Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 09:48, контрольная работа
Описание работы
В течение тысячелетней истории развития человечества земля играла и продолжает играть важнейшую экономическую, политическую и социальную роль в жизни людей. Земля – это территориальный базис существования и деятельности людей. Одновременно – это уникальный природный ресурс, который является главным объектом хозяйственной деятельности человека. Широкий спектр общественных отношений по поводу использования и охраны земли и связанных с ней объектов (недр, лесов, воды) и объектов искусственного происхождения (зданий, строений, сооружений) рассматривается как сфера земельных отношений. Земельные отношения представляют собой особую сферу общественных отношений, основой которых являются отношения собственности.
Все эти вышеперечисленные
признаки удачно корреспондируют и со
структурами правовой нормы и сосредоточены
в этих структурах.
IV. СТРУКТУРА
НОРМЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА
Норма земельного права, как
и всякие иные правовые нормы, имеют свою
внутреннюю структуру, то есть составные
части, связанные между собой определенным
логическим содержанием.
Первая часть (элемент) правовой
нормы — гипотеза , т. е.
описание условий действия правовой нормы.
При этом «условие» не обязательно должно
быть подробным описанием. Обычно лишь
указывается на то или иное фактическое
обстоятельство, событие, действие. Так,
в земельном законодательстве содержится
немало статей, в которых описываются
очень краткие фактические обстоятельства,
необходимые для применения данной правовой
нормы. Этим фактическим обстоятельством
может быть, например, то, что пользователем
земли является гражданин или государственная,
общественная организация. В других нормах
имеется в виду гражданин не вообще, а,
например, проживающий в городе, на селе;
та или иная организация может быть пользователем
земель сельскохозяйственного назначения,
гослесфонда и т. д. Юридический статус
субъекта земельного права служит здесь
необходимым условием (фактом) для применения
определенной земельно-правовой нормы.
Юридическим фактом может также быть заявленное
гражданином желание образовать крестьянское
(фермерское) хозяйство. В гипотезе возможно
указание и на факт, требующий применения
нормы охраны прав пользователя землей,
поскольку его нарушенные права подлежат
восстановлению. В гипотезе не обязательно
присутствие слова «если», указывающего
на условие, но оно всегда подразумевается.
Гипотезы правовой нормы можно
подразделить на простые, сложные и альтернативные.
Простая гипотеза ставит действие нормы
в зависимость от одного обстоятельства.
Сложная гипотеза ставит действие нормы
в зависимость от нескольких обстоятельств,
существующих одновременно. Альтернативная
гипотеза ставит действие нормы в зависимость
от одного из нескольких возможных обстоятельств.
Вторая часть правовой нормы
— диспозиция , которая
указывает, каким должно быть поведение
людей, организаций, предприятий, учреждений
при наличии предусмотренных гипотезой
фактических обстоятельств или условий.
Так, если гражданин выразит желание заниматься
индивидуальной трудовой деятельностью
в сельском хозяйстве и если он имеет опыт
и способности для этого («гипотеза»),
ему должен быть предоставлен земельный
участок для ведения крестьянского хозяйства.
В каких размерах, в какой местности, на
каком праве, при каких условиях — ответы
на эти вопросы надо искать в диспозициях
других правовых норм.
Диспозиции нормы также подразделяются
на простые, сложные и альтернативные.
Простая диспозиция содержит одно правило
поведения. Сложная диспозиция содержит
одновременно несколько правил поведения.
Альтернативная диспозиция предполагает
выбор одного из возможных правил поведения.
Третья часть правовой нормы
– санкция. Это часть
нормы, которая указывает на неблагоприятные
последствия, которые наступят при неисполнении
предписаний правовой нормы. Санкция называет
меры юридической ответственности, говорит
о конкретном виде наказания.
Аналогичным образом санкции
подразделяются на простые, сложные и
альтернативные.
Простая санкция точно указывает
меру воздействия, применимую в данном
случае.
Сложная санкция содержит 2
и более видов воздействия, применяемых
к правонарушителю. Альтернативная санкция
предполагает возможность выбора между
несколькими мерами воздействия.
