Жилищное право в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 15:00, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование история становления и развития жилищного права РФ.
Задачи данной работы:
1. Рассмотрение истории становления жилищного права;
2. Анализ современных тенденций развития жилищного права;
При написании данной работы мною использованы следующие методы: формально-юридический, логический, статистический, исторический, метод сравнительного анализа.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Место жилищного права в гражданском праве и системе российского права …………………………………………………………………
1.1 Место жилищного права РФ………………………………………………….
1.2 Источники жилищного права РФ……………………………………………
Глава 2. История становления и развития жилищного права РФ……………..
2.1 Жилищное право современной России………………………………………
2.2 Принятие новой редакции Жилищного кодекса РФ как новый этап развития жилищных отношений в России………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………..

Файлы: 1 файл

жилищное право РФ. РЕФЕРАТ.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

7) Важнейшим источником  жилищного права является Гражданский  кодекс, в частности, глава 35 "Наем  жилого помещения" (ст. 671-688 ГК  РФ).

8) Кодекс об административных  правонарушениях (КоАП РФ) содержит  нормы об ответственности за  административные правонарушения в области охраны собственности, в частности, за нарушение правил пользования этими помещениями, содержания и ремонта жилых домов или помещений, нормативов обеспечения населения коммунальными услугами (ст. 7.21-7.23 КоАП РФ).

9) Земельный кодекс  России от 25 октября 2001 г.12 (ЗК РФ) регулирует правовое положение, в частности, земель поселений, т.е. земель, используемых и предназначенных для застройки и развития городских и сельских поселений. В статье 83 ЗК РФ специально указывается, что правила землепользования и застройки городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются и изменяются законами этих субъектов.

Земельный кодекс устанавливает  институт зонирования территорий, который  предусматривает, в частности, установление жилой территориальной зоны в составе земель поселений (ч. 1 ст. 85).

Земельные участки в  составе жилых зон предназначены  для застройки жилыми зданиями, объектами  культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться  для индивидуальной жилой, малоэтажной смешанной и многоэтажной смешанной жилой застройки, а также для иных видов застройки согласно градостроительным регламентам (ч. 5 ст. 85 ЗК РФ).

Законодательную деятельность субъекты Федерации ведут путем  принятия отдельных нормативных  актов, например:

- Положения о порядке  и условиях передачи государственного  и муниципального жилищных фондов  в собственность граждан в  г. Москве (утверждено постановлением  Правительства г. Москвы от 27 августа  1991 г.);

- решения "О приватизации  жилищных помещений", принятого Санкт-Петербургским городским Советом народных депутатов 27 октября 1992 г.;

- решения от 24 мая 1993 г. "Об условиях и порядке  приватизации жилья в городе  Санкт-Петербурге".

Многочисленность и  разнообразие подобных актов затрудняют решение конкретных жилищных вопросов13.

К числу источников жилищного  права следует относить и постановления  пленумов Верховных Судов СССР и  Российской Федерации.

Особое место в жилищном законодательстве стали занимать международно-правовые акты после того, как Конституция  определила, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы России (ч. 4 ст. 15). В Конституцию вошли нормы о жилищных правах, заимствованные из Всеобщей декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.14

Конституционные нормы  о жилищных правах, в свою очередь, стали основой для разработки других нормативных актов по жилищному праву.

 

 

Глава 2. История становления и  развития жилищного права РФ

 

 

2.1 Основные положения  политики РФ в жилищной сфере.

 

С переходом к рыночной экономике поставлена задача - создать рынок жилья, преодолеть отрицательные последствия уравнительного распределения жилья. С этой целью была проведена приватизация жилых помещений, т.е. бесплатная передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах. В настоящее время приватизирована большая часть государственного и муниципального жилья15.

В стране реализуется  несколько программ жилищного строительства, основной из них является государственная  целевая Программа "Жилище" 1993 г., которая предусматривала довести объемы жилищного строительства и ввода жилья в эксплуатацию к 1995 г. до 50-56 млн. кв. м16, однако она не была полностью выполнена, срок ее реализации продлен до 2001 г.17

29 марта 1996 г. Президент  России издал Указ "О новом этапе реализации государственной целевой Программы "Жилище"18, в котором поставлены следующие задачи:

- обеспечить возможность  улучшения жилищных условий для  семей со скромным и средним  достатком путем внедрения в  практику долгосрочных жилищных  кредитов на приемлемых условиях, предоставления субсидий на строительство и приобретение жилья, оказания помощи в развитии индивидуального жилищного строительства и других мер государственной поддержки граждан, нуждающихся в жилье;

- увеличить объемы  и повысить качество жилищного строительства;

- расширить права органов  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления в улучшении  жилищных условий граждан, в  проведении жилищной реформы.

