Сравнительный анализ права государственной и права муниципальной собственности на землю в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2015 в 18:40, контрольная работа

Описание работы

Государственная собственность - это земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований (ст.16 ЗК РФ).
Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Содержание работы

1. Сравнительный анализ права государственной и права муниципальной собственности на землю в Российской Федерации……………………………..3
2. Понятие, виды и содержание земельного контроля (надзора)…………….12
3. Задача…………………………………………………………………………..20
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

земельное право.docx

— 42.44 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1. Сравнительный анализ  права государственной и права  муниципальной собственности на  землю в Российской Федерации……………………………..3

2. Понятие, виды и содержание  земельного контроля (надзора)…………….12

3. Задача…………………………………………………………………………..20

Список литературы………………………………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сравнительный  анализ права государственной  и права муниципальной собственности  на землю в Российской Федерации.

1.1 Государственная собственность на землю

Государственная собственность - это земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований (ст.16 ЗК РФ).

Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

В статье 9 Конституции Российской Федерации провозглашено: "Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности". Поскольку перечень форм собственности, указанных в статье 9, не исчерпывающий, то кроме названных могут вводиться и другие формы собственности.

Формы собственности устанавливаются Конституцией Российской Федерации, конституционными федеральными законами, конституциями республик в составе РФ, другими законодательными актами субъектов РФ, в собственности которых находятся соответствующие земельные территории [2, с.62].

Как подчеркивает С.А. Боголюбов [1], государство (в лице Российской Федерации и ее субъектов) в земельных отношениях выступает в двух качествах: субъекта государственной власти, устанавливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием земель и другие функции, названные в статьях 9 - 19 ЗК РФ, и в качестве собственника земельных участков, обладающего теми же правомочиями, что и другие собственники. В соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) при заключении сделок с землей и в иных отношениях, регулируемых гражданским законодательством, Российская Федерация и ее субъекты выступают на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

Государственная собственность на землю имеет сложный состав, по своей принадлежности она имеет несколько уровней: федеральная собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, собственность краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга. Субъектов государственной собственности на землю столько, сколько субъектов Российской Федерации. На одни и те же земли не может быть двух или несколько собственников, так как общая государственная собственность не предусмотрена законодательством.

В федеральной собственности находятся земельные участки:

- которые признаны таковыми федеральными законами;

- право собственности  Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

- которые приобретены  Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ст.17 ЗК РФ).

Как собственник государство владеет, пользуется и распоряжается своим имуществом - землей и природными ресурсами; как суверен, обладатель публичной власти государство устанавливает правила пользования ими, придает природным и земельным платежам компенсационно-восстановительный, а не налоговый, фискальный характер.

"Верховный Суд РФ, рассмотрев  гражданское дело по заявлению  производственного кооператива (артели  старателей)"Прибрежная" о признании недействительным постановления Правительства РФ от 29.04.2002 № 278 "О размере, порядке взимания и учета платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда" (в настоящее время утратило силу), находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В 2002 году размер платы за перевод лесных земель в нелесные и изъятие земель лесного фонда, порядок взимания и учета указанных средств определяются Правительством РФ. По утверждению представителей Правительства РФ, указанная плата является по своей экономической сути компенсационным платежом в возмещение потерь лесного хозяйства в связи с переводом лесных земель в нелесные и изъятием земель лесного фонда. Размер платы при изъятии земель лесного фонда складывается как совокупная сумма размера платы за перевод лесных земель в нелесные и размера платы за изъятие земель.

Данный платеж не может быть отнесен к налоговым, поскольку не обладает его признаками, а поэтому Правительство РФ при издании оспариваемого постановления не превысило своих полномочий и не нарушило требований действующего законодательства РФ. Довод заявителя о том, что оспариваемым постановлением Правительство РФ установило налоговые платежи за пользование лесным фондом, чего в соответствии с Конституцией и Налоговым кодексом РФ не вправе было делать, не может быть признан обоснованным, поскольку плата за перевод лесных земель в нелесные и изъятие земель лесного фонда не отнесена законом к налоговым платежам за пользование лесным фондом.

В связи с переводом лесных земель в нелесные и их изъятием из лесного фонда данные участки фактически выбывают из его состава, а поэтому предусмотренные законом налоговые платежи в виде лесных податей или арендной платы за пользование лесным фондом не могут иметь места. Предусмотренные платежи по своему характеру не могут быть отнесены к лесным податям или арендной плате (налоговым платежам), так как они направлены на возмещение причиненных лесному хозяйству потерь, связанных с переводом лесных земель в нелесные и их изъятием из лесного фонда, а не за пользование лесным фондом, предусматривающим уплату налога.

Неналоговая природа данной платы выражается и в том, что доходы от уплаты за перевод лесных земель в нелесные и за их изъятие из лесного фонда относятся к неналоговым доходам. О неналоговом характере указанной платы свидетельствует и то обстоятельство, что ее неуплата не может служить основанием к изъятию соответствующих денежных средств в виде налоговой недоимки. Следовательно, на плату за перевод лесных земель в нелесные и их изъятие из лесного фонда в связи с отсутствием у нее ряда признаков и существенных элементов налогового обязательства не распространяется режим налогового платежа, а поэтому она не может быть включена в систему налогов РФ, устанавливаемую федеральным законом в соответствии с Конституцией и Налоговым кодексом [46]".

