Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 22:26, реферат
В Византии брак регулировался нормами православного церковного права, согласно которому предшествовало обручение, сопровождавшееся церковным обрядом. Обручение могло быть расторгнуто по причине нежелания обученных вступить в брак, совершения обручения без согласия родителей и опекунов, близкой степени родства между обрученными, неспособности к сожительству после вступления в брак, развратного поведения жениха или невесты, совершения преступления женихом или невестой, безвестного отсутствия в течение трех лет, тяжелой болезни, сумасшествия в течения двух лет, желания уйти в монастырь.
Брачное и семейное право
В Византии брак регулировался
нормами православного
Брак совершался путем
церковного обряда (венчания). Для признания
брака действительным необходимо было
соответствовать следующим
Разрешалось вступать в брак не более трех раз. Византийское право разрешало расторжение брака путем развода при следующих обстоятельствах: совершение государственного преступления, покушение одного супруга на жизнь другого, истребление утробного плода, прелюбодеяние; легкомысленное поведение жены (участие в пирах с посторонними мужчинами, отлучка на ночь из дома; посещение женой без ведома мужа публичного зрелища); неспособность к брачному сожительству; длительное безвестное отсутствие одного из супругов; пребывание в плену (поскольку человек, взятый в плен, становился рабом); психическое заболевание; уход одного из супругов в монастырь; посвящение в сан епископа.
Кроме того, жена имела право на развод в следующих случаях: если муж оскорбил жену, стараясь свести ее с другим мужчиной; если муж без основания обвинил жену в прелюбодеянии.
Расторжение брака путем развода производилось только по судебному решению.
Что касается имущественных отношений между супругами, то речь идет прежде всего о приданом и предбрачных подарках, которые супруги не имели права отчуждать за некоторыми исключительными случаями (например, для приобретения нового имущества, которое может дать более крупный доход; для уплаты долгов жены; для пропитания родителей, мужа или брата).
Муж имел право пользования доходами с имущества, входившего в состав приданого.
Жена имела право обратиться в суд с иском против мужа, растратившего ее приданое.
Наследственное право
В византийском праве говорилось о наследовании по закону и завещанию. В первом случае устанавливалось четыре ступени законных наследников: нисходящие (сыновья и дочери, внуки); восходящие (отец и мать), боковые родственники (брат, сестра), вдова наследодателя в половинной части (вторую часть получает казна). Выморочное имущество переходит полностью казне.
Завещание оформлялось в письменном виде, оно должно было подтверждаться подписями свидетелей. Завещание было недействительным, если оно сделано лицом, не достигшим 14 лет, глухонемым, слабоумным, пьяным, находившимся под опекой за расточительство, совершившим преступление, отрекшимся от христианства. Завещание ограничивалось обязательной долей в пользу детей и родителей, называемой фалкидионом. Приданое и предбрачные подарки были собственность жены.
Византийское право приводит перечень оснований, по которым можно было лишить наследства детей и родителей (например, оскорбительное отношение к завещателю, совершение преступления, позорное поведение, отступление от православной веры).
Византийское право сохранило такие институты римского наследственного права как фидеикомиссы и легаты. Почти полностью были восприняты положения римского права об опеке и попечительстве. Опека над малолетними (лица мужского пола до 14 лет и женского до 12 лет) устанавливалась по завещанию или по решению родственников или властей. Над несовершеннолетними (мужчины и женщины до 25 лет) учреждалось попечительство, которое устанавливалось также над расточителями и слабоумными.
Уголовное право
Уголовная ответственность наступала для лиц, достигших 7-ми летнего возраста.
В системе наказаний закреплялось социальное неравенство. Так, пособники похищения свободных женщин подвергались телесному наказанию, острижению и изгнанию, а раб наказывался сожжением.
Господин мог безнаказанно убить своего раба. Византийское право учитывало формы виновности, знало понятие невменяемости.
В двух случаях разрешался самосуд: убийство ночного вора, а также любовника жены, застигнутого с поличным на месте свидания.
Наказывалось не только оконченное преступление, но и покушение на него, если имел место факт приготовления к нему. Умысел к совершению государственных и религиозных преступлений был наказуемым. За соучастие (подстрекательство, попустительство, укрывательство, пособничество) установлено такое же наказание, как и за само преступление.
При назначении наказания учитывался рецидив. Так за кражу в первый раз вор подлежал телесному наказанию, за второй раз ему отсекали руку.
Византийское право
Государственные преступления: измена, заговоры против императора; другие действия, направленные против государства и царя. Например, передача неприятелю военной тайны. За все это смертная казнь путем сожжения.
В византийском уголовном
праве закреплялась множественность
наказаний за одно и то же преступление.
В качестве дополнительного наказания
нередко применялась
Изгнание чаще всего применялось как дополнительное к членовредительскому наказанию. Острижение применялось только как дополнение к членовредительскому наказанию.
Процесс
В византийском праве по уголовным делам все более усиливались начала следственно-розыскного инквизиционного процесса, для которого были характерны презумпция виновности, признание вины — высшее доказательство, допрос под пыткой, тайна и письменность процесса, запрещение представительства со стороны обвиняемого. По уголовным делам судьи обязаны были допрашивать обвиняемых и свидетелей, каждого в отдельности.
В качестве свидетелей не допускались женщины, несовершеннолетние, развратники, слабоумные, слуги, домашние, бедные, глухие, изобличенные в подлогах, еретики и евреи против христиан.
Суд мог потребовать от свидетелей принесения присяги. В отличие от свидетелей по гражданским делам, свидетели по уголовным делам вызывались по распоряжению судебных органов и их явка в суд была обязательной.
Представители сенаторского
сословия имели привилегии. Они были
подсудны только префекту столицы. Сенаторы
не могли подвергаться пыткам за исключением
тех случаев, когда они обвинялись
в государственных
При рассмотрении гражданских дел закреплялась состязательная форма процесса