Деятельность органов дознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:22, отчет по практике

Описание работы

Деятельность государства и его органов охватывает различные сферы жизни общества. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности страны, а также выполнение других важных функций – таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности.

Содержание работы

1. Введение
2. Основная часть
2.1. Понятие службы дознания
2.2. Цели и задачи, функции дознания в ОВД
2.3. Виды дознания, их особенности
3. Выводы
4. Список использованных источников литературы
5. Приложения

Файлы: 1 файл

отчет по практике в отделе дознавания1.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

1.     Введение

2.     Основная часть

2.1.          Понятие  службы дознания

2.2.          Цели и задачи, функции дознания в ОВД

2.3.          Виды дознания, их особенности

3.       Выводы

4.       Список использованных  источников литературы

5.       Приложения

Введение

     Я, Романишко Наталия Аркадьевна, студент III  курса юридического факультета (группа ЗЮ-902), проходила учебную (ознакомительную) практику с 14 ноября 2011 года по 4 декабря 2011 года в отделе дознания предварительного расследования ОВД Рогачевского райисполкома  (г. Рогачев, ул. Дзержинского, 3) .

     Учебная практика является важнейшей формой подготовки студентов и составной частью учебного процесса. Она проводится в правоохранительных органах и учреждениях государственного управления. Практика имеет своей целью

углубление и закрепление  знаний полученных в процессе теоретического обучения. В ходе учебной практики студенты приобретают необходимые навыки, умения и опыт для работы в правоохранительных органах, организациях и учреждениях.

     За время прохождения практики я была ознакомлена с деятельностью службы дознания, ознакомилась с инструкциями, положениями, которые регулируют внутренний распорядок, структуру, порядок организации и полномочия службы дознания, а также с нормативно-правовыми актами, регламентирующими их сферу деятельности.

 

Основная часть

1 Понятие службы дознания

     Деятельность  государства и его органов  охватывает различные сферы жизни общества. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального   функционирования экономики, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности страны, а также выполнение других важных функций – таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности.

     Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов и общественных объединений, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями.

     Одной из служб обеспечения общественного порядка является дознание. Деятельность службы дознания носит публично-правовой характер. Преступление,

являясь наиболее опасным видом правонарушений, причиняет личности, правам и

свободам граждан, обществу, государству значительный вред. А  это, в свою очередь, обязывает полномочные органы государства принять все предусмотренные

законом меры по охране прав и свобод человека и гражданина, собственности,

общественного порядка  и общественной безопасности, окружающей среды, а также предупреждение преступлений.

     Предварительное  расследование подразделяется на  две формы - дознание и предварительное следствие. Между службами дознания и предварительного следствия имеются и сходство, и различия. Общие их черты заключаются в следующем: они выполняют одни и те же задачи применительно к различным видам уголовных преступлений; обязаны возбудить уголовное дело в пределах своей компетенции при наличии признаков преступления; осуществляют свою деятельность на основе единого уголовно-процессуального законодательства;            соблюдают единую процессуальную форму в своей деятельности.          

     Основные же различия заключаются в том, что дознание и предварительное следствие осуществляются разными органами. В определенных случаях дознание

предшествует предварительному следствию. Имеются также некоторые  различия в

объеме процессуальных полномочий следователя и лица, производящего  дознание,

в сроках производства дознания и следствия и т.д.

     Дознание  в той или иной форме по  подавляющему большинству дел  проводит милиция.

     В своей деятельности милиция руководствуется Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь, Конституцией РБ, Уголовным кодексом РБ, и тп.

     В целом  милиция является составной частью  довольно обширной системы органов внутренних дел. В ОВД имеется ряд подразделений (например, главные управления уголовного розыска, по экономическим преступлениям, по организованной преступности, по незаконному обороту наркотиков, обеспечения общественного порядка,

     Государственная инспекция безопасности дорожного движения, которые в

совокупности и образуют вместе со своими местными службами то, что мы привыкли называть милицией.  Ее низовыми звеньями, куда чаще всего идут со своими заботами граждане, являются отделы или отделения милиции. Практически

в каждом из таких отделов  или отделений либо ином территориальном  органе основного звена имеются службы уголовного розыска, патрульно-постовая, дежурная часть и т.д.

 

2 Цели и задачи, функции службы дознания

      Возбуждение уголовного дела, быстрое и полное раскрытие преступления,

уголовное преследование  лиц, совершивших преступление, обвинение  их перед

судом, судебное рассмотрение и разрешение дела с тем, чтобы совершивший преступление был осужден, подвергнут справедливому наказанию или, в соответствии с уголовным законом, освобожден от ответственности или наказания

– все эти задачи реализуются  в уголовном процессе.

     Расследование уголовных дел расследование уголовных дел часто называют предварительным расследованием. Обусловлено это тем, что оно приводит к предварительным выводам и предшествует разбирательству в суде уголовных дел.

