Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Волгоградский филиал АНОО
ВПО
«Международный славянский
институт»
Юридический
факультет
Кафедра правовых
дисциплин
Контрольная работа
по предмету «Земельное право».
«Вариант № 3».
Студента 4-го курса, Ю-1-09
Стаценко И.А.
Проверил преподаватель:
к.ю.н., доцент
Боков Ю.А.
Волгоград – 2012
План.
1. Земельные отношения в России до 1917 года.
2. Отмена крепостного права по
реформе 1861 года.
3. Столыпинская реформа и её
значение для развития России.
Список использованной литературы.
1. Земельные отношения
в России до 1917 года.
Главной отличительной
чертой земельных отношений в России на
протяжении большого исторического периода
времени было то, что частное землевладение
определялось по сословному признаку.
Эту особенность не тронули преобразования
ни XIX, ни начала XX в. Между тем, именно на
эти два века приходятся наиболее радикальные
и существенные аграрные реформы в сфере
землевладения и землепользования, которые
легли в основу аграрной политики российского
государства, отразившейся на социально-экономическом
укладе российского крестьянства и подготовившей
базу для проведения современной земельной
реформы в России.
Кроме того, с концом
XIX - началом XX в. многие ученые связывают
оформление в России земельного права
в самостоятельную отрасль законодательства.
При этом развитие шло в двух направлениях.
С одной стороны, из гражданско-правового
регулирования, по примеру германского
права, стало постепенно выделяться право
на недвижимость, в том числе и на землю.
Одна из, первых книг, изданных на эту тему,
была написана профессором Московского
университета Л. А. Кассо и называлась
"Русское поземельное право". Термин
"поземельное" определял право на
имущество, связанное с землей, и саму
землю, т. е. недвижимость. С другой стороны,
правоведы обратили серьезное внимание
на сословное землевладение и, прежде
всего, как на самое проблемное, на землевладение
крестьянское.
Большинство норм, регулирующих
права и обязанности землевладельцев,
были собраны в Гражданском уложении.
Земельные нормы можно было найти и в многочисленном
законодательстве о сословиях (наиболее
яркий пример - приложение к тому IX Свода
законов, содержавшее нормативные акты
о крестьянах), а также в законодательстве,
принятом для отдельных частей Российской
империи.
Начало серьезной работы
по подготовке аграрной реформы середины
XIX в. непосредственно связано с началом
царствования Александра II (1855 г.).
Россия теряла прежние позиции
на международном сельскохозяйственном
рынке. Сельскохозяйственное производство
оставалось весьма отсталым, крепостной
строй не оставлял больше надежд на его
развитие, доказательством чего стал рост
крестьянских волнений.
Александр II принимает решение
о проведении реформ, и прежде всего аграрной.
Однако известному Манифесту 1861 г. предшествовала
почти пятилетняя работа по подготовке
условий проведения преобразований и
основных документов. Первоначально был
образован Секретный комитет (1857 г.), основной
задачей которого был негласный сбор информации
о состоянии крестьян в это время. Вслед
за этим в некоторых губерниях открывались
свои комитеты по обсуждению крестьянского
вопроса (в том числе в Литве, в Санкт-Петербурге
и Нижнем Новгороде).
При подготовке проекта
реформ не обошлось без столкновений
различных концепций их проведения.
Крупное российское дворянство,
владевшее большими земельными территориями,
в первую очередь было заинтересовано
в проведении реформ с наименьшими жертвами
со своей стороны. Боялись они и усиления
крестьянских волнений. Поэтому крупнопоместное
дворянство усиленно продвигало проект,
на основе которого крестьяне освобождались
бы "лично", и постепенно - от губернии
к губернии.
Сторонники более прогрессивных
преобразований отстаивали необходимость
освобождения крестьян одновременно по
всей России и наделение их землей.
В общем и целом, эта концепция
реформ победила. Единственная уступка
требованиям консерваторов заключалась
в том, чтобы крестьяне наделялись землей
не бесплатно, а с обязанностью выплатить
помещику (бывшему хозяину) выкупные платежи.
До аграрной реформы 1861
г. крестьяне не обладали практически
никакими правами на землю. И только
начиная с 1861 г. крестьяне стали единолично
в рамках земельных общин выступать в
качестве носителей прав и обязанностей
в отношении земли по законодательству.1
Положения 19 февраля 1861 г. (Общее
положение о крестьянах, Положение
о выкупе и др.) объявили отмену крепостной
зависимости, установили право крестьян
на земельный надел и порядок осуществления
выкупных платежей за него. По этому законодательству
субъектом земельных отношений являлась
сельская община, а право пользования
землей предоставлялось крестьянской
семье (крестьянскому двору).
Законы от 26 июля 1863 г. и
24 ноября 1866 г. продолжили реформу, уровняв
в правах удельных, государственных
и помещичьих крестьян, тем самым
объединив их в одно крестьянское
сословие.
18 мая 1882 г. учреждается
Крестьянский поземельный банк, который
был призван упростить получение (приобретение)
земельных участков крестьянами на праве
личной собственности. Однако до Столыпинской
реформы операции Банка не играли существенной
роли в расширении прав собственности
на крестьянские земли.
Дальнейшее законодательство
до реформы П.А. Столыпина особых
качественных изменений в права
крестьян на землю не внесло. Законодательство
1863 г. (законы от 18 июня и 14 декабря) ограничивали
права надельных крестьян в вопросах
передела (обмена) залога и отчуждения
земли с тем, чтобы укрепить и ускорить
выплату выкупных платежей. Это не позволило
приравнять крестьян к иным сословиям
в вопросах реализации прав на землю еще
некоторое время.
Положение стало
существенно изменяться после 1905 г.
В это время не только расширились права
крестьян на землю, но и был сделан шаг
в направлении реализации личного права
собственности на землю. Столыпинская
реформа, если рассматривать ее с этой
точки зрения, была направлена на переход
от преимущественно права общей собственности
на землю среди крестьян (общинное землевладение)
к праву личной собственности главы хозяйства.
На основании законодательства крестьянин
- член общины получал право выхода из
нее со своим земельным наделом для образования
хутора.
Законом от 9 ноября 1906
г. крестьянам было разрешено выходить
из крестьянских общин на хутора и отдельные
участки - отруба. Проводившееся в ходе
реформ принудительное землеустройство
(законы от 14 июня 1910 г. и 29 мая 1911 г.) и переселенческая
политика имели целью ликвидацию малоземелья
при сохранении помещичьего землевладения,
ускорение расслоения деревни. Крупнейшим
земельным собственником стал в этот период
Крестьянский банк, который скупал по
высокой цене помещичьи имения, затем
дробил их и продавал крестьянам или объединениям.
Переселенческой политикой предусматривалось
разрядить земельную тесноту в центральных
губерниях России. Основными районами
переселения стали Сибирь, Средняя Азия,
Северный Кавказ.
Столыпинская реформа потерпела неудачу.
Деревня вместе с хуторами и отрубами
оставалась такой же нищей, ибо не было
материальных возможностей поднять хозяйство.
Главным итогом переселенческой политики
стало массовое возвращение крестьян
назад, но уже без денег и надежд. Новоиспеченный
"сильный" хозяин, о котором мечтал
Столыпин, в виду своей малочисленности
не стал новой надежной опорой государственного
строя. Крах Столыпинской реформы был
обусловлен объективным фактором - реформа
проводилась в условиях сохранения помещичьего
землевладения и для его сохранения.2
Таким образом, в период с 1861 г. по 1917 г.
реформа шла в направлении предоставления
крестьянскому сословию прав на землю,
равных существовавшему в России праву
личной собственности на землю. Это право
включало в себя владение землей. Право
использовать ее ограничивалось обязанностью
не нарушать права собственников соседних
участков и сервитуты. Право распоряжения
земельным участком состояло в возможности
заключать все виды сделок и совершать
иные действия, предусмотренные гражданским
законодательством для недвижимости.
Закон предоставлял право выкупа земель
для государственных нужд. Существовало
и регулируемое законодательством право
сервитута.
2. Отмена крепостного
права по реформе 1861 года.
19 февраля 1861 г., в день шестилетия своего
вступления на престол, Александр II подписал
Манифест и пакет документов, определивших
все детали реформы.
Главным документом являлось “Общее положение
о крестьянах, вышедших из крепостной
зависимости”. К нему примыкали положения
о наделении крестьян землей с учетом
особенностей отдельных районов, о порядке
выкупа земли и т.д. Главная идея реформы
была выражена в “Общем положении”. Закон
провозглашал, что “крепостное право
на крестьян, водворенных в помещичьих
имениях, и на дворовых людей отменяется
навсегда”. Это означало, что более 23 млн.
вчерашних крепостных, полурабов, которых
можно было продавать, дарить, отдавать
в рекруты, наказывать и понудить к труду,
превратились в “свободных сельских обывателей”.
Отныне они могли распоряжаться своим
трудом, приобретать собственность, заниматься
ремеслом и торговлей. На крестьянина
распространялись все законы гражданского
права, он стал равным с другими подданными
Российской империи. Осуществлением реформы
руководил созданный для этой цели Главный
комитет об устройстве сельского населения,
а в губерниях - губернские по крестьянским
делам присутствия под руководством губернатора.
В губернские присутствия входили по четыре
представителя от местных дворян, по два
представителя правительства, но крестьян
там не было. Главными исполнителями реформы
на местах стали мировые посредники, назначаемые
Сенатом. Этим подчеркивались их высокие
полномочия и ответственность. Мировые
посредники должны были заботиться о “благосостоянии
всех сословий”, о соблюдении закона и
справедливости при заключении уставной
грамоты. Острые вопросы между помещиками
и крестьянами решал уездный мировой съезд.
Уставная грамота являлась главным документом,
заключенным между помещиками и крестьянами
и определившим их новые отношения. Уставная
грамота включала подробные сведения
о земельных угодьях и повинностях крестьян
по последней ревизии, о величине наделов,
их расположении после прекращения крепостных
отношений, о пользовании крестьянами
пастбищами, выгонами, водопоями, сенокосами,
лесами, принадлежавшими ранее помещикам.
Уставная грамота определяла условия
выкупа земли и порядок выполнения крестьянами
повинностей (барщина или оброк) до полного
завершения выкупной операции (временнообязанные
отношения). Уставные грамоты обсуждались
на мирском сходе и подписывались уполномоченными
крестьянской общины и помещика при участии
мирового посредника. К уставным грамотам
прилагались акты, планы земель и угодий,
приговоры и протоколы сельских сходов
и другие документы. В российских архивах
сохранилось более 100 тыс. уставных грамот.
Это ценнейший источник для изучения жизни
деревни середины XIX в. Подписание уставных
грамот завершилось к середине 1863 г. Крепостнические
отношения были на этом этапе прекращены.
Но крестьяне оставались еще временнообязанными
и должны были отбывать определенные законом
повинности (барщина или оброк) до полного
завершения операции по выкупу земли.
Проблема земли была самой сложной при
подготовке реформы. Законодательные
акты 19 февраля 1861 г. исходили из заинтересованности
государства в сохранении экономически
дееспособного крестьянского хозяйства,
которое могло бы платить подати и отбывать
другие государственные повинности. С
другой стороны, должно быть обеспечено
нормальное функционирование помещичьих
имений в новых условиях.3 При
подготовке законов правительство исходило
из двух главных предположений:
1) крестьяне должны получить землю в количестве,
необходимом для нормального функционирования
их хозяйства;
2) земля является собственностью помещика,
поэтому помещик должен получить возмещение
за свою собственность. Крестьяне получают
землю не безвозмездно, а за выкуп.
Крестьянское землепользование состояло
при крепостном праве из трех частей:
1) усадьба (усадебная оседлость) включала
крестьянский двор со всеми постройками
и огородами; 2) полевой надел; 3) выгоны,
пастбища, сенокосы находились в пользовании
всей деревни, крестьянского общества.
Вопрос о полевом наделе был главным при
проведении реформы. Соотношение помещичьего
и крестьянского землевладения было разным
в различных районах страны. В черноземных
губерниях, например, где земля была плодородной
и давала большие доходы, помещики оставляли
крестьянам минимальный надел. В этих
районах господствовала барщинная система.
В центральных промышленных губерниях
помещикам было выгоднее отпускать крестьян
на оброк. Земля там была менее доходна.
В степных губерниях земли было много
и наделы крестьян были довольно большие.
При подготовке законов учитывались эти
региональные особенности. По каждой группе
губерний (черноземные, степные, северо-западные)
были изданы отдельные положения о порядке
наделения крестьян землей. Крупные регионы
делились, кроме того, на местности с учетом
внутрирегиональной дифференциации. Для
каждых региона и местности устанавливался
максимальный размер душевого надела.
Минимальный надел не мог быть ниже 1/3
максимального. Помещик не имел права
отводить крестьянам меньше минимального
надела. По своему усмотрению он мог увеличить
максимальный надел. Разброс максимальных
наделов по регионам был довольно велик.
По всем регионам он составлял от 1 до 12
десятин на душу (мужскую) населения. В
нечерноземной полосе высший надел колебался
по различным местностям от 3 до 7 десятин,
а низший - от 0,75 до 1, в черноземных губерниях
- от 6 до 2,75 десятины. Самый низший надел
во всех регионах уменьшался в 3 раза. Если
до реформы у крестьян было меньше минимального
надела, помещик обязан был при выходе
из крепостной зависимости добавить ему
надела до минимальной нормы по закону.
Если до реформы у крестьян было больше
максимального надела, помещик имел право
отрезать излишек. Помещик имел право
также уменьшить размеры крестьянских
душевых наделов, если в его распоряжении
оставалось меньше принадлежавших ему
до реформы земель, а в степных губерниях
- меньше половины. Так возникли уже в ходе
реформы, так называемые прирезки и отрезки.
Случаев прирезок, т.е. увеличения крестьянского
землевладения по сравнению с дореформенным,
было мало, в то время как отрезки имели
место почти во всех губерниях. При решении
вопроса о земле правительство стремилось
согласовать интересы государства, помещиков
и крестьян. Но это не получилось. Преимущественная
отрезка свидетельствует, что при проведении
реформы больше учитывались интересы
помещиков. Отрезки стали впоследствии
источником социальной напряженности
и острых конфликтов между помещиками
и крестьянами.
Усадебная земля была выкуплена в короткие
сроки, а переход к выкупу наделов затянулся
на два десятилетия. До завершения выкупной
сделки крестьяне оставались на положении
временнообязанных. Лично они были свободны,
но обязаны были отбывать регламентированные
законом повинности - барщину или оброк.
Смешанная форма эксплуатации, самая тяжелая
для крестьян, была отменена.
Размеры барщины и оброка определялись
в зависимости от величины надела. Для
высшего надела барщина была установлена
в 40 мужских и 30 женских рабочих дней в
году. При исчислении оброка учитывалась
возможность получения крестьянами доходов.
При проведении выкупной операции правительство
заботилось, чтобы помещики не теряли
своих обычных доходов. За основу бралась
величина оброка. Помещик должен был получить
за надел такую сумму, чтобы, положив ее
в банк, он продолжал получать свой оброк
в виде банковского процента на капитал.
Закон предусматривал, что выкуп земли
проводится добровольно, при согласии
помещика.4
Правительство понимало, что крестьяне
не в состоянии выплатить всю сумму сразу.
Поэтому при заключении добровольной
сделки между помещиками и крестьянами
последние выплачивали только 20% установленного
выкупа (20 коп. с 1 руб.). Остальные 80% правительство
вкладывало на имя помещика в банк в виде
ценных бумаг. Каждый год помещик получал
6% дохода, которые равнялись величине
оброка. Крестьяне могли свою долю в 20%
выплачивать не деньгами, а работой на
помещика. После выплаты этой суммы временнообязанное
состояние прекращалось. Крестьянин становился
полностью свободным. Вложенные правительством
за выкуп земли деньги записывались за
крестьянами как ссуда, казенный долг.
Крестьянин становился должником правительству
и обязан был выплачивать полученную ссуду
в виде выкупных платежей в течение 49 лет,
по 6% в год от первоначальной суммы. Сюда
входили погашение ссуды и процент за
пользование выданной в долг суммы. Выкупные
платежи стали наиболее тяжелой повинностью
крестьян. В результате земельной реформы
1861 г. субъектами права собственности
на землю, используемую в сельском хозяйстве,
являлись помещики (дворяне), крестьяне
и община как юридическое лицо.
3. Столыпинская реформа
и её значение для развития
России.
Столыпинская аграрная реформа - реформа
крестьянского надельного землевладения
в России, проходившая с 1906 по 1917 годы.
Цели и задачи:
1) укрепление социальной базы существующего
строя;
2) разрушение крестьянской общины;
3) создание хуторов и отрубов;
4) переселенческая политика;
5) развитие крестьянской производственной
кооперации;
6) оказание государственной помощи крестьянским
хозяйствам;
7) обеспечение юридического равноправия
крестьянства;
Земельная реформа 1861 г.
