Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 17:10, контрольная работа
В России, в сущности, единственный источник права — нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (хотя роль юридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются. В самом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить в следующем виде: Конституция РФ; федеральные конституционные и федеральные законы; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; нормативно – правовые акты федеральных органов исполнительной власти (рис. 1). Особую группу образуют международные договоры России, нормативно – правовые акты органов власти субъектов РФ.
1. Действия нормативно – правовых актов.
В России, в сущности, единственный источник права — нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (хотя роль юридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются. В самом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить в следующем виде: Конституция РФ; федеральные конституционные и федеральные законы; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; нормативно – правовые акты федеральных органов исполнительной власти (рис. 1). Особую группу образуют международные договоры России, нормативно – правовые акты органов власти субъектов РФ.
В силу важности вопроса рассмотрим каждый вид нормативно – правовых актов в отдельности.
Конституции РФ находиться на вершине иерархии законодательства и имеет обязательное значение для всех остальных нормативных актов. Верховенство Конституции РФ (которая в предыдущие годы называлась Основным Законом) в системе нормативных актов Российского государства определяется следующими основаниями:
Текст Конституции РФ, состоящий из 137 статей, содержит нормы, относящиеся к различным отраслям права. Особое значение имеют нормы Конституции РФ, определяющие компетенцию высших органов государства по изданию нормативно-правовых актов определенного вида (ст. 90, 105, 106 и др.), порядок принятия и вступления в действие федеральных законов (ст. 104-108) и некоторые другие вопросы.
Федеральные законы принимаются Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Особую группу составляют федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, и отличаются особым порядком их принятия – требуется голосов от общего числа членов Совета Федерации и голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Акты органов власти субъектов РФ. В соответствии с Конституцией РФ, субъекты Федерации (республики, края, области, автономные округа и города федерального значения) по вопросам своего ведения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов. Такие законы не могут противоречить федеральным законам. В этом проявляется принцип единства правовой регламентации и правового режима на территории всего государства.
Правовое регулирование в Российской Федерации только законами не исчерпывается. Наряду с ними соответствующие отношения регулируются подзаконными актами – актами Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти. Рассмотрим юридическую природу нормативно – правовых актов этих органов власти более подробно.
Нормативно-правовые акты Президента РФ. Президент РФ - глава государства. В соответствии с этим издаваемые им нормативно – правовые акты (указы) занимают следующее после законов место в иерархии нормативно – правовых актов федерального законодательства. Юридическая сила указов такова, что, они, как и законы, обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, в качестве предмета регулирования имеют основные направления внутренней и внешней политики. В случае противоречия указа Конституции РФ и законам России на основании заключения Конституционного Суда РФ указ Президента РФ может быть отменен. По сравнению с законами указы имеют относительное преимущество быстрой процедуры их принятия. Кроме того, перечень субъектов подготовки проекта указа законодательно не установлен. Поэтому, учитывая предмет регулирования, многие проекты указов подготавливаются Правительством РФ или соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Нормативно-правовые акты Правительства РФ. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть и, реализуя эту функцию, принимает постановления и издает распоряжения. Решения, имеющие нормативный характер или важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенность актов Правительства РФ в том, что они могут быть приняты лишь в рамках своей компетенции и на основании и во исполнение российских законов.
Акты федеральных органов исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать предусмотренные положениями о них акты, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных российскими законами, указами, Президента РФ, постановлениями Правительством РФ. Поэтому издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указание вышестоящих органов, хотя на практике это происходит не всегда.
Нормативно – правовые акты этой группы очень многочисленны и многообразны. К ним относятся приказы и инструкции, постановления, положения, письма, уставы и т.д. Все эти акты издаются для реализации функций государственного управления в разных сферах общественной жизни (промышленность, наука, культура, здравоохранение, безопасность и т.д.). Они обязательны для исполнения всеми подведомственными организациями и должностными лицами.
Нормативно – правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и иные законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, после чего публикуются (не позднее 10 дней после регистрации). Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий, поскольку вступившим и в силу не считаются. Регистрация в Министерстве юстиции РФ необходима для проверки законности нормотворческого решения федерального органа исполнительной власти; проверяется, не ущемляет ли данный акт права и свободы граждан, не возлагаются ли им дополнительные, не предусмотренные законодательством Российской Федерации обязанности.
Нормативно – правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу с момента их официального опубликования в газете «Российские вести». Такое опубликование должно последовать не позднее 10 дней после государственной регистрации акта.
Нормативно – правовые акты органов государственной власти субъектов РФ. Локальные нормативно – правовые акты. Органы государственной власти субъектов РФ в соответствии со своей компетенцией принимают решения, облекая их в правовую форму. Издаваемые нормативно – правовые акты распространяются лишь на территорию соответствующих регионов. Согласно законодательству, решения областного уровня (законы, распоряжения) доводятся до исполнителей в течение семи дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления данного нормативного акта в силу.
Наряду с этим в теории права локальными нормативными актами называются юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления на предприятии, в организации и т.д. Краевая, область администрации субъектов РФ (в некоторых регионах – правительство) вправе принять постановления, распоряжения, приказы. Глава администрации, может издавать постановления и распоряжения.
Общим для всех видов подзаконных актов Российской Федерации является то обстоятельство, что они, наряду с законами служат источником законности, т.е. граждане и комические лица, выполняя нормы права, содержащиеся в подзаконных актах, укрепляют режим законности и правопорядка государства. На принимаемые правовые решения ориентируются граждане, должностные лица и организации. Как можно убедиться, среди подзаконных актов существует иерархия, производная от иерархии административной. Так, постановление Правительства РФ имеет приоритет перед аналогичным постановлением министерства, правительства области, главы администрации города. Эта иерархия берет начало от указов Президента РФ и завершается решениями главы администрации муниципального района.
Если сравнить по юридической силе подзаконные нормативно–правовые акты и индивидуальные акты, исходящие от того же органа власти или управления, то первые имеют юридический приоритет, поскольку автор подзаконного акта сам связан его соблюдением, до тех пор, пока акт не будет изменен или отменен. Нормативно – правовой акт должен использоваться на индивидуальном уровне до момента отмены или изменения. В этом проявляется принцип верховенства нормативно – правовых актов над индивидуальными.
Продолжая анализ видов нормативно – правовых актов подзаконного нормотворчества, следует указать также на локальные акты государственных и негосударственных учреждений и организаций различных форм собственности. В целях своего законного оформления, юридической институционализации, эти организации создают различные правовые акты: приказ, издаваемый руководителем организации, уставы и положения, на основе которых осуществляют свою деятельность. Эти акты составляют нижнее звено подзаконных правовых актов. В большинстве случаев, для того чтобы приобрести юридическую силу, они должны быть зарегистрированы в соответствующем муниципальном органе власти. Например, устав общества с ограниченной ответственностью (либо иной аналогичной организации) требует регистрации в органах государственной власти, и только после этого он приобретает юридическую силу, становятся обязательным для членов данного юридического лица.
Договор - эффективное юридическое средство по определению прав и обязанностей, правил взаимоотношений граждан и юридических лиц. Большое значение имеет договор в отношениях между государствами. Однако, в не меньшей степени договор важен и как один из основных источников права в сфере коммерческих отношений и имущественного оборота. Предметом договора могут быть вещи, ценные бумаги, недвижимость, имущественные права и другие объекты гражданских прав.
С юридической точки зрения договор, как правило, представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. В условиях становления рыночной экономики в Российской Федерации роль договора как инструмента саморегулирования значительно возрастает. Свобода и равенство сторон предполагает свободное вступление в договорные отношения без какого-либо административного диктата. Содержанием договора поэтому являются взаимоустановленные юридические права и обязанности. Заключение договора строится на следующих принципах: равенство; автономия (независимость) сторон и их свободное волеизъявление; имущественная ответственность за нарушение договора вследствие нарушенного обязательства.
Особенностью договора как подзаконного источника права заключается в том, что стороны могут заключить его как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами договор. Основное требование к форме, содержанию и предмету договора заключается в том, чтобы он не противоречил действующему законодательству. Может сложиться впечатление, что правовое регулирование института договора в российском законодательстве отсутствует. Однако это не так. Один из важнейших юридических документов нашего государства – Гражданский кодекс РФ, три главы которого посвящены договору.
2. Система права.
Система права — внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм. Основная цель этого понятия — объяснить одновременно интегрирование и деление нормативного массива на отрасли и институты, дать системную характеристику позитивного права в целом. Последнее, будучи нормативным ядром правовой системы конкретного общества, обладает такими качествами, как целостность и автономность, стабильность и динамизм, взаимосвязь и структурированность содержания и формы, имеет собственное содержание и источники развития. Особо здесь нужно подчеркнуть то, что структура права (его система) обусловливает его форму (систему законодательства) и неразрывно с ней связана (рис 2).
Рис. 2 Система права и система законодательства
Чтобы познать и освоить право как систему, необходимо выявить основания построения, критерии интеграции и дифференциации юридических норм.
С позиций генетического подхода можно выделить первичные и производные от них критерии. В качестве первичного (естественного) критерия по отношению к праву выступает человек. Производными в этом плане могут быть различные, каким-то способом оформленные социальные и социально-политические образования, прежде всего государство и общество. Отсюда берут начало системообразующие, цементирующие право как единое целое связи и те связи, которые обусловливают его деление на естественное и позитивное.
Под естественным правом понимается совокупность прав и обязанностей, вытекающих из самой природы человека как разумного социального существа, т.е. те права и обязанности, которые стали справедливыми нормами поведения людей в обществе.
Позитивное право представляет собой систему норм, содержащих определенные права и обязанности, исходящих от государства и общества, выраженных (закрепленных) в нормативно-правовых документах (законах, судебных прецедентах, актах исполнительной власти). При этом надо иметь в виду, что все правовые системы современного позитивного права в той или иной степени основаны на естественном праве, содержат естественно - правовые начала.