Добровольная ликвидация юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:55, контрольная работа

Описание работы

Ликвидация юридических лиц зачастую воспринимается предпринимателями как некий карательный акт, совершаемый государственными органами в отношении тех фирм, которые допускают существенные нарушения действующего законодательства. В целом, такое восприятие института ликвидации, хотя и является несколько односторонним, не противоречит положениям статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 2 данной статьи юридическое лицо может быть ликвидировано по двум правовым основаниям:
по решению учредителей (участников) или органа юридического лица (добровольная ликвидация);
по решению суда в случае, если создание и (или) деятельность юридического лица связаны с неоднократными либо грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (принудительная ликвидация).

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Юридическое лицо: понятие, признаки……………………………6
1.1 Появление института юридического лица ……………………………….6
1.2 Признаки юридического лица……………………………………………..6
1.3 Понятие юридического лица………………………………………………9
Глава 2. Понятие ликвидации………………………………………………..10
Глава 3. Добровольная ликвидация юридического лица. …………………14
Заключение…………………………………………………………………..22
Список литературы…………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ.docx

— 55.46 Кб (Скачать файл)

- решение суда в случае осуществления  деятельности без надлежащего  разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с  иными неоднократными или грубыми  нарушениями закона или иных  правовых актов;

- решение суда в случае признания  предприятия банкротом. Признание  предприятия несостоятельным должником  (банкротом) и принятие в отношении  него специальных мер (вплоть  до ликвидации) связаны со стойким и систематическим неисполнением им принятых на себя обязательств. Внешним признаком несостоятельности предприятия является приостановление им текущих платежей, а более конкретным - неудовлетворение требований кредиторов в течение 3 месяцев с момента истечения сроков исполнения обязательств Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ. (ред. 01.09.2013).

- другие случаи, предусмотренные  Гражданским кодексом РФ Гражданский  кодекс Российской Федерации  (часть первая) от 30.11.1994г. 51-ФЗ принят  ГД ФС РФ 21.10.1994г. (в ред. от 14.11.2013г.) // Собрание законодательства 05.12.1994, 32, ст. 3301, Собрание законодательства РФ, 08.10.2007, 41, ст. 4845.

Приведенный перечень оснований как  добровольной, так и принудительной ликвидации юридического лица не является исчерпывающим.

Таким образом, основания для ликвидации юридического лица можно разделить  на две группы: добровольная ликвидация и принудительная ликвидация.

К добровольной ликвидации мы относим:

а) решение участников либо органа юридического лица, уполномоченного  на то учредительными документами, в  случаях, предусмотренных в учредительных  документах или законе, в частности  в связи с истечением срока, на который создана организация;

б) по достижении цели, ради которой  организация создана;

в) при признании судом недействительной регистрации юридического лица в  связи с допущенными при его  создании нарушениями действующего законодательства, если эти нарушения  нельзя устранить.

К принудительной ликвидации относятся:

а) решение суда в случаях осуществления  юридическим лицом деятельности без получения лицензии (когда  это необходимо) или вообще запрещенной  законом;

б) другое грубое нарушение действующего законодательства;

в) при систематическом занятии  некоммерческим юридическим лицом  деятельностью, противоречащей его  уставным целям;

г) решение арбитражного суда о  признании юридического лица (кроме  казенных предприятий) несостоятельным (банкротом), принятое по заявлению  самого юридического лица, либо его  кредиторов, либо прокурора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Добровольная ликвидация юридического лица.

Если в ходе в деятельности Вашего предприятия возникли проблемы, такие  как окончание срока, на который  создана организация; убыточность  финансово-хозяйственной деятельности; достижение цели, ради которых создана организация, то у вас есть возможность добровольно ликвидировать предприятие. Но при этом надо помнить основные этапы добровольной ликвидации.

Ликвидация - прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Добровольная ликвидация юридических  лиц осуществляется на основании  ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) и ФЗ от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Добровольная ликвидация предприятия проводится в следующем  порядке:

  1. Принятие решения о ликвидации

В соответствии с п.2 ст.61 ГК РФ решение  о ликвидации принимается органом, уполномоченным учредительными документами  организации. В обществах с ограниченной ответственностью – Общее собрание участников или участником единолично (если один учредитель), в акционерных  обществах - Общее собрание акционеров

На Общее собрание выносятся  следующие вопросы:

· Принятие решение о ликвидации (с указанием причины ликвидации);

· Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и избрание председателя ликвидационной комиссии;

· Порядок и сроки ликвидации, в том числе уведомление кредиторов о ликвидации.

С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят  полномочия по управлению делами юридического лица. В законодательстве не существует норм, посвященных механизму контроля над действиями ликвидационной комиссии, ее ответственности за действия, которые нарушают права заинтересованных лиц. Поэтому следует весьма тщательно отнестись к выбору кандидатур будущих членов ликвидационной комиссии. Как правило, в состав ликвидационной комиссии включаются руководитель, главный бухгалтер, юрист, могут включаться представители учредителей. Председателем ликвидационной комиссии, как правило, назначается руководитель.

  1. Уведомление регистрирующего органе о начале ликвидации

В соответствии с п. 1 ст.62 Гражданского кодекса РФ учредители юридического лица или орган, принявшие решение  о ликвидации юридического лица, обязаны  незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный  орган для внесения в единый государственный  реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится  в процессе ликвидации.10 В соответствии со ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сделать это необходимо в трехдневный срок с даты принятия решения о ликвидации.

