Авторский договор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы заключается в исследовании теоретических и практических проблем, связанных с передачей имущественных прав по авторскому договору.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- определить понятие авторского договора и раскрыть его правовую природу;
- проанализировать основную классификацию и виды авторских договоров;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА АВТОРСКОГО ДОГОВОРА………….. ………………………………………… 5
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОРСКИХ ДОГОВОРОВ…………… 11
Раздел 2.1. Основания классификации и виды авторских договоров…….. 11
Раздел 2.2. Договоры о передаче исключительных и неисключительных
прав……………………………………………………………… 14
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ
АВТОРСКОГО ДОГОВОРА…………………………………… 17
Раздел 3.1. Предмет, стороны и форма авторского договора……………… 17
Раздел 3.2. Существенные условия авторского договора. Порядок
определения авторского вознаграждения…………………… … 20
Раздел 3.3. Права и обязанности сторон по договору. Ответственность
сторон за нарушение авторского договора……………………. 25
Раздел 3.4. Прекращение авторского договора……… …………………….. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………... 30

Файлы: 1 файл

курсач Юрфак.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство  образования Республики Беларусь

Белорусский государственный  университет

Юридический факультет

 

 

 

Кафедра гражданского права

 

Курсовая работа

Авторский договор

Выполнила:

студентка 3 курса 6 группы

Юридического факультета БГУ

заочной формы обучения 
Павловская Марта Валерьевна

______________________ 

Научный руководитель:

Иванова Диана Владимировна

кандидат юридических наук

доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2012

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3

    1. ПОНЯТИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА АВТОРСКОГО ДОГОВОРА………….. ………………………………………… 5
              • КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОРСКИХ ДОГОВОРОВ…………… 11
      • Основания классификации и виды авторских договоров……..  11
      • Договоры о передаче исключительных и неисключительных 
        прав……………………………………………………………… 14
    •   СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ  
      АВТОРСКОГО ДОГОВОРА…………………………………… 17
    • Предмет, стороны и форма авторского договора……………… 17
      • Существенные условия авторского договора. Порядок 
        определения авторского вознаграждения…………………… … 20
        • Права и обязанности сторон по договору. Ответственность 
          сторон за нарушение авторского договора……………………. 25
          • Прекращение авторского договора……… …………………….. 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………   28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...  30

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 В новых экономических  условиях возрастает роль договора вообще и авторского договора в частности. Прежде всего, влияние, которое авторский договор как правовая форма оказывает на договорные отношения. Огромная группа гражданских правоотношений возникает в связи с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности — произведений науки, литературы и искусства, изобретений, промышленных образцов и так далее.

В ч. 2 статьи 51 Конституции Республики Беларусь закреплено положение о том, что свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания гарантируется. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Авторский договор как средство закрепления прав и обязанностей сторон - выступает в качестве защиты авторских прав, прав автора и пользователя, а поэтому рассмотрение его имеет большое значение.

      Законодательство  об авторском праве появилось в Республике Беларусь только в последние годы. Существовавший ранее режим защиты таких объектов как произведения литературы, научные труды и изобретения исходили из приоритета прав государства. Формируемая новая правовая система заставила обратить внимание на весь комплекс проблем, связанных с защитой интеллектуальной собственности.

Принятие нового закона об авторском праве и смежных  правах говорит о том, что законодательство об авторском праве находится на этапе становления и развития, и, соответственно, это свидетельствует о том, что актуальность изучения вопроса о договорных конструкциях передачи исключительных прав на объект авторского права является несомненной.

Основная цель работы заключается в исследовании теоретических  и практических проблем, связанных с передачей имущественных прав по авторскому договору.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

- определить понятие авторского договора и раскрыть его правовую природу;

- проанализировать основную классификацию и виды авторских договоров;

- охарактеризовать содержание авторского договора;

- исследовать вопрос об ответственности сторон в рамках авторского договора;

- определить порядок прекращения авторского договора.

Объектом исследования выступают правоотношения, возникающие в связи с предоставлением исключительного авторского права в рамках авторского договора.

Предметом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с предоставлением автором исключительного авторского права третьим лицам по договору.

Для решения поставленных в работе задач использовалась совокупность различных способов научного познания. Методологическую основу составляли общие и специальные методы научного познания, такие, как исторический, комплексный, сравнительно-правовой, функциональный, формально-юридический, метод системного анализа.

Теоретическую основу и  особую значимость для исследования имели труды таких представителей науки, как Лосев С. С., Колбасин Д. А., Чигир В. Ф. Сергеева А. П., Чернышевой Г. Ф. В основу работы также положены нормы законодательства Республики Беларусь, судебная практика.

Структура дипломной  работы обусловлена ее темой, целью  и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых подразделяется на разделы и заключения. Объем курсовой работы составляет 33 страницы. Список использованных источников составляет 26 наименований.

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА АВТОРСКОГО ДОГОВОРА

Закрепление за автором  произведения науки, литературы или  искусства исключительного права  использовать произведение означает, что изначально только автор имеет  возможность осуществлять любые  действия по воспроизведению, распространению, исполнению и иному использованию произведения. Однако в силу того, что у автора, как правило, отсутствуют экономические, технологические и организационные возможности для коммерческой эксплуатации произведения, автор делегирует свое право использовать произведение организации или предпринимателю, специализирующимся на  такого рода деятельности.

Обладатель исключительного  права на результат интеллектуальной деятельности по общему правилу может  не только самостоятельно распоряжаться  своими правами в отношении объекта права интеллектуальной собственности, но и распоряжаться своим правом, заключая сделки, предметом которых является передача этого права полностью или частично другим лицам.[16] Инструментом для всех форм предоставления авторского права другому лицу является гражданский договор, который подчиняется  общим нормам гражданского права об обязательствах.

