Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 21:50, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть проблему девиантного поведенияи описать эффективному преодолению и профилактике девиантного поведения человека.
Объект исследования: девиантное поведение.
Предметом исследования является процесс организации социальной работы по преодолению и профилактике девиантного поведения.
1. теоретический анализ проблемы девиантного поведения в современном состоянии;
2. раскрыть деятельность социального работника по преодолению и профилактике девиантного поведения.
Введение
1. Теоретические основы изучения девиантного поведения
1.1 Сущность и содержание понятия девиантного поведения
1.2 Девиантное поведение как социальная проблема
2. Проблема девиантного поведения в современном обществе
2.1 Факторы и условия возникновения и проявления девиантного поведения в обществе
2.2 Цели, задачи и принципы работы с лицами склонными к девиантному поведению в социальном учреждении
Заключение
Список литературы
4. Принцип целесообразности
рассматривает необходимость и
обоснованность исправления
5. Принципы допустимости
и гуманности базируется на
представлении о необходимости
применения в процессе
6. Принцип гуманности базируется на признании за человеком (девиантом) права на свободу выбора, права на уважение. Этот принцип (в соответствии с роджеровским подходом) проявляется в принятии социальным психологом девианта как ценной и уникальной личности, принятии его проблем, сопереживании, эмпатии, искренности и позитивном непредвзятом взгляде на личность учащегося.
7. Принцип ориентации на
позитив в поведении и
8. Принцип социальной
9. Принцип социального закаливания учащейся молодежи, склонной к девиантному поведению, предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработку определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, выработку социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
10. Принцип сочетания прямых
и параллельных социально-
11. Принцип единства диагностики
и коррекции обеспечивает
12. Принцип индивидуализации воспитания детей с девиантным поведением предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждой личности выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям, как-то: выявление причин девиантности, определение особенностей включения учащейся молодежи в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеучебной работе, представление возможности для самореализации и самораскрытия.
Основными условиями эффективности работы с подростками с девиантным поведением являются: деятельность по всем направлениям в работе с самим подростком с девиантным поведением, его семьей, учебным заведением, его социальным окружением, интеграция нравственного и правового аспектов; интеграция индивидуального и коллективного подхода к социально – психологической работе.
Заключение
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема девиантного поведения. Причины отклонений в поведении человека возникают как результат политической, социально-экономической и экологической не стабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей.
Обобщенные результаты позволили сформировать следующие выводы:
1. Что девиантное, или отклоняющееся, поведение - понятие социально-психологическое, так как обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья.
2. Отклоняющееся поведение как категория представляет собой взаимодействие с микросоциальной средой, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся его поведенческим противодействием, предлагаемым нравственным и правовым общественным нормативом.
3. В профилактики и преодолении девиантного поведения необходима правильная диагностика причин и мотивов поступков, изучение типичных признаков отклонений, умение отделить случайные внешние проявления от существенных изменений в сознании, чувствах и поведении учащихся точный диагноз позволяет правильно выбрать оптимальную методику оказания социальной помощи детям с девиантныи поведением, обеспечивающую торможение отрицательных и усиление положит, тенденций в его поведении.
Проведенное исследование выводит нас на ряд актуальный проблем, требующих своего разрешения, в частности, необходимо более детальное исследование в предупреждении и профилактике девиаций подростков в социальной сфере.
Список литературы
1. Аккерман Н. Роль семьи в проявлении расстройств у детей // Семейная психотерапия: Хрестоматия / Сост. Э.Г. Эйдимиллер, Н.В. Александрова, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2000. – с. 287-307.
2. Айхорн А. «Трудный подросток». – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – с. 304.
3. Алфимова М.В., трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Психология. – 2000. – с. 112-123.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2001. – с. 378.
5. Баенская Е.Р.Ранние этапы аффективного развития в норме и патологии. - первое издание. - М: УРАО, 2001. – с. 88.
6. Бандура А., Уолтрес Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 1999.- (Основные направления психологии в классических трудах).
7. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: учеб.-метод. пособие / [М.И. Рожков и др.]; под ред. М.И. Рожкова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – с. 239. - (Коррекционная педагогика).
8. Девиантность и социальный контроль в России (XIX – XXвв.): Тенденции и социологическое осмысление. – СПб., 2000. – с. 56-60.
9. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков: Пособие для психологов, педагогов, психосоциальных и социальных работников / Под ред. С.А. Беличевой. – М., 2000. – с. 287.
10. 3мановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – с. 288.
11. Зотова О.И Проблемы отклоняющегося поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М.: Наука, - с. 343-365.
12. Клейберг. Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное – пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт - М», 2001.- с. 160.
13. Клемантович И. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности / / Воспитание школьников. - 1998. - с. 2-5.
14. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: (Деструктивное поведение в современном мире). – Новосибирск, 1990. – с. 56.
15. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2002. – с. 992: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
16. А.И. Кравченко, Социология: учебное пособие для студентов ВУЗов, - Екатеринбург: Деловая книга, 1998г. – с. 65.
17. Кудрявцев В.Н. Современные проблемы борьбы с преступностью в России // Вестник Российской академии наук. – 1999. – Т. 69. - №9. – С. 790-797.
18. Львова М. В. Социально – психологические особенности профилактики девиантного поведения подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. Ярославль, 2000. - с. 94.
19. Москвичев В.В. Социальная работа с несовершеннолетними. Опыт организации социальной службы. - М.: Российский благотворительный фонд «НАН», 2000. – с. 148.
20. Немов Р.С. психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – КН. 2: Психология образования. – с. 608.
21. Обухова Л. Ф. «Возрастная психология», Москва, Российское педагогическое агентство, 2000 г.
22. Основы генетики: Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г.Издано: 2005, Владос. – с. 367.
23. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: гуминит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 2: Процесс воспитания. – 256с.:ил.
24. Пережогин ЛО., Девятова О.Е. Дети из социально-неблагополучных семей как объект профилактики злоупотребления ПАВ / / Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М., 2003. – с. 153-154.
25. Психология подростка. Учебник. Под редакцией членакорреспондента РАО А.А. Реана - СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. – с. 480. - (Серия «Мэтры психологии»).
26. Разработка региональной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодёжью. Управление социально-педагогической поддержки и реабилитации детей. М., 2002 – с. 5-13.
27. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А.Б. Фоминой. - М., 2003. - с.115.
28. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - М., 2003. – Кн.1. – с. 215.
29. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник / Госкомстат России. – М., 2000. – с. 127.
30. Румянцева Т.Г Понятие агрессивности в соовременной зарубежной психологии / / Вопросы психологии. - 1991. - NQ 1. - с. 81-88.
31. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. Учебно-профилактическое пособие. – М.: «Издательство ГНОМ и Д». 2000. – с. 96
32. Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста./Методические рекомендации в помощь педагогам - практикам. - М., 1991.- С.16.
33. Смирнова Е.О, Хузеева Г Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии, 2002. - NQ 1. - с. 17-26.
34. Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Проявление девиации в подростковой субкультуре. Вопросы психологии. 2004г. № 3 – с. 3-18.
35. Справка о состоянии преступности несовершеннолетних в Российской Федерации (2000г) // Официальные документы в образовании, 2001, N9 29. – с. 30-35.
36. Степанов В.Г Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – с. 336.
37. Степанова О.В. Жестокое обращение с детыми в семье: причины и пути его предотвращения // Личность. Культура. Общество. 2000. т. 2, спец. выпуск. - с. 261-264.
38. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. - М.: Педаг. общ-во России, 2003. – с. 128.
39. Торохтин В.С. Основы Психолого- педагогического обеспечения социальной работы с семьей. – М., 2000. – с. 340.
40. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие. – М.: Издательство Московского психологи – социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – с. 928. (Серия «Библиотека психолога»).
41. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: ЗАО Изд. Питер. 1999. – с. 35. Серия «Мастера психологии»
42. Ювенальные технологии. Практическое руководство по реализации территориальной модели реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска. М., 2002. – с. 30-36.
Информация о работе Девиантное поведение как проблема социальной работы