Система земельного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2012 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - исследовать систему земельного права с точки зрения современного законодательства Российской Федерации. В процессе исследования данной темы в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- исследовать понятие и основную сущность земельного права с точки зрения современного законодательства Российской Федерации;
- изучить нормативно-правовую базу земельного права в России;
- охарактеризовать с теоретической и практической точки зрения систему земельного права Российской Федерации (общая и особенная части);

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…….….……….3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА……..…..………6
1.1. Понятие земельного права………………………….…..….………….6
1.2. Сущность земельного права………………..…………..….…………10
2. СИСТЕМА ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА……………………………………13
2.1. Общая часть…………………….………………………………………..13
2.2. Особенная часть…………………………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………...……………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по земельному праву.docx

— 35.75 Кб (Скачать файл)

     Методы  земельного права, с помощью которых  регулируются земельные правоотношения в Российской Федерации, представлены двумя вариантами - это административно-правовой метод и метод дозволения. Так, предоставление земли для хозяйственных  нужд пользователям производится на основании соответствующего решения (постановления) компетентного государственного органа. Те же органы выносят решение  об изъятии (выкупе) земли или каких-либо изменениях в праве землепользования. Возникновение, изменение или прекращение  земельных правоотношений происходит на основании административно-правового  акта - решения (постановления) государственного органа. В этом случае данный государственный  орган выступает в качестве хозяйствующего субъекта земли, иными словами "управляющего государственным земельным имуществом", а не как "власть" государства. 1

     Для административно-правового (административного) метода регулирования земельных  правоотношений характерно проявление "власти и подчинения". Участники  таких отношений не равноправны, ибо один дает обязательные для исполнения предписания, а другой обязан их точно  и вовремя исполнять. Так, административным методом регулируется предоставление и изъятие (выкуп) земли для целей  обороны, охраны природы, прокладки  коммуникаций, и некоторые другие отношения, например в области госконтроля  за правильным использованием земель; при регулировании отношений  первичного и вторичного землепользования - в той части этих отношений, в  которых присутствует общегосударственный  интерес; при межхозяйственном и  внутрихозяйственном землеустройстве; при разрешении земельных споров.

     Важно, однако, всегда иметь в виду, что  административно-правовой метод регулирования  распространяется не на все виды земельных  отношений в Российской Федерации. Так, на стадии предоставления государственной  земли в частное пользование  может применяться административный метод, но уже на следующей за этим стадии - при внутрихозяйственном  планировании использования земли - применение этого метода значительно  ограничено

     Земельное законодательство Российской Федерации  расширяет права всех землепользователей, запрещая вмешательство в их хозяйственную  деятельность, поэтому при регулировании  некоторых земельных правоотношений применяется и метод дозволения. Земельное право Российской Федерации  дает правомочие землепользователю (или  управомочивает) свободно действовать, тогда, как орган государственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений, ограничивающих хозяйственную  свободу землепользователя. И если закон допускает административно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные дела землепользователей, то это возможно лишь в строго указанных в законе случаях: при угрозе порчи земли, при непринятии мер по борьбе с сорной растительностью, эрозией почв. 2

     Таким образом, если в одних случаях  допускается метод администрирования, то в процессе внутрихозяйственного использования земли - смешанный  метод, то есть свободное дозволение и в ограниченных законом случаях - администрирование. Характерным примером сложного содержания метода земельных  отношений является предоставление государственной земли на условиях аренды. Земля в этих случаях предоставляется  на основании хозяйственного решения  компетентного органа управления, а  затем заключается договор, который  устанавливает права и обязанности  участников договорных (арендных) отношений. Если арендатор нарушает земельное  законодательство, к нему применяется  метод гражданско-правового воздействия, который не исключает судебного  рассмотрения возникшего конфликта.

     Нормативно-правовой базой (источниками) земельного права  Российской Федерации являются - Конституция  Российской Федерации, законы Российской Федерации, кодексы Российской Федерации, президентские указы, постановления  Правительства Российской Федерации, ведомственные акты, конституции, уставы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные  постановления и решения местных  органов самоуправления в сфере  земельных правоотношений в России. 
 
 

2. СИСТЕМА ЗЕМЕЛЬНОГО  ПРАВА

2.1. Общая часть

     Система земельного права - это совокупность правовых институтов, каждый из которых  состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельные  отношения, обладающие известным единством. По распространенному правилу в  общей теории права институты  системы земельного права объединяются в общую и особенную части  земельного права.

     Общая часть системы земельного права - это совокупность правовых норм и  положений, относящиеся ко всей отрасли  земельного права в целом. Виды правовых институтов Общей части земельного права - институт права собственности  на землю; институт государственного управления земельным фондом; институт права  пользования землей и охраны прав на землю.

     Институт  права собственности на землю  предусматривает, что в Российской Федерации земля может находиться в государственной, муниципальной  и частной собственности. Так, согласно ст. 15 Земельного кодекса РФ - собственностью граждан и юридических лиц (частная  собственность) являются земельные  участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством  РФ. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к  приобретению земельных участков в  собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной  или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность  граждан и юридических лиц, за исключением участков, которые в  соответствии с законами не могут  находиться в частной собственности. 3

     Что касается иностранных граждан, лиц  без гражданства и иностранных  юридических лиц, то они не могут  обладать на праве собственности  земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых  устанавливается Президентом РФ и на иных установленных особо  территориях РФ в соответствии с  федеральным законодательством.