Санкция - это составная часть
правоохранительной нормы. Она, естественно,
может отсутствовать в правовой норме,
рассчитанной на регулирование положительных
действий. Правоохранительная же норма
предусматривает меры воздействия к нарушителю
земельного законодательства, т. е. к лицам,
не соблюдающим предписания регулятивной
нормы. В охранительной норме гипотезой
является описание правонарушения. При
этом факт, выражающийся в неправомерном
действии или бездействии, служит основанием
для применения мер принуждения. Здесь
санкция выступает вторым элементом охранительной
нормы, указывающим на юридические последствия
совершенного правонарушения (изъятие
участка при бесхозяйственном его использовании,
штраф и т. д.). Санкция может быть не только
наказательной (штрафной), но и просто
правовосстановительной, рассчитанной
лишь на восстановление нарушенного права.
Например, по требованию инспектора Федеральной
службы земельного кадастра устраняются
препятствия в пользовании землей, чинимые
кем-либо посторонним.
Определенные части земельно-правовой
нормы (гипотеза, диспозиция, санкция)
излагаются в статьях, пунктах, подпунктах
того или иного нормативного правового
акта по-разному. Поскольку нормы земельного
права действуют в определенной логической
взаимосвязи, т. е. одни из них регулируют
позитивные (положительные) действия людей,
другие — правоохранительные — охраняют
их от нарушений, то в законодательной
практике сплошь и рядом допускается раздельное
их формулирование. Это требует вдумчивого
изучения правовых нормативных актов
и возникающих на их основе земельных
правоотношений. Процесс познания осложняется
еще и тем, что во избежание нежелательных
повторений в земельном законодательстве
имеются отсылочные статьи, т. е. нормы,
которые не излагают полностью их содержания,
а отсылают к другим статьям данного или
даже иного нормативного акта. Применяется
и прямой способ изложения тех или иных
элементов правовой нормы — без отсылки
к другим статьям нормативного акта и
т. д.
В любом случае для уяснения
подлинного смысла правовой нормы необходимо
ее толкование, анализ ее юридического
содержания.
V. КЛАССИФИКАЦИЯ
НОРМ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА
Земельно-правовые нормы классифицируются
по различным критериям: по содержанию,
по характеру предписаний, по способу
воздействия на участников земельно-правовых
отношений, по институтам земельного права
и т. д. По субъектам, осуществляющим право
пользования земельными участками, все
земельно-правовые нормы делятся на нормы,
касающиеся граждан, юридических лиц,
государственных органов и др. В зависимости
от характера предписания и способа воздействия
на участников земельно-правовых отношений
земельные правоотношения делятся на
две группы: материально-правовые нормы
и процессуальные нормы земельного права.
Материально-правовые
нормы – это те, которые устанавливают
какие-то существенные права и обязанности
участников земельных правоотношений,
например, право на получение земельного
участка, обязанность содержать плодородие
угодий и т.д.
Процессуальные нормы устанавливают порядок заявлений,
просьб и ходатайств по предоставлению
земли, порядок обжалования решений, процедуру
рассмотрения земельных споров и т.п.
МАТЕРИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ
НОРМЫ
Материально-правовые
нормы земельного права классифицируются
на следующие виды :
- нормы положительного
правового регулирования, которые
устанавливают права и обязанности
участников земельно-правовых отношений
(регулятивные нормы);
- нормы-гарантии, которые
обеспечивают соблюдение регулятивных
норм земельного права.
Нормы
положительного правового регулирования
(регулятивные нормы) непосредственно направленные
на регулирование общественных отношений
путем предоставления участникам прав
и возложение на них обязанностей также
подлежат разделению:
1. уполномочивающие
нормы - это нормы, которые направлены
на реализацию участником земельно-правовых
отношений своего права на совершение
определенных положительных действий
(например, производить посевы и насаждения,
сдавать угодья в аренду и т. д.); при их
изложении обычно употребляются выражения
«имеет право»,
«вправе», «может», «возможно» и т. п.
