Cтатус члена Совета Федерации и статус депутата ГосДумы Федерального Собрания РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 17:01, доклад

Описание работы

Под правовым статусом понимается совокупность прав, обязанностей и ответственности участников общественных отношений.
Единственным источником власти в нашей стране является российский народ. Избирая депутатов ГосДумы, мы делегируем им право принимать федеральные законы, по которым нам приходится жить.
Итак, статус члена Совета Федерации и депутата ГосДумы. Статус члена Совета Федерации и депутата ГосДумы детально определяется Конституцией и Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата ГосДумы Федерального Собрания РФ».

Файлы: 1 файл

Лекция 13.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)


Лекция 13.

Вопрос 4. Cтатус члена Совета Федерации и статус депутата ГосДумы Федерального Собрания РФ.

Под правовым статусом понимается совокупность прав, обязанностей и ответственности участников общественных отношений.

Единственным источником власти в нашей стране является российский народ. Избирая депутатов ГосДумы, мы делегируем им право принимать федеральные законы, по которым нам приходится жить.

Итак, статус члена Совета Федерации и депутата ГосДумы.  Статус члена Совета Федерации и депутата ГосДумы детально определяется Конституцией и Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата ГосДумы Федерального Собрания РФ».

Депутатом ГосДумы  является избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную  власть в Государственной Думе и иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.

Членом Совета Федерации является представитель  субъекта РФ, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Совете Федерации и иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством. В Совет Федерации входит по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и по одному от исполнительного органов госвласти.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом ГосДумы.

Полномочия члена  Совета Федерации начинаются со дня  вступления в силу решения о его избрании и прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании члена Совета Федерации вновь избранным соответственно законодательным (представительным) органом госвласти субъекта РФ или высшим должностным лицом субъекта РФ.

Срок полномочий депутатов ГосДумы начинается со дня их избрания в палату и прекращается с момента начала работы палаты нового созыва, за исключением предусмотренных законом случаев досрочного прекращения полномочий депутата.

Депутат ГосДумы  и член Совета Федерации работают на профессиональной постоянной основе. Они не могут находиться на государственной  службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Военнослужащие, лица рядового и начальствующего  состава органов внутренних дел, работники органов прокуратуры, избранные депутатами ГосДумы, членами Совета Федерации приостанавливают свою службу в ранее занимаемых должностях на период осуществления своих полномочий.

Депутаты ГосДумы  и члены Совета Федерации обладают широким набором полномочий при  осуществлении своей деятельности.

Члены Совета Федерации  и депутаты ГосДумы обладают правом законодательной инициативы. Группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов ГосДумы может вносить также предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Законодательные инициативы подлежат обязательному рассмотрению в ГосДуме.

Парламентарии обеих палат пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответствующей палатой, а также комитетом, комиссией палаты, членами которых они состоят.

Парламентарии обеих палат вправе направить запрос руководителям органов госвласти и местного самоуправления, а также Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц. Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок.

Парламентарии обеих палат обладают правом на получение и распространение информации:

  • должностные лица аппарата соответствующей палаты Федерального Собрания обеспечивают парламентариев в установленном регламентами палат Федерального Собрания порядке документами, необходимыми для их деятельности;
  • при обращении парламентариев по вопросам, связанным с их деятельностью, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации должностные лица указанных органов, объединений и организаций безотлагательно (а при необходимости получения дополнительных материалов - не позднее 30 дней со дня получения обращения) дают ответ на это обращение и предоставляют запрашиваемые документы или сведения;
  • парламентарии имеют право выступать по вопросам своей деятельности в государственных средствах массовой информации в порядке, предусмотренном федеральным законом о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации.

По вопросам своей деятельности парламентарии  обеих палат пользуются правом на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.

Член Совета Федерации, депутат ГосДумы вправе присутствовать на любом заседании каждой из палат Федерального Собрания.

Депутаты ГосДумы  и члены Совета Федерации при  осуществлении своей деятельности наряду с указанными правами несут определенные обязанности.

Член Совета Федерации, депутат ГосДумы обязаны ежегодно представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (а) и несовершеннолетних детей в налоговые органы  и в специальную парламентскую комиссию, которая создается в каждой из палат Федерального Собрания и проводит проверки достоверности и полноты представляемой информации.

Обязанность депутатов  соблюдать ограничения, связанные  с депутатской деятельностью, которые  достаточно четко и однозначно закреплены Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата ГосДумы Федерального Собрания РФ».

Член Совета Федерации, депутат Думы не вправе:

  • быть депутатом других представительных органов, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или местного самоуправления;
  • замещать государственные должности, находиться на государственной или муниципальной службе;
  • заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Во  всех случаях нарушения этой обязанности  полномочия депутата Думы или члена Совета Федерации досрочно прекращаются по решению соответствующей палаты.

В отличие от члена Совета Федерации у депутата ГосДумы имеется еще одно ограничение. Так как все депутаты ГосДумы избираются по партийным спискам, то согласно Федеральному закону «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата ГосДумы Федерального Собрания РФ»:

  • обязаны быть членами фракции выдвинувшей их политической партии и не вправе выйти из этой фракции;
  • могут быть членами только той политической партии, в составе списка кандидатов которой они были избраны.

Обязанности депутата принимать личное участие в заседаниях ГосДумы, ее комитетов и комиссий, закрепленной частью 3 ст. 12 Фз «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата ГосДумы Федерального Собрания РФ». В Фз записано следующее.

Обязанность личного участия парламентария в заседаниях палаты, ее комитетов и комиссий:

  • Член Совета Федерации, депутат ГосДумы обязаны принимать личное участие в заседании соответствующей палаты, ее комитетов и комиссий в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания.
  • В случае невозможности присутствовать на заседании по уважительной причине они заблаговременно информируют об этом.

Конституционным Судом в 1999 году была сформулирована правовая позиция по поводу личного участия  депутата в голосовании при принятии федерального закона. По запросу Президента РФ проверялась конституционность Федерального закона «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ» по порядку принятия. Причиной запроса послужил тот факт, что на заседании Государственной Думы 4 апреля 1997 года при голосовании по вопросу об одобрении Закона в ранее принятой редакции после отклонения его Президентом РФ присутствовало менее 300 депутатов, тогда как согласно статье 107 (часть 3) Конституции РФ закон в таком случае должен быть одобрен большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов ГосДумы, т.е. не менее чем 300 голосов. Однако в связи с тем, что ряд депутатов проголосовали не только за себя, но и за отсутствовавших депутатов, число голосов, поданных за одобрение Закона в ранее принятой редакции, оказалось равным 308, что позволило ГосДуме считать его одобренным и отразить это в соответствующем постановлении.

Конституционным Судом  была сформулирована правовая позиция о том, что требование Регламента ГосДумы о личном участии депутата в голосовании является обязательным для всех участников законодательного процесса, а нарушение этого требования может служить основанием для признания федерального закона не соответствующим Конституции РФ по порядку принятия.

ГосДума преодолела это  решение путем внесения изменений  в свой регламент, согласно которым  при использовании для голосования электронной системы допускается передача депутатом ГосДумы своего голоса др. депутату ГосДумы в связи с отсутствием на заседании ГосДумы по уважительным причинам.

Право депутата голосовать по поводу принятия фз, как публичное правомочие, неотчуждаемо от депутата и не может быть передано кому-либо. Кроме того, заседание ГосДумы является правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов. Регистрация отсутствующих депутатов др. депутатами с помощью их карточек для электронного голосования противоречит Регламенту ГосДумы и ставит под сомнение правомочность соответствующего заседания ГосДумы. В связи с изложенным и с учетом значимости этого вопроса обязанность личного участия депутата в голосовании без права передачи своего голоса следует закрепить законодательно.

Т.о, в настоящее время обязанность личного голосования при принятии федеральных законов не предусмотрена, более того, Регламентом, а не законом закреплена возможность передачи своего депутатского голоса др. депутату.

И никто из политических партий, имеющих депутатские мандаты  в ГосДуме даже не ставит вопрос о закреплении обязанности личного голосования при принятии законов и об ответственности за неучастие в заседаниях Думы. Вот такая политическая безответственность наших избранников имеет место в настоящее время.

Итак, наш депутат Иванов может не присутствовать на заседании ГосДумы, и ничего ему за это не будет. Он может передать свое право голосовать другому депутату, и это голосование будет признано легитимным.

Переходим к  следующей обязанности парламентария соблюдать этические нормы при осуществлении своей деятельности, ответственность за нарушение которых устанавливается регламентами палат Федерального Собрания.

Согласно Регламенту Совета Федерации:

  • выступающий на заседании Совета Федерации не вправе употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству граждан и должностных лиц, призывать к незаконным действиям, допускать выражения, разжигающие национальную и социальную рознь, использовать заведомо недостоверную информацию, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес.
  • в случае нарушения этих правил выступающий может быть лишен слова без предупреждения.

Регламентом ГосДумы  предусмотрены более жесткие  санкции за нарушение этических  норм:

  • выступающий в ГосДуме не вправе нарушать правила депутатской этики - употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов ГосДумы и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям.
  • в случае нарушения этих требований председательствующий предупреждает выступающего, а в случае повторного нарушения лишает его права выступления в течение всего дня заседания; решением палаты, принимаемым большинством от общего числа депутатов депутат может быть также лишен права выступления на срок до одного месяца.

Полномочия члена Совета Федерации и депутата Думы прекращаются досрочно в случаях: письменного заявления о сложении своих полномочий; утраты гражданства РФ; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося членом Совета Федерации, депутатом ГосДумы; признания гражданина, являющегося депутатом палаты Федерального Собрания, недееспособным или умершим решением суда, вступившим в законную силу; смерти парламентария.

Информация о работе Cтатус члена Совета Федерации и статус депутата ГосДумы Федерального Собрания РФ