Значение судебно арбитражной практики в регулировании земельных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 09:41, контрольная работа

Описание работы

В последние годы земля в России стала полноправным объектом собственности и все более широко включается в гражданский оборот, в связи, с чем регулирование земельных отношений с участием граждан, юридических и иных лиц начинает приобретать для них особую значимость, особенно в свете принятия нового Земельного кодекса. Именно поэтому представляет интерес судебно-арбитражная практика, складывающаяся в области правоприменения земельного законодательства.

Содержание работы

Значение судебно-арбитражной практики в регулировании земельных отношений…………………………………………………………………………3
Управление земельными ресурсами РФ: понятие, виды, функции…………7
Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)…9
Задача…………………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………………...17

Файлы: 1 файл

Земельное право.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

Поскольку отношения  по установлению сервитутов делятся на публичные и частные, то регулируются законодательными актами, относящимися к различным отраслям законодательства.

Пункт 3 ст. 23 Земельного кодекса РФ закрепляет исчерпывающий перечень оснований установления публичного сервитута, а именно для: прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ на земельном участке; забора воды и водопоя; прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; использования земельного участка в целях охоты и рыболовства; временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ; свободного доступа к прибрежной полосе.

Публичный сервитут носит императивный характер и практически не зависит от воли собственника, Пленум ВАС РФ Постановлением от 24 марта 2005 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», установив, что взаимосвязанные положения, содержащиеся в ст. 52 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ, рассмотрение заявлений о признании недействующими нормативных правовых актов об установлении публичного сервитута, принятых органами местного самоуправления, относится к компетенции арбитражных судов; а споры между органом, установившим публичный сервитут, и собственником земельного участка, землевладельцем, землепользователем, связанные с необоснованным отказом в изъятии, в том числе путем выкупа земельного участка, несогласием с выкупной ценой или размером убытков, причиненных установлением такого сервитута, подлежат рассмотрению в арбитражных судах независимо от того, каким органом они были установлены.

Гражданский кодекс РФ рассматривает сервитут в качестве вещного права, в то время как Земельный кодекс трактует его как обременение права собственности, что не может не порождать проблем в правоприменении.

Договор о частном сервитуте — это соглашение, в силу которого одна сторона (собственник) предоставляет в пользование другой стороне (сервитуарию) недвижимое имущество за плату или безвозмездно, а другая сторона (сервитуарий) обязуется пользоваться имуществом в соответствии с условиями и прекратить использование при отпадении оснований установления. Договор о частном сервитуте заключается в простой письменной форме, план земельного участка или здания(сооружения) с указанием границ сервитута, являющийся неотъемлемой частью договора. 

 

В настоящее время  на основании п. 2 ст. 13 Федерального закона от 27 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»  все сервитуты регистрируются в Едином государственном реестре прав как обременение (ограничение) права собственности и вступают в силу после регистрации в ЕГРП. При переходе прав на объект недвижимости, обремененный сервитутом, к другому лицу сервитут сохраняется.

В случае недостижения соглашения об установлении сервитута или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута — ст. 23 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 274, 277 Гражданского кодекса РФ.

На основании абз. 2 ч. 2 ст. 13 Закона о регистрации и п. 18 Методических рекомендаций «О порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки», утвержденных Приказом Минюста России от 26 июля 2004 г. N 132, государственная регистрация публичного сервитута проводится с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимого имущества в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации.

По требованию собственника частный сервитут может быть прекращен  ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. В качестве документа — основания прекращения сервитута представляется либо соглашение о прекращении сервитута, либо решение суда — ст. 276 Гражданского кодекса РФ, ст. 48 Земельного кодекса РФ и п. 20 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки, утвержденных Приказом Минюста России от 26 июля 2004 г. N 132.

Одним из основных отличий частного сервитута от публичного является то, что презюмируется платность такого сервитута. Собственник обременяемого земельного участка вправе требовать возмещения затрат, причиненных указанным обременением.

Частный и публичный сервитуты являются гражданскими правами, поэтому ведущие ученые-правоведы считают, что общие и специальные нормы регулятивного характера о них должны получить закрепление в Гражданском кодексе в новой главе «Право ограниченного пользования чужим имуществом (сервитут)».

При рассмотрении и принятии законодательства по обременению (сервитутам) имущества для единого применения необходимо вносить изменения в ряд нормативных актов, таких как: Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, создание новых методических рекомендаций, все это требует согласования с Высшим Арбитражным и Верховным Судами Российской Федерации и другими ведомствами, в регламентах которых есть функции по исполнению земельного законодательства и обеспечения института по ограниченному пользованию (сервитут).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача.

 

На общем собрании садоводческого товарищества «Чиполлино» рассматривался вопрос о возможности привлечения к ответственности члена товарищества Дмитриева, который не использовал свой участок, в результате чего участок зарос сорняками, в том числе карантинными растениями, распространившимся на соседние участки. Дмитриев заявил, что он использует свой земельный участок для отдыха, т. к., являясь собственником участка, вправе использовать его по своему усмотрению.

Каковы обязанности  землепользователей по охране земель, в т.ч. по борьбе с такими растениями?

Обязанности землепользователей по охране земель:

Статьей 13 ЗК РФ предусматриваются обязанности землепользователей в рамках правовой охраны земель, которые включают в себя мероприятия по: 
- сохранению почв и их плодородия; 
- защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления производственными и бытовыми отходами, загрязнения, в том числе биогенного, и других процессов, ведущих к деградации земель; 
- защите от заражения сельскохозяйственных угодий и других земель бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарником и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель; 
- ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного, и захламления земель; 
- сохранению достигнутого уровня мелиорации; 
- рекультивации нарушенных земель, восстановлению их плодородия, своевременному вовлечению земель в хозяйственный оборот; 
- сохранению и использованию плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель; 
-выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом, иными федеральными законами. К иным обязанностям собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, можно отнести обязанность не нарушать права других собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей.    

Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (ст.19) конкретизирует обязанности членов указанных некоммерческих объединений. Они обязаны нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение законодательства; использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием, не наносить ущерб земле как природному и хозяйственному объекту; соблюдать агротехнические требования, установленные режимы, ограничения, обременения и сервитуты; своевременно уплачивать членские и иные взносы, предусмотренные указанным Законом и уставом такого объединения, налоги и платежи; в течение трех лет освоить земельный участок, если иной срок не установлен земельным законодательством; соблюдать градостроительные, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные требования (нормы, правила и нормативы).

За нарушение Правил по охране территории Российской Федерации от карантинных вредителей, болезней растений и сорняков виновные лица подвергаются штрафу, если эти нарушения по действующему законодательству не влекут за собой уголовной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)  ∕∕ Российская газета. № 7. 21.01.2009.

2.Земельный Кодекс Российской Федерации (ЗК РФ) от 25.10.2001

3.Гражданский Кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

4.Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»

5. Федеральный закон  от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (с изм., и доп., от 30.06.2011) (ред. от 01.07.2011)

6. Федеральный закон от 16 июля 1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (с изм., и доп., от 19 июля 2011 г.) ∕∕   Российская газета. 21 июля 1998 г.

7. Боголюбов С. А. Земельное право ∕ С.А. Боголюбов.  – М., 2005. – С. 400

8.Земельное право под ред. А.П. Анисимова 2-е издание М.:Юрайт.2011

9.Учебно-практическое пособие «Земельное право» О.М. Оглоблина, Л.В. Тихомирова, Ю.А. Тихомиров, М. 2009


Информация о работе Значение судебно арбитражной практики в регулировании земельных отношений