Актуальные проблемы института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 01:56, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является определение основных понятий и положений признания гражданина безвестно отсутствующим, сравнительный анализ институтов признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим, выявление существующих проблем и способов их решения.
Предметом исследования, определяющим тему курсовой работы, является гражданско-правовое регулирование признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим. Основная цель исследования заключается в том, чтобы на основе учета достижений правовой науки, опыта применения соответствующих правовых норм определить значение и место вышеуказанных институтов в механизме современного Российского государства.

Содержание работы

Введение 2
1. Общая характеристика института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим. Безвестное отсутствие как необходимый факт для признания гражданина умершим 3
2. Признание гражданина безвестно отсутствующим 8
2.1. Условия и порядок признания гражданина безвестно отсутствующим 8
2.2. Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим 11
2.3. Отмена решения о признании гражданина безвестно отсутствующим 12
3. Объявление гражданина умершим 15
3.1. Условия и порядок объявления гражданина умершим15
3.2. Последствия явки гражданина объявленного умершим 18
4. Актуальные проблемы института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим 20
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по Гражданскому праву.docx

— 92.51 Кб (Скачать файл)

Признание гражданина безвестно  отсутствующим допустимо при  условии, что невозможно установить место его пребывания. Поэтому  до рассмотрения дела в соответствующие  организации по последнему известному месту пребывания гражданина, месту  работы, месту рождения и т.п. направляются запросы об имеющихся о нем  сведениях, опрашиваются его родственники, друзья, иные лица, с которыми он общался. Это могут быть жилищно-эксплуатационные организации (например, они могут располагать сведениями о том, когда гражданин оплачивал коммунальные услуги, и проч.), органы полиции (например, у них могут находиться протоколы о наложении административного взыскания на соответствующее лицо), органы местного самоуправления по последнему месту жительства и месту работы отсутствующего. В случае необходимости могут быть сделаны запросы по месту вероятного нахождения лица.

Выявление невозможности  установления места нахождения гражданина связано с вероятностью умышленного  поведения гражданина, который скрывается от наказания, уплаты алиментов и  проч. Для этого может быть сделан запрос в органы внутренних дел о  назначении розыска данного лица, в службу судебных приставов о  принудительном исполнении в отношении  гражданина решений судов или  актов иных государственных органов.

Кроме того, необходимо наличие  правовой заинтересованности лица, подающего  заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим, и наличие  материально-правовых отношений между  заявителем и гражданином, в отношении  которого ставится вопрос о признании  его безвестно отсутствующим. Поскольку  от заявителя требуется указывать  цель признания гражданина безвестно  отсутствующим, то доказыванию подлежат факты, подтверждающие наличие соответствующих  правовых отношений. Например, если заявление  подано с целью последующего расторжения  брака через органы ЗАГС, то необходимо установить наличие брачных отношений. Если заявление подано от имени банка, то установлению подлежит факт получения  ссуды, и т.д.

Если заявитель не указал цель, для которой требуется признание  гражданина безвестно отсутствующим, то суд оставляет заявление без  движения.6

Также необходимо установить отсутствие спора о праве. По смыслу гражданского процессуального законодательства, если при рассмотрении дела особого  производства возникает спор о праве, подведомственный судам, суд оставляет  заявление без рассмотрения и  разъясняет заинтересованным лицам, что  они вправе предъявить иск на общих  основаниях (часть 3 статьи 263 Гражданского процессуального кодекса РФ).7

Вместе с тем в одном  судебном процессе невозможно рассмотреть  признание гражданина безвестно  отсутствующим и спор о праве. В любом случае суду сначала требуется  признать гражданина безвестно отсутствующим, а затем рассматривать спор о  праве. По этой причине при выявлении  спора о праве суд сначала  рассматривает дело о признании  лица безвестно отсутствующим, а  лишь затем в исковом порядке  после предъявления иска решается вопрос о праве.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Последствия  признания гражданина безвестно  отсутствующим.

Основные юридические  последствия признания гражданина безвестно отсутствующим состоят  в следующем.

