Земельные правоотношения. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 11:11, контрольная работа

Описание работы

Под земельными правоотношениями понимаются урегулированные нормами земельного права общественные отношения, участники которых являются потенциальными или фактическими носителями субъективных прав и обязанностей. Иными словами, это - отношения, которые возникают, осуществляются, изменяются и прекращаются в соответствии с предписаниями норм земельного права. Права и обязанности участников и субъектов земельных правоотношений, предусмотренные нормами земельного права, составляют содержание земельных правоотношений.

Содержание работы

Земельные правоотношения 3
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения 7
Список использованной литературы 10

Файлы: 1 файл

земельное.docx

— 32.82 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Земельные правоотношения       3
  2. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения 7

Список использованной литературы                   10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ.

Под земельными правоотношениями понимаются урегулированные нормами земельного права общественные отношения, участники которых являются потенциальными или фактическими носителями субъективных прав и обязанностей. Иными словами, это - отношения, которые возникают, осуществляются, изменяются и прекращаются в соответствии с предписаниями норм земельного права. Права и обязанности участников и субъектов земельных правоотношений, предусмотренные нормами земельного права, составляют содержание земельных правоотношений.

К земельным относятся  те правоотношения, которые связаны  с приобретением (приватизацией, куплей-продажей), использованием и охраной земель между органами власти, организациями  и частными лицами, регулирующиеся нормами земельного права. Материальные правовые нормы устанавливают права и обязанности участников земельных правоотношений, а процессуальные - устанавливают формы реализации материальных норм (правила оспаривания решений государственных органов и должностных лиц, процедуру рассмотрения земельных споров и т.д.).

Виды земельных правоотношений:

1) Регулятивные правоотношения  – это совершение участниками  отношений позитивных действий. Возникают на практике земельных  правоотношений.

2) Правоохранительные отношения  – это отклонение участника  земельных отношений от нормы  закона. Возникают по поводу правонарушений, когда возникает необходимость  юридического воздействия на  нарушение земельного законодательства  или есть угроза наступления  правонарушения.

3) Материальные правоотношения  возникают на основании норм  земельного права. Устанавливают  существенные права и обязанности  участников земельных правоотношений.

4) Процессуальные правоотношения  возникают на основании норм  процессуального права (порядок  подачи заявлений, просьб и  ходатайств о предоставлении земли, правила обжалования решений государственных органов, процедура рассмотрения земельных споров).

Правоотношениям в любой отрасли  права, равно как и в земельном, присуще наличие нескольких элементов:

1) норма права, которой необходимо  руководствоваться при решении  тех или иных земельно-правовых вопросов. По характеру воздействия на участников отношений норма может быть императивной, т.е. обязывающей или запрещающей совершать какие-либо действия, и диспозитивной, т.е. управомочивающей (разрешающей) участников отношений совершать действия по своему усмотрению или по взаимной договоренности.

2) субъекты права, т. е. участники земельных отношений. Состав участников определен ст. 5 ЗК РФ. Ими могут быть граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

В соответствии со ст. ст. 124 - 125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также городские, сельские поселения  и другие муниципальные образования  выступают в имущественных отношениях на равных началах с иными участниками  этих отношений - гражданами и юридическими лицами. От имени Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации  могут своими действиями приобретать  и осуществлять имущественные права  и обязанности органы государственной  власти, от имени муниципальных образований - органы местного самоуправления.

3) объект права - индивидуально-определенный земельный участок, по поводу которого возникают земельные отношения. Объектами земельных отношений является также все недвижимое имущество, которое прочно связано с землей; в сфере государственного управления объектом земельных отношений может быть весь федеральный или субъектов Федерации земельный фонд в целом, его составные части в пределах границ республик, областей, административно-территориальных образований, отдельные участки.

Статья 6 Земельного кодекса  содержит исчерпывающий перечень объектов земельных отношений:

- земля как природный  объект и природный ресурс;

- земельные участки;

- части земельных участков.

Земельный участок как  объект земельных отношений имеет  законодательно установленные признаки. В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ, которая  введена Федеральным законом  от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ и вступила в  силу 23 октября 2008 г., земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в  соответствии с федеральными законами. Таким образом, земельный участок  становится таковым с момента  установления его границ.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном  кадастре недвижимости" описание местоположения границ земельного участка является уникальной характеристикой объекта  недвижимости, включаемой в государственный  кадастр объектов недвижимости.

Земельный участок может  быть делимым и неделимым. Делимым является такой участок, который может быть разделен на части, каждая из которых образует после раздела самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав другой категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Известно, что вещи могут  быть простыми и сложными, т.е. состоящими из совокупности отдельных вещей  одного целевого назначения. В указанной  совокупности выделяется главная вещь, которая определяет судьбу остальных  вещей, которые в этом случае называются принадлежностью. Принадлежность всегда следует судьбе главной вещи.

Земельный участок, относясь к числу недвижимых вещей, является вещью сложной. В тех случаях, когда участок и строения, сооружения принадлежат на праве собственности  одному лицу, земельный участок вместе с расположенными на нем и прочно связанными с ним строениями и  сооружениями образует земельно-имущественный  комплекс, являющийся единым объектом земельно-имущественных отношений. Земельный участок в этих случаях  выступает в роли главной вещи, а строения и сооружения являются принадлежностью.