Разрешение жилищной проблемы в России осложняется необходимостью обеспечить жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Для рационального регулирования потоков граждан, выезжающих из этих мест, 10 июля 1995 г. Была принята федеральная Программа "Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"19, в которой предусмотрены два этапа решения этой проблемы, а также определены основные источники финансирования жилищного строительства: средства из федерального и муниципального бюджетов, из бюджета субъектов Российской Федерации северных территорий, личные средства северян, льготные кредиты, безвозмездные субсидии и др.

 

2.2 Принятие новой редакции Жилищного кодекса РФ как новый этап развития жилищных отношений в России

 

Большинство норм Жилищного  кодекса РСФСР 1983 г. уже давно  устарело и не соответствовало стихийно развивающимся в русле рыночных преобразований жилищным отношениям.

Реальность требовала  соответствующего духу времени законодательного закрепления. После принятия Жилищного кодекса России были признаны утратившими силу некоторые законы и иные нормативные правовые акты.

В Послании Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 2004 г. проблема качества и доступности жилья поставлена на первое место среди других социально-экономических задач, затрагивающих, как подчеркнул Президент, "практически каждого гражданина, каждую российскую семью".

В настоящее время  приняты четыре составляющих оценки развития страны: реальные доходы граждан, обеспеченность жильем, уровень образования и здравоохранения. Два первых показателя тесно связаны с проблемой доступности жилья.

Проблема повышения  обеспеченности граждан жильем делится  на две взаимосвязанные задачи:

а) расширить объемы и  улучшить качество жилищного строительства, т.е. увеличить предложение на рынке  жилья;

б) повысить возможности  граждан в приобретении жилья, т.е. увеличить платежеспособный спрос  на рынке жилья.

От подачи заявки на предоставление земельного участка для строительства до утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию и государственной регистрации права на объект недвижимости проходит от 1,5 до 3,5 лет. В этом процессе может быть задействовано от 25 до 40 различных инстанций, в которых надо получить до 200 подписей. Все это в конечном итоге приводит к удорожанию строительства и повышению цены жилья. В настоящее время наблюдается устойчивый рост цены на жилье на первичном и вторичном рынках (например, только за 2004 г. цены в регионах выросли на 26%, в Москве - на 45%). Средняя цена на первичном рынке в два-три раза превышает себестоимость строительства. Цена на вторичном рынке приближается к цене на первичном рынке, что свидетельствует о дефиците жилья.

Система ипотечного жилищного  кредитования разворачивается, ее составной частью являются надежные и прозрачные в финансовом отношении механизмы накопления средств гражданами в целях приобретения жилья.

Из-за резкой дифференциации населения по уровню доходов разрешение жилищной проблемы для большинства желающих более чем затруднительно. При этом в очереди стоят не только малоимущие, но и те, кто в состоянии самостоятельно, используя кредит или частичную помощь государства, приобрести жилье.

В жилищном законодательстве существуют несомненные пробелы, сдерживающие:

1) спрос на рынке  жилья, в том числе:

а) все еще высокие  процентные ставки по ипотеке (11-13%);

б) высокие цены на жилье;

в) смешанный состав очереди  на получение социального жилья;

г) высокие ограничения  в области определения жилищных прав;

2) предложение на рынке  жилья, в том числе:

а) большое количество согласований исходной разрешительной документации;

б) отсутствие земельных  участков с инфраструктурой и  процедур доступа к этим участкам20.

 

 

Заключение

 

Современное жилье как  элемент материальной культуры прошло длинный исторический путь: от естественных укрытий и пещер - первых пристанищ наших предков - до современных домов-небоскребов, оборудованных сложной инженерной техникой. На разных этапах развития общества поразному решались вопросы обеспечения граждан жильем.

В дореволюционной России жилищное хозяйство находилось в  основном в руках частных предпринимателей и было наиболее отсталым в мире. По низкому уровню благоустройства  и уплотненности жилища, по антисанитарии  Россия занимала первое место в Европе. По статистике, средняя обеспеченность жилой площадью в городах России в 1913 г. составляла 4,5 кв. м, фактическая же обеспеченность была еще ниже.

Россия была аграрно-индустриальной страной, что и определяло состав ее населения: 82% жителей проживало в сельской местности и, как правило, в собственных избах без элементарных удобств. Накануне Первой мировой войны жилищный фонд городов России составлял 180 млн. кв. м, из которых 80% составляли одноэтажные деревянные и малоразмерные дома, находившиеся в собственности граждан.

В 1917 г. с приходом к  власти большевиков немедленно, они  приступили к решению жилищного  вопроса в соответствии со своими программными документами, в частности  с первой Программой партии 1903 г., в  основе которых лежали идеи экспроприации домов буржуазии и переселения в них из трущоб и подвалов рабочих.

С переходом к рыночной экономике основная ставка сделана  на то, чтобы потребность в жилье  удовлетворялась не за счет общественных фондов потребления, а за счет собственных средств граждан. Государство должно поощрять жилищное строительство и создавать условия для осуществления права граждан на жилище (ст. 40 Конституции России). В то же время провозглашается, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального и других жилищных фондов.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Брауде И.Л. Некоторые вопросы системы советского права//Ученые записки ВИЮН. М., 1955. Вып. 4. С. 21;
  2. Декреты Советской власти. М., 1957. Т. 1. С. 233.
  3. Крашенинников П.В. Наем жилого помещения//Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. М., 1996. С. 350.
  4. Корнеев С.М. Основные тенденции развития жилищного права в условиях становления рыночной экономики//Гражданское право России при переходе к рынку. М., 1995. С. 150;
  5. Ленин В.И. Полн. собр. соч. 4-е изд. Т. 54. С. 380.
  6. Лыкова Э.Б. Жилищное право России: Учебное пособие. Воронеж, 2002. С. 170.
  7. Материалы ХХII съезда КПСС. М., 1962. С. 390.
  8. Мицкевич А.В. Соотношение системы советского права с системой советского законодательства//Ученые записки ВНИИСЗ. 1967. Вып. 11. С. 14.
  9. Народное хозяйство СССР в 1970 году: Стат. ежегодник. М., 1971. С. 68.
  10. Никитюк П.С. Жилищное право. Кишинев, 1977. С. 19-22.
  11. Райхер В.К. Общественно-исторические типы страхования. М., 1947. С. 189, 190.
  12. Седугин П.И. Право на жилище в СССР. М., 1983. С. 41-52.
  13. Седугин П.И. Жилищное право: Учебник для вузов. М., 1998. С. 13.
  14. СЗ СССР. 1937. N 69. Ст. 314.
  15. СП СССР. 1957. N 16. Ст. 162.
  16. САПП РФ. 1993. N 28. Ст. 2593.
  17. СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 183, 1254, 2936.
  18. Толстой Ю.К. Кодификация гражданского законодательства в СССР (1961-1965 гг.): Автореф. дис.... докт. юрид. наук. Л., 1970. С. 10, 11.
  19. Фаршатов И.А. Жилищное законодательство. Практика применения, теоретические вопросы. М.: Инфра-М, 2001. С. 49.
  20. Чигир В.Ф. Советское жилищное право. Минск, 1968. С. 22; Основы советского жилищного законодательства. Свердловск, 1981. С. 45.
  21. Экономика и жизнь. 1995. N 42, 18.

1 См.: Седугин П.И. Право на жилище в СССР. М., 1983. С. 41-52.

2 Крашенинников П.В. Наем жилого помещения//Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. М., 1996. С. 350.

3 См., напр.: Чигир В.Ф. Советское жилищное право. Минск, 1968. С. 22; Основы советского жилищного законодательства. Свердловск, 1981. С. 45.

4 См., напр.: Брауде И.Л. Некоторые вопросы системы советского права//Ученые записки ВИЮН. М., 1955. Вып. 4. С. 21; Никитюк П.С. Жилищное право. Кишинев, 1977. С. 19-22.

Информация о работе Жилищное право в РФ