Американский федерализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

4 июля каждого года американская нация празднует свое рождение как независимой нации салютом и традиционными пикниками. Когда первое в истории празднование независимости закончилось, те, кто ее осуществил, встали перед проблемой сохранения этой независимости. Они прошли через революционную войну и объединение тринадцати независимых государств в одну функционирующую единицу. Одиннадцать лет спустя, многие из тех, кто работал на независимость, собрались в Филадельфии, чтобы под именем Конституционного Конвента обсудить укрепление национальной системы правительства. Делегаты Конвента решили устранить существовавшие статьи Конфедерации, первой конституции нации, и предложить совсем новую федеральную Конституцию.

Файлы: 1 файл

Американский федерализм.docx

— 39.89 Кб (Скачать файл)

4 июля каждого года  американская нация празднует  свое рождение как независимой  нации салютом и традиционными  пикниками. Когда первое в истории  празднование независимости закончилось,  те, кто ее осуществил, встали  перед проблемой сохранения этой  независимости. Они прошли через  революционную войну и объединение  тринадцати независимых государств  в одну функционирующую единицу.  Одиннадцать лет спустя, многие  из тех, кто работал на независимость,  собрались в Филадельфии, чтобы  под именем Конституционного  Конвента обсудить укрепление  национальной системы правительства.  Делегаты Конвента решили устранить  существовавшие статьи Конфедерации, первой конституции нации, и  предложить совсем новую федеральную  Конституцию.

Новая Конституция основывалась на трех источниках. Во-первых, на идеях  французского Просвещения XVIII в., прежде всего Вольтера, Руссо, Монтескье. Во-вторых, на британских традициях парламентаризма, верховенства закона, свободы личности, нашедших свое «оформление» в теориях  Гоббса и Локка. В-третьих, на собственном  историческом опыте молодых американских колоний и штатов, отраженном в  идеях Джефферсона, Мэдисона, Гамильтона и других «отцов-основателей».

Имея столь солидную теоретическую  базу, Конституция не явилась «сухим»  документом, понятным лишь избранным  политикам – напротив, она сознательно  написана простым и доступным  языком, ведь, по мнению ее создателей, Конституция существует прежде всего  для народа, а уже потом –  для правительства, исполнителя  воли последнего.

Конституция США отличается логичностью и ясностью построения, лаконизмом, без излишней детализацией. Она состоит из 7 статей, разделенных  на части (разделы).

Первые три статьи устанавливают  формы власти: Законодательной (Конгресс, состоящий из Сената и Палаты Представителей), Исполнительной (Президент) и Судебной (Верховный Суд).

Статья 4 определяет отношения  между штатами, а также между  штатами и федеральным правительством.

Статья 6 близка к ней по смыслу, поскольку характеризует  природу и роль Конституции как  « высшего закона страны».

Статья 5 предусматривает  порядок дополнения и внесения изменений  в Конституцию, а Статья 7 – порядок  вступления Конституции в силу после  ее ратификации 9 штатами, т.е. ? от 12 штатов (без отказавшегося участвовать  в Конвенте Род-Айленда). В 1791 г. Конституцию  дополнил «Билль о правах» (1-10 поправки), который гарантирует демократические  права и свободы человека.

Анализ содержания Конституции  позволяет выделить следующие принципы, определяющие политический строй и  систему государственной власти США:

- Верховенство власти  народа и закона

- Гарантии прав и свобод  человека

- Разделение властей, система  сдержек и противовесов

- Федерализм

- Возможность изменения  и дополнения Конституции –  внесение поправок

В данной работе нас в первую очередь будет интересовать американский федерализм.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕДЕРАЛИЗМА

Федерализм - это такая  форма правления, при которой  суверенная власть конституционно поделена между центральным правительством и географически определенными, полуавтономными уровнями правления.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА "ФЕДЕРАЛИЗМ"

Это слово пришло из латыни, через французский. "Foederatus" означает "связан договором" и происходит от слов foedus - "договор" и fidere - "доверять". Первое документально подтвержденное использование этого термина  в английском языке относится  к 17 веку, когда пуритане стали говорить о "федеральной теологии", в  смысле существования соглашения между  Господом Богом и американскими  переселенцами. К концу 17 - началу 18 веков слово приобрело дополнительный смысл и стало использоваться для обозначаения договоренностей  между штатами. К 1721 году, например, термин "федерация" использовался  в значении "объединенная лига, союз".

ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФЕДЕРАЛИЗМА

- Власть закона, исполнение  которого гарантировано существованием  общих институтов. Закон федерации  стоит выше закона субъекта  федерации, что закреплено конституцией.

- Исполнительная власть  обеспечивает выполнение законов.