     В соответствии со ст. 16 Земельного кодекса  РФ, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в  собственности граждан, юридических  лиц или муниципальных образований. При этом разграничение государственной  собственности на землю на собственность  Российской Федерации (федеральную  собственность), собственность субъектов  Российской Федерации и собственность  муниципальных образований (муниципальную  собственность) осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона РФ "О разграничении государственной  собственности на землю".Земельный  кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ, ст. 16-17

     Муниципальная собственность на землю - это земельные  участки: которые признаны таковыми федеральными законами РФ и законами субъектов РФ; право муниципальной  собственности, на которые возникло при разграничении государственной  собственности на землю; которые  приобретены по основаниям, установленным  гражданским законодательством  РФ. В собственность муниципальных  образований могут безвозмездно передавать земли, находящиеся в  государственной собственности, в  т.ч. за пределами границ муниципальных  образований. В г.Москве и г.Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную  собственность при разграничении  государственной собственности  на землю не передаются. Право муниципальной  собственности на земельные участки  здесь возникает при передаче земельных участков из собственности  г.Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную  собственность в соответствии с законами этих субъектов Российской Федерации

     Государственное управление земельным фондом осуществляется посредством специальных мероприятий, проводимых органами государственной  власти Российской Федерации. Одним  из таких мероприятий является государственный  мониторинг земель, который представляет собой систему наблюдений за состоянием всех земель в Российской Федерации. Основными задачами, которые выполняет  государственный мониторинг земель являются:

1) своевременное  выявление изменений состояния  земель, оценка этих изменений,  прогноз и выработка рекомендаций  о предупреждении и об устранении  последствий негативных (вредных)  процессов; 

2) информационное  обеспечение ведения государственного  земельного кадастра, государственного  земельного контроля за использованием  и охраной земель, иных функций  государственного и муниципального  управления земельными ресурсами,  а также землеустройства; 

3) обеспечение  граждан информацией о состоянии  окружающей среды в части состояния  земель в Российской Федерации. 

     Еще одним методом управления земельным  фондом в Российской Федерации является землеустройство, которое включает в себя мероприятия по изучению состояния  земель, планированию и организации  рационального использования земель и их охраны, образованию новых  и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное  землеустройство), организации рационального  использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления  сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (ст. 68 ЗК РФ). 4

     Наряду  с указанными мероприятиями по управлению земельным фондом в Российской Федерации  осуществляется ведение Государственного земельного кадастра, который представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных  участков и прочно связанных с  ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный  кадастр включается информация о  субъектах прав на земельные участки.

     Институт  права пользования землей предусматривает, что в Российской Федерации пользование  земельными участками может быть нескольких видов: постоянное (бессрочное) пользование (ст. 20 ЗК РФ); пожизненное  наследуемое владение (ст. 21 ЗК РФ); аренда земельных участков (ст. 22 ЗК РФ); право  ограниченного пользования чужим  земельным участком - сервитут (ст. 23 ЗК РФ); и безвозмездное срочное  пользование (ст. 24 ЗК РФ).

     Институт  охраны прав на землю предусматривает, что земля в Российской Федерации  охраняется, как основа жизни и  деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории. Использование  земель в Российской Федерации должно осуществляться способами, обеспечивающими  сохранение экологических систем, способности  земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления  хозяйственной и иных видов деятельности. При этом основными целями охраны земли в Российской Федерации  являются, следующие способы:

1) предотвращение  деградации, загрязнения, захламления,  нарушения земель, других негативных  воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечение  улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению,  захламлению, нарушению, другим  негативным (вредным) воздействиям  хозяйственной деятельности.

В целях охраны земель собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных  участков обязаны проводить соответствующие  мероприятия по охране земель, предусмотренные  законодательством РФ

Контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель в Российской Федерации осуществляется на 4х уровнях:

1) государственный  земельный контроль - осуществляется  специально уполномоченными государственными  органами (ст. 71 ЗК РФ);

2) муниципальный  земельный контроль - осуществляется  органами местного самоуправления  или уполномоченными ими органами (ст. 72 ЗК РФ);

3) общественный  земельный контроль - осуществляется  органами территориального общественного  самоуправления, другими общественными  организациями (объединениями), гражданами (ст. 72 ЗК РФ);

4) производственный  земельный контроль - осуществляется  собственником земельного участка,  землепользователем, землевладельцем,  арендатором в ходе осуществления  хозяйственной деятельности на  земельном участке 
 
 

2.2. Особенная часть

     Общей части системы земельного права  Российской Федерации подчинена  Особенная часть, которая складывается из земельно-правовых институтов, которые  определяют правовой режим земель отдельных  категорий, выделяемых по основному  целевому назначению - соответствующему признаку

     Особенная часть земельного права имеет  конкретизирующую функцию. В ней  группируются правовые институты, определяющие правовой режим отдельных категорий  земель. Многие специалисты различают  также специальную часть учебного курса земельного права, которая  включает порядок рассмотрения разрешения земельных споров и законодательно предписанные виды юридической ответственности  за нарушение сложившегося земельного порядка в Российской Федерации  и правила их применения.

     Виды  земель институтов правового режима Особенной части: Комментарий к  Земельному кодексу РФ. / Под общей  редакцией М.В. Бархатова. - М.: Юрайт, 2005. - с.30

Информация о работе Система земельного права