Авторское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей курсовой работы подвергнуть анализу авторское право и совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания использования произведений науки, литературы и искусства, а также те личные имущественные и неимущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения литературы, науки и искусства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3-5 ст.
Глава 1. Объекты и субъекты авторского права
1.1. Виды объектов авторского права…………………………………..6-11 ст.
1.2. Субъекты авторского права и их характеристика ………………12-16 ст.
Глава 2. Права авторов
2.1. Личные неимущественные права как неотъемлемые
права авторов…………………………………………………………….17-20ст.
2.2. Особенности имущественных прав авторов………………………20-24 ст.
2.3. Передача имущественных прав авторов. Авторский договор…....24-31 ст.
Заключение……………………………………………………………….32-33ст.
Список использованной литературы……..……………………………34-35 ст.

Файлы: 1 файл

Авторское право2..doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

       Помимо  наследников  авторские  права   могут   переходить   к   иным

правопреемникам. В их  роли  выступают  издательства,  театры  киностудии  и другие   организации,   занимающиеся   использованием   произведений.    Они приобретают  авторские  права  на  основании  заключенных   с авторами   и наследниками авторских договоров.

       Становясь обладателями авторских  прав,  эти  организации  используют

произведения и распоряжаются ими  такими  способами,  которые  предусмотрены конкретными авторскими договорами, и в установленных ими пределах.

              В заключение вышеизложенного можно сделать вывод, что субъектами авторского права являются лица, которым принадлежит субъективное авторское право в отношении произве­дения. Обладателями субъективного авторского права могут быть россий­ские граждане, иностранцы, лица без гражданства, их наследники и иные правопреемники. Право на произведение для каждой категории субъектов возникает в связи с различными юридическими фактами — созданием про­изведения, переходом авторских прав по наследству, авторскому договору и т.д.

Важнейшими субъектами авторского права являются авторы произведений.

 

 

 

Глава 2. Права авторов

2.1. Личные неимущественные права как неотъемлемые права авторов

 

              В результате создания произведения науки, литера­туры и искусства его автор приобретает ряд субъективных авторских прав как личного неимущественного, так и имущественного характера. Эти права в действующем авторском законодательстве и в доктрине авторского права традиционно именуются исключительными. Теория исключительности авторских прав была детально разработана еще в русской дореволюционной литературе. По мнению большинства ученых, признак исключительности означал прежде всего монополию обладателя авторского права на использование произведения[2.14. с. 94]

Действующее законодательство закрепляет за создателями произведений достаточно много правовых возможностей. В разных статьях Закона об авторском праве они именуются то авторским правом в целом, то авторски­ми правами, то отдельными авторскими правомочиями. В этой связи в юридической литературе отсутствует единый подход к пониманию конструкции субъективного авторского права.

Самой распространенной и в то же время самой спорной классификацией авторских прав является их деление на личные неимущественные и имущественные. Действительно, авторские права настолько взаимосвязаны, что выделить среди них права чисто имущественного или неимущественно­го характера довольно трудно.

Тем не менее, закон признает такое деление и указывает на то, какие пра­ва являются личными неимущественными, а какие носят имущественный характер. Важность этого Деления состоит в том, что личные неимущественные права (в законах западных стран — так называемые моральные права) могут принадлежать лишь самому создателю произведения, они, как прави­ло, непередаваемы другим лицам и охраняются бессрочно. Напротив, имущественные права могут свободно отчуждаться другим лицам и носят сугу­бо срочный характер. Рассмотрим далее важнейшие личные и имущественные права автора.

Личные неимущественные права. Одним из главных личных неимущественных прав, возникающих в связи с созданием произведения, является право авторства. Обычно оно характеризуется как юридически обеспеченная

возможность лица считаться автором произведения и вытекающая отсюда возможность требовать признания данного факта от других лиц. Выделение права авторства как особого субъективного права обусловлено необходимостью индивидуализации результатов творческого труда и общественного признания связи этих результатов с деятельностью конкретных авторов.

Право авторства характеризуется следующими чертами:

а) оно неотделимо от личности автора: принадлежит только создателю произведения, неотчуждаемо, от него нельзя отказаться;

б) оно является правом абсолютным, так как ему корреспондируют обя­занности всех и каждого воздерживаться от нарушения данного правомочия;

в) оно действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смер­тью. В дальнейшем оно существует как юридический факт, с которым все должны считаться. После смерти автора авторство признается и охраняется законом, но уже не как субъективное право (ибо субъекта права больше нет), а как общественный интерес, нуждающийся в признании и защите;

г) наконец, следует указать на то, что право авторства имеет определяю­щее значение для других прав автора, так как остальные права производны от него.

С правом авторства тесно связано право на авторское имя. В соответствии с данным правом автор может использовать или разрешать использо­вать произведение под своим подлинным именем, под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно). Избирая один из этих способов обозначения своего авторства, автор реализует право на имя. Он также имеет право требовать указания своего имени каждый раз при изда­нии, публичном исполнении, передаче произведения в эфир, цитировании и ином использовании произведения. Наконец, право на имя включает воз­можность требовать, чтобы имя автора (псевдоним) не искажалось при его упоминании лицами, использующими произведение.

              С момента создания произведения за его автором закрепляется право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или ино­го посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству авто­ра. В ранее действовавшем законодательстве подобное право именовалось правом на неприкосновенность произведения. Новое его название — «право на защиту репутации автора» — на первый взгляд звучит непривычно и не­понятно, однако более точно отражает суть рассматриваемого права. Кроме того, оно совпадает с наименованием, которое используется в Бернской конвенции, а также в законодательстве многих западноевропейских стран. [2.13. с. 173]

Следующим личным неимущественным правом автора является право на обнародование произведения и на его отзыв. Сущность данного права можно определить как юридически обеспеченную автору возможность публичной огласки созданного им произведения. При этом автор одновременно решает два вопроса. Во-первых, он сам определяет, готово ли его произведение для доведения до неопределенного круга лиц. Во-вторых, автор решает вопрос о времени, месте и способе обнародования. Например, автор литературного произведения может обнародовать его путем опубликования, пуб­личного исполнения, передачи в эфир и т. п.

Наконец, автор обладает таким личным неимущественным правом, как право на опубликование, хотя закон о нем специально и не упоминает. Между тем данное право, безусловно, принадлежит автору, так как выражает особый интерес автора, не опосредованный каким-либо другим правом.

Под правом на опубликование понимается признаваемая за автором возможность выпуска в обращение экземпляров произведения в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. Акцент в данном случае делается на том, что за автором признается возможность контроля за выпуском в обращение материальных носителей произведения. Реализация права на опубликование имеет своим последствием изменение правового режима произведения, так как опубликованное произведение может в определенных случаях использоваться без согласия автора, например, репродуцироваться в единичных экземплярах библиотеками, архивами и учебными заведениями.

Таковы права автора, которые отнесены Законом к числу личных неиму­щественных. Наряду с ними у автора имеется целый ряд имущественных правомочий. 

 

2.2.  Особенности имущественных прав авторов

 

Имущественные права автора. Имущественные права автора связаны с возможностями автора по использованию его произведения.

Те права, о которых пойдет речь ниже, являются лишь наиболее распро­страненными способами использования произведений и не исчерпывают со­бой всех возможностей автора. Следует исходить из того, что автор обладает всеми правами на использование произведения, в том числе и способами, ко­торые могут появиться в будущем. Рассмотрим важнейшие имущест­венные права, указанные в ст. 16 Закона об авторском праве.

Прежде всего, автор пользуется таким имущественным правом, как право на воспроизведение. Возможность воспроизведения творческого резуль­тата, достигнутого создателем произведения, другими лицами послужила одной из главных причин возникновения авторского права. Неслучайно сам термин «авторское право» в английском языке звучит как «копирайт», что буквально означает право на копирование, воспроизведение.

Итак, право на воспроизведение есть право на повторное придание произведению объективной формы, допускающей его восприятие третьими лицами.

