Авторское и патентное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 20:28, реферат

Описание работы

Авторское право в России появилось лишь в начале XIX веке (1828г.), где право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности, которым можно торговать.1 Сто семьдесят лет, прошедших с того дня, это сравнительно небольшой отрезок времени для развития отрасли права. Некоторые проблемы, поднимаемые в прошлом веке актуальны и сегодня. Если юридическая конструкция многих правовых институтов, давно получивших силу в гражданском обществе, как например права собственности, далеко не успела выясниться, составляет предмет спора для ученых, то тем более можно ожидать отсутствия определенности в построении такого молодого института, как авторское право.

Файлы: 1 файл

Авторское право.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

Следующим личным неимущественным правом автора является право на обнародование произведения и на его отзыв. Сущность данного  права можно определить как юридически обеспеченную автору возможность публичной огласки созданного им произведения.

Закон предоставляет автору возможность  отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения либо, если произведение уже было обнародовано, он может дезавуировать действия по его доведению до всеобщего сведения, публично оповестив об отзыве произведения.

В качестве единственного условия реализации данного права закон устанавливает возмещение пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Ранее изготовленные экземпляры произведения также изымаются из обращения за счет самого автора. Закон не требует от автора обосновывать уважительность причин отзыва произведения.52

Закон специально не упоминает о  праве автора на опубликование произведения. Тем не менее такое право существует. Право на опубликование состоит  в выпуске в свет (опубликовании) автором произведения. При этом с произведением может ознакомиться неопределенный круг лиц. Это — одно из важнейших личных неимущественных прав авторов. В определенных случаях автор может либо сам опубликовать свое произведение (сделать доклад и т.д.), либо дать согласие на публикацию произведения по договору (передать рукопись в издательство, в  выставочный комитет для демонстрации на выставках и т.п.)

Право на опубликование произведения может быть реализовано автором  только один раз.

Право на опубликование переходит  по наследству. Это право принадлежит автору любого произведения науки, литературы или искусства; однако оно может быть ограничено, если опубликование произведения может затронуть "личную сферу" автора или иного лица, т.е. содержит материалы личного или интимного характера. Опубликование такого произведения должно быть согласовано с этим лицом, а после его смерти — с его родственниками.53

Таковы личные неимущественные  права автора. Наряду с ними у  автора имеется целый ряд имущественных  правомочий. Имущественные права автора связаны с возможностями автора по использованию его произведения.

Прежде всего автор пользуется таким имущественным правом, как  право на воспроизведение.

Воспроизводить — значит размножать произведение путем снятия копий  или каким-либо иным способом. Оно всегда связано с повторением его на материальном носителе. Воспроизведение считается состоявшимся независимо от того, стали ли экземпляры произведения доступны неопределенному кругу лиц.54

С правом воспроизведения, принадлежащим  авторам произведений изобразительного искусства, тесно связано право доступа. Сущность данного права заключается в том, что автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления им права на воспроизведение своего произведения. Иными словами, художник или скульптор может делать копии со своего произведения, для чего собственник картины или скульптуры должен обеспечить доступ автора к произведению. При реализации данного права автор не должен создавать собственнику излишних неудобств, в частности, он не может требовать доставки ему произведения.

Закон закрепляет за автором самостоятельное  право на распространение экземпляров  произведения любым способом, в частности  право на продажу экземпляров  произведения и сдачу их в прокат.

Закон не содержит исчерпывающего перечня  способов распространения произведения, называя лишь наиболее типичные из них — продажу и сдачу в прокат. Продажа означает реализацию копий произведения за плату. Сдача в прокат — это предоставление экземпляра произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды. Существуют, однако, и другие способы распространения произведений, например, передача экземпляра произведения третьим лицам бесплатно. Типичный пример такого распространения — деятельность библиотек.

Параду с правом на распространение  закон особо выделяет исключительное право автора импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт).

Следующими имущественными правами  автора являются право на публичный  показ и на публичное исполнение. Право на публичный показ реализуется  в отношении произведений изобразительного искусства, а право на публичное исполнение — в отношении музыкальных, драматических, хореографических, литературных и некоторых других произведений.

Показ произведения состоит в праве  продемонстрировать оригинал или экземпляр  произведения.55 Исполнением произведения признается его представление посредством игры, декламации, пения, танца как в живом исполнении, так и с помощью технических средств, например экрана.

Для обоих рассматриваемых прав характерен признак публичности, т. е. показ или исполнение должно осуществляться в месте, открытом для свободного посещения.

Передача произведения в эфир или  по кабелю предполагают его доведение  до сведения наиболее широкой аудитории, что, безусловно, затрагивает особый интерес авторов, нуждающихся в  правовой охране. Указанный интерес охраняется посредством закрепления за автором права на передачу произведения в эфир и права сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю.

В эфир могут передаваться как уже  обнародованные произведения, так и произведения, которые еще не обнародованы. Передачей в эфир признается и прямая трансляция произведения из места его показа или исполнения.

К имущественным правам авторов  относятся также право на перевод и право на переработку произведения. В субъективное право на перевод входит возможность автора самому переводить и использовать перевод своего произведения, а также его право давать разрешение на перевод и использование перевода другими лицами. На практике авторы довольно редко переводят произведение сами, поскольку эта работа требует особых знаний и навыков. Поэтому фактически право на перевод сводится к праву давать согласие на использование произведения в переводе. Запретить перевод произведения в целях личного использования автор не может ни фактически, ни юридически.

Свое согласие на перевод автор обычно выражает путем заключения договора с той организацией, которая намерена использовать его произведение в переводе. Данная организация принимает на себя обязанность обеспечить качественный перевод произведения, а также по просьбе автора представить ему перевод для ознакомления (или одобрения).

К праву на перевод близко примыкает  право автора переделывать, аранжировать или другим образом переделывать произведение. Оно также включает возможность автора или самому перерабатывать произведение в другой вид, форму или жанр либо давать разрешение на переработку другим лицам.

Создаваемые в результате творческой переработки произведения являются новыми объектами авторского права. Но их использование может осуществляться лишь с согласия авторов оригинальных произведений. Как правило, дача автором согласия на переработку означает и его согласие на использование созданного в результате переработки нового произведения. Однако автор может оставить за собой право на одобрение переработки как предварительное условие ее использования.

Авторы произведений изобразительного искусства обладают особым правом следования. Сущность данного права состоит в том, что в каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20%, автор имеет право на получение 5% перепродажной цены (п. 2 ст. 17 Закона об авторском праве).

Основной целью этого права  является защита имущественных интересов  художников и авторов других произведений изобразительного искусства, которые зачастую, особенно в начале творческого пути, продают свои произведения различного рода перекупщикам значительно дешевле их реальной стоимости. Право на получение части прибыли, выручаемой от перепродажи произведения при переходе его от одного владельца к другому, в известной мере компенсирует ту несправедливость, которая была допущена по отношению к автору вначале.

К числу имущественных прав авторов  ранее действовавшее законодательство и наука традиционно относили право на вознаграждение за использование произведения. Новое авторское законодательство, безусловно, также признает за авторами указанное право, хотя в общем перечне авторских правомочий оно прямо не названо.  Рассмотренные ранее правомочия автора возникают одновременно с тем, как произведение создано и выражено вовне при помощи тех или иных способов. В отличие от этого право на получение вознаграждения от какого-либо конкретного лица с момента создания произведения не связывается.56 В состав права на вознаграждение входит не только "голое" право требовать соответствующих выплат, но и возможность оговорить размер, порядок, срок и другие условия получения вознаграждения. Все эти вопросы решаются в авторских договорах, на основе которых и осуществляется использование произведений.

Вместе с тем закон выделяет несколько случаев, когда права  авторов на получение вознаграждения лежат за пределами авторского договора.57

Таковы основные права авторов  творческих произведений. Они достаточно разнообразны и охраняют как личные, так и имущественные интересы создателей произведений. 

 

Заключение

 

Целью данной работы не являлось рассмотрение всего авторского права. В работе ничего не сказано об авторском договоре, носящем гражданско-правовой характер и являющимся самостоятельным в ряду других гражданско-правовых договоров.

Не рассмотрена охрана смежных прав, т.е. прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций  эфирного и кабельного вещания, права  которых близки и тесно связаны  с правами авторов.

Очень важным аспектом является собственно защита авторских прав, под которой следует понимать совокупность мер, направленных на признание и восстановление этих прав при их нарушении или оспаривании.

Каждый из вышеуказанных аспектов может быть предметом детального исследования и серьезного анализа и может стать темой следующей работы.

 

Список литературы

 

  1. Авторское право: Нормативные акты. Национальное законодательство и международные конвенции / Сост., авт. ст. И.Силонов; оформл. Г.Сыроватского. — М.: Элит-Клуб; Юрид. книга, 1998.
  2. Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. — М.: Госуд. изд-во юр. литературы, 1957.
  3. Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. — М.: Юрид.лит., 1988.
  4. Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. — М.: Юрид.лит., 1984.
  5. Гордон М.В. Советское авторское право. — М.: Изд. юрид.литература, 1995.
  6. Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 1998.
  7. Грингольц И.А. Права автора сценического произведения в СССР. Канд. дисс. — М., 1953.
  8. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. — М.: Изд. юрид.литература, 1972.
  9. Иоффе О.С. Основы авторского права. — М.: изд-во "Знание", 1969.
  10. Иоффе О.С. Советское гражданское право. Т.3.— Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1965.
  11. Камышев В.Г. Права авторов литературных произведений. — М.: Изд. юрид.литература, 1972.
  12. Канторович А.Я. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. — Петроград, 1916.
  13. Сергеев А.П. Авторское право России. — СПб, 1994.
  14. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. — М.: Изд-во академии наук СССР, 1956.
  15. Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. — Казань, 1891.
  16. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907г.). — М., 1995.
  17. Юрченко А.К. Издательский договор. —Л., 1988.

1 Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. — М.: Юрид.лит., 1988. С.8.

2 Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. — Казань, 1891. С.28.

3 Сергеев А.П. Авторское право России. — СПб, 1994. С.3.

4 Канторович А.Я. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. — Петроград, 1916. С.X.

5 Сергеев А.П. Авторское право России. — СПб, 1994. С.3.

6 Канторович А.Я. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. — Петроград, 1916. С.55.

7 Канторович А.Я. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. — Петроград, 1916. С.55.

8 Сергеев А.П. Авторское право России. — СПб, 1994. С.12.

9 Гордон М.В. Советское авторское право. — М.: Изд. юрид.литература, 1995.С.22.

10 Антишонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. — М.: Госуд. изд-во юр. литературы, 1957. С.24.

11 Гордон М.В. Советское авторское право. — М.: Изд. юрид.литература, 1995. С.24.

12 Сергеев А.П. Авторское право России. — СПб, 1994. С.14.

13  Сергеев А.П. Авторское право России. — СПб, 1994. С.37.

14 Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. — М.: Изд-во академии наук СССР, 1956. С.31.

15 Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907г.). — М., 1995. С.256.

16 Канторович А.Я. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фото-графические произведения. — Петроград, 1916. С.109.

17 Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. — М.: Юрид.лит., 1988. С.10.

18 Гордон М.В. Советское авторское право. — М.: Изд. юрид.литература, 1995. С.59.

19 Иоффе О.С. Основы авторского права. — М.: изд-во "Знание", 1969. С.15.

20 Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. — М.: Изд-во академии наук СССР, 1956. С.32.

21 Сергеев А.П. Авторское право России. — СПб, 1994. С24.

22 Гордон М.В. Советское авторское право. — М.: Изд. юрид.литература, 1995. С.61.

23 Канторович А.Я. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фото-графические произведения. — Петроград, 1916. С.120.

24 Горький М. Доклад на Первом Всесоюзном съезде советских писателей. —"Известия", 19.08.34.

25 Грингольц И.А. Права автора сценического произведения в СССР. Канд. дисс. — М., 1953. С.146.

26 Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. — М.: Юрид.лит., 1984. С.83.

27 Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 1998. С.53.

28 Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. — М.: Изд-во академии наук СССР, 1956. С.41.

Информация о работе Авторское и патентное право