Брак в римском частном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей римского брачного права.
Задачи таковы:
1) проанализировать институт брака в римском праве;
2) изучить особенности различных видов брака;
3) определить способы заключения и расторжения брака;
4) проанализировать имущественные отношения между супругами.

Содержание работы

1. Вступление – стр. 3.
2. Глава 1. Общая характеристика древнеримского брака – стр. 4.
§1.1 Понятие брака. Личные отношения между супругами – стр. 4.
§1.2 Виды римского брака и способы его заключения. Обручение – стр. 5.
§1.3 Условия вступления в брак – стр. 8.
§1.4 Расторжение брака – стр. 10.
3. Глава 2. Приданое – стр. 13.
§2.1 Понятие и установление приданого – стр. 13.
§2.2 Положение приданого во время брака – стр.14.
§2.3 Положение приданого по расторжению брака - стр. 15.
§2.4 Pacta dotalia стр. - 18.
4. Глава 3. Имущественные отношения между супругами – стр. 20.
§3.1 Общая характеристика отношений по имуществу – стр. 20.
§3.2 Donatio propter nuptias – стр. 20.
§3.3 Дарение между супругами – стр. 21.
§3.4 Штрафы за развод. Последствия вступления во второй брак. Нарушение траурного года – стр. 23.
5. Глава 4. Внебрачные союзы – стр. 25.
6. Заключение – стр. 27.
7. Список используемой литературы – стр. 28.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 72.52 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

 

 

Кафедра гражданского и международного частного права

Учебная дисциплина «Римское право»

 

 

 

Брак в римском частном праве

(курсовая работа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Вступление – стр. 3.
  2. Глава 1. Общая характеристика древнеримского брака – стр. 4.

§1.1 Понятие брака. Личные отношения между супругами – стр. 4.

§1.2 Виды римского брака и способы его заключения. Обручение – стр. 5.

§1.3 Условия вступления в брак – стр. 8.

§1.4 Расторжение брака – стр. 10.

  1. Глава 2. Приданое – стр. 13.

§2.1 Понятие и установление приданого – стр. 13.

§2.2 Положение приданого во время брака – стр.14.

§2.3 Положение приданого по расторжению брака - стр. 15.

§2.4 Pacta dotalia стр. - 18.

  1. Глава 3. Имущественные отношения между супругами – стр. 20.

§3.1 Общая характеристика отношений по имуществу – стр. 20.

§3.2 Donatio propter nuptias – стр. 20.

§3.3 Дарение между супругами – стр. 21.

§3.4 Штрафы за развод. Последствия вступления во второй брак. Нарушение траурного года – стр. 23.

  1. Глава 4. Внебрачные союзы – стр. 25.
  2. Заключение – стр. 27.
  3. Список используемой литературы – стр. 28.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Римский брак по своему характеру принципиально отличался от современного. Каноническое право усматривает в браке в одно и то же время таинство и договор, современное гражданское право – сложную юридическую сделку, в которой участвуют волеизъявления сторон и государства.

В нашем праве брак возникает посредством начального торжественного акта – «бракосочетания», и прекращается лишь в результате столь же торжественного акта (юридическое постановление о разводе) или смерти одного из супругов. Римский же брак по самой своей сущности оставляет такой начальный торжественный акт без внимания. Он возникает и существует постольку, поскольку фактически имеются в наличии два фундаментальных элемента: сожительство (объективное требование) и супружеская любовь, maritalis affection (субъективное требование), поэтому при отсутствии одного из этих моментов брак прекращается.

Однако по тому характеру res facti, который римляне приписывали браку, ни в коем случае не следует думать об их материалистических воззрениях на сами эти отношения. Напротив, римское представление о браке высоко духовное и наполнено благородством.

Неоднозначное правовое положение института брака в целом определило сложность его юридической конструкции в римском праве.

Целью данной работы является изучение особенностей римского брачного права.

Задачи таковы:

  1. проанализировать институт брака в римском праве;
  2. изучить особенности различных видов брака;
  3. определить способы заключения и расторжения брака;
  4. проанализировать имущественные отношения между супругами.

Источниками для изучения данной темы служат: законы XII таблиц, «Институции Гая», ряд работ по римскому частному праву таких авторов, как А. И. Косарева, И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского, В. М. Хвостова, Чезаре Санфилиппо, С. А. Слипченко.

Настоящая курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка используемой литературы и источников.

 

Глава 1. Общая характеристика древнеримского брака.

§1.1 Понятие брака. Личные отношения между супругами.

Не всякая семья, не всякие родственного характера отношения мужчины и женщины признавались по римскому праву браком, рождающими правовые последствия. Брак (matrimonium) – «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права».1  В этом общем понимании, сформулированном классическим юристом Модестином, отразилось подчинение регулирования брачно-семейных связей правовым нормам двоякого происхождения. Как проявление требований «человеческого права» брачный союз подчиняется установлениям гражданского права (в равной степени публичного и частного), как проявление требований «божественного права» брачный союз должен отвечать высшим предписывающим требованиям морального и религиозного характера, предпосланным человеческому праву.

Личные отношения между супругами, насколько они имеют значение для права, сводятся к следующему. Так как браки cum manu исчезли вполне уже во второй половине классического периода, то теперь жена, пo общему правилу, остается членом своей бывшей семьи и подвластной своего отца. В семье она не стоит под властью мужа, но скорее является равноправной его подругой, при чем, главенство в брачном consortium itae принадлежит мужу. В частности, это положение выражается в следующем:

1) жена получает имя и сословное положение (dignitas) мужа, т.е. подымается на высоту его положения или опускается к нему; она сохраняет эти качества до вступления в новый брак;

2) жена разделяет легальное domicilium (место жительства) своего мужа, и сохраняет его по расторжении брака, пока не приобретет иного;

3) муж имел int. de uxore exhibenda et ducenda против всякого третьего лица и даже против отца и матери жены, но никакого иска о сожитии к самой жене он не имел; иначе и быть не могло, пока признавалась безусловная свобода развода;

4) супруги обязаны взаимно к верности; нарушение этой обязанности составляет adulterium, дает оскорбленному достаточное основание для развода и изменяет в его пользу правила о возврате приданого;

5) двоеженство является преступлением (stuprum);

6) супруги должны уважать и любить друг друга; этот принцип юридически проявляется в запрещении им вчинять друг против друга штрафные иски, а также в запрещении принуждать их к свидетельству друг против друга;

7) муж есть естественный покровитель жены: поэтому обида, нанесенная жене, есть injuria mediata для мужа, и он может ее судебно преследовать от своего имени;

8) жена должна относиться к мужу с почтением.

 

§1.2 Виды римского брака и способы его заключения. Обручение.

Римское частное право знает несколько видов брака:

  1. Брак, который устанавливал мужскую власть над женой (matrimonium cum manu);2
  2. Брак без власти мужа (matrimonium sine manu).3

Брак cum manu был наиболее древним  видом брака. В этом браке жена вступала в агнатскую семью мужа становилась, поскольку попадала под власть мужа, подвластной (лицом alieni juris) самому мужу, а если и он был лицом alieni juris, то подвластной свёкру. Если до брака жена была alieni juris, то она выходила из под отцовской власти лишь для того, чтобы попасть под власть мужа. Если же она была лицом самостоятельным, sui juris, то при заключении такого брака она утрачивала все свои права, в которые вступал теперь её муж.

В браке cum manu власть мужа была неограниченной, правосубъектность жены поглощалась правосубъектностью мужа. Правовое положение жены было сходным со статусом детей: по отношению к мужу она находилась в правовом состоянии дочери, будучи абсолютно бесправной. Это бесправие в равной степени касалось как её лично, так и имущественного статуса. В личном смысле от мужа зависела сама судьба жены, в отношении которой он обладал правом жизни и смерти. Он мог наказать жену, продать её  в рабство или кабалу. Если она без его ведома покидала дом – истребовать её от любого лица по иску, обеспечивающему возврат имущества из чужого незаконного владения, причём этот иск мог быть предъявлен даже родителям жены, поскольку выход замуж сопровождался разрывом агнатских связей с её кровными родственниками и возникновением агнатского родства между нею и семьёй мужа.

Власть мужа распространялась и на имущественные отношения супругов. В семье был лишь один субъект имущественных прав – муж, которому принадлежало не только имущество, нажитое в браке, но и ранее составлявшее собственность жены, если до брака она была персоной своего права (persona sui iuris), а также имущество, подаренное ей отцом по случаю выхода замуж. Причиной имущественного бесправия жены было то, что после вступления в брак она становилась лицом подвластным (persona alieni iuris) и в этом качестве своего имущества иметь не могла. Даже если муж выделял ей что-либо для самостоятельного распоряжения, это признавалось пекулием. Лишь только после смерти мужа имущество могло перейти жене и детям.

В то же время муж был обязан защищать жену от причинения ей оскорблений. Жена разделяла общественное положение мужа, а оказываемые её мужу почести и уважения, распространялись и на неё.

Брак cum manu мог быть заключён тремя способами: confarreatio, coemptio и usus.

Сonfarreatio представлял собой торжественный обряд религиозного характера, который осуществлялся в присутствии десяти свидетелей и верховного жреца Юпитера и требовал совершения определённых священных действий, посвящённых Юпитеру, с жертвоприношением и общим совершением священных возлияний и вкушением пшеничного хлеба из полбы. Заключить брак посредством confarreatio могли только патриции.4

Coemptio (покупка) – более поздняя и доступная всем гражданам форма брака, который заключался в светском обряде путём mancipatio, т. е. на основании символической продажи.5

Наиболее простой и, соответственно, распространённой формой заключения брака был usus – брак вследствие непрерывного проживания женщины в доме мужа в течение года.6 Вместе с тем, уже Законы XII таблиц закрепили положение о том, что женщина, каждый год на три ночи подряд покидавшая семейный кров, прерывала таким образом сожительство и избегала попадания под manus мужа или manus главы семьи.

В браке sine manu муж не приобретал никакой власти над женой, которая, если она была лицом alieni juris, оставалась под отцовской властью и сохраняла все права, связанные с её принадлежностью к родной семье. А если жена была sui juris, она сохраняла свою личную и имущественную самостоятельность. Однако с тем, чтобы облегчить материальные трудности семейной жизни, женщина, как правило, вносила приданное (dos), которым охватывались вещи или иные части имущества, предоставленные мужу женой, её главой семейства или третьим лицом.

Брак sine manu заключался путём достижения согласия между лицами, которые её заключали. Однако, если они находились под властью глав семейств, то требовалось их согласие. Отказ глав семейств дать согласие на заключение брака, как указывалась выше, мог быть обжалован в магистратуре.

Брак sine manu был полной противоположностью брака cum manu. Вступление в такой брак не влекло большого изменения правого положения женщины, так как она сохраняла юридическую самостоятельность. Кровные родственные связи с ее семьёй не прерывались, не возникало агнатского родства между ней и семьёй мужа. Муж уже не обладал прежней властью над личностью жены и не мог её наказать либо истребовать её как вещь, если она от него уходила. Тем не менее, главенство мужа проявлялось и при этой форме брака. Жена получала имя и сословное положение мужа, местожительство мужа было обязательным и для жены, последствия нарушения супружеской верности были гораздо тяжелее для жены, чем для мужа. При любой форме брака только муж обладал властью над детьми.7

Имущество супругов при браке sine manu оставалось раздельным. Муж не имел никаких прав на имущество жены, не только принадлежащее ей до брака, но и приобретённое ею в период семейной жизни (наследование, дарение и т. д.). Супругам запрещалось дарить друг другу имущество. Даже простое управление имуществом жены муж мог осуществлять только в тех случаях, когда жена сама передавала ему имущество для этой цели. Разрешалось заключать и другие договоры между мужем и женой. Соответственно, они могли предъявить друг другу иски в случае возникновения имущественных споров. В случае спора между супругами относительно каких-либо вещей применялась презумпция, что каждая вещь принадлежит мужу до тех пор, пока жена не докажет своё право собственности на указанную вещь.    

Заключению брака, как правило, предшествовало обручение, или взаимное обещание вступить в брак: sponsalia sunt mentio et repromissio nuptiarum futurarum.8 В старом праве формой обручения была ритуальная sponsio между patres familias, если обручаемые были alieni juris.

 При обручении договаривались о заключении брака и об условиях его заключения. Если обручение проводилось pater familias жениха и pater familias невесты, при этом могли присутствовать и будущие супруги, но их присутствие не имело правового значения. На основании обручения в древние времена устанавливалось обязательство действительно заключить брак по принятому об этом соглашению.

В классическом и постклассическом праве обручение могло быть заключено и по неформальному соглашению. Тогда могло быть оговорено или дано специальное возмещение на случай, если помолвка не приведет к заключению брака.

§1.3 Условия вступления в брак.

Для заключения брака необходимо одновременное наличие некоторых существенно важных и непременных предпосылок:

1) status libertatis (союз между  рабами есть не брак, но сожительство  в узком смысле, contubernium)9

Информация о работе Брак в римском частном праве