Административные методы управления. Недостатки их применения и пути совершенствования на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Общество с момента возникновения нуждается в управлении социальными процессами, воспроизводством социальной и духовной жизни. Управление производством связано с общественным характером труда. Оно обособилось в самостоятельный вид деятельности в ходе разделения труда, кооперации и расширения масштабов производства. Это процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на его объект для достижения определенных результатов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……3
1. Понятие, сущность административных методов управления……………..5
2. Классификация административных методов управления…………………7
3. Нормативно-правовая база административных методов управления…..11
4.Недостатки применения административного метода управления………….14
5. Пути совершенствования административных методов управления ……...19
6.Практическая часть……………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………..27
Список литературы…………………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

Курсовая Менедж.Административные методы управления.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

- не противоречить ранее данным по тому же вопросу указаниям или распоряжениям вышестоящих субъектов управления (если они не противоречат закону);

- подвергаться своевременной корректировке, если отданные ранее распоряжения оказались ошибочными или не совсем удачными.

В любом случае указанные  методы дают ощутимый результат только при соблюдении общих для них требований:

    1. объективности (с точки зрения объекта управления);
    2. научной обоснованности;
    3. конкретности (для объекта управления);
    4. системности;
    5. соответствия правовым и морально-нравственным нормам (с учетом моральных норм объекта управления);
    6. воспитательной направленности.

Таким образом, организационное  воздействие руководителя на процесс  управления – это, по сути, влияние  руководителя на коллектив в целом  и личность в частности. Чаще происходит подчинение одной воли другой. Однако формы такого подчинения должны носить самый благожелательный характер, способствовать прогрессу в коллективе и не вызывать нежелательных эмоций типа унижения, неловкости, досады, раздражения или стрессов, что исключает всякое взаимоотношение управляющей у управляемой систем.

3. Нормативно-правовая  база административных методов  управления

 

Организационно-административные методы управления базируются на:

- системе законодательных актов страны;

- системе нормативных документов вышестоящих структур управления;

- системе разрабатываемых в организации, фирме и т.п. планов, программ, заданий;

- системе оперативного управления.

В систему законодательных  актов страны входят государственные  законы, указы, постановления, распоряжения, государственные стандарты, положения, инструкции, методы и другие документы, утвержденные высшими управленческими структурами (Президентом, парламентом, правительством) для обязательного применения на территории всей страны.

Система нормативных  документов вышестоящих управленческих структур включает в себя стандарты, положения, инструкции, методики, постановления коллегий министерств и ведомств, а также приказы, распоряжения, утвержденные руководством этих государственных органов, и действующие во всех организациях, учреждениях и т.п., объединенных данным министерством или ведомством.

Система разрабатываемых  в данной организации, фирме и т.п., планов, программ, заданий имеет нормативно-распорядительный характер для всех звеньев и работников данной организации, регламентирует их деятельность, направленную на достижение стоящих перед нею целей и задач и направлена на повышение эффективности ее функционирования.

В рамках организации  возможны три формы проявления организационно-административных методов:

- обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.);

- согласительные (консультация, компромисс);

- рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.п.).

Как правило, это  прямые задания и распоряжения вышестоящих  органов управления (волевое воздействие  руководителя на подчиненных), которые направлены на соблюдение законов и постановлений, приказов и распоряжений руководителей в целях оптимизации производственных процессов.

Система оперативного регулирования включает в себя распоряжения, поощрения, санкции, участие в управлении и передачу полномочий и ответственности сверху вниз по служебной лестнице. Например, распоряжение, даваемое руководителем подчиненному, обычно содержит в себе указание, что должен совершать или, напротив, не совершать подчиненный в тех или иных обстоятельствах или при изменении обстоятельств.

В рыночной экономике  особое значение придается такому организационному способу долговременного объединения людей, как разработка концепций управления фирмами. Они представляют собой свод основных правил деятельности персонала, менеджеров, соблюдение которых обязательно для всех работников. Невыполнение этих правил влечет за собой немедленное прекращение трудовых отношений между фирмой и наемным работником. Правовой основой такого подхода является факт подписания поступающим на работу в фирму контракта, в котором он обязуется неукоснительно соблюдать концепцию управления фирмой. Такой организационный способ поддержания стабильности взаимоотношений наиболее эффективен там, где люди усвоили и готовы придерживаться единых ценностей и социально-психологических установок, которые, в свою очередь, гарантируют им высокие стандарты благополучия и социальной защищенности в период трудовой жизни и после завершения трудоспособного периода. Отечественная практика управления, менталитет постсоветских людей, их отношение к общественной собственности, как к ничейной или чужой, в нынешний переходный к рыночной экономике период в полной мере не позволяют, к сожалению, использовать столь действенный инструмент цивилизованной зарубежной управленческой культуры.