Воспроизведением в точном смысле признается само изготовление копий произведения в любой материальной форме независимо от того, где и когда они будут выпущены в обращение и произойдет ли это вообще. Кроме того, для воспроизведения не требуется изготовления такого количества экземпляров произведения, которое удовлетворяло бы потребности публики. Им будет считаться изготовление нескольких или даже одной копии произведения.

Закон закрепляет за автором самостоятельное право на распространение экземпляров произведения любым способом, в частности право на продажу экземпляров "произведения и сдачу их в прокат.

Как видим, закон свя­зывает распространение только с теми произведениями, которые зафиксиро­ваны на материальном носителе. Это следует хотя бы из того, что продать и сдать в прокат можно лишь сам материальный носитель, на котором зафик­сировано произведение, а не само произведение как таковое. Далее, распро­странение предполагает наличие копий произведения, которые и пускаются в гражданский оборот. Если произведение не размножено, а существует только в оригинале, оно не может быть распространено. Наконец, право на распространение закон не связывает с пуском в гражданский оборот такого количества экземпляров произведения, которое удовлетворяло бы разум­ным потребностям публики. Для того чтобы произведение считалось рас­пространенным, достаточно и нескольких экземпляров произведения.

Закон не содержит исчерпывающего перечня способов распространения произведения, называя лишь наиболее типичные из них — продажу и сдачу в прокат. Продажа означает реализацию копий произведения за плату. Сдача в прокат — это предоставление экземпляра произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выго­ды. Существуют, однако, и другие способы распространения произведений, например передача экземпляра произведения третьим лицам бесплатно. Ти­пичный пример такого распространения — деятельность библиотек.

Наряду с правом на распространение закон особо выделяет исключительное право автора импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт).

Следующими имущественными правами автора являются право на публичный показ и на публичное исполнение. Право на публичный показ реализуется в отношении произведений изобразительного искусства, а право на публичное исполнение — в отношении музыкальных, драматических, хореографических, литературных и некоторых других произведений.

Под показом произведения понимается демонстрация оригинала или эк­земпляра произведения непосредственно или с помощью технических средств, например диапозитива. Исполнением произведения признается его представление посредством игры декламации, пения, танца как в живом исполнении, так и с помощью технических средств, например экрана.

Для обоих рассматриваемых прав характерен признак публичности, т. е. показ или исполнение должно осуществляться в месте, открытом для свободного посещения.

К имущественным правам авторов относятся также право на перевод и право на переработку произведения. В субъективное право на перевод вхо­дит возможность автора самому переводить и использовать перевод своего произведения, а также его право давать разрешение на перевод и использо­вание перевода другими лицами. На практике авторы довольно редко пере­водят произведение сами, поскольку эта работа требует особых знаний и на­выков. Поэтому фактически право на перевод сводится к праву давать согла­сие на использование произведения в переводе. Запретить перевод произве­дения в целях личного использования автор не может ни фактически, ни юридически.

Свое согласие на перевод автор обычно выражает путем заключения до­говора с той организацией, которая намерена использовать его произведение в переводе. Данная организация принимает на себя обязанность обеспечить качественный перевод произведения, а также по просьбе автора представить ему перевод для ознакомления (или одобрения).

Право на перевод, по действующему российскому законодательству, признается за автором или его правопреемниками в течение всего срока охраны произведения. Оно не предусматривает возможности выдачи так назы­ваемой принудительной лицензии на перевод, которую можно вводить во внутреннее законодательство в соответствии со ст. V Всемирной конвенции об авторском праве.

              К праву на перевод близко примыкает право автора переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение. Оно также включает возможность автора либо самому перерабатывать произве­дение в другой вид, форму или жанр, либо давать разрешение на переработ­ку другим лицам. [2.15. с 78]

Создаваемые в результате творческой переработки произведения являются новыми объектами авторского права. Но их использование может осуществляться лишь с согласия авторов оригинальных произведений. Как правило, дача автором согласия на переработку означает и его согласие на ис­пользование созданного в результате переработки нового произведения. Од­нако автор может оставить за собой право на одобрение переработки как предварительное условие ее использования.

Информация о работе Авторское право