4) содержание земельных правоотношений, т. е. права и обязанности их участников, совершающих свои действия в точном соответствии с нормами права, преследуя цель, ради которой складываются данные земельные отношения, при этом учитываются особенности и субъекта, и объекта данных отношений.

Правоотношения землепользования являются составной частью правоотношений собственности, поэтому для собственника они возникают одновременно с  отношениями собственности и  не требуют для этого особых дополнительных оснований. Одновременно правоотношения землепользования могут выделяться из правоотношений собственности и  приобретать самостоятельное значение в силу того, что не во всех случаях  собственник сам использует свой земельный участок, а заинтересован  в передаче прав пользования другим лицам. В этом случае между собственником  и таким заинтересованным лицом  возникают правоотношения землепользования, в рамках которых обе стороны  принимают на себя взаимные права  и обязанности. Для возникновения  правоотношений землепользования требуются  дополнительные фактические и юридические  условия, закрепляющие такие взаимные права и обязанности.2

В соответствии с нормами права, регулирующими земельные отношения, возникновение, изменение или прекращение прав землепользования может иметь место лишь на основании актов соответствующих государственных органов или органов местного самоуправления.

  1. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ.

Земли сельскохозяйственного  назначения определяются Земельным  кодексом как земли, расположенные  за чертой поселений, предоставленные  для нужд сельского хозяйства, а  также предназначенные для этих целей (п.1 ст. 77 ЗК РФ).

Эти цели включают ведение  сельскохозяйственного производства, крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, оленеводства, огородничества, научно-исследовательскую, учебную  деятельность, создание защитных насаждений и иные цели, связанные с сельскохозяйственным производством.

В состав земель сельскохозяйственного  назначения входят сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными  насаждениями, предназначенными для  обеспечения защиты земель от воздействия  негативных (вредных) природных, антропогенных  и техногенных явлений, водными  объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для  производства, хранения и первичной  переработки сельскохозяйственной продукции (п.2 ст. 77 ЗК РФ).

Временно не используемые сельскохозяйственные угодья, а также  иные земли, выбывшие из сельскохозяйственного  оборота в результате добровольного  отказа граждан от земельных участков, отсутствия наследников либо в результате принудительного изъятия земельных  участков за ненадлежащее использование (принудительного прекращения прав на землю), образуют фонд перераспределения  земель. Резерв сельскохозяйственных земель, которые предназначены для  их предоставления по мере необходимости  гражданам и организациям для  сельскохозяйственного производства. В эту группу входят овраги болота, другие участки, которые не могут  быть использованы в качестве продуктивных земель и нарушенные земли. Сведения о наличии земель в фонде перераспределения являются общедоступными.

Земли сельскохозяйственного  назначения могут использоваться для  ведения сельскохозяйственного  производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с  сельскохозяйственным производством  целей.

Земельный кодекс устанавливает  круг лиц, имеющих возможность являться субъектами прав на земельные участки  сельскохозяйственного назначения:

- гражданами, в том числе  ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства,  садоводство, животноводство, огородничество;

- хозяйственными товариществами  и обществами, производственными  кооперативами, государственными  и муниципальными унитарными  предприятиями, иными коммерческими  организациями;

- некоммерческими организациями,  в том числе потребительскими  кооперативами, религиозными организациями;

- казачьими обществами;

- опытно-производственными,  учебными, учебно-опытными и учебно-производственными  подразделениями научно-исследовательских  организаций, образовательных учреждений  сельскохозяйственного профиля  и общеобразовательных учреждений;

- общинами коренных малочисленных  народов Севера, Сибири и Дальнего  Востока Российской Федерации  для сохранения и развития  их традиционных образа жизни,  хозяйствования и промыслов (п.1 ст.78 ЗК РФ).

В составе земель сельскохозяйственного  назначения - сельскохозяйственные угодья, т.е. пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями, они имеют приоритет в использовании  и подлежат особой охране. Сельскохозяйственные угодья должны использоваться только по целевому назначению, предоставление их для любых других целей нежелательно.

Исключительные случаи, когда  допускается перевод сельскохозяйственных угодий в другую категорию установлены ФЗ «О переводе земель из одной категории в другую», это:

- консервация земель,

- создание особо охраняемых  природных территорий,

- установление\изменение  черты населенных пунктов,

- размещение промышленных  объектов на землях, кадастровая  стоимость которых не превышает  средний уровень кадастровой  стоимости по муниципальному  району, при отсутствии иных вариантов  размещения таких объектов,

- включение непригодных  для осуществления сельскохозяйственного  производства земель в состав  земель лесного, водного фонда  или земель запаса,

- строительство дорог,  линий связи, трубопроводов,

- выполнение международных  обязательств РФ,

- добыча полезных ископаемых,

- размещение объектов  социального, коммунально-бытового  назначения, объектов образования,  здравоохранения при отсутствии  иных вариантов размещения этих  объектов.

Земельный кодекс в ст. 79 определяет, что особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается. Основные виды особо ценных угодий - сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Информация о работе Земельные правоотношения. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения