Контрольная работа
.
Земельное право.
2012
Содержание.
1 Условия и
порядок изъятия земельных участков
для государственных и муниципальных
нужд…………………………………………………………..3
Задача………………………………………………………………………..10
Список использованной литературы……………………………………...14
1 Условия и порядок изъятия
земельных участков для государственных
и муниципальных нужд.
Земельный участок
может быть изъят у собственника
для государственных или муниципальных
нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд
изымается земля, выкуп осуществляется
Российской Федерацией, соответствующим
субъектом РФ или муниципальным образованием.
Изъятие, в том числе путем выкупа земельных
участков для государственных или муниципальных
нужд, является правовой формой перераспределения
земель исключительно в публичных интересах.
Федеральные органы
исполнительной власти, органы исполнительной
власти субъектов РФ, органы местного
самоуправления, уполномоченные принимать
решения об изъятии земельных участков для государственных
или муниципальных нужд, порядок подготовки
и принятия этих решений определяются
федеральным земельным законодательством.
В соответствии
с земельным Кодексом РФ Собственник
земельного участка должен быть
не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного
участка письменно уведомлен об этом органом,
принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного
участка до истечения года со дня получения
собственником такого уведомления допускается
только с согласия собственника. Решение
об изъятии земельного участка для государственных
или муниципальных нужд подлежит государственной
регистрации в органе, осуществляющем
регистрацию прав на земельный участок.
Собственник земельного участка должен
быть извещен о произведенной регистрации
с указанием ее даты. Собственник земельного
участка, подлежащего изъятию для государственных
или муниципальных нужд, с момента государственной
регистрации решения об изъятии участка
до достижения соглашения или принятия
судом решения о выкупе участка может
владеть, пользоваться и распоряжаться
им по своему усмотрению и производить
необходимые затраты, обеспечивающие
использование участка в соответствии
с его целевым назначением. Однако собственник
несет риск отнесения на него при определении
выкупной цены земельного участка затрат
и убытков, связанных с новым строительством,
расширением и реконструкцией зданий
и сооружений на земельном участке в указанный
период.
Выкупная цена земельного
участка, изымаемого для государственных
или муниципальных нужд, установлен в ст. 281 ГК. Плата за земельный
участок, изымаемый для государственных
или муниципальных нужд (выкупная цена),
сроки и другие условия выкупа определяются
соглашением с собственником участка.
Соглашение включает обязательство Российской
Федерации, субъекта РФ или муниципального
образования уплатить выкупную цену за
изымаемый участок. Принципиально важным
является то, что при определении выкупной
цены в нее включаются рыночная стоимость
земельного участка и находящегося на
нем недвижимого имущества, а также все
убытки, причиненные собственнику изъятием
земельного участка, включая убытки, которые
он несет в связи с досрочным прекращением
своих обязательств перед третьими лицами,
в том числе упущенную выгоду. Аналогичная
норма предусмотрена в п. 2 ст. 42 Федерального
закона «О садоводческих, огороднических
и дачных некоммерческих объединениях
граждан». При определении выкупной цены
земельного участка и находящегося на
нем недвижимого имущества садоводческого,
огороднического или дачного некоммерческого
объединения в нее включаются рыночная
стоимость указанных земельного участка
и имущества, а также все убытки, причиненные
собственнику указанных земельного участка
и имущества их изъятием, в том числе убытки,
которые собственник несет в связи с досрочным
прекращением своих обязательств перед
третьими лицами, в том числе упущенную
выгоду.
По соглашению с
собственником ему может быть
предоставлен взамен участка,
изымаемого для государственных
или муниципальных нужд, другой
земельный участок
с зачетом его стоимости в выкупную цену. Если
собственник не согласен с решением об
изъятии у него земельного участка для
государственных или муниципальных нужд
либо с ним не достигнуто соглашение о
выкупной цене или других условиях выкупа,
федеральный орган исполнительной власти,
орган исполнительной власти субъекта
РФ или орган местного самоуправления,
принявший такое решение, может предъявить
иск о выкупе земельного участка в суд.
Иск о выкупе земельного участка для государственных
или муниципальных нужд может быть предъявлен
в течение трех лет с момента направления
собственнику участка соответствующего
уведомления.
Согласно ст. 283 ГК
в случаях, когда земельный
участок, изымаемый для государственных
или муниципальных нужд, находится
во владении и пользовании
на праве пожизненного наследуемого владения или
постоянного (бессрочного) пользования,
прекращение этих прав осуществляется
применительно к правилам, предусмотренным
ст. 279-282 ГК. В п. 28 постановления Пленума
Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта
2005 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных
с применением земельного законодательства»
указано, что принудительное отчуждение
земельного участка для государственных
или муниципальных нужд допускается при
условии предварительного и равноценного
возмещения его стоимости на основании
решения суда (ст. 55 ЗК). Под равноценным
возмещением понимается выкупная цена
земельного участка, в которую в силу п.
2 ст. 281 ГК и п. 4 ст. 63 ЗК включаются рыночная
стоимость изымаемого участка и находящегося
на нем недвижимого имущества, а также
все убытки, причиненные собственнику
изъятием земельного участка, включая
убытки, которые он понесет в связи с досрочным
прекращением своих обязательств перед
третьими лицами, в том числе упущенную
выгоду.
Согласно ст. 280 ГК
собственник земельного участка, подлежащего изъятию для
государственных или муниципальных нужд,
несет риск отнесения на него при определении
выкупной цены земельного участка (ст.
281 ГК) затрат и убытков, связанных с новым
строительством, расширением и реконструкцией
зданий и сооружений на земельном участке
с момента государственной регистрации
решения об изъятии участка до достижения
соглашения или принятия судом решения
о его выкупе.
Когда собственник
не согласен со стоимостью
объекта, установленной в решении
уполномоченного органа об изъятии земельного участка,
или когда выкупная цена в нем не указана
и сторонами после принятия решения об
изъятии не достигнуто соглашение о выкупной
цене, арбитражный суд определяет стоимость
объекта, исходя из его рыночной стоимости
на момент рассмотрения спора. Рыночная
стоимость земельного участка согласно
ст. 66 ЗК устанавливается в соответствии
с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N
135-ФЭ «Об оценочной деятельности в Российской
Федерации» (ст. 9). Основанием выкупа земельного
участка согласно статье 279 ГК РФ является
наличие государственных либо муниципальных
нужд. Указанное положение находится в
противоречии с частью 2 ст. 35 Конституции,
которая предусматривает возможность
принудительного изъятия имущества только
для государственных нужд. Следует отметить,
что действующее законодательство Российской
Федерации для данного случая не содержит
легального определения «государственных
и муниципальных нужд». Вместе с тем, имеется
и другая практика. Например, когда возникает
необходимость поставки товаров, выполнения
работ или оказания услуг для государственных
или муниципальных нужд, законодатель
дает легальное определение этих нужд
в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ
«О размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд».
Изъятие имущества,
не оправдываемое существенным
общественным интересам, воспринимается
обществом как произвол и создает
общую атмосферу вседозволенности
государственных органов, даже
если последние руководствуются благими намерениями.
В основе изъятия
земельного участка лежит критерий «социальной потребности», «общественной
необходимости», «общественных интересов».
В основании всякой юридической нормы,
как публичного, так и частного права,
лежит идея общественного интереса, так
как вообще право создается жизнью людей
в обществе и цель его - сделать условия
этой жизни наиболее удобными и благоприятными,
по возможности, для всех членов общества.
Однако идея общественного интереса одновременно
и противополагается идее частного интереса,
и совпадает с этой последней. Действительно,
общество существует не само по себе, а
ради членов, его составляющих; условия
жизни в обществе должны быть удобными
и благоприятными для отдельных частных
лиц - следовательно, общественный интерес
есть совокупность интересов частных
лиц, составляющих данное общество. Но
интересы частных лиц зачастую противоположны
друг другу и могут идти в разрез с интересами
всего общества; отсюда вытекает то общее
правило, что при столкновении интересов
частных лиц с интересами общества первые,
как менее важные, уступают последним.
Критерий «общественной необходимости» в настоящее
время трансформируется в критерий «общественной
полезности». Экспроприация, производимая
исходя из соображений «полезности», а
не «необходимости», стала в руках государства
гораздо более гибким инструментом экономического
вмешательства. Так, если первоначальная
концепция отождествлялась исключительно
с общественными работами (например, строительство
путей сообщения), то в последствие стала
распространяться на разнообразные публичные
нужды (например, научные).
Вопрос об определении
понятия «государственных и муниципальных нужд»
и его соотношение с понятием «общественный
интерес» широко обсуждается и в российской
юридической литературе.
Под государственными
и муниципальными нуждами следует
понимать потребность соответствующего
публично-правового образования
в использовании данного участка
в соответствии с его законодательно
установленными функциями.
