Управление земельными ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: закрепить, углубить и расширить теоретические знания и в области государственного регулирования на примере земельных отношений.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…..……..4
Глава 1 Сущность и формы государственного регулирования земельных отношений………………..………...6
1.1 Принципы государственного регулирования земельных отношений....... 11
1.2 Экономический механизм регулирования земельных отношений……….…15
1.3 Методы государственного управления земельными ресурсами ………....20
Глава 2 Особенности государственного регулирования земельных отношений в странах с рыночной экономикой на примере США, Германии……. …….29
2.1 Особенности государственного регулирования земельных отношений на примере США………………………………………………………..………..29
2.2 Позитивный опыт Германии в сфере использования собственности на землю на этапе перехода от плановой к рыночной экономике…..33
Глава 3 Особенности государственного регулирования земельных отношений в Республике Беларусь………..…...38
Заключение… …..……………………………………………….…………….44
Список используемых источников……………………..……………………46

Файлы: 1 файл

зем рес маня.docx

— 64.82 Кб (Скачать файл)

 

Платежи за природопользование и загрязнение среды являются пока единственным и к тому же малоэффективным механизмом экономического стимулирования охраны окружающей среды [15].

1.1 Принципы государственного  регулирования земельных отношений

Государственным регулированием земельных отношений называется система мер, направленных на обеспечение рационального и эффективного использования земли, ее охрану, воспроизводство и повышение плодородия почв, сохранение и создание благоприятной для людей окружающей среды, на защиту прав собственности, владения и пользования землей путем осуществления комплекса организационных, правовых, экономических действий.

 

Кроме государственного существует и рыночное регулирование земельных отношений. Государственное регулирование обеспечивает организационно-правовой базис, регламентирует экономические взаимоотношения субъектов земельного права. Рыночное регулирование осуществляется на основе взаимодействия спроса и предложения на землю как объект недвижимости в рамках существующей правовой базы и с учетом реальных условий производительного использования земельных участков [17].

 

Практика развитых стран показывает, что прямое организующее начало в формировании и регулировании земельных отношений всегда должно принадлежать государству, а рыночный механизм формируется в рамках существующего законодательства и в интересах граждан.

 

К основным задачам государственного регулирования земельных отношений относится:

 

- улучшение использования  и охраны земельных ресурсов  государства;

 

- сохранение и улучшение  экологического состояния территорий;

 

- создание правовых, экономических  и организационных предпосылок  для функционирования всех форм  собственности, владения и пользования  землей и форм хозяйствования  на ней.

 

Государственное регулирование земельных отношений в включает:

 

- регулирование использования  земли в качестве природного, социального и хозяйственного  объектов;

 

- формирование многообразия  форм собственности, владения и  пользования землей;

 

- наделение правомочиями  субъектов и органов местного  самоуправления по регулированию  земельных отношений на своих  территориях;

 

- обеспечение равенства  участников земельных отношений  в защите их прав;

 

- недопущение противоречащего  закону вмешательства государства  в деятельность граждан и юридических  лиц по владению, пользованию  и распоряжению землей;

 

- охрану земли и окружающей  природной среды от порчи и  нарушений;

 

- пресечение действий  владельцев, пользователей и собственников  земли, наносящих ущерб безопасности  и обороне страны, нарушающих  охраняемые законом права и  интересы других лиц;

 

- обязательность мероприятий  по государственному управлению  земельным фондом для всех  лиц независимо от типа их  прав на землю;

 

- обязательность государственного  регулирования при вовлечении  земли в рыночный оборот (при  функционировании земельных рынков, банков, страховых компаний и  других институтов рыночной экономики) [23].

 

Правильной организации государственного регулирования земельных отношений, формированию его адекватного содержания и методов осуществления будет способствовать выполнение следующих основных требований:

 

1. Земельные отношения  должны регулироваться в соответствии  с Конституцией и Земельным  кодексом Республики Беларусь, не  противоречащими им нормативными  актами субъектов РБ и органов  местного самоуправления. Правовые  нормы по вопросам регулирования  земельных отношений, содержащиеся  в других отраслях законодательства, должны соответствовать земельному  законодательству.

 

2. Земельное законодательство  устанавливает общие для всех  субъектов РБ начала регулирования  земельных отношений, обязательные  требования к учету и охране  земель, мониторингу земель, землеустройству, государственному земельному кадастру, государственному контролю за использованием и охраной земель, а также определяет правовой режим земель.

 

3. Соотношение земельного  законодательства субъектов РБ  и нормативных актов органов  местного самоуправления, регулирующих  земельные отношения, устанавливается  в соответствии с их полномочиями, определенными законодательством  РБ, а также утвержденными законом  договорами о разграничении полномочий  по регулированию земельных отношений  между различными органами государственной  власти.

 

4. Регулирование земельных  отношений осуществляется исходя  из целевого назначения и правового  режима земель в соответствии  с категориями земель, определяемыми  законодательством.

 

5. Порядок использования  земель внутри той или иной  их категории определяется собственником, пользователем, владельцем, арендатором  земельных участков в соответствии  с природно-сельскохозяйственным  районированием земель, их зонированием, территориальным планированием  их использования и землеустроительной  документацией. При этом особой охране должны подлежать сельскохозяйственные угодья; трансформация их в несельскохозяйственные допускается в исключительных случаях в порядке, установленном законом.

 

6. При регулировании земельных  отношений государство должно  создавать экономические, правовые  и организационные условия для  поддержки рационального и эффективного  использования земельных ресурсов, их охраны и повышения качества, для обеспечения территориальной  и экологической устойчивости  землевладений и землепользовании.

 

7. Развитие экологических  методов регулирования земельных  отношений должно осуществляться  путем совершенствования платности  землепользования, рентных отношений, стимулирования земледельцев и  землепользователей за рациональное, эффективное использование земли, создания источников налоговых поступлений в республиканский и местные бюджеты.

 

8. Государственное регулирование  земельных отношений должно осуществляться  на основе научно обоснованных  концепций и прогнозов экономического  развития страны и ее регионов, отраслей производства, использования  ресурсов, в том числе и земельных, на основе действующей законодательной  и нормативной базы и механизмов  регулирования.

 

9. Управление земельными  ресурсами включает планирование  их использования, зонирование земель, природно-сельскохозяйственное районирование, землеустройство, мониторинг земель  и государственный земельный  кадастр. Планирование развития  территорий и их хозяйственного  использования базируется на  решениях органов исполнительной  власти. Долгосрочная перспектива  их развития определяется на  основе социально- программ, землеустроительной, градостроительной и иной документации.

 

10. Государство должно  обеспечить использование и охрану  земель сельскохозяйственного назначения  в соответствии с их природно-сельскохозяйственным  районированием.

 

11. Земельные отношения должны регулироваться на основе достоверных, открытых и своевременных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель, местоположении и размерах земельных участков, их количественных характеристиках, правовом режиме, стоимостной оценке и иных необходимых сведений, то есть исходя из данных земельного кадастра, являющихся основой для организации использования земли всеми участниками земельных отношений.

 

12. Регулирование правовых, организационных, экономических, технологических  и других мероприятий по использованию  и охране земельных ресурсов, сохранению и повышению плодородия  почв, недопущению необоснованного  изъятия наиболее ценных земель  из сельскохозяйственного и лесохозяйственного  оборота.

 

13. Соблюдение земельного  законодательства, прав и обязанностей  субъектов земельных отношений, установленных норм, правил, нормативов; выполнение мероприятий по использованию  и охране земель органами государственной  власти и местного самоуправления, юридическими и должностными  лицами, а также гражданами [16, c. 46].

1.2 Экономический механизм регулирования земельных отношений

 

В условиях перехода к рыночной экономике особое значение приобретают проблемы механизма экономического регулирования земельных

 

отношений, его содержания на конкретных этапах земельной реформы.

 

Экономические интересы государства, землевладельцев и землепользователей реализуются в процессе государственного и рыночного регулирования земельных отношений. Государственное регулирование создает организационный и правовой базис, регламентирует экономические действия и ответственность субъектов земельного права. Рыночное регулирование осуществляется на основе спроса и предложения на земельные участки, а также на труд, средства производства и результаты труда [20, c. 73].