Во-первых, имущество, принадлежащее  такому гражданину, если необходимо постоянное управление им, передается в доверительное  управление. В соответствии с решением суда о передаче имущества в доверительное  управление орган опеки и попечительства назначает управляющего и заключает  с ним договор о доверительном  управлении. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно  отсутствующий обязан содержать, и  погашается задолженность по иным обязательствам безвестно отсутствующего. Законом  допускается назначение управляющего имуществом отсутствующего гражданина и до истечения года со дня получения  сведений о месте его пребывания (п. 2 ст. 43 ГК РФ).8 Управляющего в таком случае назначает орган опеки и попечительства своим решением, без обращения в суд. Управляющий выделяет средства гражданам, которых безвестно отсутствующий по закону обязан содержать (несовершеннолетние дети, нетрудоспособные родители и др.), а также погашает его задолженность по другим обязательствам. По заявлению заинтересованных лиц орган опеки и попечительства может назначить опекуна для охраны имущества гражданина, если он отсутствует меньше года и не признан безвестно отсутствующим. Однако по смыслу закона в этом случае опекун назначается только для охраны имущества и не может производить из него выплаты.

Во-вторых, в случае признания  гражданина безвестно отсутствующим  у нетрудоспособных членов семьи, состоящих  на его иждивении, возникает право  на пенсию по случаю потери кормильца  по правилам пенсионного законодательства.

В-третьих, согласно ст. 188 ГК РФ прекращается действие доверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего, а также выданной им самим.

В-четвертых, супруг гражданина, признанного безвестно отсутствующим, имеет право на расторжение брака  в упрощенном порядке через орган  ЗАГС (п. 2 ст. 19 Семейного кодекса  РФ).9

 

2.3. Отмена решения  о признании гражданина безвестно  отсутствующим.

Отмена решения суда о  признании гражданина безвестно  отсутствующим влечет определенные правовые последствия, равно как и признание лица безвестно отсутствующим. Правовые последствия объявления лица в месте жительства либо получения сведений о его месте пребывания в учебной литературе трактуются не вполне корректно. Так, отмечается, что на основании решения суда отменяется доверительное управление имуществом гражданина и прекращаются другие юридические отношения, возникшие из факта признания его безвестно отсутствующим, т.е., по сути, совокупность прав и обязанностей гражданина восстанавливается в том состоянии, в котором они существовали до момента признания его безвестно отсутствующим.

Однако в данном вопросе  не все столь однозначно. Так А.Н. Агуреев излагает в своей монографии следующую классификацию:

  • правоотношения, участие лица в которых восстанавливается автоматически в силу самого факта явки лица и отмены решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим (например, право на пенсионное обеспечение явившегося);
  • правоотношения, участие в которых подлежит восстановлению дополнительно с соблюдением установленного законом порядка (восстановление брака);
  • правоотношения, восстановление участия в которых не предусмотрено (например, трудовые отношения, которые прекращаются независимо от того, какая из сторон трудового договора признана безвестно отсутствующей, и возникают только на основании вновь заключенного трудового договора.).10

Наиболее распространенным в судебной практике правовым последствием отмены решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является восстановление его участия в правоотношениях, не требующее иных судебных решений, помимо указанной отмены, хотя в некоторых случаях такие правоотношения трактуются как подлежащие восстановлению дополнительно с соблюдением установленного законом порядка.

Так, нередки в судебной практике дела об отмене решения суда о признании гражданина безвестно  отсутствующим, инициированные управлениями Пенсионного фонда РФ с целью  прекращения выплаты пенсии по случаю потери кормильца. При этом в некоторых  случаях Пенсионный фонд обращается в суд за установлением «дополнительных» правовых последствий в виде взыскания произведенных выплат.

К числу правоотношений, участие лица в которых восстанавливается автоматически, является и возобновление регистрации по месту жительства.

