Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 11:49, курсовая работа
Тема «Авторский договор» была выбрана мною для курсовой работы не случайно.
Во-первых, меня привлекла актуальность данной темы. Отношения по созданию и использованию произведений существовали и будут существовать всегда, но с течением времени, развитием научно-технического прогресса и эта сфера претерпевает существенные изменения. Так в последнее время как в России так и за рубежом остро встала проблема правового регулирования авторских правоотношений в глобальной компьютерной сети Интернет. И это не единственный пример, когда с течением времени появляются новые виды творческих произведений и новые формы их использования. Я думаю мало кто мог предположить несколько лет назад, что встанет проблема нарушения авторских прав в такой сфере как оборот мелодий для сотовых телефонов, а, тем не менее, объем этого рынка на сегодняшний момент составляет ежегодно 300 миллионов долларов.
Конечно, ответственность пользователя не ограничивается лишь нарушением обязанности по использованию произведения. Одним из оснований ответственности может послужить факт утраты либо повреждения пользователем материального носителя, в котором воплощено произведение. Это будет тем более важно, если носитель уникален и его гибель повлекла утрату самого произведения. В случае порчи, уничтожения или пропажи оригинала картины, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства, предоставленного пользователю, у автора возникает право требовать возмещения всех издержек по восстановлению произведения (если это возможно) или оплаты полной стоимости оригинала. Для предотвращения конфликтных ситуаций необходимо включить в авторский договор конкретный размер компенсации, которая выплачивается автору в случае утраты, гибели либо порчи оригинала произведения. В том случае, если пользователь откажется исполнить предусмотренные договором обязательства и выплатить автору оговоренную компенсацию в добровольном порядке, последний имеет право обратиться в суд за защитой своих имущественных интересов. Примером может послужить следующая ситуация. В соответствии с авторским издательским договором П. выполнил 30 фотографий для альбома. После того как альбом вышел в свет, П. попросил вернуть ему фотографии и, получив их, обнаружил нехватку 12 снимков. Издательство не смогло объяснить факт утраты этих фотографий, а также отказалось выплатить автору компенсацию за причиненный ущерб. В силу этих обстоятельств П. вынужден был обратиться в суд. В назначенный для судебного заседания по делу день издательство выплатило П. компенсацию.
Еще одним основанием для привлечения пользователя к ответственности является факт нарушения целостности произведения. Часто при использовании произведения пользователь нарушает принадлежащее автору право на защиту произведения от искажения, например вносит без согласования с ним изменения, снабжает произведение дополнительными элементами (комментариями, предисловиями и т. п.). Как правило, в авторских договорах не предусматривается за это нарушение специальных санкций по сравнению с теми мерами защиты, которые охраняют указанное право авторов безотносительно к договору. В такой ситуации автор имеет право требовать от пользователя устранения выявленного нарушения, восстановления целостности произведения, публикации сообщения о допущенном нарушении, прекращения использования произведения в искаженном виде и т.п. Но при заключении авторского договора стороны могут предусмотреть и специальные меры ответственности пользователя за данное нарушение, например такие, как право автора на расторжение договора в одностороннем порядке с взысканием всего вознаграждения. Если имело место сокращение объемов переданного произведения без предварительного согласования данного вопроса с автором, то в такой ситуации пользователь обязан выплатить авторское вознаграждение, исходя из объема всего предоставленного произведения.
Также стороны могут предусмотреть в договоре специальную санкцию за такое нарушение пользователя, как предоставление произведения для использования иному лицу (при условии, что пользователь не имеет такого права в соответствии с заключенным договором). Но даже в том случае, когда авторский договор не предусматривает специальной санкции за указанное нарушение, у автора есть иные возможности защитить свои нарушенные права. Например, по его требованию договор пользователя с третьим лицом может быть признан недействительным, а с нарушителей авторских прав в пользу автора взысканы все причиненные убытки.13
В свой работе я рассмотрела основные вопросы и проблемы касающиеся авторского договора.. Конечно, в рамках одной курсовой работы полностью раскрыть данную тему невозможно. По каждому конкретному вопросу и проблеме, затронутым мною в работе (проблемы, виды авторского договора и т. д.) можно написать по такой же курсовой.
Но все же в заключении хотелось бы еще раз перечислить то, что мне удалось сделать.
В первой главе я попыталась раскрыть понятие, виды и правовое регулирование авторского договора. Рассмотрев эти вопросы я пришла к следующими выводам:
Во второй главе я рассмотрела элементы авторского договора. И тут следует отметить, что если со сторонами и формой договора особых вопросов не возникает, то относительно его условий существуют некоторые проблемы. Так, на мой, взгляд необходимо более детально прописать в законодательстве вопросы вознаграждения авторов.
В третьей главе я рассмотрела содержание авторского договора, и пришла к выводу, что необходимо на законодательном уровне закрепить хотя бы диспозитивные положения, регулирующие содержание авторского договора.
И, наконец, четвертую главу я посвятила вопросам прекращения и оснований ответственности по авторскому договору. В данном случае следует отметить, что и здесь существует ряд спорных и неоднозначных положений. Необходимо более детально прописать в законодательстве ответственность соавторов.
Вообще, конечно, в современном законодательстве вопросам авторского договора уделено слишком малое внимание. С одной стороны это, конечно, способствует реализации принципа свободы договора, а с другой создает ряд проблем на практике.
И все же будем надеяться, что в скором времени большинство из затронутых мною в курсовой работе проблем авторского договора будут решены.
Список литературы.
Нормативно-правовые акты.
(все источники взяты из Справочно-правовой системы «Консультант+»)
Международно-правовые акты:
1.Бернская конвенция об охране
литературных и художественных произведений(Парижский
Акт, ВОИС, 24 июля 1971г.).
2. Всемирная Конвенция Об Авторском
Праве (пересмотренная в Париже
24 июля 1971 года).
3. Конвенция об охране интересов
производителей фонограмм от незаконного
воспроизводства их фонограмм.
4. Международная конвенция об
охране интересов артистов - исполнителей,
производителей фонограмм и вещательных
организаций подписана в Стокгольме 14
июля 1967 года.
5. Соглашение о сотрудничестве
в области охраны авторского права и смежных
прав от 24 сентября 1993 года.
6. Договор ВОИС по авторскому
праву.
7. Договор ВОИС по исполнениям
и фонограммам.
Федеральные нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Гражданский кодекс РСФСР. Раздел IV.
3. Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I “Об авторском праве и смежных правах''.
4. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3526-I "О правовой
охране топологий интегральных микросхем".
5. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3523-I "О правовой
охране программ для ЭВМ и баз данных".
6. Гражданский процессуальный
кодекс РСФСР".
7. Уголовный кодекс
РФ.
8. Кодекс РСФСР об
административных правонарушениях.
9. Гражданский кодекс
Российской Федерации.
10. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г.
N 77-ФЗ "Об обязательном
экземпляре документов".
11. Федеральный закон от 1 декабря 1995 г.
N 191-ФЗ "О государственной
поддержке средств массовой информации
и книгоиздания Российской Федерации".
Подзаконные нормативные акты:
1. Постановление Правительства
РФ № 1224 от 3 ноября 1994 года "О
присоединении Российской Федерации к
Бернской конвенции об охране литературных
и художественных произведений в редакции
1971 года, Всемирной конвенции об авторском
праве в редакции 1971 года и дополнительным
протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 года об охране
интересов производителей фонограмм от
незаконного воспроизводства их фонограмм".
2. Постановление Правительства
РФ № 614 от 17 мая 1996 года "О
ставках вознаграждения исполнителям
за некоторые виды использования исполнения
(постановки)".