Государственные и муниципальные нужды представляют
собой задачи органов государственной
власти и местного самоуправления, предусмотренные
Конституцией РФ, Федеральным конституционным
законом «О Правительстве Российской
Федерации» от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ и Законом
РФ «Об основах местного самоуправления
в Российской Федерации» от 6 июля 1991 года
N 1550-1. При этом, проанализировав нормы
Конституции РФ и Закона о Правительстве
РФ, ученый приходит к выводу, что к числу
государственных нужд могут быть отнесены:
обеспечение неприкосновенности границ
РФ, охрана ее конституционного строя,
защита жизни, здоровья и имущества граждан,
охрана общественного порядка и экологической
безопасности. В свою очередь, к муниципальным
нуждам он относит вопросы непосредственного
обеспечения жизнедеятельности населения
муниципального образования, отнесенные
федеральными законами к самостоятельному
ведению населения и (или) органов местного
самоуправления. Под государственными,
а также муниципальными нуждами Е.А. Конюх
подразумевает определенные законом объективно
возникшие общественно значимые потребности,
необходимость в удовлетворении которых
обусловлена интересами широкого круга
субъектов, реализуемые в установленном
законом порядке публично-правовыми образованиями.
Применяемое отечественным
законодательством словосочетание «государственные и муниципальные нужды»
«не отражает в полной мере комплекса
всех тех целей, для которых может быть
изъят земельный участок» и более точным
был бы термин «общественное использование.
Государственные и муниципальные нужды
представляют собой публичные нужды, удовлетворение
которых идет на пользу либо всего населения
страны, либо жителей муниципального образования
или региона. При этом, указанные нужды
могут включать в себя не только публичные
потребности, но и частно-хозяйственные
интересы органов как обычных собственников.
И если в первом случае они направлены
на удовлетворение потребительских потребностей
граждан, таких как, например, прокладка
новой автодороги, то во втором случае
целью земельной операции становятся
денежные интересы соответствующего административно-
территориального образования (в качестве
примера можно привести строительство
кинотеатра для последующей сдачи его
в аренду).
Гражданский кодекс
РФ, предусматривая публичные нужды в
качестве оснований для изъятия земельных
участков, не содержит перечня случаев,
определяющих указанные нужды. Решение
этих вопросов отнесено к федеральному
земельному законодательству.
Земельный кодекс
РФ определяет, что земельный участок может быть изъят
в связи с выполнением международных обязательств
Российской Федерации. Необходимо отметить,
что в акте органа исполнительной власти
об изъятии земельного участка в связи
с выполнением международных обязательств
Российской Федерации для обоснования
целей изъятия необходимо учитывать положения
Федерального закона РФ от 15 июля 1995 года
«О международных договорах Российской
Федерации», в противном случае ненормативный
акт органа исполнительной власти может
быть признан в судебном порядке недействительным.
Задача
ГУ «Свердловская
селекционная станция садоводства
РАСХН», научно- исследовательское
учреждение в системе Российской
академии сельскохозяйственных
наук, основной вид деятельности
которого — подбор и выведение (селекция) новых сортов плодово-ягодных
культур, обратилось в арбитражный суд
с иском к администрации г. Екатеринбурга
о признании недействительным постановления
главы г. Екатеринбурга о предоставлении
ОАО «Екатеринбургская компания по нефтепродуктам»
в аренду земельного участка для проектирования
и строительства автозаправочной станции
за счет изъятия части земель учреждения.
Спорный земельный участок был предоставлен
истцу для ведения сельского хозяйства
в 1986 г. Свердловским городским Советом
депутатов в бессрочное, бесплатное пользование.
Возможно ли квалифицировать
изъятие части земель учреждения
как изъятие земельного участка
для государственных и муниципальных,
нужд? Правомерно ли изъятие спорного
земельного участка? Какое решение
должен принять суд?
Решение
Оснований для прекращения
права пользования земельным
участком, предусмотренных ст. 45 ЗК
РФ не имеется. Решение не
правомерно, т.к. для изъятия земельного
участка для государственных
и муниципальных нужд нет законных
оснований, предусмотренных Земельным кодексом РФ. Суд вынесет
решение об отмене Постановления главы
г. Екатеринбурга о предоставлении ОАО
«Екатеринбургская компания по нефтепродуктам»
в аренду земельного участка для проектирования
и строительства автозаправочной станции
за счет изъятия части земель учреждения.
В соответствии со ст. 55 ЗК
РФ изъятие, в том числе путем
выкупа, земельных участков для государственных
или муниципальных нужд осуществляется
по основаниям, установленным статьей
49 ЗК РФ. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных
или муниципальных нужд может быть проведено
только при условии предварительного
и равноценного возмещения стоимости
земельного участка на основании решения
суда. Порядок выкупа земельного участка
для государственных или муниципальных
нужд у его собственника; порядок определения
выкупной цены земельного участка, выкупаемого
для государственных или муниципальных
нужд; порядок прекращения прав владения
и пользования земельным участком при
его изъятии для государственных или муниципальных
нужд, права собственника земельного участка,
подлежащего выкупу для государственных
или муниципальных нужд, устанавливаются
гражданским законодательством.