11.
Административно-правовой статус граждан
РФ
Права и обязанности граждан
в сфере административного права
в основном производны от конституционных
и конкретизируются во многих законах
и подзаконных актах.
Согласно Конституции - человек, его
права и свободы являются высшей
ценностью. Признание, соблюдение и защита
прав и свобод человека и гражданина --
обязанность государства. Каждый гражданин
России обладает на ее территории всеми
правами и свободами и «несет равные обязанности»,
предусмотренные Конституцией.
Административно-правовой статус граждан
Российской Федерации, составляющий важнейшую
часть их общего правового статуса
и закрепленный во многих законах
и подзаконных актах состоит
в следующем:
комплекс их прав и обязанностей,
закреплённых нормами административного
права;
гарантии реализации этих прав и
обязанностей, включая их охрану законом
и механизм защиты органами государства
и местного самоуправления;
Правовые акты, относящиеся к
установлению административно-правового
статуса человека и гражданина,
могут быть подразделены в зависимости:
~ от принципа разделения властей
- на акты органов законодательной
власти и акты органов исполнительной
власти;
~ от юридической силы - на законы
и подзаконные акты;
~ от характера компетенции издающих
их органов - на акты органов
общей, отраслевой и межотраслевой компетенции.
В правовых актах не отождествляется
правовой статус личности (человека) и
гражданина Российской Федерации. Гражданин
обладает большим объемом прав и
обязанностей, чем человек как
таковой. Лица, не являющиеся гражданами
Российской Федерации, не имеют некоторых
прав и обязанностей, принадлежащих ее
гражданам.
В формировании и реализации составляющих
административно-правового статуса
граждан России, помимо Конституции
Российской Федерации, большое значение
имеют органы государственного управления
и местного самоуправления. В пределах
предоставленной компетенции они:
издают правовые акты, влияющие на
содержание статуса граждан, влекущие
приобретение ими прав и обязанностей
в той или иной сфере (например,
реализация права на образование предполагает
издание акта о зачислении в учебное заведение);
организуют исполнение законов, имеющих
непосредственное отношение к административно-правовому
положению граждан;
помогают гражданам в реализации
их конкретных субъективных прав (например,
в вопросах социальной защиты);
осуществляют охрану прав и свобод
граждан.
Большинство основных (конституционных)
прав граждан нуждается в административно-правовом
обеспечении. А если они не подкреплены
административно-правовыми нормами,
то зачастую становятся благими пожеланиями,
красивыми обещаниями. Так, нормы Федерального
закона "О порядке выезда из Российской
Федерации и въезда в Российскую Федерацию",
закрепив право граждан России на получение
заграничного паспорта, процедуру его
получения и ряд других вопросов, урегулировали
административно-правовой механизм реализации
конституционного права на выезд из России
и въезд в нее. Статья 33 Конституции РФ
закрепляет право граждан России обращаться
в государственные и муниципальные органы.
Очевидно, что для реализации этого права
нужен федеральный закон, закрепляющий
порядок его осуществления. Необходимо
уточнить круг субъектов соответствующих
отношений: могут ли обращаться в органы
публичной власти лица, не являющиеся
гражданами России, можно ли обращаться
в частные организации, к тому же нужно
решить вопрос об ответственности за бюрократическое
отношение к обращениям граждан.
Таким образом, административное право
конкретизирует права и обязанности
граждан, устанавливаемые конституционным
правом, и делает это при помощи органов
государственного управления и местного
самоуправления.
Под административной правоспособностью
гражданина понимается признаваемая за
ним законом возможность быть
субъектом административного права,
иметь права и обязанности административно-правового
характера. Она возникает с момента рождения
гражданина и прекращается с его смертью.
Административная правоспособность граждан
не может быть отчуждаема и передаваема.
Её объём изменяется лишь законом. Для
отдельных граждан эта правоспособность
может быть временно ограниченна в случаях
и в порядке, определяемых законодательством,
например, в связи с совершением уголовного
или административного правонарушения,
за которые закон предусматривает санкции
в виде лишения свободы, лишение специальных
прав и другие правоограничения.