- Всеобщий охват законами: федеральный закон обязателен  как для субъектов федерации,  так и для всех отдельно  взятых граждан, проживающим на  её территории.

- Независимость федеральных  законодательных институтов: федеральный  законодательный процесс четко  отделен от процесса законодательства  в каждом субъекте федеарции.  Федеральные законы не нуждаются  в ратификации парламентами субъектов.

- Демократия: Как федеральные  законодаткльные институты, так  и институты субъектов федерации,  являются демократическими.

- Чёткое распределение  юрисдикций между федерацией  и субъектами, закреплённое конституцией

ДОСТОИНСТВА ФЕДЕРАЛИЗМА

- защита от внешних  врагов. Федерализм облегчает организацию  общей обороны.

- экономическая выгода  за счет беспрепятственной внутренней  торговли, единой валюты, свободы  передвижения и единого юридического  поля

- ограничение тирании,  т. к федерализм не дает сконцентрировать  государственную власть в одних  руках и обеспечивает равновесие  центров власти.

- демократия "снизу" - вовлечение  рядовых граждан в вопросы  управления страной посредством  местного самоуправления.

- гибкость власти - возможность  находить новые, нестандартные  решения государственных проблем,  поскольку на местном уровне  больше возможностей экспериментировать  и опробовать нововведения

- разрешение конфликтов. Федерализм упрощает управления  на фоне языковых, этнических, религиозных  и культурных различий,

- эффективность управления  за счёт применения единого  подхода в вопросах государственного  значения, и права субъектов приспосабливать  законодательство, налогообложение  и бюджет к региональным и  местным нуждам.

НЕДОСТАТКИ ФЕДЕРАЛИЗМА

- бюрократизация экономики,  поскольку предприниматели вынуждены  иметь дело с запутанной структурой  правил и постановлений

- соперничество субъектов  федерации за ресурсы

- уход от ответственности  - субъекты стремятся возложить  расходы, к примеру, на охрану  окружающей среды, на федеральное  правительство

- повышение затрат на  управление из-за чрезмерного  количества чиновников

- нарушения прав, т. к.  местные власти более склонны  к нарушению личных прав и  прав меньшинств, чем федеральное  правительство,

- нестабильность, т. к.  федерация либо может развалиться,  либо требует вооруженного вмешательства  для сохранения союза.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФЕДЕРАЛИЗМА

Главная проблема любой федеральной  системы - найти и сохранить необходимое  равновесие между полномочиями и  обязанностями центральной власти и правительствами субъектов  федерации. Мало кто доволен существующим балансом власти, и политические силы постоянно ведут борьбу за большую  централизацию или децентрализацию  власти. Успех федеративного государства - в разумном компромиссе между  участниками этой борьбы.

2. ФЕДЕРАЛИЗМ И СУВЕРЕНИТЕТ В  США

Проблема федерализма  являлась, наверное, тем, что произвело  наибольшие разногласия и во время  борьбы за ратификацию, и во время  раннего развития нации. Конфедерация, которая предшествовала Конституции, была основана на авторитете штатов. Национальное правительство, исходя из Статей Конфедерации, было созданием штатов, и те сохраняли  все суверенные полномочия, кроме  специально данных нации (каковых было чрезвычайно мало). Образование, называемое Соединенными Штатами, рассматривали  как нечто похожее на лигу штатов.

Однако Джеймс Мэдисон, как  и многие другие члены Конвента, признавали, что национальное правительство  нуждалось в расширенных полномочиях  и должно быть основано на поддержке  нации как единого целого, если США хочет стать нацией с реальной силой и единством. Критики Конституции  утверждали, что правительство не может работать эффективно на уровне такого большого государства - нации. Они  опасались консолидации власти в  национальном правительстве и думали, что концом экспансии национальной власти может стать только деспотизм и тирания. Антифедералисты были уверены, что республиканское правительство, основанное на представительстве, может эффективно функционировать лишь на локальном или штатском уровне. Однако федералисты сумели убедить политических противников, и таким образом США стали первым в истории федеративным государством, политическое устройство которого определено и закреплено в Конституции (статьи IV и VI; позже и X поправка).

Согласно Конституции, федерализм являет собой двойную форму государственного правительства, в которой присутствует функциональное и территориальное  разделение власти. Федерализм представляет собой как бы компромисс между  двумя другими формами политического  устройства: унитарной и конфедеративной. В унитарном государстве вся  полнота власти находится в руках  центрального правительства. В альтернативной форме – конфедерации – общий  центральный орган – Совет  Конфедерации обсуждает лишь вопросы  общей политики и играет больше рекомендательную роль по отношению к своим суверенным членам, а вся полнота власти находится  у них. В федерализме между  центральным и местными правительствами  существует установленное Конституцией и законами разделение властных полномочий и функций.

В Конституции США (Билль  о правах, ст. Х (1791 г.) действует единственная норма, устанавливающая принципы взаимоотношений  федерального Центра и субъектов  Федерации. Она сформулирована следующим  образом:

“Полномочия, которые не делегированы Соединенным Штатам настоящей  Конституцией и пользование которыми не запрещено ею отдельным штатам, сохраняются соответственно за штатами  либо за народом”.

В то же время в тексте самой Конституции достаточно конкретно  указаны пределы полномочий Центра, закрепленные за Конгрессом США (Раздел 8). Конгресс имеет право:

- устанавливать и взимать  налоги, пошлины, подати и акцизные  сборы для того, чтобы уплачивать  долги и обеспечивать совместную  оборону и общее благосостояние  Соединенных Штатов; причем все  пошлины, подати и акцизные  сборы должны быть единообразны  на всей территории Соединенных  Штатов;

- заключать займы от  имени Соединенных Штатов;

- регулировать торговлю  с иностранными государствами,  между отдельными штатами и  с индейскими племенами;

- устанавливать единообразные  правила о натурализации и  единообразные законы о неплатежеспособности  на всей территории Соединенных  Штатов;

- чеканить монету, регулировать  ее ценность и ценность иностранной  монеты, устанавливать единицы мер  и весов;

- устанавливать наказания  за подделку государственных  ценных бумаг и находящейся  в обращении монеты Соединенных  Штатов;

- учреждать почтовые службы  и почтовые пути;

- поощрять развитие наук  и полезных искусств, обеспечивая  на определенный срок авторам  и изобретателям исключительное  право на их произведения и  открытия;

- учреждать подчиненные  Верховному суду судебные органы;

- определять и карать  морской разбой, тяжкие преступления, совершенные в открытом море, и другие нарушения международного  права;

- объявлять войну, выдавать  каперские свидетельства и разрешения  на репрессалии и устанавливать  правила относительно захватов  на суше и на море;

- набирать и содержать  армии; однако никакие денежные  ассигнования в этих целях  не должны производиться более  чем на двухлетний срок;

- создавать и содержать  флот;

- издавать правила по  управлению и организации сухопутных  и морских сил;

- созывать народное ополчение  для проведения в жизнь законов  Союза, подавления восстаний и  отражения нападений;

- принимать меры по  организации, вооружению и дисциплинированию  народного ополчения и по управлению  той его частью, которая используется  на службе Соединенных Штатов, сохраняя за штатами назначение  офицеров и обучение народного  ополчения в соответствии с  уставными правилами, утвержденными  Конгрессом;

- пользовать во всех  случаях исключительно законодательной  властью в предоставленном каком-либо  из штатов округе (не превышающем  десяти квадратных миль), который  с одобрения Конгресса станет  местопребыванием Правительства  Соединенных Штатов, а также осуществлять  подобную же власть на всех  территориях, приобретенных с  согласия Законодательного собрания  штата, которые станут местопребыванием  Правительства, для постройки  фортов, казенных складов, арсеналов,  доков и других необходимых  сооружений;

- издавать все законы, которые будут необходимы для  осуществления вышеуказанных прав, так и для всех других прав, которыми настоящая Конституция  наделяет Правительство Соединенных  Штатов, его департаменты или  должностных лиц.

В ведение штатов вносятся такие статьи как гражданское  и уголовное законодательство, организация  народного образования, здравоохранения, обеспечение общественного порядка, строительство и поддержание  дорог и коммуникаций, контроль за использованием земли и природных  ресурсов, и т.д. Некоторые функции, например налогообложение или экологическая  безопасность, принадлежат и центру, и штатам. Вообще, система разделения государственных доходов и расходов между центром и штатами довольно четко и последовательно распределена: определенные уровни власти имеют определенные источники поступления в бюджет, тем самым, избегая конфликтного дележа.

Важно, что даже при наличии  у штатов всех атрибутов суверенитета (герб, флаг и т.п.), статья IV Конституции  недвусмысленно устанавливает полный и истинный суверенитет только на федеральном уровне, все федеральные  законы и договоры союза должны исполняться  на всей территории США в любом  штате. Первоначально это вызывало жесткие разногласия и даже привело  к Гражданской войне 1861-1865гг, самой  кровопролитной из когда-либо ведущихся  на территории Америки, и посеявшей  наибольший за всю историю раздор между гражданами страны. Однако, как  кажется, с тех пор этот пункт  неминуемо выполнялся штатами. Данное положение рассматривается как краеугольный камень существования и функционирования американской федерации.

Информация о работе Американский федерализм