Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 10:48, доклад
Коррупция – сложный социальный феномен, исторические корни которого уходят в глубокую древность и связаны, прежде всего, с обычаем делать подарки вождям или жрецам, чтобы добиться их расположения и впоследствии - поддержки в решении возникающих проблем в своих корыстных интересах.
УО «Новополоцкий государственный музыкальный колледж»
Единый день информирования
18.12.2014г.
Тема выступления:
Борьба с коррупцией – важнейшая задача для государства и общества.
Докладчик: преподаватель общественных дисциплин Безмен Н.В.
Новополоцк 2014
Тема выступления: Борьба с коррупцией – важнейшая задача для государства и общества
Докладчик: преподаватель общественных дисциплин Безмен Н.В.
Время выступления: 40 минут
Коррупция – сложный социальный феномен, исторические корни которого уходят в глубокую древность и связаны, прежде всего, с обычаем делать подарки вождям или жрецам, чтобы добиться их расположения и впоследствии - поддержки в решении возникающих проблем в своих корыстных интересах.
По мере развития человеческого общества и смены общественно-экономических формаций коррупция перестает быть только нравственной проблемой. Она начинает проникать во все сферы общественного бытия, в органы управления государством, в том числе политику.
Во второй половине XX века коррупция становится международной проблемой. Подкуп транснациональными корпорациями высших должностных лиц приобрел массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих других государств.
Впервые о коррупции во властных структурах открыто заговорили в 1990 году, когда президент Пакистана отправил правительство в отставку в связи с обвинениями в коррупции и некомпетентности.
Являясь глобальной проблемой современности, проблема коррупции в той или иной степени существует и в Республике Беларусь. Будучи неотъемлемым субъектом мирового сообщества, занимая важное геополитическое положение и являясь стратегическим партнером для многих стран ближнего и дальнего зарубежья, она объективно не могла не быть подвержена этому явлению.
Коррупция подрывает доверие народа к власти, порождает философию «мздоимства», дискредитирует рыночные механизмы конкуренции и борьбы с монополизмом в экономике, способствует лоббированию законодательных и нормативных актов, потворствующих масштабным злоупотреблениям и преступности.
В республике сформировалась определенная система организации борьбы с коррупцией, которая включает в себя:
- разработку и принятие антикоррупционной нормативной правовой базы, и определение механизма ее выполнения;
- разграничение между государственными органами их функций, зон ответственности и организацию взаимодействия по противодействию коррупции;
- создание и обеспечение деятельности специальных подразделений по борьбе с коррупцией;
- образование на различных уровнях
комиссий,
- использование государственных
СМИ, активное вовлечение граждан,
общественных организаций и
В Законе Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», принятом 20 июля 2006 г., дано уточненное правовое определение данного понятия: «коррупция – умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей».
С 12.04.2012 вступил в силу Закон Республики Беларусь от 22.12.2011 № 332-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией».
Основными нормативно-правовыми актами, направленными на противодействие коррупции, также являются Законы Республики Беларусь «О Прокуратуре Республики Беларусь», «О государственной службе в Республике Беларусь», «О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств», «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем» и «О борьбе с организованной преступностью».
Постановлением
Генеральной Прокуратуры, КГК, Оперативно-аналитического
Центра при Президенте
- хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст.210 УК),
легализация (отмывание) материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч.2 и ч.3 ст.235 УК),
- злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (ч.2 и ч.3 ст.424 УК),
- бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (ч.2 и 3 ст.425 УК),
- превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (ч.2 и ч.3 ст.426 УК),
- незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.429 УК),
получение взятки (ст.430 УК),
- дача взятки (ст.431 УК),
- посредничество во взяточничестве (ст.432 УК),
- злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (ст.455 УК).
Согласно статистическим данным по Витебской области за первое полугодие 2013 года выявлено 236 преступлений коррупционной направленности.
По изученным делам преступления, предусмотренные ст.ст.424-426 УК, выявлены:
в системе торговли – 1, промышленности – 1, сельского хозяйства – 2, строительства – 2, сфере услуг – 2, образования – 2, ЖКХ – 2, правоохранительных органах, судах – 4, налоговых органах -1, страховых организациях – 1.
Применительно к отраслям и сферам деятельности наибольшее количество коррупционных преступлений зарегистрировано в промышленности, в системах здравоохранения и государственного управления, в строительстве и на транспорте, в системах образования и торговли.
Из общего количества выявленных преступлений наибольшее количество зарегистрированы в Витебске и Новополоцке. Среди районов области наибольшее число коррупционных фактов выявлено в Дубровенском, Лепельском, Сенненском, Докшицком и Чашникском.
В Законе Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» дано уточненное правовое определение данного понятия: «коррупция – умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом, либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица, либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо, либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей».
В Послании Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь уделено большое внимание этому вопросу. «Предупреждаю, никаких послаблений подобным людям, замешанным в коррупции, нет, не было и не будет. Даже если коррупция проникает в те государственные органы, которые должны возглавлять борьбу с ней, то и там каленым железом мы будем выжигать эту нечисть», - заявил Президент.
