Демография

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 12:29, реферат

Описание работы

Демография - наука о народонаселении (или о населении). В обыденном употреблении население - совокупность людей, проживающих на какой-либо территории. В научном понимании население - это целостный социальный феномен, занимающий определенное место в системе общественных отношений, имеющий многообразные связи с другими общественными подсистемами, обладающий собственной структурой, динамикой и качественно-количественной определенностью. Население выступает не просто как одно из выражений социальной формы движения материи, а как ее реальный носитель с присущим ему многообразием социально-экономических, политических, религиозных, национальных, этнических, семейных и иных связей и отношений.

Содержание работы

КРАТКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ДЕМОГРАФИИ. 3
КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ ПЕРЕПИСЯХ НАСЕЛЕНИЯ 5
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 8
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ 10
ДЛИНА ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПОКОЛЕНИЯ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14

Файлы: 1 файл

Содержани1.docx

— 37.92 Кб (Скачать файл)

В послевоенный (после второй мировой войны) период большинство  стран мира уже перешло на учет лишь постоянного населения, и их число продолжает увеличиваться. В  то же время, как заверяют организаторы предстоящей переписи, возможность  получения данных о численности  наличного населения (для целей  административного управления и  планирования) сохраняется, но... за отдельную  плату. Возможно, это справедливо. Информация стоит денег. 

Определение демографической политики

 

Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования  процессов воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства  населения, сохранения или изменения  тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

Демографическая политика - система различных мер, предпринимаемых  государством с целью воздействия  на естественное движение населения, на решение специфических для данной страны проблем населения.

Необходимость проведения демографической  политики - воздействие государства  на процессы рождаемости - признана практически  всеми странами мира, независимо от демографической ситуации и темпов роста населения. Целью демографической  политики является изменение или  поддержка существующих в данный период времени демографических  тенденций.

В зависимости от демографической  ситуации существует 2 основных типа политики: направленная на повышение рождаемости (типична для экономически развитых стран) и на снижение рождаемости (необходима для стран развивающихся). Часто практическое осуществление демографической политики сопряжено с трудностями, как морально-этического плана, так и нехваткой финансовых средств.

Демографическая политика в  экономически развитых странах проводится исключительно экономическими мерами и направлена на стимулирование рождаемости. В арсенал экономических мер  входят денежные дотации - ежемесячные  пособия семьям, имеющим детей, льготы одиноким родителям, пропаганда повышения  престижа материнства, оплачиваемые отпуска  по уходу за ребенком.

Отношение в западных странах  к демографическим проблемам  определяется как эгалитаристское, включающее соблюдение принципов демократии, социальной справедливости и прав человека. Они предполагают исключение репрессивных мер, превосходство индивидуального решения. Большинство промышленно развитых капиталистических стран к низкой рождаемости относятся неопределенно. Политика по увеличению рождаемости отмечалась во Франции, Греции, Люксембурге. Это не означает, что правительства западных стран не имеют демографических целей. Скорее всего, они не выражают их в явном виде.

Говоря о высокоиндустриальных странах, в подавляющем большинстве  прирост населения в них сильно сократился, а в некоторых равен  нулю. В ряде стран в отдельные  годы наблюдалась даже депопуляция, т.е. превышение смертности над рождаемостью.

Демографическая политика в  экономически развитых странах проводится исключительно экономическими мерами и направлена на стимулирование рождаемости. В арсенал этих мер входят денежные дотации – ежемесячные пособия  семьям, имеющим детей, льготы одиноким родителям, пропаганда повышения престижа материнства, оплачиваемые отпуска  по уходу за ребенком. В некоторых  странах, где сильны позиции католической церкви (например, в Ирландии, США, Польше) по ее требованиям в последнее  время в парламентах обсуждаются  законы, предусматривающие уголовную  ответственность для женщины, прервавшей беременность и врача, сделавшего аборт. США запланировали к 2050 году огромные прироста – 75 млн. чел. Вероятно, пройдет  немало времени, прежде чем население  этих стран осознает необходимость  проведения демографической политики.

Каковы же эти пути активизации  демографической политики развивающихся  стран, направленной на снижение темпов роста населения?

Во-первых, это совершенствование  пропаганды целей новой демографической  политики через всевозможные каналы массовой информации. Особенное значение имеет просветительская работа среди  верующих, с тем, чтобы церковь  изменила свои установки на высокую  рождаемость. Во-вторых, это распространение  противозачаточных средств и  повышение их эффективности.

 

Основные источники информации о миграции населения

 

Миграция населения, трудовых ресурсов (от лат. migratio) — перемещение людей, работников, связанное, преимущественным образом, с изменением места жительства и места работы. Различают следующие виды миграции: безвозвратная — с окончательной сменой постоянного места жительства; временная — с переселением на достаточно большой срок; сезонная — с перемещением в определенные периоды года; маятниковая — в виде регулярных поездок к местам работы, учебы, находящимся в другой местности; внутренняя — в виде перемещений внутри страны; внешняя — в виде эмиграции за пределы страны и иммиграции в страну.

Для оценки параметров миграции используются два основных источника  информации: статистический учет и  социологические обследования. Статистический учет (переписи населения и текущий  учет) дает картину фактической, свершившейся миграции, в то время как данные социологических опросов позволяют  получить информацию о потенциальной  миграции.

Переписи населения регулярно  проводились в России с 1897 г. В  большинстве из них серьезное  внимание уделялось получению сведений о миграции населения. В условиях почти полного отсутствия иных данных о миграции населения переписи долгое время служили практически единственным достоверным источником получения  соответствующей статистической информации. Так, в программе переписи населения 1897 г. имелся вопрос о месте рождения; по итогам разработки ее материалов неместные  уроженцы делились на следующие категории: уроженцы данного уезда, уроженцы других уездов той же губернии, уроженцы других губерний и уроженцы других государств; выделялись сословия.

Перепись 1926 г. включала вопрос о месте рождения; соответственно выделялись местные и неместные  уроженцы. Вопрос о продолжительности  проживания для неместных уроженцев  позволял выделить отдельные миграционные когорты, т.е. совокупность мигрантов, объединенных общим периодом вселения в данный населенный пункт или  район.

В переписях населения 1937-го, 1939-го и 1959 г. вопросы о миграции отсутствовали  в значительной степени из-за недооценки роли миграции, ее функций и причин, а также массовых репрессий и  насильственных переселений. Возросший  в последующие годы интерес к  миграции населения сделал необходимым  получение данных о ней в ходе переписей населения в 1970-м, 1979-м  и 1989 г.

При переписи населения 1970 г. к мигрирующему населению относились лица, прожившие непрерывно на постоянном месте жительства менее двух лет. При опросе у них брали сведения о предыдущем месте жительства, что  позволило получить данные о миграционных потоках. Также был поставлен  вопрос о причинах миграции. В крупных  городах (с населением свыше 500 тыс. жителей) проводилось обследование маятниковой миграции.

В программу переписей  населения 1926-го, 1979-го и 1989 г. был включен  вопрос о продолжительности непрерывного проживания опрашиваемых в данном населенном пункте; тем самым был получен  материал для изучения генетической структуры населения по продолжительности  проживания. Выделяют постоянное население (местных уроженцев) и население, вселившееся из других районов (городов, сел). Последнее делится на старожилов (проживают более 10 лет) и новоселов. В России в программу переписи населения 2002 г., как и 1970-го, 1979-го и 1989 г., были включены вопросы по миграции. В частности, по отдельной форме  были учтены лица, временно находящиеся  на территории России, но постоянно  проживающие за ее пределами. Новым  по сравнению со всеми предыдущими  переписями в переписи 2002 г. стал вопрос о гражданстве, который в предыдущих переписях задавался только иностранцам. Разработка ответов респондентов на этот вопрос позволила впервые получить сведения о численности и различных  характеристиках граждан других государств, как постоянно проживающих, так и временно находящихся в  России, а также о людях с  двойным гражданством и не имеющих  гражданства.

Переписи населения внесли огромный вклад в изучение проблем  миграции, предоставив обширный фактический  материал. Так, результаты переписи населения 1897 г. позволили выявить численность  и долю мигрантов в населении  Российской империи — 11,9 млн. человек (9,4%); перепись населения 1926 г. показала возросшую миграционную активность — 34,7 млн. человек (23,6%) (хотя сопоставление  этих данных с современными не вполне корректно). Вместе с тем разработка вопросов о месте рождения в первых переписях позволила выявить основные направления территориального движения населения. Текущий учет населения вообще и миграции в частности служит основным источником сведений об изменении численности и отдельных характеристик населения в межпереписной период. В отличие от переписи он позволяет оценить истинное число миграционных перемещений, а также своевременно получать информацию об изменениях миграционной ситуации в стране и отдельных ее регионах. Текущий учет миграции позволяет изучать направления миграционных потоков, их структуру.

Особое место в структуре  информации принадлежит ведомственной  статистике. В России получение углубленной  информации об отдельных категориях мигрантов стало возможным после  образования Федеральной миграционной службы в 1992 г. Ею был организован  сбор статистической информации о численности  и социально-демографических характеристиках  официально зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев.

Органами Федеральной  пограничной службы России осуществляется ведомственный статистический учет иностранных граждан, легально пересекающих государственную границу Российской Федерации в специально организованных пунктах пограничного контроля. Указанная  информация включает сведения о стране выезда, гражданстве лиц, пересекающих границу, используемых ими видах  транспорта, целях поездки. Последние подразделяются: служебные, туризм, частные, на постоянное место жительства, транзит, в качестве обслуживающего персонала.

Таким образом, статистическая информация о миграции населения  основывается на данных единовременных обследований и текущего учета населения. Данные обследований (прежде всего  переписей населения) позволяют  получать сведения о масштабах, направлениях, интенсивности, причинах миграции, качественных характеристиках мигрантов. Текущий  учет миграции позволяет получать с  определенной периодичностью данные о  миграции населения. При этом данные переписей и текущего учета населения  нередко расходятся: во-первых, по причине  неполного охвата населения (например, при миграции прибытия традиционно  учитываются лучше, чем выбытия); во- вторых, не все мигранты проходят регистрацию. Если для целей ситуационного  анализа, прогнозирования миграции необходима информация, которую нельзя получить в результате разработки данных переписей и текущего учета миграции населения, проводят выборочные социологические  обследования. Можно сказать, что  чем хуже статистическая информационная база, тем большую роль в качестве источника информации играют социологические  методы ее получения. В ряде случаев  социологические обследования являются единственным источником информации, — например, при выявлении миграционных установок населения, мотиваций, факторов и причин территориальной подвижности разных социально-демографических групп на стадии принятия решения о переезде и в период приживаемости на новом месте жительства.

Выборочные социологические  обследования в отличие от переписей  населения и данных текущего учета  предоставляют информацию не только о фактической, но и о потенциальной  миграции. Однако как переписи населения, так и единовременные выборочные обследования проводятся редко, а миграция населения — процесс очень  динамичный. Поэтому для исследования миграции населения чаще применяются  данные текущего учета. Кроме того, используется метод экспертного  опроса, когда об основных тенденциях и причинах миграции, ее возможных  последствиях, путях рационализации выясняется мнение специалистов, осведомленных  о процессах миграции в силу служебного положения или рода деятельности (работники миграционной службы, органов  труда и занятости, паспортных столов и т.д.). Для получения углубленной  информации об отдельных категориях мигрантов организуется ведомственное  статистическое наблюдение.

 

 

Длина демографического поколения

 

Длина поколения - средний интервал времени, разделяющий поколения родителей и их детей. Различают прямой и косвенный методы вычисления Д. п. Прямой метод основан на схеме реального поколения и определяет разность между ср. возрастом родителей и ср. возрастом детей. Сов. учёный Я. С. Улицкий выделил след. модификации этого метода: между родителями и всеми детьми; между родителями и ср. ребёнком; между родителями и старшим или младшим ребёнком; между отцом и сыновьями, продолжающими род (муж. линия); между отцом и ср. ребёнком (муж. линия); между матерью и старшей или младшей дочерью (жен. линия). В зависимости от конкретных целей анализа применяется та или иная модификация вычисления Д. п. по прямому методу, причём результаты расчётов по муж. и жен. линиям могут существенно различаться.

Ввиду сложности восстановления демографической истории реальных поколений в практике демографического анализа наиболее распространён косвенный метод исчисления Д. п., основанный на схеме гипотетического (условного) поколения. Косвенный метод вычисления Д. п. предложил А. Лотка, разработавший в 20-х гг. теорию стабильного населения. Важнейшее свойство модели стабильного нас. - функциональная зависимость между нетто-коэфф. воспроиз-ва R0, ср.-год. коэфф. естеств. прироста r и Д. п. (Т): R0 = еrT, где е - основание натуральных логарифмов. Отсюда, Д. п. равна:

T = ln R0/r

Как показал Лотка, Д. п. также  равна ср. числу лет в интервале между рождением гипотетического поколения матерей и их детей:

 где l(х) - число доживающих до возраста х лет, f(x) - функция возрастной рождаемости. Поскольку в модели стабильного нас. элиминировано влияние возрастной структуры реального нас., то Д. п. в реальном и модельном нас. отличается на величину потенциала прироста населения.

Информация о работе Демография