Статья 18 ЗК РФ к собственности субъектов РФ относит земельные участки:

- которые признаны таковыми федеральными законами;

- право собственности  субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

- которые приобретены  субъектами Российской Федерации  по основаниям, предусмотренным  гражданским законодательством (ст.18 ЗК РФ).

В статье 18 ЗК РФ сформулированы критерии отнесения земельных участков к собственности субъектов Российской Федерации. В качестве одного из таких критериев Кодекс называет признание федеральными законами земельных участков собственностью субъектов Федерации. К такого рода федеральным законам относится, в частности, Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях", согласно которому особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов РФ и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

Субъекты Российской Федерации также являются субъектами гражданских и соответствующих им земельных отношений как равноправная сторона, как собственники земли на своих территориях. Поэтому субъекты РФ могут в соответствии с гражданским законодательством по предусмотренным им основаниям приобретать в собственность земельные участки. Право собственности субъектов Федерации на земельные участки может возникнуть, в частности, в результате заключения с гражданами и юридическими лицами гражданско-правовых сделок по приобретению имущества (купли-продажи, мены, дарения и так далее), в результате конфискации (ст.243 ГК РФ), выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст.279 ГК РФ), изъятия земельного участка, который не использовался в соответствии с его назначением или используется с нарушением законодательства (ст.284 - 285 ГК РФ).

В соответствии с основным законом государства - Конституцией Российской Федерации - и с федеральным законодательством субъекты Российской Федерации принимают свои законодательные и иные правовые акты, которые регулируют земельные отношения на своей территории, заключают договоры и соглашения с Российской Федерацией и с муниципальными образованиями.

Субъекты Федерации, являясь субъектами гражданских и земельных отношений, выступают как собственники земли на своих территориях. На них также распространяются нормы и правила о юридических лицах. От имени субъектов Российской Федерации выступают их органы власти, указанные в статье 125 ГК РФ, в пределах своей компетенции. Они осуществляют права владения, пользования и распоряжения "своей" землей и не вправе распоряжаться федеральными, муниципальными и частными землями. Участие субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, определяется по правилам главы 5 ГК РФ.

Как органы публичной власти субъекты Российской Федерации выполняют также и публичные функции.

1.2 Муниципальная собственность на землю

Муниципальная собственность возникает на те земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. В муниципальной собственности в соответствии с ЗК РФ находятся земельные участки:

- которые признаны таковыми  федеральными законами и принятыми  в соответствии с ними законами  субъектов Российской Федерации;

- право муниципальной  собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

- которые приобретены  по основаниям, установленным гражданским  законодательством (ст. 19 ЗК РФ).

Согласно статье 215 ГК РФ, муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Муниципальные образования могут приобретать земельные участки в собственность по основаниям, установленным гражданским законодательством.

В соответствии со статьями 112 и 130 Конституции РФ, а также статьями 124 - 127 ГК РФ, Федеральным законом “Об основных принципах организации местного самоуправления” муниципальные образования - это город, район, поселок, сельский населенный пункт. Они могут объединяться в другие муниципальные образования: села - в волости, в округа, в уезды. Это происходит в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставами и актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Таким образом, территории муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов), и других муниципальных образований - устанавливаются в соответствии с федеральными законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

В соответствии с вышеуказанным законом, в состав муниципальной собственности, помимо перечисленного в законе имущества, входят также муниципальные земли и другие природные ресурсы.

В собственности поселений могут находиться:

- автомобильные дороги  общего пользования, мосты и иные  транспортные инженерные сооружения  в границах населенных пунктов  поселения, за исключением автомобильных  дорог общего использования, мостов  и иных транспортных сооружений  федерального и регионального  значения, а также имущества, предназначенного  для их обслуживания;

- объекты культурного  наследия (памятники истории и  культуры) местного (муниципального) значения  в границах поселения;

- имущество, включая земельные  участки, предназначенное для организации  ритуальных услуг и содержания  мест заключения;

- земельные участки, отнесенные  к муниципальной собственности  поселения в соответствии с  федеральными законами;

- леса, расположенные в  границах населенных пунктов  поселения.

Муниципальной собственностью признаются также обособленные водные объекты, принадлежащие на праве собственности городам и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Эти объекты используются только для муниципальных нужд [3, с.52].

Право муниципальной собственности возникает на земельные участки, включенные в состав:

- земель особо охраняемых  природных территорий местного  значения, земель водного фонда, занятых обособленными водными  объектами, находящимися в муниципальной  собственности;

- земель сельскохозяйственного  назначения; земель населенных пунктов, земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного  и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на  этих находящихся в государственной  собственности земельных участках  располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной  или в частной собственности, за исключением недвижимого имущества, указанного в законе;

- земель запаса в границах  муниципальных образований, если  на них не располагается недвижимое  имущество, находящееся в государственной  собственности, или приватизированное  недвижимое имущество, находившееся  для его приватизации в государственной  собственности.

В целях развития муниципальных образований ЗК РФ предусматривает возможность безвозмездной передачи земель, находящихся в государственной собственности, в собственности муниципальных образований, в том числе за пределами их границ (п.3 ст. 19 ЗК РФ).

Информация о работе Сравнительный анализ права государственной и права муниципальной собственности на землю в Российской Федерации