Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2014 в 14:14, контрольная работа
Любой порт, независимо от его расположения, должен соответствовать определенным требованиям, без удовлетворения которых оказывается затруднительным эффективное выполнение основной задачи – быстрой, безопасной и экономичной передачи грузов с одного вида транспорта на другой.
1. Принципы взаимного расположения грузовых районов и причалов различного технологического назначения………………………………………3
2. Санитарно-защитные зоны между грузовыми районами и населенным пунктом……………………………………...……….……….........11
Список используемой литературы…………
При компоновке территории порта в необходимых случаях, с целью устранения отрицательного воздействия одних грузов на другие, а также на портовый персонал и на пассажиров, должны быть предусмотрены разрывы между районами различного назначения.
При определении каждого расположения ПК, входящих в состав района генеральных грузов, следует учитывать их взаимозаменяемость и целесообразность компактного размещения ПК близкого назначения.
В частности, рекомендуется смежное расположение:
– контейнерных ПК с ПК для перегрузки генеральных грузов открытого хранения и ПК для обработки накатных судов;
– специализированных ПК для отдельных видов тарно-штучных грузов, грузовых участков для обработки лихтеров и ПК для скоропортящихся грузов с ПК универсального назначения с крановыми схемами механизации.
2. Санитарно-защитные зоны между грузовыми районами и населенным пунктом
Перегрузочные процессы осуществляемые в портах, как правило, ухудшают экологическую обстановку в прилегающих районах и отрицательно воздействуют на здоровье людей. Кроме этого некоторые (особенно пылевыделяющие) грузы могут также отрицательно воздействовать на качество других видов грузов (например пищевых), перегружаемых на соседних причалах.
В связи с этим одной из главных задач, возникающих при разработке принципиальной схемы порта, является достижение такой компоновки, при которой отрицательные воздействия были бы устранены, либо сведены к минимуму. Это можем быть достигнуто в результате:
1) правильного расположения
2) правильного расположения грузовых районов;
3) правильного взаимного расположения грузовых районов порта и причалов по отношению друг к другу;
4) соблюдения санитарных разрывов достаточной ширины между грузовыми районами и причалами различного технологического назначения.
Районы порта, технологические комплексы, отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источником выделения в окружающую среду вредных и неприятно пахнущих веществ, а также источниками повышенных уровней шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн, радиочастот, статического электричества и ионизирующих излучений, следует отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами (СЗЗ), размеры которых определены Санитарными правилами для морских и речных портов.
Порты и отдельные портовые объекты в зависимости от степени вредности, которую они оказывают на окружающую среду с учетом санитарной характеристики перерабатываемых там грузов, их объема, технологии перегрузки и мер по предупреждению вредных выделений в атмосферу делятся на 5 классов:
– I класс – с шириной СЗЗ 1000 м;
– II класс – с шириной СЗЗ 500 м;
– III класс – с шириной СЗЗ 300 м;
– IV класс – с шириной СЗЗ 100 м;
– V класс – с шириной СЗЗ 50 м.
Класс I. СЗЗ размером 1000 м
1. Открытые склады и места
загрузки и хранения
2. Места перегрузки и хранения жидких химических грузов из сжиженных газов (метан, пропан, аммиак и др.), производственных соединений галогенов, серы, азота, углеводородов (метанол, бензол, толуол и др.), спиртов, альдегидов и др. соединений.
3. Зачистные и промывочно-
4. Причалы и места производства фумигации грузов и судов, газовой дезинфекции, дератизации и дезинсекции.
Класс II. СЗЗ размером 500 м
1. Открытые склады и места
разгрузки апатитного
2. Открытые склады и места перегрузки угля.
3. Открытые склады и места
перегрузки минеральных
4. Места перегрузки и хранения сырой нефти, битума, мазута и других вязких нефтепродуктов и химических грузов.
5. Открытые и закрытые склады и места перегрузки пека и пекосодержащих грузов.
6. Места хранения и перегрузки деревянных шпал, пропитанных антисептиками.
7. Санитарно-карантинные станции.
Класс III. СЗЗ размером 300 м
1. Открытые склады и места разгрузки и погрузки пылящих грузов (апатитового концентрата, фосфоритной муки, цемента и т.д.) при грузообороте менее 5 тыс. т в год.
2. Закрытые склады, места перегрузки
и хранения затаренного
3. Наземные склады и открытые места отгрузки магнезита, доломита и др. пылящих грузов.
4. Склады пылящих и жидких грузов (аммиачной воды, удобрений, кальцинированной соды, лакокрасочных материалов и т.д.).
5. Открытые наземные склады и места разгрузки сухого песка, гравия, камня и др. минерально-строительных материалов.
6. Склады и участки перегрузки
шрота, жмыха, копры и другой пылящей
растительной продукции
7. Склады, перегрузка и хранение утильсырья.
8. Склады, перегрузка и хранение
мокросоленых необработанных
9. Участки постоянной перегрузки скота, животных и птиц.
10. Склады и перегрузка рыбы,
рыбопродуктов и продуктов
Класс IV. СЗЗ размером 100 м
1. Склады и перегрузка кожсырья.
2. Склады и открытые места разгрузки зерна.
3. Склады и открытые места разгрузки поваренной соли.
4. Склады и открытые места разгрузки шерсти, волоса, щетины и др. аналогичной продукции.
5. Транспортно-технические схемы
перегрузки и хранения
Класс V. СЗЗ размером 50 м
1. Открытые склады и перегрузка увлажненных минерально-строительных материалов (песка, гравия, щебня, камней и др.).
2. Участки хранения и перегрузки прессованного жмыха, сена, соломы, табачно-махорочных изделий и др.
3. Склады, перегрузка пищевых продуктов (мясных, молочных, кондитерских), овощей, фруктов, напитков и др.
4. Участки хранения и налива пищевых грузов (вино, масло, соки).
5. Участки разгрузки и погрузки
рефрижераторных судов и
Содержание вредных веществ в атмосферном воздухе вокруг портов по внешней границе санитарно-защитной зоны не должно превышать уровня ПДК для воздуха населенных мест и 0,8 ПДК в районах зон рекреации.
СЗЗ или какая-либо ее часть не могут рассматриваться как резервная территория порта и использоваться для расширения промышленной площади.
В СЗЗ допускается располагать объекты порта, не загрязняющие окружающую среду (пожарное депо, бани, прачечные, помещения охраны, гаражи, склады, служебные здания, столовые, узлы технической связи, трансформаторные подстанции).
При проектировании и эксплуатации портов необходимо предусматривать устройства, которые полностью или максимально исключают выделение пыли (паров) и газов в атмосферу. При этом должны предусматриваться:
– комплексная механизация, автоматизация и дистанционное управление перегрузочными процессами, а также автоматическая сигнализация о ходе отдельных работ и операций, связанных с возможностью выделения вредностей;
– применение унифицированных специальных обеспыливающих технических средств, защитных устройств, санитарно-технических установок, высокоэффективных средств очистки выбросов, создание санитарно-защитных зон ;
– применение устройств и приборов для измерения и постоянной регистрации количества поступающих в атмосферу и акваторию вредных веществ и устройств для регулирования величин выбросов за счет изменения степени очистки и технологического режима перегрузочного процесса;
– автоблокировка перегрузочного оборудования с очистными аспирационными и другими санитарно-техническими устройствами.
При перегрузке навалочных и насыпных грузов грейферными кранами (установками циклического действия) должны соблюдаться следующие условия:
– обеспечение плавности перегрузочного цикла;
– недопущение переполнения грейфера грузом;
– наличие на грейферах, ковшах и др. емкостях, в которых осуществляется перемещение груза, соответствующих уплотнений, предотвращающих высыпание груза;
– ограничение в пределах 1,5-2,5 м высоты падения груза в местах его высыпания из грейферов;
– использование специальных пылеподавляющих насадок на бункеры, в которые высыпается груз.
На установках конвейерного транспорта для борьбы с пылеподавлением должны быть предусмотрены:
– автоматизация процесса разгрузки (погрузки) железнодорожных вагонов и автотранспорта, при которых исключается присутствие людей в запыленной зоне;
– локализация пыли в узлах разгрузки (погрузки) вагонов и автотранспорта, а также в узлах пересыпки путем устройства соответствующих укрытий, с применением аспирационных установок с очисткой удаляемого воздуха;
– применение специальных схем обеспыливания (гидрообеспыливание, обработка груза специальными веществами, снижающими его пылеобразующую способность);
– пылеподавляющие насадки на разгрузочных рукавах в узлах передачи груза на судно.
На пневмотранспортных установках по перегрузке навалочно-насыпных грузов для борьбы с пылевыделением должны обеспечиваться следующие условия:
– высокая степень герметичности трубопроводов, отсутствие в них внутренних шероховатостей, резких изгибов и переходов;
– соблюдение высокоэффективного режима работы воздуходувных машин с возможностью регулирования параметров пневмотранспортного процесса;
– эффективные пылеотделители.
В проектах портов, где будут перегружать химические опасные и пылящие фумигированные грузы, необходимо предусматривать установки для обеспыливания, дегазации, дезактивации спецодежды, спецобуви; средств индивидуальной защиты, грузовых площадок и подъемно-транспортного оборудования в соответствии с правилами МОПОГ.
Главным при районировании территории порта является принцип учета господствующего направления ветра. В соответствии с этим требованием порт должен быть расположен с подветренной стороны по отношению к городу или населенному пункту. Грузовые районы и причалы с пылевыделяющими или газовыделяющими грузами также располагают с подветренной стороны по отношению к другим районам и причалам.
Необходимо правильное сочетание порта и города.
Порты и города неразрывно связаны между собой. Более того, постройка крупного порта неизбежно вызывает к жизни и строительство сопряженного с ним жилого массива, который быстро перерастает в город; существует и обратная закономерность. Вместе с тем при стихийном развитии порта и города создается известная конкуренция между ними. Порт в своем развитии стремится занять все новые и новые участки побережья, оттесняя город от воды. В свою очередь город стремится сохранить выходы к воде для устройства парадных набережных, спортивных сооружений и пляжей. В условиях частной собственности и отсутствия перспективного планирования в этой неравной борьбе побеждают, как правило, порты. Города оказываются отрезанными от воды с вкраплением в жилые районы пылящих и отравляющих атмосферу районов порта; при этом жилые кварталы города пересекаются шумными магистралями железнодорожных и автомобильных подъездов к портовым районам. Правда, и порты в этом случае бывают настолько зажаты городскими кварталами, что не имеют достаточной территории для размещения складов и вспомогательных служб. Так развивались многие порты капиталистических стран; так развивались, например, в дореволюционное время Астраханский и Феодосийский порты. Даже в столичном Петрограде речные причалы были размещены в десятках пунктов по берегам каналов и рек среди жилых кварталов.
Современные принципы отечественного портостроения предусматривают гармоническое сочетание интересов порта и города: основные грузовые районы порта выносятся за городскую черту, а основные участки берега, примыкающие к городским кварталам, отдаются для устройства парадных набережных, парков, спортивных и бальнеологических зон.
Рис.1. Сочетание морского или водохранилищного порта с городом:
1 – город; 2 – защитная зеленая зона; 3 – оградительные сооружения; 4 – порт; 5 – железнодорожные пути; 6 – преобладающее направление ветра.
Рис. 2. Сочетание речного порта с городом (а – руслового; б – ковшевого): 1 – городские районы; 2 – защитная зеленая зона; 3 – районы порта; 4 – железнодорожные пути; 5 – пассажирские причалы.