Дигесты как основной источник римского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 15:47, контрольная работа

Описание работы

Важнейшим источником права являлись кодексы римского права, особенно кодекс византийского императора Юстиниана «Corpus inris civilis». До нас дошло второе издание кодекса в 12 книгах, кроме того, до нас дошли так называемые «Новеллы» – постановления, принятые при жизни Юстиниана. Вместе с тем, особую роль в Римском праве играет такой источник права как Дигесты.
Digesta, vel Pandectae. Дигесты или Пандекты (в 50 книгах) монументальное собрание отрывков из сочинений прославленных римских юристов. Это - неисчерпаемый источник самых разнообразных сведений о Поздней Римской и Византийской империи. По определению исследователей, термин «Дигеста» обозначал сочинение, представляющее собой систематически расположенное изложение права, т.е. систему права.1

Файлы: 1 файл

контрольная Задачи и тест Римское право.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

Замечательным следствием чисто юридического характера Болонского университета было то, что он не был  подчинен, подобно Парижскому, верховному управлению пап, так как не было нужды в церковном разрешении для преподавания римского права, которое требовалось для занятий теологией. Однако начиная с XIII в. папы, оказывавшие поддержку университету в его спорах с городским управлением и утвердившие его статуты в 1253 году.  Имели над университетом известную нравственную власть и добились того, что болонский архидиакон от их имени являлся контролером на экзаменах и при выдаче дипломов, дабы убедиться в их правильности. Самым блестящим периодом болонской школы права был промежуток времени между началом XII столетия и второй половиной XIII, охватывающий собою лекции Ирнерия и преподавание глоссаторства Аккурсием. В этот период нашел самое широкое и плодотворное применение, как в устном изложении, так и в сочинениях глоссаторов новый их метод обучения. В течение этого длинного периода самыми известными из глоссаторов, после упомянутых выше четырех докторов были: Плацентин, работавший главным образом над кодексом Юстиниана и основавший школу права в Монпелье, где он и умер в 1192 г.; Бургундио - один из немногих глоссаторов, знавший греческий язык, и переводчик греческах текстов пандектов; Рожер, Жан Бассиэн, Пиллиус, Азо - работы которого пользовались авторитетом; Гуголен, продолжавший работы Азо Жак Бальдуини; Рофруа и, наконец, Аккурсий (1182-1258 г.), самый знаменитый из глоссаторов, главным образом своей огромной компиляцией, в которой резюмировал работы своих предшественников.

Одновременно с римским  правом с успехом шло в Болонском  университете преподавание канонического  права профессорами, которые в своих лекциях и сочинениях прямо следовали методе Ирнерия.

Начиная со второй половины XII столетия в актах, относящихся до Болонского университета, встречаются имена профессоров канонического права (doctores decretorum). Около 1148 г. в Болонье жил Грациан, монах, автор известных декреталий (см. это сл.). После него ученики его Покапалия, Руфин, Роланд Бандинелли (ставший впоследствии Папой под именем Александра III), Гугуччио, а в XIII в. - Ричард Английский, Дамас, Танкред, известный своим "Ordo judiciarius", Бернард Пармский, Раймон из Пеньяфора - сделались главными представителями университетского преподавания канонического права в Болонье. Некоторое время профессора римского права (legum doctores) и канонисты (decretistae) составляли два отдельных класса; но постепенно канонисты стали рассматривать римское право как составную часть своего предмета, и наоборот, романистам приходилось делать ссылки в своих работах на церковные каноны; одни и те же ученые были часто профессорами того и другого права (doctores utriusque juris) и занимались преподаванием обеих этих отраслей права, тесно связанных между собою.

В период наивысшего расцвета в Болонском университете школы  права наряду с юриспруденцией начинают процветать и другие науки, как философия, латинская и греческая литература, а затем и медицина. Изучение греческого языка, положившего начало эпохи гуманистов, привилось здесь раньше, чем в других итальянских университетах, и с XV века оно прочно утвердилось в Болонье, которая может гордиться тем, что в среде ее философов жил Эразм Роттердамский.

В Болонье же сделала  значительный шаг вперед и медицина благодаря впервые введенному Люцином  ди Луцци методу преподавания анатомии человеческого тела и животных на трупах. Духовный и нравственный авторитет, которым пользовались профессора Болонской школы, сказывался не только в том успехе, который имели их лекции и сочинения, но также в том высоком положении, какое они занимали как в самой Болонье, так и за ее пределами. Они были освобождены от налогов и военной службы , получали все права граждан этого города. Им присвоен был титул dominus'a в отличие от наименования magistera, которое носили профессора школы свободных искусств, и числились рыцарями. Многие из них принимали деятельное участие в общественных делах в качестве судей, правителей города или посланников, как например Азо, Гуголин и Аккурсий - в Болонье, Бургундио - в Пизе, Бальдина - Генуе, Рофруа - Беневенге.

 Но часто Болонья забывала, что своим блеском она обязана университету, и вступала с ним в течение XII и XIII вв. в жестокие споры, грозившие часто уничтожить права и привилегии университета и прерывавшие в нём занятия. Борьба гвельфов и гибеллинов, разделившая Италию на две враждующие части, с особенной силой велась в Болонье. И университет не мог оставаться равнодушным к ней. Несмотря, однако, на эти споры и партийные раздоры, Болонская школа долго процветала и в половине XIII столетия достигла высшей точки процветания.11

3. Задачи.

В чем  состоит различие между сожительством, конкубинатом и правильным браком? Прокомментируйте следующее знаменательное высказывание Павла: Concubina igitur ab uxore solo dilectu separatur. Мог ли римский гражданин иметь одновременно законную жену и конкубину?

Ответ: Конкубинат в отличие от правильного брака это постоянное внебрачное сожительство свободных лиц, имевшее место в тех случаях, когда брак по каким-то причинам был невозможен, например, из-за социального неравенства, сенаторов с вольноотпущенницами. Но конкубинат не был чисто фактическим отношением, безразличным для права, он был формой союза, уступающей браку, однако признаваемый правом. Заметных юридических последствий конкубинат не влек, женщина (concubina) не разделяла общественного положения сожителя. Возникало правовое последствие для детей, родившихся от конкубины. Такие дети назывались природными – liberi naturales. Дети от такой формы брачного союза обладали определенными правами, могли наследовать землю. Если были законные дети, то преимущество отдавалось, конечно же, им. Но при отсутствии законных детей, дети от конкубината рассматривались как вполне дееспособные наследники и преемники. С помощью узаконения они могли приобрести статус законных детей.

Concubina igitur ab uxore solo dilectu separatur (конкубина отличается от жены  единственно выбором) можно понять, так что конкубина в отличие от брак  не нуждается в определённых правовых действиях, которые требовались для заключения, а также расторжения брака.

Мужчина не имел правовых претензий в случае, если женщина-конкубина решит уйти к другому.

Мужчина в республиканскую эпоху мог одновременно состоять в законном браке с одной женщиной и состоять в конкубинате с другой, но всякое сожительство женщины с другим мужчиной, кроме мужа, давало в древне республиканском праве мужу убить жену.

Возвращается  ли приданое женщины, состоящей в  браке sine manu при расторжении брака  или после смерти жены, или же остается у мужа? Если возвращается, то кому? Имеет ли муж права на какие-либо удержания из приданого? Если да, то чем это определяется?

Ответ: В Риме различались 2 вида приданого: dos recipticia и dos non recipticia, с договором и без договора.

В случае, если был договор, то приданое возвращалось:

- всегда: жене, установителю  и их наследникам

- целиком, то есть  без всяких вычетов, кроме издержек, связанных с dos

- тотчас по прекращении  брака.

В случае, если договора не было, приданое возвращалось:

не всегда:

-  если брак прекращался смертью жены, то приданое оставалось мужу

-  если брак прекратился  разводом, то приданое возвращалось  жене, если она persona sui iuris, если  же она persona alieni iuris, то приданое  передается ей и отцу вместе.

не целиком:

- мужу принадлежит  право вычета – retentio, в частности при разводе по вине жены, шел вычет на каждого ребенка по 1/6, но не более 3/6 dos;

1/6 от dos взыскивали за  так называемые mores graviores – серьезные  нравственные провинности; 

1/8 за mores laviores – незначительные  нравственные проступки в супружеской жизни.

Будет ли свободным ребенок, рожденный  матерью-рабыней от римского гражданина? Если нет, может ли он стать свободным?

Ответ: Нет он будет  рабом ( ребёнок будет свободным если бы отец был рабом, а мать свободной). Он мог стать свободным в случае манумиссии – отпущении на свободу.

Манумиссия - особая процедура  прекращения рабства, которая осуществлялась либо в форме мнимого (фиктивного) судебного процесса о свободе, либо через внесение распоряжения в завещание, либо посредством внесения хозяином имени раба в списки римских граждан (ценз).

Но всё равно полных прав свободного гражданина этот ребёнок  иметь не мог, так как в результате манумиссии раб становился вольноотпущенником, а его господин — его патроном.

Некто отказал  часть своего наследственного имущества казне на сооружение общественного здания, часть -- погребальной коллегии и часть -- корпорации, в которую он входил. Какая из названных организаций не может быть отказополучателем?

Ответ: Отказополучателем, т.е. не имел права наследовать финансовая корпорация. Из юридических лиц способны наследовать: liscus, civitas, церковь и pia corpora.

Остальные корпорации могут  наследовать лишь в силу особых привилегий.

Объём правоспособности муниципий и частных корпораций не был одинаков. Муниципии издавна были в праве получать имущество в силу завещательных отказов или легатов, в то время как коллегиям это право было предоставлено лишь во втором веке н.э. ( D. 34. 5. 20).

Погребальные коллегии пользовались особым статусом.

По смерти наследодателя, не оставившего завещания, на наследство стали претендовать бывший подвластный родственник умершего и эмансипированный сын. Кому отдаст предпочтение претор. Поясните.

Ответ: Преторская bonorum possessio, отражавшая в ходе своего развития постепенный распад старой земледельческой семьи и последовательное вытеснение агнатического родства родством когнатическим, построенным на кровной связи, была закреплена edictum perpetuum. Преторский эдикт устанавливал четыре разряда наследников.

    Первый разряд unde liberi - все дети умершего и лица, приравнивавшиеся к детям. В этот разряд входили: sui, emancipati, т.е. эманципированные дети умершего, а также in adoptionem dati, т.е. дети, отданные им в усыновление, если к моменту смерти наследодателя они были освобождены от patria potestas усыновителя. Таким образом, уже в этом разряде наряду с агнатами наследодателя наследуют его когнаты. Наследники более близкие по степени родства и здесь устраняли наследников дальнейших степеней родства. Внуки и другие нисходящие детей наследовали и здесь по праву представления.

    Призвание  к наследованию эманципированных  детей вызвало к жизни ряд  специальных положений: эманципированные  дети обязаны были при наследовании  вносить в наследственную массу  все свое имущество (collatio bonorum emancipati), которое и поступало в распределение между всеми наследниками в составе наследственной массы. Таким способом устранялась несправедливость, которую создавало бы уравнение в наследственных правах эманципированных детей, обладателей собственного имущества, с неэманципированными, весь продукт труда и все приобретения которых поступали при жизни paterfamilias в состав имущества последнего, т.е. в состав наследственной массы.

   В то же время  призвание к наследованию эманципированных сыновей ухудшало положение детей этих сыновей, остававшихся in patria potestate деда: пока эманципированные не наследовали, внуки наследодателя были его sui heredas, теперь их устранял от наследования их отец, как более близкий родственник paterfamilias. Между тем труд внуков также содействовал образованию имущества умершего. Ввиду этого Юлиан при пересмотре эдикта включил туда новое постановление - nova clausula luliani или edictum de coniungendis cum emancipato liberis, в силу которого эманципированный сын обязан был разделить свою наследственную долю пополам со своими детьми. Таким образом, претор отдаст предпочтение эмансипированному сыну.

Каковы наиболее существенные отличия юридического лица от физического? Поясните ваш ответ  примерами.

Ответ: Понятие юридического лица не было известно в римском праве. По римскому праву было принято называть юридическим лицом все то, что, не будучи лицом физическим, признается способным иметь права. Главным отличием от физических лиц, являлось отсутствие у юридических дееспособности, так как, будучи искусственными, фиктивными субъектами права, они не могли иметь воли и самостоятельно ее выражать. Например, они должны были все свои сделки совершать через своих представителей. В тоже время римские юристы уравнивали юридические организации с человеком, с лицом физическим. В римском праве обычно складывались объединения хозяев или собственников (физических лиц). Юридические лица – это совокупность лиц или вещей, понимавшаяся как особая юридическая единица с некоторыми чертами современного юридического лица, если такая совокупность имеет также самостоятельное юридическое существование, не зависящее от отдельных компонентов. Обычно отличались от существования лиц или вещей, из которых они состояли. Объединения могли быть созданы с хозяйственной и с нехозяйственной целью. Юридические лица подразделялись: на городские и местные общины; церковные учреждения; учреждения с благотворительными целями; корпорации.

Отдельные примеры такого рода субъектов, встречающиеся в источниках: казна (республиканская — аег-arium, императорская — fiscus), муниципии, различные союзы лиц одной профессии (булочников, мясников, ремесленников и т.д., decuriae apparitorum (союз низших государственных служащих), благотворительные учреждения.

Юридическое лицо являлось не только носителем имущественных, но и личных прав. Правоспособность юридических лиц ограничивалась сообразно их природе, исключительно имущественными правами. Корпорации (как юридические лица) могли рассматриваться в сфере частного права, как физическое лицо. Таким образом, несмотря на существенное отличие между юридическим и физическим лицом в римском праве, фактического разделения, аналогичного современному не было, поэтому связь между ними была нераздельной и фактически физические лица являлись составной частью юридических.

Прекращалось юридическое лицо с достижением цели его деятельности, распадением личного состава (классические юристы признавали в качестве минимального числа членов — три), а также, если деятельность организации принимала противозаконный характер.

4. Тест.

1. По договору  заема вещи передаются заемщику:

  1. на праве собственности;
  2. во временное пользование;
  3. во временное распоряжение.

Информация о работе Дигесты как основной источник римского права