Также следует указать на возможность восстановления брачно-семейных правоотношений. Согласно правилам, установленным п. 1 ст. 26 Семейного кодекса РФ, в случае прекращения брака путем развода с супругом, признанным безвестно отсутствующим, при явке такого супруга брак может быть восстановлен. Восстановление брака производится органами загса по совместному заявлению обоих супругов. Таким образом, для восстановления брака необходимо повторное волеизъявление супругов на продолжение брака.11

Что касается наследственных правоотношений, то само по себе признание  судом лица безвестно отсутствующим  и отмена судебного решения об этом не являются бесспорно уважительными  причинами для восстановления в  правах на наследство наследника, пропустившего срок принятия наследства в связи с безвестным отсутствием. В случае безвестно отсутствующего лица решение вопроса о признании его принявшим наследство, по-видимому, должно зависеть от характера обстоятельств, вызвавших безвестное отсутствие. Если безвестно отсутствовавший наследник находился в обстоятельствах, в силу которых он не знал и не должен был знать об открытии наследства, либо в других обстоятельствах, которые можно признать уважительными причинами пропуска срока для принятия наследства, безвестно отсутствующий наследник может быть признан принявшим наследство после истечения установленного срока.12

Правоотношения, восстановление участия в которых не предусмотрено, с большой вероятностью останутся не восстановленными после отмены решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим. Так, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ, с безвестно отсутствующим трудовой договор прекращается.13 Однако, скорее всего он будет расторгнут на основании подп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (прогул) и отмена решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим в данном случае ничего не изменит.

Таким образом, правовые последствия  отмены решения суда о признании  гражданина безвестно отсутствующим  заключаются в возможности восстановления прав и обязанностей гражданина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Объявление гражданина  умершим.

3.1. Условия и  порядок объявления гражданина  умершим.

Как следует из законодательства (статья 45 ГК РФ), по общему правилу для  объявления гражданина умершим требуется  установление основных материально-правовых фактов: отсутствие в месте жительства гражданина сведений о месте его  пребывания в течение срока, установленного законом (пять лет – для объявления гражданина умершим). Предмет доказывания  по данной категории дел можно  подразделить на общий, характерный  для объявления гражданина умершим  при отсутствии исключительных обстоятельств, и специальный, когда эти исключительные обстоятельства присутствуют.

Общий предмет доказывания  относится к делам, когда требуется установление отсутствия в месте жительства гражданина сведений о месте его пребывания в течение пяти лет. Этот предмет доказывания охватывает установление следующих обстоятельств:  
1) установление последнего места жительства гражданина;

2) отсутствие в месте  жительства гражданина сведений  о месте его пребывания в  течение пяти лет. При этом  пятилетний срок, установленный  законом для объявления гражданина  умершим, исчисляется так же, как  и по делам о признании гражданина  безвестно отсутствующим;  
3) факты активной и пассивной легитимации – наличие правовой заинтересованности лица, подающего заявление об объявлении гражданина умершим, и наличие материально-правовых отношений между заявителем и гражданином, в отношении которого ставится вопрос об объявлении его умершим.

4) принятие заявителем  мер по розыску лица;

5) невозможность установления  места нахождения данного лица;

6) существование обстоятельств,  дающих основание полагать, что  лицо может умышленно скрываться: находится в розыске, не желает  выплачивать алименты или исполнять  иные решения суда, других органов  и проч.;

7) отсутствие спора о  праве.

Как видно из сказанного выше, предмет доказывания по делам  о признании гражданина безвестно  отсутствующим и умершим имеет  много общего.

Специальный предмет доказывания  относится к двум случаям объявления гражданина умершим:

1) если в месте жительства  гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, нет сведений о его месте пребывания в течение шести месяцев. Здесь помимо указанных выше обстоятельств в предмет доказывания включаются факты, подтверждающие наличие обстоятельств, угрожающих смертью или дающих основание предполагать гибель лица от определенного несчастного случая. Эти обстоятельства могут носить характер общеизвестных (наводнение, землетрясение, террористический акт и проч.), и тогда они не подлежат доказыванию. Однако подобные обстоятельства могут не быть признаны общеизвестными, и тогда их следует установить в суде.

2) военнослужащий или  иной гражданин, пропавший без  вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. В этом случае дополнительно в предмет доказывания включается установление факта нахождения на воинской службе (для военнослужащего) или нахождения гражданина в районе военных действий. Законом установлен срок не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Факт военных действий и их окончания, как правило, является общеизвестным и поэтому не подлежит доказыванию. Однако если суд не признал этот факт общеизвестным, то он должен быть установлен в судебном разбирательстве.14

Информация о работе Актуальные проблемы института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим