Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 12:29, реферат
Демография - наука о народонаселении (или о населении). В обыденном употреблении население - совокупность людей, проживающих на какой-либо территории. В научном понимании население - это целостный социальный феномен, занимающий определенное место в системе общественных отношений, имеющий многообразные связи с другими общественными подсистемами, обладающий собственной структурой, динамикой и качественно-количественной определенностью. Население выступает не просто как одно из выражений социальной формы движения материи, а как ее реальный носитель с присущим ему многообразием социально-экономических, политических, религиозных, национальных, этнических, семейных и иных связей и отношений.
КРАТКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ДЕМОГРАФИИ. 3
КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ ПЕРЕПИСЯХ НАСЕЛЕНИЯ 5
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 8
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ 10
ДЛИНА ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПОКОЛЕНИЯ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14
В послевоенный (после второй
мировой войны) период большинство
стран мира уже перешло на учет
лишь постоянного населения, и их
число продолжает увеличиваться. В
то же время, как заверяют организаторы
предстоящей переписи, возможность
получения данных о численности
наличного населения (для целей
административного управления и
планирования) сохраняется, но... за отдельную
плату. Возможно, это справедливо. Информация
стоит денег.
Демографическая политика -
это целенаправленная деятельность
государственных органов и иных
социальных институтов в сфере регулирования
процессов воспроизводства
Демографическая политика -
система различных мер, предпринимаемых
государством с целью воздействия
на естественное движение населения, на
решение специфических для
Необходимость проведения демографической политики - воздействие государства на процессы рождаемости - признана практически всеми странами мира, независимо от демографической ситуации и темпов роста населения. Целью демографической политики является изменение или поддержка существующих в данный период времени демографических тенденций.
В зависимости от демографической ситуации существует 2 основных типа политики: направленная на повышение рождаемости (типична для экономически развитых стран) и на снижение рождаемости (необходима для стран развивающихся). Часто практическое осуществление демографической политики сопряжено с трудностями, как морально-этического плана, так и нехваткой финансовых средств.
Демографическая политика в экономически развитых странах проводится исключительно экономическими мерами и направлена на стимулирование рождаемости. В арсенал экономических мер входят денежные дотации - ежемесячные пособия семьям, имеющим детей, льготы одиноким родителям, пропаганда повышения престижа материнства, оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком.
Отношение в западных странах к демографическим проблемам определяется как эгалитаристское, включающее соблюдение принципов демократии, социальной справедливости и прав человека. Они предполагают исключение репрессивных мер, превосходство индивидуального решения. Большинство промышленно развитых капиталистических стран к низкой рождаемости относятся неопределенно. Политика по увеличению рождаемости отмечалась во Франции, Греции, Люксембурге. Это не означает, что правительства западных стран не имеют демографических целей. Скорее всего, они не выражают их в явном виде.
Говоря о высокоиндустриальных странах, в подавляющем большинстве прирост населения в них сильно сократился, а в некоторых равен нулю. В ряде стран в отдельные годы наблюдалась даже депопуляция, т.е. превышение смертности над рождаемостью.
Демографическая политика в
экономически развитых странах проводится
исключительно экономическими мерами
и направлена на стимулирование рождаемости.
В арсенал этих мер входят денежные
дотации – ежемесячные пособия
семьям, имеющим детей, льготы одиноким
родителям, пропаганда повышения престижа
материнства, оплачиваемые отпуска
по уходу за ребенком. В некоторых
странах, где сильны позиции католической
церкви (например, в Ирландии, США, Польше)
по ее требованиям в последнее
время в парламентах
Каковы же эти пути активизации демографической политики развивающихся стран, направленной на снижение темпов роста населения?
Во-первых, это совершенствование пропаганды целей новой демографической политики через всевозможные каналы массовой информации. Особенное значение имеет просветительская работа среди верующих, с тем, чтобы церковь изменила свои установки на высокую рождаемость. Во-вторых, это распространение противозачаточных средств и повышение их эффективности.
Миграция населения, трудовых ресурсов (от лат. migratio) — перемещение людей, работников, связанное, преимущественным образом, с изменением места жительства и места работы. Различают следующие виды миграции: безвозвратная — с окончательной сменой постоянного места жительства; временная — с переселением на достаточно большой срок; сезонная — с перемещением в определенные периоды года; маятниковая — в виде регулярных поездок к местам работы, учебы, находящимся в другой местности; внутренняя — в виде перемещений внутри страны; внешняя — в виде эмиграции за пределы страны и иммиграции в страну.
Для оценки параметров миграции
используются два основных источника
информации: статистический учет и
социологические обследования. Статистический
учет (переписи населения и текущий
учет) дает картину фактической, свершившейся
миграции, в то время как данные
социологических опросов
Переписи населения регулярно
проводились в России с 1897 г. В
большинстве из них серьезное
внимание уделялось получению сведений
о миграции населения. В условиях
почти полного отсутствия иных данных
о миграции населения переписи долгое
время служили практически
Перепись 1926 г. включала вопрос о месте рождения; соответственно выделялись местные и неместные уроженцы. Вопрос о продолжительности проживания для неместных уроженцев позволял выделить отдельные миграционные когорты, т.е. совокупность мигрантов, объединенных общим периодом вселения в данный населенный пункт или район.
В переписях населения 1937-го, 1939-го и 1959 г. вопросы о миграции отсутствовали в значительной степени из-за недооценки роли миграции, ее функций и причин, а также массовых репрессий и насильственных переселений. Возросший в последующие годы интерес к миграции населения сделал необходимым получение данных о ней в ходе переписей населения в 1970-м, 1979-м и 1989 г.
При переписи населения 1970 г. к мигрирующему населению относились лица, прожившие непрерывно на постоянном месте жительства менее двух лет. При опросе у них брали сведения о предыдущем месте жительства, что позволило получить данные о миграционных потоках. Также был поставлен вопрос о причинах миграции. В крупных городах (с населением свыше 500 тыс. жителей) проводилось обследование маятниковой миграции.
В программу переписей
населения 1926-го, 1979-го и 1989 г. был включен
вопрос о продолжительности
Переписи населения внесли огромный вклад в изучение проблем миграции, предоставив обширный фактический материал. Так, результаты переписи населения 1897 г. позволили выявить численность и долю мигрантов в населении Российской империи — 11,9 млн. человек (9,4%); перепись населения 1926 г. показала возросшую миграционную активность — 34,7 млн. человек (23,6%) (хотя сопоставление этих данных с современными не вполне корректно). Вместе с тем разработка вопросов о месте рождения в первых переписях позволила выявить основные направления территориального движения населения. Текущий учет населения вообще и миграции в частности служит основным источником сведений об изменении численности и отдельных характеристик населения в межпереписной период. В отличие от переписи он позволяет оценить истинное число миграционных перемещений, а также своевременно получать информацию об изменениях миграционной ситуации в стране и отдельных ее регионах. Текущий учет миграции позволяет изучать направления миграционных потоков, их структуру.
Особое место в структуре
информации принадлежит ведомственной
статистике. В России получение углубленной
информации об отдельных категориях
мигрантов стало возможным
Органами Федеральной
пограничной службы России осуществляется
ведомственный статистический учет
иностранных граждан, легально пересекающих
государственную границу
Таким образом, статистическая информация о миграции населения основывается на данных единовременных обследований и текущего учета населения. Данные обследований (прежде всего переписей населения) позволяют получать сведения о масштабах, направлениях, интенсивности, причинах миграции, качественных характеристиках мигрантов. Текущий учет миграции позволяет получать с определенной периодичностью данные о миграции населения. При этом данные переписей и текущего учета населения нередко расходятся: во-первых, по причине неполного охвата населения (например, при миграции прибытия традиционно учитываются лучше, чем выбытия); во- вторых, не все мигранты проходят регистрацию. Если для целей ситуационного анализа, прогнозирования миграции необходима информация, которую нельзя получить в результате разработки данных переписей и текущего учета миграции населения, проводят выборочные социологические обследования. Можно сказать, что чем хуже статистическая информационная база, тем большую роль в качестве источника информации играют социологические методы ее получения. В ряде случаев социологические обследования являются единственным источником информации, — например, при выявлении миграционных установок населения, мотиваций, факторов и причин территориальной подвижности разных социально-демографических групп на стадии принятия решения о переезде и в период приживаемости на новом месте жительства.
Выборочные социологические обследования в отличие от переписей населения и данных текущего учета предоставляют информацию не только о фактической, но и о потенциальной миграции. Однако как переписи населения, так и единовременные выборочные обследования проводятся редко, а миграция населения — процесс очень динамичный. Поэтому для исследования миграции населения чаще применяются данные текущего учета. Кроме того, используется метод экспертного опроса, когда об основных тенденциях и причинах миграции, ее возможных последствиях, путях рационализации выясняется мнение специалистов, осведомленных о процессах миграции в силу служебного положения или рода деятельности (работники миграционной службы, органов труда и занятости, паспортных столов и т.д.). Для получения углубленной информации об отдельных категориях мигрантов организуется ведомственное статистическое наблюдение.
Длина поколения - средний интервал времени, разделяющий поколения родителей и их детей. Различают прямой и косвенный методы вычисления Д. п. Прямой метод основан на схеме реального поколения и определяет разность между ср. возрастом родителей и ср. возрастом детей. Сов. учёный Я. С. Улицкий выделил след. модификации этого метода: между родителями и всеми детьми; между родителями и ср. ребёнком; между родителями и старшим или младшим ребёнком; между отцом и сыновьями, продолжающими род (муж. линия); между отцом и ср. ребёнком (муж. линия); между матерью и старшей или младшей дочерью (жен. линия). В зависимости от конкретных целей анализа применяется та или иная модификация вычисления Д. п. по прямому методу, причём результаты расчётов по муж. и жен. линиям могут существенно различаться.
Ввиду сложности восстановления демографической истории реальных поколений в практике демографического анализа наиболее распространён косвенный метод исчисления Д. п., основанный на схеме гипотетического (условного) поколения. Косвенный метод вычисления Д. п. предложил А. Лотка, разработавший в 20-х гг. теорию стабильного населения. Важнейшее свойство модели стабильного нас. - функциональная зависимость между нетто-коэфф. воспроиз-ва R0, ср.-год. коэфф. естеств. прироста r и Д. п. (Т): R0 = еrT, где е - основание натуральных логарифмов. Отсюда, Д. п. равна:
T = ln R0/r
Как показал Лотка, Д. п. также равна ср. числу лет в интервале между рождением гипотетического поколения матерей и их детей:
где l(х) - число доживающих до возраста х лет, f(x) - функция возрастной рождаемости. Поскольку в модели стабильного нас. элиминировано влияние возрастной структуры реального нас., то Д. п. в реальном и модельном нас. отличается на величину потенциала прироста населения.