Предварительное расследование  представляет собой деятельность особо уполномоченных государством органов по установлению события преступления, по

розыску и изобличению  виновного или виновных в совершении преступления, по

возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению

причин совершенного преступления и предупреждению новых.

     Для выполнения задач органы предварительного расследования наделяются законодателем специальными полномочиями, которые в основном перечислены в

Уголовно-процессуальном кодексе  Республики Беларусь (далее – УПК РБ). Их деятельность состоит прежде всего в сборе доказательств виновности (или невиновности) лица в совершении преступления. Если органами предварительного расследования собраны доказательства виновности лица, то эти органы, изложив свои выводы в обвинительном заключении, направляют все материалы дела через надзирающего над законностью расследования прокурора в суд, который окончательно разрешает вопрос о виновности лица (лиц) в совершении                    преступления и назначает меру наказания.                   

     Исходя из сказанного можно сделать вывод, что роль предварительного расследования весьма велика. От его оперативности, своевременности и объективности во многом зависит законность, обоснованность и справедливость

судебного приговора. Высококачественное и умело проведенное расследование

дает суду возможность правильно  разобраться в существе совершенного преступления, виновности или невиновности подсудимого, избрать справедливую

меру наказания, а также решить все другие вопросы, связанные с постановлением

приговора.

     Основными задачами криминальной милиции являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых обязательно производство предварительного следствия, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством. Криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей.

     В настоящее время, в состав криминальной милиции входят оперативно-розыскные (уголовного розыска, борьбы с экономическим преступлениями, борьбы с незаконным оборотом наркотиков), научно-технические и иные подразделения,

необходимые для решения  стоящих перед ней задач и  оказания помощи милиции

общественной безопасности.

    Основными же задачами милиции общественной безопасности является обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места, нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности. Милиция общественной безопасности оказывает содействие криминальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей.

     В состав милиции общественной безопасности входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, Государственной инспекции безопасности дорожного движения, охраны объектов по договорам, участковые

инспектора милиции, изоляторы  для временного содержания задержанных и  заключенных под стражу лиц и иные подразделения, необходимые для решения

стоящих перед ней задач. В составе служб местной милиции формируются подразделения (службы, группы) дознания, главная задача которых - осуществление дознания, заменяющего предварительное следствие.

     Кроме того, на службы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. Однако эта деятельность не является дознанием, а относится к самостоятельной функции. Ее выполнение возлагается только на те органы дознания, которые располагают оперативными службами.

3 Виды дознания, их особенности.

     Уголовно-процессуальное законодательство различает два вида дознания: дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, и дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. В первом случае служба дознания возбуждает уголовное дело, проводит по нему неотложные следственные действия и в пятнадцатидневный срок, подлежащий продлению только с санкции прокурора, но не более чем на 10 суток передает дело следователю, который осуществляет дальнейшее производство по делу. Во втором случае, когда предварительное следствие по делу необязательно, дознание в полном объеме выполняет функцию предварительного расследования.

     Дознание по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, начатое службой дознания, состоит из неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступлений. К таким следственным действиям относятся: осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, освидетельствование, допрос потерпевших и свидетелей. О начале производства такого дознания немедленно уведомляется прокурор. Эта форма дознания ограничена 15-дневным сроком со дня возбуждения уголовного дела. До истечения такого срока дело направляется следователю. После такой передачи служба дознания вправе производить по делу следственные и розыскные действия только по поручению следователя. Однако если не обнаружено лицо, совершившее преступление, служба дознания принимает оперативно-розыскные меры для его установления и сообщает следователю о результатах.

     Служба дознания не вправе приостановить или прекратить дело, по которому предварительное следствие обязательно, так как его компетенция по делам данной категории исчерпывается производством неотложных следственных действий и вынесением постановления о направлении дела следователю.

     По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, служба дознания проводит расследование в полном объеме, заканчивая его составлением обвинительного заключения о прекращении производства по делу. Дознание такого рода от следствия отличают некоторые особенности, в частности, сроки дознания, а также то, что по окончании дознания его материалы предъявляются для ознакомления только обвиняемому, а другие участники процесса лишь извещают об окончании дознания.

 

 

Заключение

    В ходе прохождения мною учебной практики в отделе дознания Органов внутренних дел г. Рогачева я имела возможность лично присутствовать при допросе потерпевшего, обвиняемого, свидетелей, убедиться в их эффективности и законности, изучить процедуру допроса. Все следственные действия протоколируются. Протокол следственного действия составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания.

     Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств.

     В протоколе указываются:                           

1.     место  и дата производства следственного  действия, время его начала и окончания с точностью до минуты;

2.     должность,  фамилия и инициалы лица, составившего  протокол;

3.     фамилия,  имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности.

Информация о работе Деятельность органов дознания