Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 19:28, реферат
19 февраля 1861 г. был подписан Манифест об отмене крепостного права и принято Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Эти документы послужили важнейшей правовой основой проведения земельной реформы в России. Положение провозглашало крестьян свободными обывателями, которым предоставлялись не только личные, но и имущественные права. При сохранении за помещиком права собственности на землю крестьяне получали за определенные повинности в постоянное пользование усадебные земли и земли, необходимые для обеспечения их быта и выполнения обязанностей перед правительством.
Земельные преобразования в России в основном произошли после отмены крепостного права в 1861г. В начале января 1857 г. по указанию царя был образован Секретный комитет, которому поручалась разработка основного проекта отмены крепостного права. Так же были образованы губернские комитеты, которым предлагалось выработать свои предложения к проекту отмены крепостного права. Таких предложений было три:
1) не допускающие никакого
освобождения крестьян и
2) предусматривающие
3) предусматривающие освобождение крестьян с землей.
19 февраля
1861 г. был подписан Манифест
об отмене крепостного права
и принято Положение о
В конце XIX -- начале XX в. по инициативе самих крестьян стали возникать процессы разверстания земель - выделения земельных участков членам общины в одном месте. Через некоторое время разверстание земель стало привлекать государственных чиновников, считавших необходимым пропагандировать опыт разверстаний в различных регионах России.
Разверстания, происходившие еще до начала столыпинской реформы и имевшие своим результатом формирование хуторского землепользования, обусловливались определенным стремлением к индивидуализму в сельском хозяйстве.1
См: История отечественного государства и права. Учебник для вузов / Под ред. О.И. Чистякова. Ч.1.,Ч.2. - М., 1996г. стр.154-161.
Революционная ситуация в России в 1905—1907 гг., встряхнувшая страну, породила новую аграрную реформу, вошедшую в историю под названием столыпинской. Ее центральной идеей явились насильственное разрушение крестьянской земельной общины и создание на ее развалинах новой системы земледелия, порождающей господство крепких хозяев (кулаков, фермеров — каждая политическая доктрина называет их по-своему).
Исключительно
важное значение реформаторы уделяли
правовому и обеспечению
Задачи новой реформы решались не за счет помещичьих земель, а путем облегчения покупки земельных угодий и создания условий переселения в Сибирь, где были огромные массивы неосвоенных земель.
Был принят
ряд указов, вносящих коренные изменения
в сложившуюся систему
- каждый
домохозяин, владеющий надельной
землей на общинном праве,
- домохозяева,
за которыми закреплены в
- требования
о закреплении в личную
- каждый
домохозяин, за которым закреплены
участки надельной земли,
Другой стороной столыпинской политики было совершенствование правоотношений по землеустройству: внося изменения размеры землевладения и агрикультурную сторону крестьянского хозяйства, правительство стремилось найти исцеление его недугов в отыскании такой новой правовой оболочки, которая могла бы сама по себе устранить преграды для развития крестьянского хозяйства и дать толчок его производительности и интенсификации. В основе указов от 4 марта и от 15 ноября 1906 г., закона от 14 июня 1910 г., Положения о землеустройстве от 29 мая г. лежала индивидуализация крестьянского землевладения, замена общинного землевладения его личной формой.
Указанными нормативными актами определялся статус двух групп: обществ и селений, не производивших общих переделов земель; обществ и селений, производивших общие переделы.
Землеустроительная политика преследовала две основные цели: формирование хуторских хозяйств как наиболее удачной для хозяйствования формы угодий и сосредоточение истощенных земель, являющихся собственностью многих крестьян, в руках немногих экономически сильных крестьян-фермеров. Техническая и процессуальная перехода к отрубному и хуторскому земледелию была закреплена в Положении о землеустройстве от 29 мая г.
Проведение данной землеустроительной политики осложнялось двумя обстоятельствами: несовершенством содержания правового регулирования и перегибами, допускаемыми исполнителями на местах. Например, не были в должной мере предусмотрены семейные разделы земель (при создании новых семей, что неизбежно), а из-за этого хуторская политика, устраняющая на первых порах чересполосицу, привела бы к еще большей чересполосности и распылению крестьянских при проведении землеустроительной политики исполнителей охватывала «хуторомания», Землеустроители порой насильно заставляли крестьян переселяться на хутора; скупка земель в некоторых местностях начинала принимать угрожающие размеры и т.п.
Кроме того, колебания происходили и на уровне центрального аппарата России, из-за чего на места поступали противоречивые указания. Так, через несколько дней после появления Высочайшего указа Сената о переводе крестьян в положение полноправных сельских обывателей он был отменен Циркулярным письмом Министерства внутренних дел России.
В результате столыпинской реформы в России вместо единой системы землепользования образовалось множество форм землепользования: помещичье, общинное, подворное, хуторское, отрубное. Кроме того, существовали многочисленные формы собственности, введенные еще в прошлых веках.2
См: Земельное право Веденин Н.Н. 2001г. стр.74-78.
Список литературы:
1. История отечественного государства и права. Учебник для вузов / Под ред. О.И. Чистякова. Ч.1.,Ч.2. - М., 1996г. стр.154-161.
2. Земельное право Веденин Н.Н. 2001г. стр.74-78.
Информация о работе Земельное преобразование в России в доревалюционный период