2. обязывающие нормы - это нормы, устанавливающие
обязанность участника земельно-правовых
отношений совершить определенные положительные
действия; при их изложении могут употребляться
глаголы «должен», «обязан» и т. п. Так,
ст. 42 ЗК РФ обязывает всех владельцев
земли осуществлять комплекс мероприятий
по охране своих земель в порядке, который
установлен в ст. 12—13 ЗК РФ;
3. запретительные нормы - это нормы, запрещающие участнику
земельно-правовых отношений совершать
те или иные действия противоправного
характера; при их изложении обычно используются
глаголы «воспрещается», «запрещается»,
«не допускается» и т. п. В отличие от обязывающих
норм, требующих активных действий, запретительные
нормы предписывают воздерживаться от
совершения действий, нежелательных с
точки зрения закона. Так, ст. 23 и 42 ЗК РФ
запрещают нарушать права других собственников
и владельцев земли, землепользователей
и арендаторов, а также нарушать порядок
пользования лесными угодьями, водными
и другими природными объектами;
4 . компенсационные
нормы - это нормы, предусматривающие
обязанность участников земельно-правовых
отношений возмещать причиненный правомерный
вред и др.
5 . Особую группу материально-правовых
норм, регулирующих земельные отношения,
составляют экологизированные земельно-правовые
нормы, предусматривающие обязанности
субъектов земельных отношений по охране
земель и других природных ресурсов от
вредного негативного воздействия.
Обязывающие и запретительные
нормы являются, как правило, императивными,
то есть не допускающими никаких отступлений.
Уполномочивающие нормы чаще всего относятся
к категории диспозитивных, то есть допускающих
поведение адресата норм по соглашению
с партнером. По тем же основаниям выделяют
нормы факультативные, позволяющие при
определенных условиях отступать от главного
варианта повеления, избирая второстепенный
(запасной). Норма будет называться рекомендательной,
если из ряда вариантов поведения рекомендуют
один - предпочтительный. Если норма формулирует
правило условия его действия и санкцию
с исчерпывающей полнотой, не допуская
каких- либо вариантов или дальнейшей
конкретизации в ходе реализации, то ее
можно назвать абсолютно определенной.
Напротив, относительно определенные
нормы не содержат всех указаний и допускают
возможность вариантов с учетом конкретных
обстоятельств. Такие нормы, в свою очередь,
подразделяются на ситуационные и альтернативные.
Первые допускают возможность усмотрения
адресата норм в зависимости от ситуации,
а вторые - предоставляют возможность
выбора из обозначенных в нормативном
акте вариантов. Есть нормы основные (исходные)
и нормы производные (детализирующие);
нормы постоянные и временные.
Нормы-гарантии подразделяются на следующие
виды:
поощрительные нормы (направлены
на повышение заинтересованности пользователей
земель в рациональном их использовании
и охране (экономическое стимулирование));
карательные нормы (устанавливают
принуждение субъектов земельных правоотношений
к выполнению предписаний регулятивных
норм, а также ответственность субъектов
земельных правоотношений за виновное
противоправное невыполнение, нарушение
данных предписаний).
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ
НОРМЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА
Процессуальные земельно-правовые
нормы, находящиеся в тесной связи и во
взаимодействии с материальными нормами,
имеют по отношению к ним служебный характер.
В процессуальных нормах указывается
порядок действия, обеспечивающий практическую
реализацию прав и обязанностей, предусмотренных
в материальных нормах. Они регламентируют
порядок деятельности государственных
органов, их взаимодействия с другими
субъектами земельных отношений в процессе
предоставления земельных участков, проведения
землеустройства, ведения мониторинга
земель и государственного земельного
кадастра, разрешения земельных споров.
По содержанию процессуально-правовые
земельные нормы подразделяются на:
правонаделительные нормы (определяют порядок предоставления участникам земельно-правовых отношений каких-либо прав, законных интересов);
правообеспечительные нормы (устанавливают порядок реализации предоставленных участникам земельно-правовых отношений прав и обязанностей);
правоохранительные
нормы (устанавливают порядок разрешения земельных споров);
правопрекращающие нормы - это нормы, которые определяют
порядок прекращения прав на земельный
участок.
Классификация земельно-правовых
норм может быть произведена и по институтам
земельного права (право собственности
на землю, государственное управление
землями и т.д.), и по объектному признаку
в зависимости от категории земель (нормы,
определяющие правовой режим земель сельскохозяйственного
назначения, земель населенных пунктов
и т.д.), и по субъектам, осуществляющим
пользование земельными участками (нормы,
предусматривающие права на землю граждан,
колхозов, промышленных предприятий и
т.д.