Адменистративное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:54, контрольная работа

Описание работы

Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер.
Некоторые ученые – административисты представляют административную ответственность как систему общественных отношений, обеспечивающих исполнение административно – правовой обязанности правонарушителя отвечать за свое противоправное и виновное деяние, которая реализуется посредством применения мер государственного принуждения. Другие считают, что суть (содержание) административной ответственности заключается в непосредственном наложении наказаний, предусмотренных данным видом юридической ответственности. Попытка определить административную ответственность путем ее переадресовки к правонарушителю представляется ошибочной

Содержание работы

Введение
Понятие и признаки административной ответственности как вида юридической ответственности
Виды административной ответственности
Особенности административной ответственности
Основания и порядок применения мер административной ответственности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Административное право_Юрьев.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

6. При преобразовании юридического  лица одного вида в юридическое  лицо другого вида к административной  ответственности за совершение  административного правонарушения  привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

7. В случаях, указанных в частях 3 - 6 настоящей статьи, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

8. Административные наказания,  назначенные в соответствии с  пунктами 2 - 4 части 1 статьи 3.2 настоящего  Кодекса юридическому лицу за  совершение административного правонарушения  до завершения реорганизации  юридического лица, применяются с учетом положений частей 3 - 6 настоящей статьи.

9. В случае совершения  административного правонарушения  единоличным исполнительным органом  юридического лица, имеющим статус  юридического лица, административное  наказание назначается ему в  пределах санкции, предусмотренной для юридических лиц. (часть девятая введена Федеральным законом от 09.02.2009 N 9-ФЗ).

 

 

3. Особенности административной  ответственности

 

Как самостоятельному виду юридической ответственности административной ответственности присущи свои особенности. Они следующие:

1)   административные наказания  налагаются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц;

2)   административные наказания  налагаются не в порядке подчиненности по службе;

3)   факт наложения административного наказания не влечет судимости или увольнения с работы (но имеет иные юридические последствия);

4)   законодательством предусмотрен  упрощенный порядок наложения административных наказаний;

5)   порядок привлечения к  административной ответственности  регламентируется нормами административного права. [4]

Также особенность административной ответственности состоит в том, что исключительно широк правовой аспект регулируемых общественных отношений. Административное принуждение и  административная ответственность  предназначены для защиты личности, охраны прав и свобод человека и гражданина, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты общественной нравственности, охраны окружающей среды, установленного порядка общественной безопасности, собственности, защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений.

С другой стороны, административная ответственность применяется за нарушение не каждой нормы административного  права, а тех из них, которые содержат указание на административную ответственность.

Административная ответственность  используется как важное средство правоохраны, борьбы с особым видом нарушений – административными правонарушениями, которые хотя и не так опасны, но встречаются гораздо чаще, чем преступления. Их опасность заключается не только в характере самих противоправных действий или бездействия, но и в значительной распространенности, их «массовости», охватывающей многие миллионы административных правонарушений.

По своей сущности административная ответственность  представляет собой воздействие, оказываемое  полномочным органом государства, на лицо, совершившее административное правонарушение. Цель этого воздействия состоит в воспитании виновного, а также в предупреждении совершения в дальнейшем административных правонарушений как лицами, привлеченными к административной ответственности, так и другими гражданами.

В установлении административной ответственности имеется одна существенная особенность, не известная другим видам  юридической ответственности. Состоит  эта особенность в том, что  участие в установлении административной ответственности по некоторым видам правонарушений принимают местные представительные и исполнительные органы государственной власти и управления.

 

Административная ответственность  отличается своим субъектным составом. Субъектами этого вида ответственности  являются как физические лица, так и юридические лица – предприятия, организации, учреждения.[5]

Новой, определяющей принципиальные положения, касающиеся юридических  лиц как субъектов административной ответственности, является ст.2.10. КоАП РФ. В ней говорится, что юридические  лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, определенных статьями раздела ІІ данного Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае, если в статьях разделов І, ІІІ, ІV, V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в ранней мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

В ст.2.1. КоАП РФ разделяется  ответственность юридического и  физического лица за одно и то же правонарушение, если законом предусмотрены  санкции за аналогичный состав правонарушения, применяемые одновременно к физическому и юридическому лицу. Равным образом, привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности юридическое лицо.[6]

Еще одно немаловажное отличие административной ответственности от других видов юридической ответственности состоит в том, что поскольку некоторые административные правонарушения граничат с преступлениями, важно учитывать те указанные в законодательстве критерии, с помощью которых их можно отличить друг от друга.

