Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:55, контрольная работа
Ликвидация юридических лиц зачастую воспринимается предпринимателями как некий карательный акт, совершаемый государственными органами в отношении тех фирм, которые допускают существенные нарушения действующего законодательства. В целом, такое восприятие института ликвидации, хотя и является несколько односторонним, не противоречит положениям статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 2 данной статьи юридическое лицо может быть ликвидировано по двум правовым основаниям:
по решению учредителей (участников) или органа юридического лица (добровольная ликвидация);
по решению суда в случае, если создание и (или) деятельность юридического лица связаны с неоднократными либо грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (принудительная ликвидация).
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Юридическое лицо: понятие, признаки……………………………6
1.1 Появление института юридического лица ……………………………….6
1.2 Признаки юридического лица……………………………………………..6
1.3 Понятие юридического лица………………………………………………9
Глава 2. Понятие ликвидации………………………………………………..10
Глава 3. Добровольная ликвидация юридического лица. …………………14
Заключение…………………………………………………………………..22
Список литературы…………………………………………………………25
- решение суда в случае
- решение суда в случае
- другие случаи, предусмотренные
Гражданским кодексом РФ
Приведенный перечень оснований как добровольной, так и принудительной ликвидации юридического лица не является исчерпывающим.
Таким образом, основания для ликвидации юридического лица можно разделить на две группы: добровольная ликвидация и принудительная ликвидация.
К добровольной ликвидации мы относим:
а) решение участников либо органа
юридического лица, уполномоченного
на то учредительными документами, в
случаях, предусмотренных в
б) по достижении цели, ради которой организация создана;
в) при признании судом
К принудительной ликвидации относятся:
а) решение суда в случаях осуществления юридическим лицом деятельности без получения лицензии (когда это необходимо) или вообще запрещенной законом;
б) другое грубое нарушение действующего законодательства;
в) при систематическом занятии некоммерческим юридическим лицом деятельностью, противоречащей его уставным целям;
г) решение арбитражного суда о признании юридического лица (кроме казенных предприятий) несостоятельным (банкротом), принятое по заявлению самого юридического лица, либо его кредиторов, либо прокурора.
Глава 3. Добровольная ликвидация юридического лица.
Если в ходе в деятельности Вашего
предприятия возникли проблемы, такие
как окончание срока, на который
создана организация; убыточность
финансово-хозяйственной
Ликвидация - прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Добровольная ликвидация юридических
лиц осуществляется на основании
ст. 61 Гражданского кодекса Российской
Федерации (далее ГК РФ) и ФЗ от 08.08.2001
№129-ФЗ «О государственной регистрации
юридических лиц и
Добровольная ликвидация предприятия проводится в следующем порядке:
В соответствии с п.2 ст.61 ГК РФ решение о ликвидации принимается органом, уполномоченным учредительными документами организации. В обществах с ограниченной ответственностью – Общее собрание участников или участником единолично (если один учредитель), в акционерных обществах - Общее собрание акционеров
На Общее собрание выносятся следующие вопросы:
· Принятие решение о ликвидации
(с указанием причины
· Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и избрание председателя ликвидационной комиссии;
· Порядок и сроки ликвидации,
в том числе уведомление
С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. В законодательстве не существует норм, посвященных механизму контроля над действиями ликвидационной комиссии, ее ответственности за действия, которые нарушают права заинтересованных лиц. Поэтому следует весьма тщательно отнестись к выбору кандидатур будущих членов ликвидационной комиссии. Как правило, в состав ликвидационной комиссии включаются руководитель, главный бухгалтер, юрист, могут включаться представители учредителей. Председателем ликвидационной комиссии, как правило, назначается руководитель.
В соответствии с п. 1 ст.62 Гражданского
кодекса РФ учредители юридического
лица или орган, принявшие решение
о ликвидации юридического лица, обязаны
незамедлительно письменно
Для этого в регистрирующий орган (налоговую инспекцию по месту нахождения организации) представляются следующие документы:
· Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица форма заявления №15001
· Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) форма заявления №15002
· Протокол (решение) общего собрания о ликвидации и избрании ликвидационной комиссии
После уведомления налоговой
Сразу после принятия решения о ликвидации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Объявление подаем в еженедельный журнал "Вестник государственной регистрации"
В объявлении должны быть отражены следующие данные:
· полное наименование юридического лица;
· ОГРН;
· ИНН/КПП;
· адрес (место нахождения) юридического лица;
· сведения о приятом решении о ликвидации (для общественных объединений - решение об использовании оставшегося имущества): кем и когда принято;
· порядок и сроки заявления требований кредиторов (способ связи с ликвидационной комиссией: адрес, телефон).
При этом можно дополнительно уведомить контрагентов путем направления писем, извещений, электронной рассылки и любыми иными способами.
Начиная с даты публикации сведений о ликвидации юридического лица в течение двух месяцев кредиторы вправе предъявить свои требования. Требования кредиторов, заявивших свои требования после истечения установленного срока, удовлетворяются за счет имущества, оставшегося после погашения задолженности перед другими кредиторами, обратившимися в установленный срок.
Два месяца со дня опубликования - это минимальный срок предъявления требований, установленный законом. В решении о ликвидации юридического лица можно предусмотреть другой срок, главное, чтобы он составлял не менее двух месяцев.
Одновременно с выявлением кредиторской
задолженности ликвидационная комиссия
предпринимает усилия для определения
состава имущества, находящегося в
собственности юридического лица (проводит
инвентаризацию активов), выявляет дебиторскую
задолженность. При этом следует
иметь в виду, что закон не обязывает
предпринимать какие-либо обязательные
меры по получению дебиторской
По окончании срока, отведенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который согласно п. 2 ст. 63 ГК РФ должен содержать:
· сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица;
· перечень предъявленных кредиторами требований;
· результаты их рассмотрения.
Нормативные акты не содержат требований по оформлению промежуточного ликвидационного баланса, поэтому он составляется в свободной простой письменной форме и утверждается учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками), после чего ликвидатор направляет копию промежуточного баланса в регистрирующий орган вместе с уведомлением о его составлении по форме N Р15003.
После внесения в ЕГРЮЛ записи о
составлении промежуточного ликвидационного
баланса налоговая инспекция
проводит контрольные мероприятия-
· в отделе взыскания задолженности;
· в отделе выездных проверок;
· в отделе камеральных проверок;
· в юридическом отделе.
На этом этапе также может
быть назначена камеральная или
выездная налоговая проверка за период,
не превышающий трех календарных
лет, предшествующих году, в котором
вынесено решение о проведении проверки,
которая может проводиться
После проведения проверки либо контрольных мероприятий производится сверка расчетов, выявляются неуплаченные или излишне уплаченные налоги.
Утвердив промежуточный
Законодательство
· первая очередь: удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;
· вторая очередь: производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
· третья очередь: производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
· четвертая очередь: производятся расчеты с другими кредиторами.
Расчеты производятся в порядке очередности, и, только удовлетворив все требования кредиторов одной очереди, ликвидационная комиссия (ликвидатор) вправе перейти к требованиям следующей очереди. Если при удовлетворении требований какой-либо очереди кредиторов имущества окажется недостаточно, то его распределяют пропорционально.
Расчеты с кредиторами первой и второй очереди должны быть осуществлены в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Расчеты с кредиторами четвертой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Если при осуществлении расчетов с кредиторами имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждения) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений, а также производит выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица.