Административная ответственность за нарушения требований промышленной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 21:32, контрольная работа

Описание работы

Административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина. Ответственность несут и субъекты, и объекты управления. Она связана с задачами, функциями, правами и обязанностями каждого из них. Применительно к органам управления и должностным лицам она тесно связана с компетенцией.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 28
Административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина. Ответственность несут и субъекты, и объекты управления. Она связана с задачами, функциями, правами и обязанностями каждого из них. Применительно к органам управления и должностным лицам она тесно связана с компетенцией. Когда принимается решение, должно быть совершенно ясно, кто несет за него ответственность. И точно так же должно быть ясно, кто несет ответственность, если назревшее решение не принимается или затягивается. Эти положения приобрели еще большую актуальность в современных условиях, на крутом переломе в жизни страны, когда поставлена цель достичь качественно нового состояния общества. 28
Идеи административной ответственности, ее неотвратимости, законности, справедливости и гуманности находят все большее применение в законодательстве, хотя вместе с тем стало больше объективных препятствий для их реализации. 28
Все административное законодательство выдвигает на первый план законные интересы человека и гражданина, обеспечение и защиту его прав и свобод, закрепленных Конституцией. По существу, гражданин с его разнообразными интересами и запросами во все возрастающей степени получает административно-правовую поддержку со стороны исполнительных органов общей и правоохранительной компетенции. Образно говоря, он повседневно «общается» именно с нормами административного права, находя в них необходимый ответ на волнующие его вопросы, а также защиту от посягательств на свой правовой статус. 29
Административным правонарушением признается посягающее на государственный или общественный порядок, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. 29
Административное взыскание - мера ответственности правонарушителя за совершенное им административное правонарушение. 29
Административная ответственность применяется более широко, чем уголовная или дисциплинарная. Так как административные правонарушения совершаются чаще, чем преступления и дисциплинарные проступки. В связи с этим необходимо постоянно совершенствовать и обновлять законодательство об административной ответственности. Промышленная безопасность - одно из ключевых понятий, когда дело касается опасных производств. Действующий сейчас в нашей стране закон, касающийся данной сферы, обязывает каждый производственный объект, попадающий в категорию опасных, пройти соответствующую экспертизу и получить разрешение на работу. Однако промышленная безопасность - это сложное комплексное понятие, которое включает в себя практически все аспекты, касающиеся деятельности предприятия. Поэтому многие компании обращаются к помощи консультирующих организаций, которые помогают осуществить подготовку к проверке. 30
На начальном этапе промышленная безопасность оценивается по проектной документации, относящейся к зданиям, сооружениям и техническим устройствам предприятия. Кроме того, в пакете документов, представленном на рассмотрение экспертной комиссии обязательно должна присутствовать декларация промышленной безопасности. В нее предприятие, эксплуатирующее опасный производственный объект, обязано внести достоверную информацию относительно возможных рисков, мероприятий по предотвращению аварий и ликвидации их последствий. 30
1. Понятие административной ответственности 31
Административная ответственность это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще. 31
В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему: 31
1) Административная ответственность - это правовая ответственность. 31
Она устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права, в отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная законодательством о труде; а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенность положения отдельных категорий рабочих и служащих; материальная ответственность законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях нормами административного права. 31
2) Основанием административной ответственности является административное правонарушение и наличие соответствующей нормы, предусматривающей эту административную ответственность. 31
Административная ответственность наступает только в том случае, если конкретное правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с законодательством уголовную ответственность. Основанием уголовной ответственности является преступление; дисциплинарной - дисциплинарный проступок; материальной - причинение материально

Файлы: 1 файл

Админист.ответственность.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

Административный  проступок — деяние виновное (в  форме умысла или неосторожности). Это условие привлечения к  ответственности обязательно во всех видах юридической ответственности.

При этом не менее обязательным является требование о том, что доказывание  виновности правонарушителя возложено  на органы (должностные лица), привлекающие к ответственности, а доказывать свою невиновность правонарушитель  не обязан. Кодекс об административных правонарушениях содержит статьи с обеими формами вины. Есть нарушения, которые могут быть и умышленными и неосторожными, например, нарушение тех же правил дорожного движения, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, повреждение транспортных средств или иного имущества (ст. 116 КоАП); нарушение правил административного надзора (ст. 168 КоАП) и др. Кодекс предлагает при определении вины учитывать обстоятельства, смягчающие   ответственность   (чистосердечное   раскаяние   виновного, предотвращение виновным вредных последствий правонарушения и другие – ст. 33 КоАП) и обстоятельства, отягчающие ответственность (ст. 34 КоАП: продолжение противоправного поведения, несмотря на требования уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию и другие).

Еще один признак административного  правонарушения - наказуемость, т.е.  общественно-опасное деяние,  запрещенное  законом,  признается административным правонарушением в том случае, если за его совершение предусматривается административная ответственность. Закон хочет тем самым подчеркнуть, что если нет решения о привлечении к административной ответственности, нет и административного проступка, хотя деяние, возможно и имело место, но в силу относительной его малозначительности, изменение обстановки или в положении правонарушителей не сочтено нужным привлекать лицо к административной ответственности. В таком случае считается и не имевшим место административный проступок.

В числе  оснований административной ответственности  второго рода есть проступки особые, т.е. такие, которые, будучи фактически деянием одним, квалифицируются  законом, однако, как проступки одновременно как административные, так и дисциплинарные, иначе говоря, проступки административно-дисциплинарные. С точки зрения служебной дисциплины это - рядовой, нередко встречающийся дисциплинарный проступок, за который выносится дисциплинарное взыскание (замечание, выговор и другие, вплоть до увольнения с занимаемой должности), с точки же зрения органа, осуществляющего надзор за соблюдением трудового законодательства, это деяние определяется ст. 41 КоАП еще и как административный проступок, влекущий наложение на тоже лицо административного штрафа.

