственностью граждан и юридических лиц (частная собственность) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением участков, которые в соответствии с законами не могут находиться в частной собственности.

Что касается иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, то они не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральным законодательством.

В соответствии со ст. 16 Земельного кодекса РФ, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. При этом разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона РФ "О разграничении государственной собственности на землю".

Муниципальная собственность  на землю – это земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами РФ и законами субъектов РФ; право муниципальной собственности, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством РФ. В собственность муниципальных образований могут безвозмездно передавать земли, находящиеся в государственной собственности, в т.ч. за пределами границ муниципальных образований. В г. Москве и г. Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю не передаются. Право муниципальной собственности на земельные участки здесь возникает при передаче земельных участков из собственности г.Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность в соответствии с законами этих субъектов Российской Федерации

Государственное управление земельным фондом осуществляется посредством специальных мероприятий, проводимых органами государственной власти Российской Федерации. Одним из таких мероприятий является государственный мониторинг земель, который представляет собой систему наблюдений за состоянием всех земель в Российской Федерации. Основными задачами, которые выполняет государственный мониторинг земель являются:

1) своевременное выявление  изменений состояния земель, оценка  этих изменений, прогноз и выработка  рекомендаций о предупреждении  и об устранении последствий негативных (вредных) процессов;

2) информационное обеспечение  ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в Российской Федерации.

Еще одним методом  управления земельным фондом в Российской Федерации является землеустройство, которое включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (ст. 68 ЗК РФ).

Наряду с указанными мероприятиями по управлению земельным  фондом в Российской Федерации осуществляется ведение Государственного земельного кадастра, который представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки.

Институт права пользования землей предусматривает, что в Российской Федерации пользование земельными участками может быть нескольких видов: постоянное (бессрочное) пользование (ст. 20 ЗК РФ); пожизненное наследуемое владение (ст. 21 ЗК РФ); аренда земельных участков (ст. 22 ЗК РФ); право ограниченного пользования чужим земельным участком – сервитут (ст. 23 ЗК РФ); и безвозмездное срочное пользование (ст. 24 ЗК РФ).

Институт охраны прав на землю предусматривает, что земля в Российской Федерации охраняется, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель в Российской Федерации должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. При этом основными целями охраны земли в Российской Федерации являются, следующие способы:

1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения  земель, других негативных воздействий  хозяйственной деятельности;

2) обеспечение улучшения  и восстановления земель, подвергшихся  деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В целях охраны земель собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить соответствующие мероприятия по охране земель, предусмотренные законодательством РФ

Контроль за соблюдением  земельного законодательства, охраной  и использованием земель в Российской Федерации осуществляется на 4х уровнях:

1) государственный земельный  контроль – осуществляется специально  уполномоченными государственными  органами (ст. 71 ЗК РФ);

2) муниципальный земельный контроль - осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами (ст. 72 ЗК РФ);

3) общественный земельный  контроль - осуществляется органами  территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями (объединениями), гражданами (ст. 72 ЗК РФ);

4) производственный земельный  контроль - осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке

 

2.2. Особенная  часть

 

Общей части системы земельного права Российской Федерации подчинена Особенная часть, которая складывается из земельно-правовых институтов, которые определяют правовой режим земель отдельных категорий, выделяемых по основному целевому назначению – соответствующему признаку

Особенная часть земельного права имеет конкретизирующую функцию. В ней группируются правовые институты, определяющие правовой режим отдельных категорий земель. Многие специалисты различают также специальную часть учебного курса земельного права, которая включает порядок рассмотрения разрешения земельных споров и законодательно предписанные виды юридической ответственности за нарушение сложившегося земельного порядка в Российской Федерации и правила их применения.

Виды земель институтов правового режима Особенной части:

1) Институт земель сельскохозяйственного назначения - предусматривает особенности регулирования использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, к которым относятся земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Институт земель сельскохозяйственного назначения регулирует особенности использования земель сельскохозяйственного назначения (ст. 78 ЗК РФ) и сельскохозяйственных угодий (ст. 79 ЗК РФ); создание и управление фондом перераспределения земель (ст. 80 ЗК РФ); предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства (ст. 81 ЗК РФ); предоставление земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным обществам и товариществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (ст. 82 ЗК РФ).

2) Институт земель поселений – предусматривает особенности регулирования использования и охраны земель поселений, к которым относятся земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. Институт земель поселений регулирует порядок и правила использования земель поселений (ст. 83 ЗК РФ); порядок установления черты городских и сельских поселений (ст. 84 ЗК РФ); состав земель поселений и зонирование территорий (ст. 85 ЗК РФ); а также состав пригородных зон (ст. 86 ЗК РФ).

3) Институт земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения – предусматривает особенности правового регулирования использования и охраны земель всех указанных категорий. Данный институт регламентирует состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (ст. 87 ЗК РФ); особенности использования и охраны: земель промышленности (ст. 88 ЗК РФ), земель энергетики (ст. 89 ЗК РФ); земель транспорта (ст. 90 ЗК РФ); земель связи, радиовещания, телевидения, информатики (ст. 91 ЗК РФ); земель для обеспечения космической деятельности (ст. 92 ЗК РФ), земель обороны и безопасности (ст. 93 ЗК РФ).

4) Институт земель особо охраняемых территорий и объектов - предусматривает особенности регулирования использования и охраны земель, особо охраняемых территорий и объектов, к которым относятся земли, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Институт земель особо охраняемых территорий и объектов регулирует состав, использование и охрану: земель особо охраняемых территорий (ст. 94 ЗК РФ) и природных территорий (ст. 95 ЗК РФ); земель лечебно- оздоровительных местностей и курортов (ст. 96 ЗК РФ); земель природоохранного назначения (ст. 97 ЗК РФ); земель рекреационного (ст. 98 ЗК РФ) и историко-культурного назначения (ст. 99 ЗК РФ); особо ценных земель (ст. 100 ЗК РФ).

5) Институт земель  лесного фонда – предусматривает особенности регулирования использования и охраны земель лесного фонда Российской Федерации, к которому относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (ст. 101 ЗК РФ).

Информация о работе Система земельного права