Искусство применения методов управления подразумевает  поиск руководителем новых возможностей и пристального внимания к отклонениям  в функционировании управляемого объекта. Самой распространенной ошибкой  является шаблонность и стереотипность методов руководства, а в результате чего возникает так называемый эффект накопления погрешностей или эффект привыкания. Длительное использование одного и того же метода, пусть даже полезного первоначально, постепенно ведет к тому, что управляемый объект адаптируется к нему и утрачивает нужную реакцию на управляющее воздействие. Поэтому только та система управления является эффективной, которая постоянно развивается и совершенствуется на основе использования накопленного опыта.

 

4.Недостатки применения административных методов управления

 

На предприятии, где имеется высокий уровень  организационных воздействий, доведённых до стандартов предприятия и регламентов  управления, высокая трудовая и исполнительная дисциплина, значительно снижается  надобность в применении распорядительных действий. Те предприятия, которые не довели действия до стандартов и регламентов, нуждаются в постоянном оперативном распорядительном воздействии, и на них, предположительно, будут хуже конечные результаты производства.

   С другой  стороны, реализация организационных  воздействий в значительной степени  зависит от менталитета работников, их желания неукоснительно соблюдать  инструкции и работать по правилам, утверждённым администрацией. Сотрудник  европейского предприятия неукоснительно соблюдает установленные на предприятии правила как само собой разумеющееся, и любое их нарушение рассматривается как ЧП.

   Работник  российского предприятия рассматривает  внутрифирменные стандарты как  заданное ограничение, которое  исходя из его личного интереса, можно нарушать, когда дремлет бдительного око начальства. Как следствие, – многочисленные случаи нарушения трудовой дисциплины, хищения материалов и готовой продукции, высокий процент брака и низкая исполнительная дисциплина. Это типичное проявление азиатского русского менталитета, где эти случаи не подлежат общественному порицанию. Поэтому использование организационного воздействия эффективно с параллельным применением социально-психологических методов и воспитанием корпоративной культуры.

  1. Распорядительные воздействия:

1) приказы; 

2) распоряжения;

3) указания;

4) инструктирование;

5) наставления; 

6) целевое планирование;

7) нормирование  труда; 

8) координация  работ; 

9) контроль исполнения.

Распорядительные  воздействия направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путём прямого административного регулирования. 

Наиболее категоричная форма распорядительного воздействия  – приказ. Его невыполнение влечёт за собой соответствующую санкцию (наказание). Приказ обычно состоит из 5-ти частей: констатация ситуации (события), меры по устранению недостатков или обеспечению административного регулирования, выделенные ресурсы для реализации решения, сроки исполнения решения, контроль исполнения.

2. Материальная ответственность и взыскания:

1) ответственность  за задержку трудовой книжки;

2) добровольное  возмещение ущерба предприятию; 

3) удержания  из заработной платы; 

4) депремирование;

5) полная материальная ответственность;

6) коллективная  материальная ответственность.

3.Дисциплинарная ответственность и взыскания:

1) замечание; 

2) выговор; 

3) строгий выговор; 

4) понижение  в должности; 

5) увольнение.

4.Административная ответственность:

1) предупреждения;

2) штрафы;

3) возмездное  изъятие предметов; 

4) административный  арест; 

5) исправительные  работы.

 

 

Таблица 1. Позитивные и негативные воздействия методов  административного управления.

Позитивный  метод воздействия

Негативный  метод воздействия

  1. Рост уровня регламентации управления (организационное воздействие)
    1. Наличие хорошо проработанного устава предприятия со свободным доступом  к нему работников.
    2. Развитие партнерских отношений администрации и профсоюзов через коллективный договор.
    3. Разработка чётких Правил внутреннего трудового распорядка и работа с персоналом в соответствии с ГК и КЗоТ РФ.
    4. Наличие чёткой организации и штатных структур и их ежегодная корректировка в связи с изменениями условий производства.
    5. Разработка чётких положений о подразделениях, регламентирующих административные и функциональные связи внутри предприятия.
    6. Наличие чётких должностных инструкций с опрелением функциональных особенностей работника и нормированием труда.
    7. Развитие контрактной системы организации и оплаты труда и увеличение удельного веса сотрудников, имеющих контракты.
  • Неэффективное организационное воздействие на персонал:
    1. Типовой устав предприятия, хранящийся за «семью печатями».
    2. Принятие формальных коллективных договоров (или отсутствие их на предприятии) и конфронтация с профсоюзами.
    3. Использование типовых или устаревших Правил внутреннего трудового распорядка, работа с персоналом с нарушением КЗоТ и ГК.
    4. Отсутствие или пользование устаревшей организационной структурой, наличие в штатном расписании «подснежников».
    5. Отсутствие или пользование устаревшими положениями о подразделениях, не отвечающими условиям производства.
    6. Отсутствие должностных инструкций, ориентация на устные указания руководства, использование устаревших инструкций.
    7. Отсутствие или ликвидация контрактной  системы организации и оплаты труда.