Для этого в регистрирующий орган (налоговую инспекцию по месту  нахождения организации) представляются следующие документы:

· Уведомление о принятии решения  о ликвидации юридического лица форма  заявления №15001

· Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) форма заявления №15002

· Протокол (решение) общего собрания о ликвидации и избрании ликвидационной комиссии

После уведомления налоговой инспекции  ликвидируемое лицо получает Свидетельство  о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме N Р50003 и выписку из ЕГРЮЛ, где в разделе, содержащем сведения о руководителе постоянно действующего исполнительного органа или иного лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, указываются должность "ликвидатор" или "председатель ликвидационной комиссии", их фамилия, имя, отчество. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица.

  1. Уведомление кредиторов

Сразу после принятия решения о  ликвидации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых  публикуются данные о государственной  регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации и о порядке и  сроке заявления требований его  кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента  публикации о ликвидации. Объявление подаем в еженедельный журнал "Вестник  государственной регистрации"

В объявлении должны быть отражены следующие  данные:

· полное наименование юридического лица;

· ОГРН;

· ИНН/КПП;

· адрес (место нахождения) юридического лица;

· сведения о приятом решении  о ликвидации (для общественных объединений - решение об использовании оставшегося  имущества): кем и когда принято;

· порядок и сроки заявления  требований кредиторов (способ связи  с ликвидационной комиссией: адрес, телефон).

При этом можно дополнительно уведомить  контрагентов путем направления  писем, извещений, электронной рассылки и любыми иными способами.

  1. Деятельность ликвидационной комиссии

Начиная с даты публикации сведений о ликвидации юридического лица в  течение двух месяцев кредиторы  вправе предъявить свои требования. Требования кредиторов, заявивших свои требования после истечения установленного срока, удовлетворяются за счет имущества, оставшегося после погашения  задолженности перед другими  кредиторами, обратившимися в установленный  срок.

Два месяца со дня опубликования - это минимальный срок предъявления требований, установленный законом. В решении о ликвидации юридического лица можно предусмотреть другой срок, главное, чтобы он составлял  не менее двух месяцев.

Одновременно с выявлением кредиторской задолженности ликвидационная комиссия предпринимает усилия для определения  состава имущества, находящегося в  собственности юридического лица (проводит инвентаризацию активов), выявляет дебиторскую  задолженность. При этом следует  иметь в виду, что закон не обязывает  предпринимать какие-либо обязательные меры по получению дебиторской задолженности (например, нет требования об обязательном истребовании ее через суд) и в  данном вопросе ликвидатор или ликвидационная комиссия руководствуются исключительно  собственной добросовестностью.

По окончании срока, отведенного  для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный  ликвидационный баланс, который согласно п. 2 ст. 63 ГК РФ должен содержать:

· сведения о составе имущества  ликвидируемого юридического лица;

· перечень предъявленных кредиторами  требований;

· результаты их рассмотрения.

Нормативные акты не содержат требований по оформлению промежуточного ликвидационного  баланса, поэтому он составляется в  свободной простой письменной форме  и утверждается учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками), после чего ликвидатор направляет копию  промежуточного баланса в регистрирующий орган вместе с уведомлением о  его составлении по форме N Р15003.

После внесения в ЕГРЮЛ записи о  составлении промежуточного ликвидационного  баланса налоговая инспекция  проводит контрольные мероприятия-проверки в следующих отделах ИФНС:

· в отделе взыскания задолженности;

· в отделе выездных проверок;

· в отделе камеральных проверок;

· в юридическом отделе.

На этом этапе также может  быть назначена камеральная или  выездная налоговая проверка за период, не превышающий трех календарных  лет, предшествующих году, в котором  вынесено решение о проведении проверки, которая может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. Как правило, налоговые  инспекции стараются назначать  проверку ликвидируемого юридического лица, поскольку после ликвидации будет невозможно взыскать налоги и  штрафные санкции.

После проведения проверки либо контрольных  мероприятий производится сверка расчетов, выявляются неуплаченные или излишне  уплаченные налоги.

Утвердив промежуточный ликвидационный баланс, ликвидационная комиссия приступает к расчетам с кредиторами в  очередности, установленной законом. В настоящее время гражданское  законодательство предусматривает  четыре очереди кредиторов

Законодательство предусматривает  следующую очередность удовлетворения требований:

· первая очередь: удовлетворяются  требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем  капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;

· вторая очередь: производятся расчеты  по выплате выходных пособий и  оплате труда лиц, работающих или  работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам  результатов интеллектуальной деятельности;

· третья очередь: производятся расчеты  по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

· четвертая очередь: производятся расчеты с другими кредиторами.

Расчеты производятся в порядке  очередности, и, только удовлетворив все  требования кредиторов одной очереди, ликвидационная комиссия (ликвидатор) вправе перейти к требованиям  следующей очереди. Если при удовлетворении требований какой-либо очереди кредиторов имущества окажется недостаточно, то его распределяют пропорционально.

Расчеты с кредиторами первой и  второй очереди должны быть осуществлены в течение одного месяца со дня  утверждения промежуточного ликвидационного  баланса.

Расчеты с кредиторами четвертой  очереди производятся по истечении  месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Если при  осуществлении расчетов с кредиторами  имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждения) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества  юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для  исполнения судебных решений, а также  производит выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица.

Информация о работе Добровольная ликвидация юридических лиц