Вопрос о применении общих положений гражданского законодательства к авторским правоотношениям  в целом и положений об обязательствах – к авторским договорам в  частности имеет важное теоретическое и практическое значение.

В гражданском праве  гражданско-правовой договор рассматривается  как сделка или как соглашение сторон, направленное на возникновение, изменение или прекращение гражданского правоотношения. [7, с. 805]

При заключении договора волеизъявление направлено на достижение определенных правовых последствий. Выражение  воли одной стороны является недостаточным  для достижения результата. Это воля должна быть доведена до сведения другой стороны и воспринята ею. Согласованность воль приводит к заключению договора, то есть к подчинению тем условиям, которые стороны оговорили, и к обязательности их выполнения.

Эти общетеоретические  положения относятся ко всем гражданско-правовым договорам, опосредующим как имущественные отношения, так и связанные с имущественными личные не имущественные отношения. [26, с. 26]

Сфера действия гражданско-правовых договоров достаточно широка. Она  охватывает имущественные отношения  между различными субъектами.

Договоры, связанные с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности, составляют самостоятельную группу гражданско-правовых договоров, особенность которой определяется нематериальным характером объекта договоров. Одни из них заключаются организациями (издательствами, театрами, радио-, киностудиями и т.д.) и авторами по поводу создания и использования произведений науки, литературы или искусства, другие возникают в связи с деятельностью организаций, распространяющих и использующих произведения авторов. Возможны договоры между гражданами на создание и использование произведения для удовлетворения личных потребностей.

В данных договорах нередко  аккумулируются элементы договоров  различных видов, поэтому к ним  при отсутствии специального законодательства могут применяться по аналогии нормы об отдельных видах договоров и общие положения об обязательствах и договорах. [11, с. 181]

Обладатель исключительного  права на результат интеллектуальной деятельности по общему правилу может  не только самостоятельно распоряжаться  своими правами в отношении объекта права интеллектуальной собственности, но и распоряжаться своим правом, заключая сделки, предметом которых является передача этого права полностью или частично другим лицам.

Среди договорных форм распоряжения исключительным правом традиционно выделяют договор уступки и лицензионный договор. Несмотря на появление в Гражданском кодексе Республики Беларусь (далее – ГК) универсальной нормы о лицензионном договоре, авторский договор также сохранил свой самостоятельный характер.

По мнению Сергеева А. П. авторский договор можно определить как договор, по которому автор передает другому лицу определенные права  по использованию в пределах и на условиях, согласованных сторонами. [6, с. 188]

Законодательство об авторском праве долгое время  не содержало единого определения  авторского договора.

В Гражданском кодексе  Республики Беларусь от 11 июня 1964 года (далее – ГК 1964 года) законодатель выделял два типа авторских договоров: авторский договор о передаче произведения для использования и авторский лицензионный договор.

Первый тип авторского договора предусматривал обязанность  автора или его правопреемника передать либо автора создать и в установленный договором срок передать произведение организации для использования обусловленным по договору способом, а для организации -- обязанность использовать произведение в установленный договором срок, а также выплатить автору либо его правопреемнику вознаграждение (ч.3 ст.498 ГК 1964 года).

Для авторского лицензионного  договора было выработано самостоятельное  определение, которое состояло в  том, что по этому договору автор  или его правопреемник предоставлял организации право использовать произведение, в том числе путем перевода на другой язык или переделки, в обусловленных договором пределах и на определенный договором срок, а организация принимала на себя обязательство уплатить вознаграждение за предоставление такого права или за использование произведения в обусловленной договором форме (ч.4 ст.498 ГК 1964 года).

Подобный подход  к  определению авторского договора приводил к теоретическому спору о его правовой природе. Основные разногласия возникали по вопросу о том, переходят ли принадлежащие автору имущественные правомочия к другому лицу по авторскому договору или же полностью сохраняются за авторами, который лишь  разрешает контрагенту по договору использовать определенным способом свое произведение. [8, с. 823]

В результате данного спора были выдвинуты и обоснованы теория уступки и теория разрешения.[3] Существовала также комплексная теория, согласно которой договор о передаче произведения для использования не содержал передачи авторских прав, а вот авторский лицензионный договор означал для пользователя правопреемство в отношении имущественных прав автора. [9, с. 23]

Данный спор разрешился после принятия Закона Республики Беларусь № 370-ХIII от 16 мая 1996 года «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон № 370-XIII). Законодателем было установлено, что имущественные права могут передаваться только по авторскому договору, личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним после уступки исключительных прав.

Можно отметить, что принятие Закона № 370-XIII означало внесение радикальных изменений во всю систему авторского права Беларуси и, в том числе, существенное изменение правового регулирования авторских договоров.

Особенностью законодательства об авторском праве, существовавшего с 1996 г., стало то, что в нем нашел отражение один из основных принципов гражданского права - принцип свободы договора. Заключая авторский договор, стороны больше не были ограничены рамками типового договора и могли более свободно распоряжаться своими правами и самостоятельно определять условия заключаемого договора, учитывая требования императивных норм закона.

Закон № 370-XIII использовал единое понятие авторского договора, как средства передачи имущественных авторских прав между любыми субъектами.

Согласно п. 1. ст. 25 Закон № 370-XIII  в редакции от 11 августа 1998 года имущественные права автора могут быть уступлены полностью или в части и могут быть переданы для использования по авторскому договору. Следовательно, закон в новой редакции различал уступку имущественных прав и их передачу по договору. Однако в законе не содержалось легального определения данных терминов, все последующие статьи об авторском договоре также не делали различий между договором о передаче и договором об уступке имущественных прав. Это давало основание полагать, что и договоры об уступке, и договоры о передаче имущественных прав являются авторскими договорами.

Информация о работе Авторский договор