Конституцией Российской Федерации
обозначены виды прав и свобод, не подлежащих
ограничению (право на жизнь, на неприкосновенность
частной жизни, свобода совести
и др.)
Права и обязанности граждан
по содержанию можно подразделить на две
группы:
статусные, указывающие на положение
гражданина в социальной структуре
страны;
адекватные тем сферам, в которых
права и обязанности могут
реализовываться.
Одним из прав граждан, находящихся
в административной правовой сфере,
является право на хранение и ношение
определённых видов оружия. Оно реализуется
Федеральным Законом от 13.12.96 "Об оружии"
и контролируется органами внутренних
дел. Так, для получения лицензии на приобретение
оружия гражданин Российской Федерации
обязан представить в орган внутренних
дел по месту жительства заявление по
установленной форме, медицинское заключение
об отсутствии противопоказаний к владению
оружием, связанных с нарушением зрения,
психическим заболеванием, алкоголизмом
или наркоманией, и документ, подтверждающий
гражданство Российской Федерации.
Административная дееспособность
гражданина - признаваемая за ним способность
своими личными действиями: а) приобретать
права и обязанности административно-правового
характера; б) осуществлять их. Такая
дееспособность включает также способность
гражданина лично нести ответственность
за совершенные правонарушения в соответствии
с действующими правовыми актами.
Вся система административно-правовых
отношений, субъектами которых могут
быть граждане, определяется их административной
правоспособностью. Но возникают они в
процессе реализации гражданами своих
субъективных прав и юридических обязанностей
как по собственной инициативе, так и в
порядке одностороннего волеизъявления
органа государственного управления,
местного самоуправления или его должностного
лица. При этом в осуществлении субъективных
прав инициатива преимущественно принадлежит
гражданам.
6.1. Административно-правовой статус
иностранных граждан и лиц
без гражданства
Иностранный гражданин – лицо, не являющееся
гражданином Российской Федерации и имеющее
гражданство (подданство) иностранного
государства.
Лицо без гражданства – лицо,
не являющееся гражданином Российской
Федерации и не имеющее доказательств
наличия гражданства иностранного
государства.
Для пребывания иностранных граждан
и лиц без гражданства на территории
Российской Федерации существуют национальный
режим и режим наибольшего
благоприятствования.
Иностранные граждане и лица без
гражданства пользуются в Российской
Федерации правами и несут обязанности
наравне с гражданами Российской Федерации,
кроме случаев, установленных федеральным
законом или международными договорами
РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции).
Классификация иностранных граждан:
- по сроку пребывания на территории Российской Федерации:
- постоянно проживающие на территории Российской Федерации – иностранные граждане, имеющие разрешение и вид на жительство, выданное органами внутренних дел;
- временно пребывающие на территории Российской Федерации
– иностранные граждане, находящиеся
на территории Российской Федерации на
иных законных основаниях;
- следующие через территорию Российской Федерации транзитом;
- по степени подчиненности юрисдикции РФ:
- граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом;
- граждане, не обладающие дипломатическим иммунитетом;
- военнослужащие иностранных воинских частей, экипажей военных кораблей, самолетов военно-воздушных сил (ВВС);
- члены официальных государственных, межпарламентских, межправительственных делегаций, миссий;
- граждане, служащие в международных организациях;
- граждане, работающие по контрактам с российскими учреждениями, предприятиями, организациями;
- свидетели и иные лица, статус которых определен международными договорами РФ;
- по целям нахождения на территории Российской
Федерации:
- работники дипломатических и консульских учреждений, международных организаций;
- корреспонденты и журналисты, аккредитованные в Российской Федерации;
- преподаватели в учебных заведениях;
- лица, относящиеся к иностранной рабочей силе, – трудящиеся
эмигранты;
- лица, находящиеся на лечении и отдыхе, и т. д.
Особенности административно-правового
статуса иностранных граждан и лиц без
гражданства:
- не могут быть приняты на государственную службу, занимать должности в органах государственной власти
и местного самоуправления, связанные
с наличием гражданства Российской Федерации;
- не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;
- не могут участвовать в отправлении правосудия;
- не обладают ни активными, ни пассивными избирательными правами;
- не имеют права участвовать в референдуме;
- на них не распространяется воинская обязанность;
- не могут быть членами политических общественных объединений;
- за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только иностранные граждане и лица без гражданства
(нарушение режима пребывания);
- только к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются некоторые административные взыскания (административное выдворение);
- могут въезжать на территорию Российской Федерации при наличии специальных разрешений
(исключение составляют граждане Содружества
Независимых Государств (СНГ), с которыми
заключено соглашение о безвизовом порядке
въезда и выезда);
- проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных разрешений;
- устанавливаются ограничения в передвижении и в выборе места пребывания и жительства (пограничная зона, специальные охраняемые территории);
- по территории, открытой для иностранцев, могут свободно перемещаться при условии уведомления об этом органов внутренних дел;
- могут приобретать гражданское оружие по лицензии, выданной органами внутренних дел, но только на основании ходатайств представительств государств, гражданами которых они являются, и при условии вывоза ими оружия с территории Российской Федерации – в течение пяти дней со дня
приобретения;
- при наличии обстоятельств, установленных законодательством, выезд из Российской Федерации может быть не разрешен.
Административное правонарушение —
противоправное, виновное действие или
бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных
правонарушениях установлена административная ответственность.
Объектами посягательства при административных
правонарушениях могут являться
собственность, здоровье населения
и общественная нравственность, общественный
порядок, экология и т. д.
Признаки
административного правонарушения
- противоправность - заключается в совершении деяния, нарушении нормы административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового),
охраняемых мерами административной ответственности.
- виновность - противоправные деяния являются административным правонарушением только в том случае, если имеет место вина данного лица, т.е. содеянное было совершено умышлено или по неосторожности.
- наказуемость деяния - т.е. за содеянное наступает административная ответственность.
Отличия
от иных видов правонарушений
Административные правонарушения
отличаются от преступлений тем, что их совершение
не наносит существенного вреда обществу, они не обладают признаком
общественной опасности в том смысле,
который вкладывается в это понятие уголовным законодательством.
Некоторые деяния (например, хищение или нарушение авторских прав)
могут признаваться как правонарушением,
так и преступлением в зависимости от
степени причинённого вреда или других
обстоятельств.
Состав
административного правонарушения
Как и состав преступления, состав
административного правонарушения образуют
четыре элемента:
- Объект правонарушения — те общественные отношения, которые
оно нарушает.
- Объективная сторона правонарушения — признаки конкретного деяния, его возможные последствия, причинная связь между деянием
и последствиями.
- Субъект правонарушения — физическое (в том числе должностное) лицо, обладающее
признаком вменяемости и достигшее определённого
(в России — 16-летнего) возраста
или юридическое лицо.
- Субъективная сторона правонарушения — вина в форме умысла или неосторожности,
цель.
Ответственность
за административное правонарушение
Совершение административного
правонарушения служит основанием для
применения особых мер ответственности: административного наказания.
Основной формой такого наказания является штраф, но могут предусматриваться
и иные меры: предупреждение, лишение специального права
(например, права управления транспортным
средством), приостановление деятельности
организации, административный арест и другие.
Административное
расследование
В случаях когда после выявления
административного правонарушения
возникает потребность в осуществлении
экспертизы или иных процессуальных
действий, требующих значительных временных
затрат, проводится административное
расследование (например, правонарушения
в области антимонопольного законодательства,
налогов и сборов, таможенного дела, дорожного
движения и т.п.), являющееся самостоятельной
стадией производства. Оно проводится
по месту совершения или выявления административного
правонарушения. Его срок не может превышать
один месяц с момента возбуждения дела.
В исключительных случаях вышестоящими
должностными лицами этот срок может быть
продлен на срок не более одного месяца,
а по делам о нарушении таможенных правил
- до шести месяцев.