Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:24, реферат
В настоящее время изучение банковской системы является одним из актуальных вопросов российской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования банков в России и создания наилучших условий для успешной их работы. Законодательные органы много внимания уделяют выработке новых концепций работы банков страны. До сих пор банковская система в России имеет очень много противоречий и ее не несовершенность, я думаю, привели нашу страну к финансовому кризису. Нельзя не отметить, что в последнее время (до мирового финансового кризиса) в России наблюдался экономический рост и необходимо учитывать, что немалую роль в этом сыграли и, наверное, в будущем будут играть банки нашего государства.
Целью данной курсовой работы является: подробное изучение сущности банков, их места и роли в финансовой системе страны. Россия не является исключением, и при переходе к рынку в ней сложилась новая банковская система. Естественно, она имеет некоторые особенности, свои собственные сложности и пути их разрешения. Именно поэтому важно понять, как свести негативные последствия к минимуму.
Введение.........................................................................................................................................3
Глава 1. Возникновение банковской системы
1.1 Сущность банков...................................................................................................................5
1.2 Понятие и признаки банковской системы........................................................................6
1.3 Функции и роль центрального и коммерческих банков в экономике страны...............7
Глава 2. Банковская система Российской Федерации
2.1 Структура современной банковской системы Российской Федерации..............................12
2.2 Виды банков в России и организационно-экономические основы их
функционирования..................................................................................................................15
2.3 Основные виды деятельности и функции Центрального банка России............................19
Глава 3. Денежно-кредитная политика РФ. Банковская система России в условиях
финансового кризиса
3.1 Денежно-кредитная политика РФ...............................................................................................22
3.2 Банковская система России в условиях финансового кризиса...............................................24
Заключение...................................................................................................................................26
Список литературы......................................................................................................................28
Приложение 1...............................................................................................................................29
Как организация, созданная для осуществления управленческих функций, Банк России имеет три основные цели деятельности:
1) защита и обеспечение устойчивости рубля;
2) развитие и укрепление банковской системы РФ;
3) обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Реализация функций и полномочий, предоставленных Банку России для достижения этих целей, превращают его в орган монетарной власти, орган банковского регулирования и надзора и расчетный центр банковской системы.
Как орган монетарной власти Банк России осуществляет следующие функции:
• во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
• осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами;
• устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
• организует и осуществляет валютное регулирование и контроль в соответствии с законодательством РФ;
• принимает участие в разработке прогноза платежного баланса и организует составление платежного баланса РФ (Приложение 2);
• осуществляет анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений. Публикует соответствующие материалы и статистические данные, реализуя при этом задачу снижения инфляционных ожиданий [8].
Как орган регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций Банк России выполняет следующие законодательно закрепленные за ним функции:
• принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций; выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
• осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
• регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
• является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
• устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы.
Кроме того, Банк России, как надзорный орган, устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений им на проведение данных операций.
Как расчетный центр банковской системы Банк России играет основную роль в организации и функционировании платежной системы страны. Для обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования последней он выполняет следующие функции:
• устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
• монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
• определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами.
Как банкир Правительства РФ Банк России осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов.
Для выполнения возложенных на него функций в различных сферах Банк России имеет право издавать нормативные акты по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами. Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, за исключением нормативных актов, устанавливающих курсы иностранных валют по отношению к рублю.
В заключении второй главы можно сказать, что создание эффективной банковской системы является одной из важнейших задач экономических преобразований в России. За минувшие годы в нашей стране ликвидирована государственная монополия на банковское дело. Сформирована современная двухуровневая банковская система. Разработано и действует специальное банковское законодательство. Постепенно складывается конкурентная кредитно-финансовая инфраструктура, основным элементом которой являются коммерческие банки. Некоторые из них уже получили высокий международный рейтинг. Ассоциация российских банков превратилась в крупнейшее национальное банковское объединение.
Вместе с тем банковская система России переживает трудности, связанные с мировым финансовым кризисом, а так же с особенностями современного этапа экономических реформ.
Глава 3. Денежно-кредитная политика РФ. Банковская система России в условиях финансового кризиса
3.1. Денежно-кредитная политика РФ
Денежно-кредитная политика является составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой — повышение благосостояния населения и обеспечение максимальной занятости. Исходя из этой долгосрочной стратегии, основными ориентирами макроэкономической политики правительства обычно выступают обеспечение роста ВВП и снижение инфляции.
Конечные цели денежно-кредитной политики формулируются в соответствии с принятыми на текущий год целями макроэкономической политики. Основным направлением денежно-кредитной политики как составной части современной экономической политики России является постепенное снижение уровня инфляции и поддержание ее на определенном уровне. Конечной целью денежно-кредитной политики в предстоящие 10 лет должно быть снижение, а в дальнейшем, при достижении низких значений, — сохранение инфляции на уровне, обеспечивающем условия для устойчивого экономического роста.
В России снижение уровня инфляции остается серьезной проблемой и главной целью денежно-кредитной политики, поскольку инфляция оказывает существенное воздействие на ликвидность банковской и финансовой систем и таким образом регулирует деловую активность в обществе. Нельзя не признать, что за годы реформирования были достигнуты положительные результаты, тем не менее утверждать сегодня о стабилизации денежного обращения и улучшении инвестиционного климата преждевременно.
План денежно-кредитной политики разрабатывается непосредственно Банком России.
Разработанный Банком России проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год передается на рассмотрение Национальному банковскому совету, который дает по нему заключение. Далее уточненный по рекомендациям Банковского совета проект представляется Президенту РФ и Правительству РФ.
Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов.
Денежно-кредитная политика в ее конкретном выражении, проводимая центральным банком, как правило, имеет достижение следующих целей:
высокий уровень занятости;
экономический рост;
стабильность цен;
стабильность ставки процента;
стабильность на финансовых рынках;
стабильность валютного рынка.
Исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы. В настоящее время Банк России в качестве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики использует денежный агрегат М2 (мультипликатор).
Основная задача, стоящая в настоящее время перед Банком России, заключается в определении способов трансформации денежной массы в реальный сектор экономики. Наиболее эффективным вариантом управления денежным предложением будет содействие развитию производства. Однако развитие кредитования предприятий сопряжено с большими трудностями, в частности с отсутствием долгосрочных ресурсов у коммерческих банков. Экономика, во многом зависящая от состояния мировых финансовых и сырьевых рынков, и низкий уровень доверия населения к банковской системе делают практически невозможным формирование коммерческими банками базы долгосрочных ресурсов, которые могли бы быть использованы на предоставление кредитов предприятиям. Высокая стоимость кредитов делает их недоступными для большей части российских предприятий.
Данные проблемы эффективно разрешаются в случае, если Банк России окажет содействие развитию кредитования. С одной стороны, Банк России обладает огромными ресурсами. Речь, прежде всего, идет о золотовалютных резервах, накопленных Банком России . Несомненно, золотовалютные резервы выступают залогом стабильности экономической ситуации и позволяют сглаживать негативные колебания на рынке. С другой стороны, как и любые резервы - это отвлечение средств, которые могли бы быть эффективно использованы для развития экономики страны.
Центральный банк должен кредитовать коммерческие банки, чтобы те, в свою очередь, были в состоянии кредитовать предприятия, только тогда будут существенный рост производства и снижение инфляции.
Основным препятствием инфляционных процессов в настоящее время и в последующих периодах является развитие отечественного производства. На сегодняшний день ни о каком эффективном развитии производства речи быть не может, что обусловлено двумя причинами: значительный износ основных фондов производства и высокие проценты за кредит, которые не позволяют модернизировать производство, внедрять новейшие технологии и соответственно повышать конкурентоспособность отечественной продукции.
Таким образом, для эффективного функционирования экономики необходимы и административные и экономические методы управления экономикой. Одной из составляющих процесса государственного управления экономикой является денежно-кредитная политика.
3.2 Банковская система России в условиях финансового кризиса
Мировой финансовый кризис и, как следствие его, кризисные процессы в сегодняшней российской экономике, существенно осложняют положение в банковском секторе России.
Усилия государства по поддержке банковской системы не пропали даром: она устояла. В 2008 году чистая прибыль банков снизилась на 10%, что можно считать относительно неплохим результатом в нынешних условиях. Остается только надеяться, что банкам удастся продержаться на плаву и в 2009 году.
В то время как американские и европейские банки, несмотря на серьезные государственные вливания, подсчитывают колоссальные убытки, российская банковская система может похвастаться успехами. По словам директора департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаила Сухова, по итогам 2008 года чистая прибыль всех банков России составит 450 млрд рублей, хотя по сравнению с 2007 годом она и снизилась на 10%.
Банковской системе удалось устоять в первую очередь потому, что не было серьезных проблем у крупных банков. В Европе, например, правительство вынуждено поддержать "лежащие на боку" крупные банки, предоставляя им миллиарды евро в обмен на передачу в госсобственность пакетов акций. В США многомиллиардные программы господдержки банков просто не успевают начать действовать. Катастрофический рост "плохих" кредитов в связи с потерей заемщиками работы сводит "на нет" эффективность закачанных в банковскую систему госвливаний.
Спасение российской банковской системы - в ее "недоразвитости" в сравнении с западными. "Отдельные слабости во время кризиса становятся преимуществом", - подтвердил М.Сухов. Слабое развитие в России производных инструментов, межбанковского рынка в кризисной ситуации стали преимуществом.
Правительство уже не раз подтверждало, что банковскую систему государство собирается поддерживать и впредь. Не исключено, что банкам будут выделены еще дополнительные средства в рамках антикризисных мер. Ранее министр финансов Алексей Кудрин заявлял, что в дополнение к $40 млрд, которые ранее были выделены государством на капитализацию банков, в ближайшее время прибавится еще такой же объем государственной поддержки.
На недавней конференции в Красноярске, посвященной вопросам и проблемам промышленного роста, президент РСПП Александр Шохин высказал опасения по поводу нынешнего состояния российской банковской системы. "Несмотря на то, что она достаточно быстро оправилась от кризиса 2004 года и даже укрепилась, в настоящее время основные показатели ликвидности банков ухудшаются. Если тенденция снижения банковской ликвидности будет продолжаться, а она во многом связана с политикой изъятия денег в стабилизационный фонд, то банки окажутся в сложном положении", - сказал А.Шохин.
По мнению главы РСПП, чтобы выйти из создавшегося положения банки, несмотря на довольно благоприятные общеэкономические условия, будут вынуждены повышать проценты.
О недопустимости повторения кризиса 1998 года, когда рухнула банковская система России, неоднократно заявлял и премьер России Владимир Путин. Также он подчеркивал, что принятых усилий по спасению "кровеносной системы" российской экономики недостаточно, и государство предпримет новые меры для обеспечения стабильности российских банков.
В последние месяцы прошлого года правительство и ЦБ приняли ряд первоочередных мер по поддержке кредитных учреждений. Чтобы сохранить доверие к банкам со стороны граждан, страховая сумма по вкладам была повышена с 400 до 700 тыс. рублей. Более 3 трлн рублей было направлено на поддержание ликвидности банковской системы, не считая тех ресурсов, которые остались в распоряжении банков благодаря снижению норматива по обязательному резервированию — это еще примерно 380 млрд рублей.
Кроме того, на выделение субординированных кредитов крупнейшим системообразующим банкам было выделено 950 млрд рублей. Агентство по страхованию вкладов приступило к оздоровлению кредитных организаций, которые в изменившихся условиях не смогли исполнить свои обязательства. На эти цели из федерального бюджета выделено 200 млрд рублей.
"Считаю необходимым подчеркнуть, что все перечисленные меры были приняты не ради поддержки отдельных конкретных финансовых учреждений и их акционеров, хотя само по себе это было бы не зазорным, ничего здесь предосудительного нет. Прежде всего правительство и ЦБ стремились не допустить системного сбоя в работе банковской системы страны, а следовательно, обеспечить сохранность сбережений граждан России, стабильность платежей и расчетов, продолжение кредитования реального сектора экономики. Считаю, что эта задача была выполнена", — сказал премьер.