Брачно-семейные отношения в Древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы состоит в том, что семья представляет собой сложное общественное явление, она считается уникальным способом построения общественной жизни людей. Семья по своей сути есть биологический и социологический институт упорядочения жизни человеческого рода. Объединение людей в семью обусловлено различными интересами, и в первую очередь, безусловно, это продолжение рода - рождение детей, а также другие материальные и духовные потребности. Семья выступает в форме социального приспособления к условиям существования на Земле.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Характеристика семьи и брака Древнего Рима
1.1 Правовая сущность брака
1.2 Виды брака и формы заключения
1.3 Условия вступления в брак
1.4 Прекращение брака
Глава 2 Особенности брачно-семейных отношений в Древнем Риме
2.1 Положение женщины и брачно-семейные отношения в Древнем Риме
2.2 Борьба женщин Древнего Рима за свои права. Отношение женщин Древнего Рима к религии и разводам
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

брачно-семейные отношения в древнем Риме.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

АЛТАЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине История государства и права зарубежных стран

 

Тема: Брачно-семейные отношения в Древнем Риме

 

Выполнил студент (ка): ___________________________________

                               Фамилия, имя, отчество

№ контракта  ____________________

Направление  ____________________

№ группы  ____________________

 

Подпись студента __________ Дата сдачи работы «___» __________ 2013 г.

 

Нормоконтролер __________________________ _______________

Ф.И.О.                    подпись

«___» __________ 2013 г.

 

Работа принята для передачи на аттестацию _________________   _________________ Ф.И.О. ответственного лица, должность       подпись

«___» __________ 2013 г.

 

Оценка _______________ Преподаватель-экзаменатор АЦ _______________ ______________

Ф.И.О.                                     подпись

«___» __________ 2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2013 

 

  • Содержание
  •  

    Введение

    Глава 1. Характеристика семьи и брака Древнего Рима

    1.1 Правовая сущность брака

    1.2 Виды брака и формы заключения

    1.3 Условия вступления  в брак

    1.4 Прекращение брака

    Глава 2 Особенности брачно-семейных отношений в Древнем Риме

    2.1 Положение женщины и  брачно-семейные отношения в Древнем  Риме

    2.2 Борьба женщин Древнего  Рима за свои права. Отношение  женщин Древнего Рима к религии и разводам

    Заключение

    Список использованных источников и литературы

     

    3

    6

    6

    12

    18

    22

    27

    27

     

    31

    40

    43


     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение

     

    Современная семья является результатом длительного исторического развития. Семья - древнейшее устройство на земле, и она занимает важное место в человеческом обществе. На протяжении всей истории крепкие семьи были залогом стабильности в обществе.

    Актуальность темы состоит в том, что семья представляет собой сложное общественное явление, она считается уникальным способом построения общественной жизни людей. Семья по своей сути есть биологический и социологический институт упорядочения жизни человеческого рода. Объединение людей в семью обусловлено различными интересами, и в первую очередь, безусловно, это продолжение рода - рождение детей, а также другие материальные и духовные потребности. Семья выступает в форме социального приспособления к условиям существования на Земле.

    Юристы классического периода относили правовой строй римской семьи к числу специфически римских правовых институтов. И действительно, только римский гражданин, вступив в римский брак, мог основать римскую семью. Основные черты семейного строя были выражены в семейном праве с исключительной законченностью и последовательностью.

    Уже законы XII таблиц отразили наличие в Риме крупных семейных образований с исключительно широкими правами домовладыки (pater familias1). Тогда условия быта, состояние сознания людей определяли широкий коллективизм в общественных отношениях и преобладание сильной единоличной власти как в семье, так и в государстве. В раннем Риме семья была не только семейной общностью, но и хозяйствующим субъектом и социальным организмом – четко выраженной ячейкой общества. Правовая самостоятельность личности была ограничена и определялась сословным положением, семейным статусом, состоянием семейной общности.

    В древнейший период в состав римской семьи (familia2) кроме ее главы (pater familias) входили жена, дети, жены сыновей, внуки, правнуки. Семья – это не только совокупность свободных лиц, но и рабов, зависимых, имущества, принадлежащих ее главе.

    Как известно, Рим трижды покорял мир: своими легионами, превратившими маленькую городскую римскую общину в центр огромной империи; христианством, ставшим мировой религией, и, наконец, правом, которое было заимствовано (рецепировано) вначале позднефеодальной Европой, а спустя столетия стало основой многих буржуазных кодификаций гражданского права.

    Последнее обстоятельство предопределяет необходимость изучения римского частного права современными юристами, для которых римское право стало бесконечным терминологическим источником, собранием понятий и определений, сохраняющим свой авторитет до наших дней. Сказанное в полной мере относится и к семейному праву Древнего Рима.

    Объектом изучения данной работы является римская семья, как основная ячейка общества, определяющая гражданский статус римлянина, круг его основных прав и обязанностей.

    Предметом данного исследования является  институт брака.

    Цель настоящей работы - исследовать правовое регулирование брачно-семейных отношений по римскому праву.

    Достижение поставленной цели обусловлено решением следующих задач:

    1. Рассмотреть правовую сущность  брака.

    2. Раскрыть виды брака и формы  его заключения.

    3. Охарактеризовать порядок прекращения  брака.

    Основными источниками для изучения темы служат законы XII таблиц 3 и «Институции Гая». 4 Важное место среди работ римских юристов занимали институции, систематически излагавшие римское право в учебных целях. Наибольшую известность приобрели Институции Гая (143 г. н. э.), которые давали сжатое и логически построенное изложение обширного правового материала. Институции Гая в основном посвящены разбору гражданского (цивильного) права, но включают ряд добавлений по преторскому эдикту. Здесь впервые материальное право отделено от процесса, а индивидуальные права - от средств их защиты.

    Помимо данных источников, при написании контрольной работы был использован ряд работ по римскому частному праву таких авторов, как А. И. Косарева, И. Б. Новицкого, О. А. Омельченко,  И. С. Перетерского, З. М. Черниловского.

    Методологическую основу  работы  составляет совокупность научных приемов и методов исследования явлений и процессов, в том числе общенаучные и частнонаучные методы познания, такие, как: конкретно-исторический, диалектический, структурно-функциональный, системного анализа, сравнительных исследований и др.

    Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка литературы.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Глава 1. Характеристика семьи и брака Древнего Рима

    1.1 Правовая сущность брака

     

    В юридическом смысле семья – основанный на браке и родстве союз лиц, связанных взаимными правами и обязанностями. Брак определяется римским юристом Модестином как «союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права». Это идеалистическое определение брака не соответствовало действительному положению: даже в классическую эпоху, когда римское право достигло наивысшего развития, женщина далеко не была равноправным товарищем своего мужа 5.

    Неоднозначное правовое происхождение института брака в целом определило сложность его юридической конструкции в римском праве. Брак характеризуется:

    1) взаимностью; в него вступают  два партнера, не имея в виду  безусловного равенства при этом;

    2) состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных качеств партнеров: не отвечает своему предназначению и не может рассматриваться в качестве такового «брак» между людьми одного пола либо с неопределенными половыми признаками, а также между партнерами несоответствующего традиционным представлениям возраста;

    3) согласием партнера, выраженным  лично или его законным представителем: брак не может и не должен  заключаться по принуждению, равно  как вступление в брак не  может быть предметом никаких  категорических распоряжений или предписаний должностных лиц, публичной власти и т.п.;

    4) наличием половой связи между  партнерами в браке: брак, при  котором сексуальные отношения  заранее исключаются или стороны  отказываются от таких, не может  считаться действительным;

    5)стремлением партнеров заключить  именно брачный союз: не могут  служить предпосылкой к признанию  брака только сексуальные отношения;

    6)постоянной совместной жизнью  супругов, или, во всяком случае  стремлением к таковой: партнеры  в браке имеют единое местожительство, ведут общее хозяйство и т.п. Отсутствие любого из означенных условий ставит под сомнение правовой смысл брачного союза, переводит отношения мужчины и женщины в другое качество либо служит основанием для признания брака недействительным 6.

    Правовой предпосылкой для заключения брака было предполагаемое правовое качество в лице, которое вступало в него. Это право было также различным в зависимости от правового качества партнеров. Правильным браком  признавался союз, заключенный мужчиной и женщиной одного правового качества; этот брак заключался в специальных, признанных законами формах, этот брак рождал все предусмотренные правом личного и имущественного характера последствия для супругов. Неправильным браком, или вообще брачным союзом, признавался союз между партнерами разного права (между римлянином и женщиной другого гражданства, между перегринами); этот брак рождал все правовые последствия для супругов, но не в соответствии с предписаниями цивильного права. Наконец, брачное сожительство  как бы оформлялось, когда супруги не обладали необходимыми личными правовыми качествами для признания их семейного союза правом; необходимо было только, чтобы это сожительство было постоянно и характеризовалось наличием как бы семейных отношений - последнее отличало брачное сожительство от случайной или временной половой связи, которая при определенных обстоятельствах могла квалифицироваться даже как уголовное преступление.

    Для признания их союза правовым браком партнеры-супруги должны были обладать соответствующими личными и социальными качествами. Не все вообще лица, предполагалось, могли заключать браки: несовершеннолетние, безумные, кастраты, рабы исключались из возможных партнеров по брачному союзу. При всех правовых качествах брака партнеры должны были находиться в подобающем для заключения брака возрасте: мужчины (pubes) иметь не менее 14 лет от роду, женщины быть в возрасте, определяемом половой зрелостью, т.е. старше 13 лет (в классическую эпоху - 12 лет). До достижения возраста в 60 лет для мужчин и 55 - для женщин брак полагался для них обязательно-благожелательным институтом, после наступления старческого возраста заключение брачного союза рассматривалось в качестве предосудительного; в эпоху рецепции римского права заключение брака после 80 лет считалось достаточной причиной для ничтожности этого союза в правовом смысле. Не мог признаваться в качестве брака союз между лицами несоответствующего социального уровня: например, между сенатором и артисткой, между магистратом и женщиной, подпадающей под его должностную власть. При намерении вступить в брак следовало учитывать религиозные различия возможных партнеров: правовой брак может, заключен быть только между лицами единой религии и по правилам одной религиозной процедуры. Кровнородственные связи также были препятствием для заключения брака - правда, в дохристианскую эпоху круг запрещенных для брака степеней был существенно уже, нежели в христианскую 7.

    Брак является древнейшим установлением, прошедшим различные фазы развития, но всегда служившим для регулирования половых отношений между мужчинами и женщинами и создания потомства. Эту же функцию брак имел и в римском праве. В общественном мнении и законодательстве идеалом римской семьи был так называемый правильный брак. Именно брак определял правовое положение детей, рожденных в брачном союзе, имущественное положение супругов, их наследственные права. Правильный брак мог быть заключен между лицами:

    • управомоченными на вступление в брак;
    • достигшими половой зрелости;
    • находящимися в здравом рассудке.

    Итак, только посредством правильного (правомерного) брака образуется римская семья. Вообще же под браком следует понимать постоянное сожительство мужчины и женщины с непременного обоюдного согласия. Это было отражено и в определениях брака, содержащихся в римских юридических источниках, например: «Брак – это союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права» (Д.23,2,1). Конечно же, данное Модестином определение брака не соответствовало реальному положению вещей, так как даже в классическую эпоху правоспособность женщины была более ограниченна, чем у мужчины. Основное назначение брака – производить на свет законных детей – наследников имущества отца. Дети, родившиеся в правильном браке, принадлежали к familia мужа и были подвластны ему.

    Существовал ряд условий вступления в брак:

      1. согласие будущих супругов и глав их семей;
      2. достижение брачного возраста (четырнадцать лет для мужчины и двенадцать лет для женщины);
      3. обладание правовым качеством – той части жизнеспособности римлянина (жениха и невесты), которая позволяла ему вступать в законный брак, образовывать семью (этим правом обладали только римские граждане, но после закона Каракаллы 212 года это ограничение отпало);
      4. несостояние в другом нерасторгнутом браке.

    До середины V века до н.э. не разрешались браки между патрициями и плебеями, длительно сохранялось запрещение браков между римскими гражданами и перегринами.

    Не разрешались браки также между замужней женщиной, допустившей прелюбодеяние, и ее сообщником; между опекуном и подопечной; между лицами, состоящими в близком родстве 8.

    Браку предшествовало обручение (sponsalia) – взаимное обещание вступить в брак.9 Такое обещание было не чем иным, как договором между женихом и невестой. В самое раннее время оно не требовало согласия жениха и невесты, позже обручение совершалось с их участием и при их согласии, но, как и прежде, обязательным было согласие на брак pater familias. Невеста приносила своему будущему мужу приданое (dos), а жених делал своей невесте предбрачный дар. Dos – это та имущественная выгода, которую жена (или pater familias) дает или обещает мужу с целью облегчения бремени семейных затрат. В его состав входит все то, что увеличивает имущество мужа. Обеспечить приданым невесту сначала было моральным долгом pater familias, а потом стало правовой обязанностью отца (Д.23.3.5).

    Информация о работе Брачно-семейные отношения в Древнем Риме