3. Постановление Правительства
РФ от 21 марта 1994 г. № 218 "О
минимальных ставках авторского вознаграждения
за некоторые виды использования произведений
литературы и искусства"
4. Постановление Правительства
за №355 от 28.05.92 года "О порядке
определение расходов, учитываемых при
налогообложении сумм вознаграждения
физических лиц за издание, исполнение
или иное использование произведений
науки, литературы и искусства, а также
вознаграждений авторам открытий, изобретений
и промышленным образцов".
5. ПМС - Правительства РФ №153 от
22.02.93г. "О порядке исчисления
среднего заработка отдельных категорий
творческих работников".
6. Указ Президента Российской
Федерации от 7 октября 1993 г. № 1607
"О Государственной политике в области
охраны авторского права и смежных прав".
7. Указ Президента Российской
Федерации от 5 декабря 1998 года № 1471
"О мерах по реализации прав авторов
произведений, исполнителей и производителей
фонограмм на вознаграждение за воспроизведение
в личных целях аудиовизуального произведения
или звукозаписи произведения".
8. Распоряжение Президента РФ
№ 152-рп от 25 марта 1994 года "Вопросы
присоединения Российской Федерации к
ряду Международной конвенции в области
охраны авторских прав".
9. Постановление Верховного Совета
Российской Федерации от 9 июля 1993 г. №
5352-1 "О порядке введения в
действие Закона Российской Федерации
"Об авторском праве и смежных правах".
10. Письмо Высшего Арбитражного
суда Российской Федерации от 19 октября
1993 г. № С-13/ОСЗ-317 "В связи
с принятием Закона Российской Федерации
"Об авторском праве и смежных правах".
11. Указ президента РФ от 5 декабря
1998 года № 1471 “О мерах по
реализации прав авторов произведений,
исполнителей и производителей фонограмм
на вознаграждение за воспроизведение
в личных целях аудиовизуального произведения
или звукозаписи произведения”.
12. Постановление правительства
РФ от 29 мая 1998 г. № 524 “О минимальных
ставках вознаграждения авторам кинематографических
произведений, производство (съемка) которых
осуществлено до 3 августа 1992 г.”
13. Приказ Российского агентства
по патентам и товарным знакам от 4 ноября
2000 г. № 212 “О программе сотрудничества
между Российской Федерацией и ВОИС.”
1 Савельева И. В. Правовое регулирование отношений в области художественного творчества. М., 1986. С. 111.
2 Клык Н.Л. Охрана интересов сторон по авторскому договору. Красноярск, 1987. С. 12.
3 Дозорцев В. А. Авторский договор и его типы. // Социалистическая законность. 1984. №5. С. 23.
4 Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ: Учебник – М.: Проспект. 2000.С.260.
5 Хаметов Р. Каким быть авторскому договору.// Интеллектуальная собственность. 1997.-№3-4.С. 53-64
6 Ананьев Е.В. К проектам о внесении изменений и дополнений к Закону «Об авторском праве и смежных правах»//Современное право.-2001.-№8.-с.24-28.
7 Минков А.С. Контракт! Как много в этом звуке…/(Об авторском договоре)//Интеллектуальная собственность: Авторское право и смежные права.-2000.-№1.-с.68-71.
8 Леонтьев Ю.Б. Авторское вознаграждение: коллизии и рекомендации.//Патенты и лицензии.-2000.-№5.-с.13-16.
9 Ананьев Е.В. Авторский договор как способ защиты авторского права.//Современное право. –1999.-№6.-с.33-39.
10 Чернышева С.А. Авторский договор в гражданском праве России. М., 96. С. 89-90
11 Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ: Учебник – М.: Проспект. 2000.С.275-282.
12 Инструкция о нормах издательской и авторской правки, утвержденная Госкомиздатом СССР 11 июня 1986, г.//Нормативные материалы по издательскому делу: Справочник / Сост. В. А. Маркус. М., 1987. С. 163-169
13 Соловьев Р.В. Авторское право: Комментарий к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах».- М.: Издательство «Ось-892, 2001.