Земельное преобразование в России в доревалюционный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 19:28, реферат

Описание работы

19 февраля 1861 г. был подписан Манифест об отмене крепостного права и принято Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Эти документы послужили важнейшей правовой основой проведения земельной реформы в России. Положение провозглашало крестьян свободными обывателями, которым предоставлялись не только личные, но и имущественные права. При сохранении за помещиком права собственности на землю крестьяне получали за определенные повинности в постоянное пользование усадебные земли и земли, необходимые для обеспечения их быта и выполнения обязанностей перед правительством.

Файлы: 1 файл

земельное право.docx

— 21.52 Кб (Скачать файл)

Земельные преобразования в  России в основном произошли после  отмены крепостного права в 1861г. В начале января 1857 г. по указанию царя был образован Секретный комитет, которому поручалась разработка основного проекта отмены крепостного права. Так же были образованы губернские комитеты, которым предлагалось выработать свои предложения к проекту отмены крепостного права. Таких предложений было три:

1) не допускающие никакого  освобождения крестьян и предусматривающие  лишь мелкие преобразования;

2) предусматривающие освобождение  крестьян без земли; 

3) предусматривающие освобождение крестьян с землей.

19 февраля  1861 г. был подписан Манифест  об отмене крепостного права  и принято Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.  Эти документы послужили важнейшей  правовой основой проведения  земельной реформы в России. Положение  провозглашало крестьян свободными  обывателями, которым предоставлялись  не только личные, но и имущественные  права. При сохранении за помещиком  права собственности на землю  крестьяне получали за определенные  повинности в постоянное пользование  усадебные земли и земли, необходимые  для обеспечения их быта и  выполнения обязанностей перед  правительством. Таким образом, хотя  в этом случае крестьяне и  не превращались в собственников  земли, в отличие от дореформенного  периода они становились субъектами  особого вида вещного права  на землю -- права постоянного пользования. Важнейшим в земельной реформе 1861 г. было то, что крестьянин признавался субъектом права собственности на землю. С согласия помещика он мог выкупать в собственность усадебную оседлость и иные угодья, в том числе полевые земли. При этом выкуп усадебных земель регулировался Местными положениями, а иных -- общими законами. При приобретении земельных участков в собственность все земельные отношения между крестьянином и помещиком прекращались. Каждый крестьянин мог приобретать в собственность также все недвижимое имущество и совершать с ним сделки в соответствии с общими законами о сельских обывателях. Продажа земельного участка его собственником, приобретшим участок у сельского общества, была в определенной мере ограничена: в течение первых девяти лет с момента приобретения земельного участка он мог быть продан только одному из членов общества, а после истечения этого срока любому постороннему лицу. Таким образом, в результате земельной реформы 1861 г. субъектами права собственности на землю, используемую в сельском хозяйстве, являлись помещики (дворяне), крестьяне и община как юридическое лицо. Общинное землепользование заслуживает особого рассмотрения, поскольку оно явилось предметом идеологической борьбы среди политиков и представителей науки не только в период дореволюционных земельных реформ, но и при проведении современной земельной реформы в России.

  В конце XIX -- начале XX в. по инициативе самих крестьян стали возникать процессы разверстания земель - выделения земельных участков членам общины в одном месте. Через некоторое время разверстание земель стало привлекать государственных чиновников, считавших необходимым пропагандировать опыт разверстаний в различных регионах России.

Разверстания, происходившие еще до начала столыпинской реформы и имевшие своим результатом формирование хуторского землепользования, обусловливались определенным стремлением к индивидуализму в сельском хозяйстве.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


См: История отечественного государства и права. Учебник для вузов / Под ред. О.И. Чистякова. Ч.1.,Ч.2. - М., 1996г. стр.154-161.

Революционная ситуация в России в 1905—1907 гг., встряхнувшая страну, породила новую аграрную реформу, вошедшую в историю под названием  столыпинской. Ее центральной идеей явились насильственное разрушение крестьянской земельной общины и создание на ее развалинах новой системы земледелия, порождающей господство крепких хозяев (кулаков, фермеров — каждая политическая доктрина называет их по-своему).

Исключительно важное значение реформаторы уделяли  правовому и обеспечению преобразований, мерам по инте ресов новых собственников и недопущению обезземеливания крестьян, хорошо понимая и возможные последствия этой угрозы.

Задачи  новой реформы решались не за счет помещичьих земель, а путем облегчения покупки земельных угодий и создания условий переселения в Сибирь, где были огромные массивы неосвоенных  земель.

Был принят ряд указов, вносящих коренные изменения  в сложившуюся систему земельных  правоотношений того времени: указом от 3 ноября 1905 г. расширена деятельность Крестьянского банка по скупке частноземлевладельческих земель и распродаже их крестьянам трудового типа на льготных условиях; указом от 8 ноября 1905 г. отменены выкупные платежи за надельные земли, отведенные крестьянам после реформы 1861 г.; указом от 12 августа 1906 г. произведена передача Крестьянскому банку удельных земель, которые были в сельскохозяйственном пользовании и не входили в  состав лесных дач; указом от 19 сентября 1906 г. передана свободная часть кабинетских  земель Алтайского округа казне для  отвода их поселенцам; указом от 5 ноября г. крестьянам предоставлено право  закладывать Крестьянскому банку  не только принадлежащие им, но и  приобретенные ими от поселенцев надельные земли. Данные указы предписывали устранение всех имеющихся в действующем законодательстве препятствий к осуществлению крестьянами прав на надельные земли и содержали следующие основные положения:

- каждый  домохозяин, владеющий надельной  землей на общинном праве, может  во всякое время требовать  закрепления за собой в личную  собственность причитающейся ему  части означенной земли;

- домохозяева,  за которыми закреплены в личную  собственность участки общинной  земли, сохраняют за собой право  пользования в неизменной доле  иными угодьями, которые передаются  на особых основаниях, а также  право пользования угодьями, которые не подлежат разделу (выгоны, пастбища и т.д.);

- требования  о закреплении в личную собственность  части общинных земель предъявляются  через сельского старосту обществу, которое в месячный срок простым  большинством голосов определяет  участки, подлежащие передаче  в собственность домохозяев. Если  в течение такого срока общество  не выносит соответствующего  решения, выделение земельного  участка на месте производится  земским начальником, который  разбирает по существу все  возникающие споры и выносит  свое постановление;

- каждый  домохозяин, за которым закреплены  участки надельной земли, имеет  право в любое время требовать,  чтобы общество выделило ему  взамен этих участков соответствующий  участок по возможности «к  одному месту».

Другой  стороной столыпинской политики было совершенствование правоотношений по землеустройству: внося изменения размеры землевладения и агрикультурную сторону крестьянского хозяйства, правительство стремилось найти исцеление его недугов в отыскании такой новой правовой оболочки, которая могла бы сама по себе устранить преграды для развития крестьянского хозяйства и дать толчок его производительности и интенсификации. В основе указов от 4 марта и от 15 ноября 1906 г., закона от 14 июня 1910 г., Положения о землеустройстве от 29 мая г. лежала индивидуализация крестьянского землевладения, замена общинного землевладения его личной формой.

Указанными  нормативными актами определялся статус двух групп: обществ и селений, не производивших общих переделов  земель; обществ и селений, производивших  общие переделы.

Землеустроительная  политика преследовала две основные цели: формирование хуторских хозяйств как наиболее удачной для хозяйствования формы угодий и сосредоточение истощенных земель, являющихся собственностью многих крестьян, в руках немногих экономически сильных крестьян-фермеров. Техническая  и процессуальная перехода к отрубному  и хуторскому земледелию была закреплена в Положении о землеустройстве  от 29 мая г.

Проведение  данной землеустроительной политики осложнялось  двумя обстоятельствами: несовершенством  содержания правового регулирования  и перегибами, допускаемыми исполнителями  на местах. Например, не были в должной мере предусмотрены семейные разделы земель (при создании новых семей, что неизбежно), а из-за этого хуторская политика, устраняющая на первых порах чересполосицу, привела бы к еще большей чересполосности и распылению крестьянских при проведении землеустроительной политики исполнителей охватывала «хуторомания», Землеустроители порой насильно заставляли крестьян переселяться на хутора; скупка земель в некоторых местностях начинала принимать угрожающие размеры и т.п.

Кроме того, колебания происходили и на уровне центрального аппарата России, из-за чего на места поступали противоречивые указания. Так, через несколько дней после появления Высочайшего  указа Сената о переводе крестьян в положение полноправных сельских обывателей он был отменен Циркулярным  письмом Министерства внутренних дел  России.

В результате столыпинской реформы в России вместо единой системы землепользования образовалось множество форм землепользования: помещичье, общинное, подворное, хуторское, отрубное. Кроме того, существовали многочисленные формы собственности, введенные еще в прошлых веках.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


См: Земельное право Веденин Н.Н. 2001г. стр.74-78.

 

Список литературы:

1. История  отечественного государства и  права. Учебник для вузов / Под ред. О.И. Чистякова. Ч.1.,Ч.2. - М., 1996г. стр.154-161.

2. Земельное право Веденин Н.Н. 2001г. стр.74-78.


Информация о работе Земельное преобразование в России в доревалюционный период