 

Механизм экономического регулирования земельных отношений характеризуется системой мер экономического воздействия, направленных на реализацию земельной политики государства, обеспечение прав землевладельцев и землепользователей, установление социально справедливых платежей за землю, экономическое стимулирование рациональной, и эффективного землепользования, введение экономических санкций за нерациональное использование и ухудшение экологического состояния земельных участков, на защиту земель сельскохозяйственного назначения от порчи, снижения плодородия почв, Система экономических регуляторов земельных отношений в условиях перехода от транснациональной экономики к рыночной включает:

 

-земельный налог;

 

-арендную плату за  землю;

 

-рыночную цену земли;

 

-залоговую цену земли;

 

-компенсационные платежи  при изъятии земель;

 

-компенсационные выплаты  при консервации земель;

 

-платежи за повышение  качества земли;

 

-штрафные платежи за  экологический ущерб;

 

-налоговое обложение  при гражданском земельном обороте;

 

-плату за право аренды  и т. д.

 

Экономический механизм регулирования земельных отношений должен отвечать следующим требованиям:

 

-обеспечение относительно  равных стартовых возможностей  по осуществлению воспроизводственного  процесса для всех субъектов  земельных отношений;

 

-разграничение объективных  и субъективных факторов этого  процесса;

 

-использование земельной  ренты в качестве основы для  формирования системы экономических  регуляторов, взаимодействие рентных  регуляторов с другими экономическими  рычагами (ценами, ссудным процентом, подоходным налогом и т. д.);

 

-учет интересов и равноправие  различных социальных групп населения  в реализации прав земельной  собственности и различных форм  землепользования;

 

-стимулирование рационального  размещения и специализации сельскохозяйственного  производства;

 

-усиление экологической  защиты земельных угодий.

 

Одним из основных рычагов экономического регулирования земельных отношений является механизм платы за землю. С его помощью государство воздействует на экономические интересы землевладельцев и землепользователей, побуждая их повышать эффективность использования земли, находящейся в их распоряжении. С экономической точки зрения плата за землю является особым видом издержек, связанным с получением дохода в виде ренты [18].

 

Рента — устойчивый доход, прямо не связанный с предпринимательской деятельностью. Известно несколько видов рент, в том, числе государственная и банковская, связанных с займами, по которым выплачиваются рентные доходы в виде процента. Земельная рента имеет иную природу.

 

Как известно, земельный собственник может вести хозяйство самостоятельно, но может и передать свое право использования земли в аренду предпринимателю. Условиями арендного договора последний временно получает право монопольного хозяйствования на данном участке, за что и выплачивает землевладельцу арендную плату. Превращение части прибыли арендатора в земельную ренту обусловлено именно данной монополией.

 

Предприниматель берется за дело, когда рассчитывает получить не только среднюю прибыль, но и добавочный доход, который будет выплачен собственнику земли в качестве земельной ренты. Следовательно, земельная рента — это форма экономической реализации собственности на землю. В ее составе различают дифференциальную и абсолютную ренту, а также монопольную ренту.

 

Дифференциальная (разностная) рента возникает на основе монополии на землю как объект хозяйствования, ибо каждый предприниматель получает в свое распоряжение конкретный, ограниченный в натуре участок. По качеству они могут значительно различаться и при равновеликих затратах обеспечивать получение разного количества продукции, а следовательно, и прибыли.

 

С увеличением спроса на сельскохозяйственную продукцию в хозяйственный оборот вовлекаются худшие участки земли, с которых получают обычную прибыль, а на средних и лучших — более высокую. Дополнительная прибыль и превращается затем в дифференциальную ренту.

 

Наличие частной собственности на землю обусловливает возникновение абсолютной ренты как части прибавочной стоимости, присваиваемой государством и другими землевладельцами в силу монополии собственности на землю. Источником ее образования является излишек прибавочной стоимости над средней прибылью, которая образуется в сельском хозяйстве по причине более низкого органического состава капитала, трудности перелива капитала из промышленности в сельское хозяйство, межотраслевой конкуренции, уравнивания нормы прибыли капитала сельскохозяйственных товаропроизводителей с общей нормой прибыли. Поэтому, а также по причине ограниченности лучших и средних по качеству и местоположению земель как объекта хозяйствования, цены на продукты сельскохозяйственных товаропроизводителей определяются условиями производства на худших участках, то есть эти цены выше обшей цены производства.

Информация о работе Управление земельными ресурсами