Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2012 в 17:49, курсовая работа
Цель работы - исследовать систему земельного права с точки зрения современного законодательства Российской Федерации. В процессе исследования данной темы в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- исследовать понятие и основную сущность земельного права с точки зрения современного законодательства Российской Федерации;
- изучить нормативно-правовую базу земельного права в России;
- охарактеризовать с теоретической и практической точки зрения систему земельного права Российской Федерации (общая и особенная части);
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…….….……….3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА……..…..………6
1.1. Понятие земельного права………………………….…..….………….6
1.2. Сущность земельного права………………..…………..….…………10
2. СИСТЕМА ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА……………………………………13
2.1. Общая часть…………………….………………………………………..13
2.2. Особенная часть…………………………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………...……………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….………
Методы
земельного права, с помощью которых
регулируются земельные правоотношения
в Российской Федерации, представлены
двумя вариантами - это административно-правовой
метод и метод дозволения. Так,
предоставление земли для хозяйственных
нужд пользователям производится на
основании соответствующего решения
(постановления) компетентного государственного
органа. Те же органы выносят решение
об изъятии (выкупе) земли или каких-либо
изменениях в праве землепользования.
Возникновение, изменение или прекращение
земельных правоотношений происходит
на основании административно-
Для
административно-правового (административного)
метода регулирования земельных
правоотношений характерно проявление
"власти и подчинения". Участники
таких отношений не равноправны,
ибо один дает обязательные для исполнения
предписания, а другой обязан их точно
и вовремя исполнять. Так, административным
методом регулируется предоставление
и изъятие (выкуп) земли для целей
обороны, охраны природы, прокладки
коммуникаций, и некоторые другие
отношения, например в области госконтроля
за правильным использованием земель;
при регулировании отношений
первичного и вторичного землепользования
- в той части этих отношений, в
которых присутствует общегосударственный
интерес; при межхозяйственном и
внутрихозяйственном
Важно,
однако, всегда иметь в виду, что
административно-правовой метод регулирования
распространяется не на все виды земельных
отношений в Российской Федерации.
Так, на стадии предоставления государственной
земли в частное пользование
может применяться
Земельное
законодательство Российской Федерации
расширяет права всех землепользователей,
запрещая вмешательство в их хозяйственную
деятельность, поэтому при регулировании
некоторых земельных
Таким
образом, если в одних случаях
допускается метод
Нормативно-правовой
базой (источниками) земельного права
Российской Федерации являются - Конституция
Российской Федерации, законы Российской
Федерации, кодексы Российской Федерации,
президентские указы, постановления
Правительства Российской Федерации,
ведомственные акты, конституции, уставы
и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации, нормативные
постановления и решения
2. СИСТЕМА ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА
2.1. Общая часть
Система земельного права - это совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельные отношения, обладающие известным единством. По распространенному правилу в общей теории права институты системы земельного права объединяются в общую и особенную части земельного права.
Общая часть системы земельного права - это совокупность правовых норм и положений, относящиеся ко всей отрасли земельного права в целом. Виды правовых институтов Общей части земельного права - институт права собственности на землю; институт государственного управления земельным фондом; институт права пользования землей и охраны прав на землю.
Институт
права собственности на землю
предусматривает, что в Российской
Федерации земля может
Что касается иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, то они не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральным законодательством.
В
соответствии со ст. 16 Земельного кодекса
РФ, государственной собственностью
являются земли, не находящиеся в
собственности граждан, юридических
лиц или муниципальных
Муниципальная
собственность на землю - это земельные
участки: которые признаны таковыми
федеральными законами РФ и законами
субъектов РФ; право муниципальной
собственности, на которые возникло
при разграничении
Государственное
управление земельным фондом осуществляется
посредством специальных
1) своевременное
выявление изменений состояния
земель, оценка этих изменений,
прогноз и выработка
2) информационное
обеспечение ведения
3) обеспечение
граждан информацией о
Еще
одним методом управления земельным
фондом в Российской Федерации является
землеустройство, которое включает
в себя мероприятия по изучению состояния
земель, планированию и организации
рационального использования
Наряду с указанными мероприятиями по управлению земельным фондом в Российской Федерации осуществляется ведение Государственного земельного кадастра, который представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки.
Институт
права пользования землей предусматривает,
что в Российской Федерации пользование
земельными участками может быть
нескольких видов: постоянное (бессрочное)
пользование (ст. 20 ЗК РФ); пожизненное
наследуемое владение (ст. 21 ЗК РФ); аренда
земельных участков (ст. 22 ЗК РФ); право
ограниченного пользования
Институт охраны прав на землю предусматривает, что земля в Российской Федерации охраняется, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель в Российской Федерации должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. При этом основными целями охраны земли в Российской Федерации являются, следующие способы:
1) предотвращение
деградации, загрязнения, захламления,
нарушения земель, других негативных
воздействий хозяйственной
2) обеспечение
улучшения и восстановления
В целях охраны
земель собственники, землепользователи,
землевладельцы и арендаторы земельных
участков обязаны проводить
Контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель в Российской Федерации осуществляется на 4х уровнях:
1) государственный
земельный контроль - осуществляется
специально уполномоченными
2) муниципальный
земельный контроль - осуществляется
органами местного
3) общественный
земельный контроль - осуществляется
органами территориального
4) производственный
земельный контроль - осуществляется
собственником земельного
2.2. Особенная часть
Общей части системы земельного права Российской Федерации подчинена Особенная часть, которая складывается из земельно-правовых институтов, которые определяют правовой режим земель отдельных категорий, выделяемых по основному целевому назначению - соответствующему признаку
Особенная
часть земельного права имеет
конкретизирующую функцию. В ней
группируются правовые институты, определяющие
правовой режим отдельных категорий
земель. Многие специалисты различают
также специальную часть
Виды земель институтов правового режима Особенной части: Комментарий к Земельному кодексу РФ. / Под общей редакцией М.В. Бархатова. - М.: Юрайт, 2005. - с.30