Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 16:45, курсовая работа
Земля - один из компонентов окружающей среды; элемент природы, охватывающий поверхностный слой земной коры на глубину почвенного покрова; важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей - ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам. Общественные отношения в области использования и охраны земель регулирует наука - земельное право.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА
1.1. Понятие земельного права
1.2. Сущность земельного права
2. СИСТЕМА ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА
2.1. Общая часть
2.2. Особенная часть
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для административно-правового (административного) метода регулирования земельных правоотношений характерно проявление "власти и подчинения". Участники таких отношений не равноправны, ибо один дает обязательные для исполнения предписания, а другой обязан их точно и вовремя исполнять. Так, административным методом регулируется предоставление и изъятие (выкуп) земли для целей обороны, охраны природы, прокладки коммуникаций, и некоторые другие отношения, например в области госконтроля за правильным использованием земель; при регулировании отношений первичного и вторичного землепользования - в той части этих отношений, в которых присутствует общегосударственный интерес; при межхозяйственном и внутрихозяйственном землеустройстве; при разрешении земельных споров.
Важно, однако, всегда иметь
в виду, что административно-правовой
метод регулирования
Земельное законодательство
Российской Федерации расширяет
права всех землепользователей, запрещая
вмешательство в их хозяйственную
деятельность, поэтому при регулировании
некоторых земельных
Таким образом, если в одних
случаях допускается метод
Нормативно-правовой базой
(источниками) земельного права Российской
Федерации являются - Конституция
Российской Федерации, законы Российской
Федерации, кодексы Российской Федерации,
президентские указы, постановления
Правительства Российской Федерации,
ведомственные акты, конституции, уставы
и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации, нормативные
постановления и решения
2. СИСТЕМА ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА
2.1. Общая часть
Система земельного права - это совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельные отношения, обладающие известным единством. По распространенному правилу в общей теории права институты системы земельного права объединяются в общую и особенную части земельного права.
Общая часть системы земельного права - это совокупность правовых норм и положений, относящиеся ко всей отрасли земельного права в целом. Виды правовых институтов Общей части земельного права - институт права собственности на землю; институт государственного управления земельным фондом; институт права пользования землей и охраны прав на землю.
Институт права собственности
на землю предусматривает, что в
Российской Федерации земля может
находиться в государственной, муниципальной
и частной собственности. Так, согласно
ст. 15 Земельного кодекса РФ - собственностью
граждан и юридических лиц (частная
собственность) являются земельные
участки, приобретенные гражданами
и юридическими лицами по основаниям,
предусмотренным
Что касается иностранных
граждан, лиц без гражданства
и иностранных юридических лиц,
то они не могут обладать на праве
собственности земельными участками,
находящимися на приграничных территориях,
перечень которых устанавливается
Президентом РФ и на иных установленных
особо территориях РФ в соответствии
с федеральным
В соответствии со ст. 16 Земельного
кодекса РФ, государственной собственностью
являются земли, не находящиеся в
собственности граждан, юридических
лиц или муниципальных
Муниципальная собственность на землю - это земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами РФ и законами субъектов РФ; право муниципальной собственности, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством РФ. В собственность муниципальных образований могут безвозмездно передавать земли, находящиеся в государственной собственности, в т.ч. за пределами границ муниципальных образований. В г.Москве и г.Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю не передаются. Право муниципальной собственности на земельные участки здесь возникает при передаче земельных участков из собственности г.Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность в соответствии с законами этих субъектов Российской Федерации
Государственное управление земельным фондом осуществляется посредством специальных мероприятий, проводимых органами государственной власти Российской Федерации. Одним из таких мероприятий является государственный мониторинг земель, который представляет собой систему наблюдений за состоянием всех земель в Российской Федерации. Основными задачами, которые выполняет государственный мониторинг земель являются:
1) своевременное выявление
изменений состояния земель, оценка
этих изменений, прогноз и
2) информационное обеспечение
ведения государственного
3) обеспечение граждан
информацией о состоянии
Еще одним методом управления
земельным фондом в Российской Федерации
является землеустройство, которое
включает в себя мероприятия по изучению
состояния земель, планированию и
организации рационального
Наряду с указанными мероприятиями по управлению земельным фондом в Российской Федерации осуществляется ведение Государственного земельного кадастра, который представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки.
Институт права пользования
землей предусматривает, что в Российской
Федерации пользование
Институт охраны прав на землю предусматривает, что земля в Российской Федерации охраняется, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель в Российской Федерации должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. При этом основными целями охраны земли в Российской Федерации являются, следующие способы:
1) предотвращение деградации,
загрязнения, захламления,
2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В целях охраны земель собственники,
землепользователи, землевладельцы и
арендаторы земельных участков обязаны
проводить соответствующие
Контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель в Российской Федерации осуществляется на 4х уровнях:
1) государственный земельный
контроль - осуществляется специально
уполномоченными
2) муниципальный земельный контроль - осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами (ст. 72 ЗК РФ);
3) общественный земельный
контроль - осуществляется органами
территориального
4) производственный земельный
контроль - осуществляется собственником
земельного участка,
2.2. Особенная часть
Общей части системы земельного права Российской Федерации подчинена Особенная часть, которая складывается из земельно-правовых институтов, которые определяют правовой режим земель отдельных категорий, выделяемых по основному целевому назначению - соответствующему признаку. Особенная часть земельного права имеет конкретизирующую функцию. В ней группируются правовые институты, определяющие правовой режим отдельных категорий земель. Многие специалисты различают также специальную часть учебного курса земельного права, которая включает порядок рассмотрения разрешения земельных споров и законодательно предписанные виды юридической ответственности за нарушение сложившегося земельного порядка в Российской Федерации и правила их применения.
Виды земель институтов правового режима Особенной части: Комментарий к Земельному кодексу РФ. / Под общей редакцией М.В. Бархатова. - М.: Юрайт, 2005. - с.30
1) Институт земель