принесла следующие экономические
результаты: площадь пашни увеличилась
с 88,8 млн. дес. в 1860 г. до 117 млн. в 1877 г., урожайность зерна
возросла с 29 пудов с десятины в 1861—1870
гг. до 39 пудов в 1890—1891 гг. Однако полностью
своих задач земельная реформа 1861 г. не
выполнила. Главное в том, что крестьянин
оставался экономически закабаленным:
землей владела община, выкуп был чрезвычайно
высок, еще долго сохранялась экономическая
зависимость крестьянина от помещика.
Крестьянин не знал, где он будет пахать
и сеять через несколько лет. Тяжесть выкупа
земли, власть общины, которая усилилась
после принятия закона от 14 декабря 1893
г., запретившего выход из нее, чересполосица,
отсталое землеустройство, нарастающее
малоземелье все больше обостряли недовольство
многомиллионного слоя крестьян. Поэтому
с необходимостью ставился вопрос о дальнейших
земельных реформах.
Суть реформы подчеркивалась П.А. Столыпиным,
который в Государственной Думе 10 мая
1907 г. сказал: «Необходимо дать возможность
способному трудолюбивому крестьянину,
т.е. соли земли русской, освободиться
от тех оков, от тех условий теперешней
жизни, в которых он в настоящее время
находится. Надо дать ему возможность
укрепить за собой плоды своих трудов
и предоставить их в неотъемлемую собственность.
Пусть собственность будет общей там,
где община еще не отжила, пусть она будет
подворной, где община уже нежизненна,
но пусть будет крепкая, пусть будет наследственная.
Отменяется лишь насильственное прикрепление
крестьян к общине, уничтожается прикрепление
личности, несовместимое с понятием о
свободе и человеке труда».
Правовой основой реформы 1906 г. стал Именной
Высочайший Указ, данный Сенату 9 ноября
1906 г. Этот Указ подтверждал отмену с января
1907 г. Манифестом от 3 ноября 1905 г. выкупных
платежей за надельные земли и провозглашал
для крестьян — членов общины право свободного
выхода из нее с закреплением в собственность
отдельных домохозяев, переходящих к личному
владению, участков из мирского надела.
Указ предписывал устранение всех имеющихся
в действующем законодательстве препятствий
к осуществлению крестьянами прав на надельные
земли и содержал следующие основные положения:
— каждый домохозяин, владеющий надельной
землей на общинном праве, может во всякое
время требовать закрепления за собой
в личную собственность причитающейся
ему части означенной земли;
— домохозяева, за которыми закреплены
в личную собственность участки общинной
земли, сохраняют за собой право пользования
в неизменной доле иными угодьями, которые
передаются на особых основаниях, а также
право пользования угодьями, которые не
подлежат разделу (выгоны, пастбища и т.д.);
— требования о закреплении в личную собственность
части общинных земель предъявляются
через сельского старосту обществу, которое
в месячный срок простым большинством
голосов определяет участки, подлежащие
передаче в собственность домохозяев.
Если в течение такого срока общество
не выносит соответствующего решения,
выделение земельного участка на месте
производится земским начальником, который
разбирает по существу все возникающие
споры и выносит свое постановление;
— каждый домохозяин, за которым закреплены
участки надельной земли, имеет право
в любое время требовать, чтобы общество
выделило ему взамен этих участков соответствующий
участок по возможности «к одному месту».
Становясь объектом права личной собственности
крестьян, надельные земли поступали в
оборот, т.е. могли продаваться и покупаться.
При этом с целью предотвращения образования
крупных землевладений и спекуляции землей
законом от 14 июля 1910 г. был установлен
запрет на сосредоточение в пределах одного
уезда путем покупки или принятия в дар
надельной земли свыше шести душевых наделов.
Таким образом, выходя из общины, крестьянин
приобретал право на выделение земельного
участка «к одному месту», на закрепление
его в собственность со всеми вытекающими
отсюда юридическими последствиями, иными
словами, право продавать эту землю, сдавать
ее в аренду и т.д.5
Реформа ускорила переход к капиталистическим
методам хозяйствования: производству
продукции для рынка, найму рабочей силы,
расширению частнособственнических крестьянских
хозяйств, интенсификации производства
и приобретению земли в собственность.
Общим итогом реформы можно считать ликвидацию
рабства, ускоренное развитие рыночно
капиталистических отношений, охвативших
часть крестьянства.