Для   наличия   административного   правонарушения   необходима совокупность всех названных выше признаков. Отсутствие любого из них исключает привлечение  к административной ответственности.

2. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1 Требования к техническим устройствам на опасном производственном объекте

Технические устройства, применяемые на опасном  производственном объекте:

1. Технические  устройства, в том числе иностранного  производства, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат сертификации на соответствие требованиям промышленной безопасности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Перечень  технических устройств, применяемых  на опасных производственных объектах и подлежащих сертификации, разрабатывается и утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Сертификацию  технических устройств, применяемых  на опасных производственных  объектах, проводят организации,  аккредитованные федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.

3. Правила  проведения сертификации устанавливаются  федеральным органом исполнительной  власти по стандартизации, метрологии  и сертификации совместно с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.

4. Общий  порядок и условия применения  технических устройств на опасном  производственном объекте устанавливаются  Правительством Российской Федерации.

5. Технические  устройства, применяемые на опасном  производственном объекте, в процессе  эксплуатации подлежат экспертизе  промышленной безопасности в  установленном порядке.

          2.2 Нарушение требований промышленной безопасности

В соответствии со Статьей 9.1. «Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов» Кодекс РФ Об административных правонарушений (Федеральный закон № 196 от 30.12.2001г.):

         1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

          2. Нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

3. Грубое нарушение  условий, предусмотренных лицензией на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (часть третья введена Федеральным законом от 02.07.2005 N 80-ФЗ)

В соответствии со Статьей 5 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Федеральный закон № 116 от 21.07.1997г.):

1. В  целях осуществления государственной  политики в области промышленной  безопасности Президент Российской  Федерации или по его поручению  Правительство Российской Федерации  определяет федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, и возлагает на него осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности. Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, имеет подведомственные ему территориальные органы, создаваемые в установленном порядке.

2. Федеральные  органы исполнительной власти, которым в соответствии с федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно - правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, обязаны согласовывать принимаемые ими нормативные правовые акты и нормативные технические документы, а также координировать свою деятельность в области промышленной безопасности с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.

В соответствии со Статьей 16. Федеральный надзор в  области промышленной безопасности:

1. Федеральный  надзор в области промышленной  безопасности организуется и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях проверки выполнения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности.

2. Федеральный  надзор в области промышленной безопасности осуществляется на принципах самостоятельности и независимости от поднадзорных организаций.

3. Федеральный  надзор в области промышленной  безопасности осуществляют федеральный  орган исполнительной власти, специально  уполномоченный в области промышленной безопасности, его территориальные органы и другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Должностные  лица федерального органа исполнительной  власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, при исполнении своих должностных обязанностей имеют право:

•  посещать организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты;

•  знакомиться с документами, необходимыми для проверки выполнения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности;

•  осуществлять проверку правильности проведения технических расследований инцидентов на опасных производственных объектах, а также проверку достаточности мер, принимаемых по результатам таких расследований;

•  выдавать организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, предписания об устранении выявленных нарушений требований промышленной безопасности;

•  давать в пределах своих полномочий указания в области промышленной безопасности, в том числе о необходимости осуществления экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;

•  выдавать организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, предписания о приостановке работ, ведущихся с нарушением требований промышленной безопасности, при необходимости опечатывать опасные производственные объекты, помещения на указанных объектах или технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах, а в случае угрозы жизни и здоровью работников давать указания о выводе людей с рабочих мест;

•  привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушениях требований промышленной безопасности, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;

•  выступать в установленном порядке в суде или в арбитражном суде представителем федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, или его территориального органа по искам о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу других лиц вследствие нарушений требований промышленной безопасности;

•  осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации действия, направленные на обеспечение промышленной безопасности.

Ответственность за административные правонарушения в  промышленной безопасности несут должностные лица этих органов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под   административной   ответственностью   понимается   такая разновидность  юридической  ответственности  (наряду  с  уголовной, дисциплинарной, материальной), которая выражается в применении полномочными   органами   и   должностными   лицами   конкретных административно правовых санкций (административных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения.

С другой стороны административная ответственность  является составной частью административного принуждения и обладает всеми его качествами (осуществляется субъектами исполнительной власти в рамках внеслужебного подчинения и др.).

Административная  ответственность обладает рядом  черт отличающих ее от других видов юридической ответственности. Можно назвать такие ее специфические черты:

основанием   административной    ответственности   является административное    правонарушение    (уголовной    -    преступление, дисциплинарной - дисциплинарный проступок, материальной - причинение материального вреда);

- административные  проступки менее вредны, чем преступления. За административные  правонарушения   предусмотрены   административные  взыскания (за преступления - уголовные  наказания, за дисциплинарные  проступки - дисциплинарные взыскания, материальная ответственность выражается в имущественных санкциях);

административная  ответственность  устанавливается  законами, подзаконными   актами,   либо   их   нормами   об   административных правонарушениях  (уголовная  ответственность  устанавливается только законами, дисциплинарная - законодательством о труде, а также различными законами и подзаконными актами, материальная ответственность -гражданским законодательством, а в отдельных случаях - нормами административного права);

- в  установлении административной  ответственности имеется одна  существенная особенность, не  известная другим видам юридической  ответственности. Состоит эта  особенность в том, что участие  в установлении административной  ответственности по некоторым  видам правонарушений принимают     местные представительные и исполнительные органы государственной власти и управления.

Информация о работе Административная ответственность за нарушения требований промышленной безопасности