     

    1. Эффективные виды распорядительных воздействий:
      1. Чёткие приказы с указанием состояния вопроса, мероприятий, ресурсов, сроков и ответственных.
      2. Чёткие распоряжения заместителей директора с указанием оперативных поручений.
      3. Чёткие устные указания руководства на всех уровнях управления.
      4. Применение системы контроля исполнения документов на предприятии.

    2.Неэффективные виды распорядительных воздействий:

      1. Расплывчатые или противоречивые приказы с констатацией состояния вопроса и без чётких мероприятий.
      2. Расплывчатые или противоречивые распоряжения заместителей директора.
      3. Нечёткие и противоречивые устные указания руководства.
      4. Отсутствие системы контроля исполнения документов на предприятии или её низкая эффективность.
  • Баланс между административными Методами  наказания и поощрения:
    1. Сокращение текучести персонала, анализ причин увольнения и разработка мер по их устранению.
    2. Увольнение работников по инициативе администрации только в случае грубого нарушения внутренних нормативных документов.
    3. Исключительное и редкое использование методов наказания сотрудников (строгий выговор и выговор).
    4. Эффективное применение методов административного поощрения сотрудников за достигнутые результаты (повышение по должности, увеличение оплаты труда, направление на стажировку).
    5. Использование японского правила: упущения записываются, достижения поощряются.
    1. Дисбаланс между административными методами наказания и поощрения:

     Рост текучести персонала, отсутствие  анализа причин увольнения.

      1. Безразличное отношение к увольнению сотрудников, расправа с неугодными и т. д.
      2. Частое и не всегда обоснованное использование методов наказания сотрудников для острастки других.
      3. Отсутствие связи административного поощрения с достигнутыми сотрудником результатами (объявление выговора и затем повышение в должности).
      4. Отсутствие чётких правил наказания и поощрения.

       Административные  методы управления – мощный  рычаг достижения результатов  поставленных целей в случаях,  когда нужно подчинить коллектив  и направить его на решение конкретных задач управления. Идеальное условие их эффективности – высокий уровень регламентации управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия без значительных искажений реализуются нижестоящими звеньями управления. Это особенно актуально в больших многоуровневых системах управления, к которым относятся крупные предприятия.

       В последнее  время понизилась роль административных  методов на предприятиях. Ряд  противоречивых процессов в обществе  также препятствуют использованию  административных методов: это рост безработицы и частичная занятость на предприятиях, значительная инфляция в течение последних лет и несвоевременная выплата заработной платы, развитие бартерных сделок и низкая дисциплина поставок ресурсов, превышение темпов роста цен на потребительские товары над темпами роста заработной платы, утрату заводских традиций и нарушение привычного уклада жизни в семье.

    Основным недостатком  административных методов является то, что их использование не предусматривает  учет интересов исполнителей и поэтому интересы субъекта и объекта управления могут не совпадать и быть противоречивыми. Такое противоречие интересов отрицательно отражается на эффективности использования административных методов, на качестве выполнения соответствующих управленческих действий. Поэтому, как правило, требуется частое и регулярное повторение определенных административных регулирующих действий, постоянного контроля, т.е. элемент автоматизма отсутствует.

     

    5.Пути совершенствования административных методов управления

     

    В настоящее время наблюдается большой разрыв между практикой организации и управления трудовыми коллективами и соответствующими научными разработками. Административно-командные методы по-прежнему действуют в практике управления, хотя в ряде случаев предпочтение отдаётся экономическим рычагам.

    Работа руководителей  предприятия должна быть основана на определенных принципах управления производства. Принципы управления –  это основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей  по осуществлению управленческих функций. К принципам менеджмента можно отнести:

    1. Принцип оптимального  сочетания централизации и децентрализации  в управлении. Включает в себя  единоначалие и коллегиальность  в управлении. Единоначалие - выражается  в персональной ответственности любого руководителя за работу вверенного ему участка и наделение его правом принятия решений, обязательных для всех подчиненных. На предприятии этот принцип дополняется коллегиальной формой управления, обеспечивающей принятие более обоснованных всесторонне подготовленных решений.

    Информация о работе Административные методы управления. Недостатки их применения и пути совершенствования на современном этапе