Кроме того, поднимая тему коррупции, он подчеркнул, что нужно учиться не только на своих ошибках, но и на ошибках соседей. «Я уже говорил - у украинского кризиса две причины. Слабость экономики, фактически ее развал, и тотальная коррупция. Они абсолютно взаимосвязаны. Украинский кризис - это предупреждение всем. Не только нам - белорусам, которые живут почти вместе. И мы обязаны сделать свои выводы».
При этом Глава государства добавил: «К счастью, нас никто не может обвинить в разгуле коррупции, в равнодушии власти к этой проблеме или в безнаказанности коррупционеров. Мы постоянно и жестко боремся с этим злом. Это было, есть и остается моей принципиальной позицией не только как Президента, но и как человека и гражданина. Это знают и признают все - даже злейшие критики власти. Но можем ли мы сказать, что нам удалось победить это зло в нашей стране? К сожалению, нет». А.Г. Лукашенко отметил, что получение взяток для некоторых чиновников, кажется, уже вошло в систему.
«Проблему коррупции мы поднимаем не в первый раз. Если взглянуть на ситуацию с коррупционными проявлениями у наших соседей, то мы, возможно, выглядим совсем прилично, не худшим образом. Но то у соседей, это их дело. Я говорю о себе, я говорю о нас, о власти и о нашей стране - Беларуси. В отличие от других мы постоянно, системно боремся с этим злом. У наших чиновников, надо отдать должное, нет яхт, дворцов, лимузинов. Честных и порядочных людей во власти, конечно же, большинство. Но решительной, переломной победы над коррупцией и поводов для самоуспокоения всё же пока нет. И это приводит нас к ключевому вопросу - все ли мы делаем для искоренения этого зла? Не ограничиваемся ли только поверхностными мерами?» - отметил Александр Григорьевич.
Президент подчеркнул, что, как показывает мировой опыт, корни коррупции лежат глубоко в экономической системе, причем в общемировой, глобальной, отгородиться от которой невозможно. «Мы должны упреждать, профилактировать коррупцию. Мы должны сделать так, чтобы в одних случаях коррупция стала невыгодной, в других - легко раскрываемой, а в третьих - вообще невозможной», - заявил глава государства.
Беларусь должна показать пример, как можно и нужно бороться с коррупцией", - подчеркнул Президент.
Деятельность ОВД Витебского райисполкома ориентирована на выявление тяжких, особо тяжких и коррупционных экономических преступлений, совершаемых должностными лицами предприятий и организаций района, а также на не допущение незаконного расходования бюджетных денежных средств, в том числе выделенных на сопровождение государственных программ и осуществление госзакупок, принятия мер направленных на предотвращение ущерба экономичским интересам государства.
Справочно: на территории района расположено 96 предприятий, из них продовольственных -14, промышленных -5, по производству товаров повседневного спроса -77, автомагазинов -10, коопзаготовительных предприятий -2, в их составе 1 фирменный магазин.
В районе функционирует 67 малых предприятий. Открытых и закрытых акционерных обществ и частных предприятий.
В настоящее время проводятся мероприятия по контролю за выполнением программы реконструкции молочной отрасли в Витебском районе. В этих целях анализируются акты выполненных работ, статистические сведения о выполненных работах, осуществляются осмотры объектов строительства в целях установления фактов внесения недостоверных сведений в официальные документы о объемах выполненных работ.
Справочно:
Согласно решения Витебского областного исполнительного комитета от 28.12.2011 №885 «О реконструкции и техническом переоснащении молочно-товарных ферм в 2012-2013 годах» в Витебском районе, осуществляется реконструкция и капитальный ремонт 10 молочно-товарных ферм.
Для этих целей из районного и областного бюджета были выделены денежные средства в сумме 39 млрд.860 млн., освоено 53 млрд.271 млн.рублей, из них кредитов 35 млрд. 447 млн.рублей и 13 млрд.126 млн.собственных средств.
С целью установления обоснованности расходования выделенных бюджетных денежных средств на строительство и реконструкцию указанных молочно-товарных ферм отделением БЭП ОВД проводятся оперативно-розыскные и проверочные мероприятия в части законности выбора подрядных организаций и поставщиков стройматериалов, полноты осуществления технического надзора, обоснованности привлечения субподрядчико, а также встречные проверки по поставкам стройматериалов с целью установления завышения их стоимости, по установлению достоверности сведений об объемах выполненных строительно-монтажных работ в актах их сдачи-приемки, а также иные мероприятия направленные на выявление фактов злоупотреблений и хищений при проведении строительных работ.
На настоящий момент по текущим результатам проведенных мероприятий фактов противоправных деяний, связанных с неправомерным использованием бюджетных денежных средств, выделенных на строительство и реконструкцию указанных молочно-товарных ферм, не выявлено.
В результате принимаемых мер за истекший период 2013 года на территории Витебского района выявлено 8 экономических преступлений, 3 из которых относятся к тяжким и особо тяжким преступлениям.
Составлено 8 материалов проверки по ст.12.17.ч.2 КоАП Республики Беларусь (нарушение правил торговли и оказания услуг населению), по результатам наложены административные взыскания в виде штрафов на сумму 2.400.000 рублей.
Составлено 7 протоколов по ст.11.2 КоАП РБ за незаконные валютно-обменные операции.
Информация о работе Борьба с коррупцией – важнейшая задача для государства и общества