Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 23:32, реферат
Настоящая работта посвящена построению системы моделей, охватывающей основные формализуемые проблемы водного хозяйства. Анализируется методология построения соответствующих математических задач и методов их решений, а также возможность получения решений комплексных проблем. Общая структуризация водных проблем проводится сначала по блокам и подсистемам задач, затем отдельные подсистемы подразделяются на конкретные задачи. Для этих задач дается их детальная смысловая (проблемная) постановка, а затем — математическая формулировка. После этого описываются информационные связи и необходимые банки данных, а также процесс поиска решений, выявляются возможности использования элементов существующих компьютерных технологий и программ.
Система поддержки принятия решений в водном хозяйстве
Настоящая глава посвящена
построению системы моделей, охватывающей
основные формализуемые проблемы водного
хозяйства. Анализируется методология
построения соответствующих математических
задач и методов их решений, а
также возможность получения
решений комплексных проблем. Общая
структуризация водных проблем проводится
сначала по блокам и подсистемам
задач, затем отдельные подсистемы
подразделяются на конкретные задачи.
Для этих задач дается их детальная
смысловая (проблемная) постановка, а
затем — математическая формулировка.
После этого описываются
Системные представления или компоненты СППР были введены в разделе 1.5. Они группируются по следующим направлениям: отраслевое (организационная, юридическая, финансово-экономическая, кадровая компоненты); материально-техническое (техническая компонента) ; проблемно-методическое (проблемная, математическая, программная компоненты); функционально-технологическое (технологическая, методическая, информационная компоненты).
Развитие водного хозяйства как отрасли народного хозяйства
Водное хозяйство
отрасль народного хозяйства, занимающаяся изучением, учётом, планированием комплексного использования водных ресурсов, охраной поверхностных и подземных вод от загрязнения и истощения и транспортировкой их к месту назначения (потребления). Основная задача В. х. — обеспечение всех отраслей народного хозяйства водой в необходимом количестве и соответствующего качества. По характеру использования водных ресурсов отрасли народного хозяйства делятся на водопотребителей, которые часто безвозвратно изымают воду из её источников (рек, водоёмов, водоносных пластов), — промышленность, сельское хозяйство, коммунальное хозяйство (для промышленного, бытового и с.-х. водоснабжения (См. Водоснабжение), орошения (См. Орошение), обводнения (См. Обводнение)), и водопользователей, которые обычно используют не самоё воду, а её энергию или водную среду, — гидроэнергетика, водный транспорт, рыбоводство и др. (см. Водопользование).
Отрасли народного
хозяйства предъявляют к
Лимит водопотребления
(водоотведения) - установленный
абоненту органами местного
. Влияние мелиорации на окружающую среду
Мелиоративные мероприятия наибольшее
влияние оказывают на почву (землю), воду,
естественную растительность и животный
мир, рыбные запасы, воздушную среду, ландшафты
и памятники природы. Процесс этот не был
особенно заметным, когда мелиорированные
земли занимали небольшую часть площадей
водосборов рек. Однако широкомасштабные
мелиорации поставили в число самых актуальных
вопросы рационального использования
и охраны природных ресурсов от истощения,
деградации, загрязнения.Вместе с тем
мелиорация земель, ставшая материальной
потребностью жизни общества, должна быть
направлена на улучшение природы, повышение
ее материальной и эстетической значимости
для человека, создание культурных ландшафтов.
Глубокие изменения в природной среде
происходят не только в пределах зоны
применения мелиораций, но и на прилегающих
к мелиоративным системам террриториях,
которые становятся более доступными
к освоению. Рассмотрим кратко возможное
влияние отдельных видов мелиораций на
некоторые элементы окружающей среды. Мощным комплексным фактором
воздействия на почву и на всю природу
служат оросительные мелиорации. Это мероприятие
включает изъятие воды из поверхностных
или подземных источников, устройство
оросительной сети (каналы, борозды, трубопроводы),
создание гидротехнических сооружений,
водохранилищ, систематическое внесение
в почву на орошаемых участках солей и
различных взвесей; сброс в водоемы излишних
и дренажных (промывочных) вод.Вследствие
этого разнообразны по значению и масштабам
изменения в природном комплексе орошаемой
территории. Мелеют водоемы, снижаются
уровни грунтовых вод, около подземного
водозабора уменьшается сток рек, загрязняются
поверхностные воды, повышается влажность
почвы и даже наблюдается заболачивание,
происходит чрезмерное накопление солей
в почве и зачастую засоление, исчезают
сухолюбивые и появляются влаголюбивые
виды растений и животных и др. Сброс вод
с полей орошения ведет к загрязнению
водоемов частицами почвы.Таким образом,
влияние мелиорации на окружающую среду
весьма многообразно и разносторонне.
Поэтому при осуществлении любого проекта
мелиорации земель необходимы прогноз
всех возможных последствий изменения
в природной обстановке и обязательное
планирование конкретных природоохранных
мероприятий, исключающих отрицательные
воздействия на окружающую среду.
Методика расчёта укрупнённого водохозяйственного баланса
III. Расчет водохозяйственных балансов. Водохозяйственный баланс является итогом водохозяйственных расчетов, осуществляемых при подготовке водохозяйственного обоснования Схем и проектов и определяет соотношение располагаемых водных ресурсов (объемов поверхностных и подземных вод, доступных для многолетнего гарантированного использования при существующем и проектируемом составе водохозяйственного комплекса) и расчетного водопотребления при прогнозируемом уровне развития экономики.
9. Методикой регламентируется расчет следующих видов водохозяйственных балансов:
1) проектных (перспективных), составляемых в Схемах, технико-экономических обоснованиях (ТЭО) и водохозяйственных проектах на перспективу от 5 до 20 лет;2) плановых, составляемых для оценки соответствия ресурсов и требований к воде на современном уровне развития;3) отчетных, составляемых для оценки использования водных ресурсов за отчетный период (сезон, год, многолетие);4) оперативных, составляемых для анализа и корректировки режимов использования водных ресурсов водохранилищ и водохозяйственных систем, а также осуществления оперативного водораспределения.10. Водохозяйственные балансы составляются для речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков.11. Расчет водохозяйственных балансов осуществляется по расчетным створам, являющимся замыкающими для вышерасположенных частей речного бассейна.12. Количество доступных для использования водных ресурсов в границах расчетного водохозяйственного участка определяется как сумма объема стока, поступившего с вышележащего участка рассматриваемого водного объекта и объема стока, формируемого в пределах расчетного водохозяйственного участка.Потребности в водных ресурсах для расчетного водохозяйственного участка включают потребности в водных ресурсах всех нижележащих водохозяйственных участков, а также объем экологического попуска.13. На основании расчетов водохозяйственных балансов для всех расчетных водохозяйственных участков, входящих в речной бассейн, определяется водохозяйственная обстановка соответствующего речного бассейна на всех расчетных уровнях, оценивается достаточность водных ресурсов для удовлетворения установленных водопользователям объемов допустимого забора (изъятия) водных ресурсов и возможность развития водохозяйственного комплекса в ближайшей, планируемой и отдаленной перспективе.14. Постворные водохозяйственные балансы составляются на основе расчета проектного стока в створе, замыкающем водохозяйственный участок, или транзитного стока на нижерасположенный участок, исчисляемого из распределения дефицита между участниками водохозяйственного комплекса и комплексным попуском. Распределение дефицита между участниками водохозяйственного комплекса осуществляется исходя из установленных законодательством приоритетов в использовании водных ресурсов, правил использования водных ресурсов водохранилищ и водохозяйственных систем, технико-экономических обоснований.15. При наличии в составе водохозяйственной системы на водохозяйственном участке элементов многолетнего регулирования стока водохозяйственный баланс выполняется только по многолетним гидрологическим рядам. Расчет постворных водохозяйственных балансов в иных случаях - по многолетнему ряду, либо по расчетным годам, близким по водности к характерной обеспеченности на всех водохозяйственных участках речного бассейна.
Можно выделить следующие водоохранные мероприятия, проводимые в ЗСО: общие подлежащие выполнению во всех трех поясах; дополнительные, только по первому и второму поясам и дополнительные, только по первому поясу.
Водоохранные мероприятия.
К общим мероприятиям относятся: 1) выявление и ликвидация (или восстановление) всех бездействующих, старых, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в отношении возможности загрязнения водоносного горизонта; 2) регулирование бурения новых скважин и любого нового строительства при обязательном согласовании с местными органами санитарно-эпидемиологической службы, геологического контроля и по регулированию использования и охране вод; 3) запрещение закачки отработанных вод в подземные горизонты, подземного складирования твердых отходов и разработки недр земли, которая может привести к загрязнению водоносного горизонта; 4) своевременное выполнение необходимых мероприятий по санитарной охране поверхностных водотоков и водоемов, имеющих непосредственную гидравлическую связь с используемым водоносным горизонтом; 5) запрещение размещения накопителей промышленных стоков, шламохранилищ, складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, а также других объектов, представляющих опасность химического загрязнения подземных вод. К ним следует отнести крупные животноводческие объекты и птицефабрики, являющиеся источниками стойкого нитратного загрязнения. Размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищенных подземных вод, а также при условии проведения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения и по согласованию с перечисленными выше организациями санитарного, геологического и водного контроля.На территории третьего пояса устанавливается строгий санитарный надзор за использованием пестицидов и биологических средств борьбы с вредителями и болезнями растений, не допускается также применение высокотоксичных, стойких в почве и кумулятивных веществ.Во втором и третьем поясах, кроме мероприятий, общих для всех поясов и перечисленных выше, необходимо проводить следующие дополнительные мероприятия:
1) запрещается размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации и фильтрации, земледельческих полей орошения, сооружений подземной фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий, а также других сельскохозяйственных объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод; запрещаются также применение удобрений и ядохимикатов и промышленная рубка леса; 2) санитарное благоустройство территории населенных пунктов и других объектов (создание канализационной сети, устройство водонепроницаемых выгребов и др.)-По первому поясу ЗСО дополнительно к перечисленным мероприятиям предусматриваются следующие: 1) территория пояса должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, огорожена и обеспечена постоянной охранной; 2) запрещаются все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водозабора и водопроводных сооружений, в том числе .жилых и хозяйственных зданий, прокладка трубопроводов различного назначения, проживание людей (в том числе работающих на водопроводе), а также применение ядохимикатов и удобрений; 3) здания должны быть канализованы с отведением сточных вод в систему канализации или на местные очистные сооружения, расположенные за пределами первого пояса с учетом санитарного режима на территории второго пояса ЗСО. В исключительных случаях, при отсутствии канализации, устраиваются водонепроницаемые приемники для бытовых отходов и нечистот; 4) предусматривается строгое выполнение санитарно-технических требований к конструкции водозаборных и наблюдательных скважин; .5) водозаборные скважины должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации производительности, предусмотренной при проектировании водозабора и обосновании границ ЗСО.
Состав указанных выже основных и дополнительных санитар-но-оздоровительных и защитных мероприятий на территории ЗСО при соответствующем обосновании может быть уточнен и расширен применительно к конкретным гидрогеологическим условиям с учетом современного и перспективного народнохозяйственного использования территории в районе ЗСО.На реках и водоемах, входящих в ЗСО водозаборов подземных вод, предусматриваются следующие водоохранные мероприятия. По первому поясу ЗСО:1) акватория должна ограждаться бакенами (буями) и другими предупредительными знаками; 2) запрещается спуск любых сточных вод, а также купание, стирка белья, водопой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды. По второму и третьему поясам: 1) запрещается отведение в реки и водоемы сточных вод, не отвечающих требованиям правил охраны поверхностных водоемов от загрязнения сточными водами; 2) выявляются объекты, загряз- -няющие водоем, с составлением планов осуществления водоохранных мероприятий и определением сроков их выполнения; 3) регулируется и ограничивается отведение территории для нового строительства жилых, промышленных и сельскохозяйственных объектов, создание и эксплуатация которых связаны с повышением степени опасности загрязнения сточными водами поверхностных вод.По второму поясу ЗСО, кроме указанных мероприятии, предусматривается также следующее:1) запрещается расположение объектов, обусловливающих опасность химического (накопители промышленных стоков, шла-мохранилища, склады горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений и др.) и микробного (поля ассенизации и фильтрации, земледельческие поля орошения, кладбища, скотомогильники, навозохранилища, животноводческие и птицеводческие предприятия и др.) загрязнений подземных вод, применение удобрений и ядохимикатов, промышленная рубка леса, добыча из водоема песка и проведение дноуглубительных работ, создание пастбищ в прибрежной полосе шириной не менее 300 м; 2) санитарное благоустройство территории населенных пунктов и других объектов (создание канализационной системы, устройство водонепроницаемых выгребов); 3) выполнение мероприятий по предупреждению загрязнений, вносимых водным транспортом; 4) обеспечивается специальный режим испольаования поверхностных вод для купания, туризма, водного спорта, рыбной ловли и т. д.
При выяснении эффективности водоохранных мероприятий в ЗСО нельзя ограничиваться наблюдениями за составом воды только в водозаборных скважинах; необходим, особенно для крупных водозаборов подземных вод, гидрогеологический контроль на всей площади ЗСО, что позволит своевременно принять дополнительные меры для сохранения качества воды в водозаборе.
Информация о работе Развитие водного хозяйства как отрасли народного хозяйства