Таким критерием часто  является наличие или отсутствие тяжких последствий. Например, если нарушение  транспортных правил повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, оно рассматривается как преступление, а если тяжких последствий нет, то, как административное правонарушение. Критерием может быть размер ущерба, причиненного правонарушением.

Основная особенность  административной ответственности  состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами - административные наказания.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном нарушении, могут освободить лицо, совершившее  административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст.2.9. КоАП РФ). Установление в законе такой меры наказания как устное замечание, дает возможность говорить о неотвратимости реагирования на каждое правонарушение, в том числе и малозначительное.[7]

 

 

 

 

 

4. Основания и порядок  применения мер административной  ответственности

 

Основаниями административной ответственности являются:

Нормативное основание  – нарушение административно-правового  запрета (КоАП РФ или законодательство субъекта РФ об административных правонарушениях).

Фактическое основание  – совершение административного правонарушения.

Процессуальное основание  – издание правоприменительного акта.[8]

Производство по делам  об административных правонарушениях  предусматривает последовательное осуществление процессуальных действий на определенных его стадиях.

Стадия производства по делам об административных правонарушениях  – относительно самостоятельная  часть производства, которой присущи  конкретные задачи, состав участников производства, процессуальное оформление результатов.

В административно-правовой литературе различают четыре стадии по административным правонарушениям:

первая – возбуждение  административного дела и направление  его по подведомственности (административное расследование);

вторая – рассмотрение административного дела компетентным органом (должностным лицом) и принятие соответствующего решения;

третья – обжалование  и опротестование решения (пересмотр постановления);

четвертая – исполнение постановления, вынесенного по административному делу.

Эти стадии нашли свое нормативное закрепление в р. ІV-V КоАП РФ. Каждая стадия производства имеет свои этапы, т.е. часть производства, которая характеризуется разрешением  определенной задачи в рамках одной стадии.

Возбуждение административного дела и направление его по подведомственности. На этой стадии устанавливаются все обстоятельства дела (дата и место совершения правонарушения, сведения о личности правонарушителя, существо административного правонарушения и другие), которые фиксируются в протоколе об административном правонарушении.

Возбуждение дела об административном проступке, как правило, оформляется  составлением протокола или постановления о правонарушении.

Единственным правовым основанием для возбуждения производства по делам об административных правонарушениях является наличие в действиях виновного состава нарушения, предусмотренного нормой материального административного права.

Поводом к возбуждению  дела об административном правонарушении служат:

1)   непосредственное  обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2)   поступившие  из правоохранительных органов,  а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

 

3)   сообщения и  заявления физических и юридических  лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

4)   сообщения и  заявления собственника имущества  унитарного предприятия, органов  управления юридического лица, арбитражного  управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве – собрания (комитета) кредиторов.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии  хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для  возбуждения производства по делу об административном правонарушении и принятия решения по нему. По окончании предварительной подготовки протокол и другие материалы о правонарушении направляются органу или должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении. Законодатель также в ст.28.6 КоАП РФ предусматривает случаи назначения административного наказания без составления протокола.

В случаях, если после  выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование по месту совершения или выявления административного правонарушения.

Законодатель определяет, что срок проведения административного  расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, на срок не более одного месяца, а по делам, о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного органа на срок не более шести месяцев.[9]

По окончании административного  расследования составляется протокол об административном правонарушении, либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Протокол или постановление  прокурора об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать  дело, в течение суток с момента  составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесении).

 

 

 

 

Рассмотрение дела об административном правонарушении.

 

Законодатель определяет обстоятельства, исключающие возможность  рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиально органа, должностным лицом. К таким обстоятельствам относятся: родство с лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя, а также личная заинтересованность (прямая или косвенная) в разрешении дела.

Информация о работе Адменистративное право