Договор бытового подряда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 10:39, реферат

Описание работы

Цель моей курсовой работы состоит в изучении правовой природы договора бытового подряда, выявлении содержания и особенностей данного вида договора.
Достижение указанной цели осуществляется постановкой и решением следующих конкретных задач:
проанализировать особенности бытового подряда;
рассмотреть содержание договора бытового подряда;
уяснить ответственность сторон по договору бытового подряда.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Понятие бытового подряда 6
1.1.Общие положения о договоре бытового подряда 6
1.2.Особенности договора бытового подряда 9
1.3.Гарантии прав заказчика 12
1.4.Цена и оплата работы 15
Глава 2.Ответственность сторон 16
2.1.Правовые последствия обнаружения недостатков в выполненной работе 16
2.2 Правовые последствия просрочки выполнения работы 20
Заключение 26
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Гражданское право.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

«На практике многие граждане, желая сэкономить деньги, обращаются к лицам, де-факто выполняющим подрядные работы, но де-юре не имеющим статуса юр.лица или И.П., а стало быть, права выполнения соответствующих работ. В таком случае договор не будет квалифицироваться как договор подряда в смысле ст.730 ГК и гражданин не вправе будет претендовать на предусмотренные законодательством гарантии».

1.3 Гарантии прав заказчика

В соответствии со ст.730 ГК, вытекает, что подрядчик обязуется выполнить работу, предназначенную удовлетворять бытовые или иные личные потребности заказчика.

Следовательно, результат выполненных работ должен быть предназначен для использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Данное положение корреспондирует понятию «потребитель», данному в преамбуле Закона «О защите прав потребителей».9

Потребителем согласно этому определению является только такой гражданин, который заказывает работы исключительно для целей личного потребления, а не для перепродажи или использования с целью извлечения прибыли. Как и в договоре розничной купли-продажи, здесь речь в основном идет об овеществленном результате, который не может быть использован для предпринимательских целей, хотя и не исключается его производительное использование, а также возможность получения с его помощью доходов.

Преддоговорные обязанности согласно ст.732 ГК 10(ст. 8-10 Закона «О защите прав потребителей») состоят в том, что подрядчик обязан до заключения договора бытового подряда предоставить заказчику необходимую и достоверную информацию о предлагаемой работе, ее видах и об особенностях, о цене и форме оплаты, а также сообщить заказчику по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей работе сведения. Кроме того, если по характеру работы это имеет значение, подрядчик должен указать заказчику конкретное лицо, которое будет ее выполнять.

Заказчик имеет право  требовать расторжения заключенного договора бытового подряда без оплаты уже выполненной работы, а также возмещения убытков в случаях, когда неполнота или недостоверность полученной от подрядчика информации повлекла заключение договора о выполнении работы, не обладающей свойствами, которые он имел в виду.

Согласно ст.731 ГК подрядчик не вправе навязывать заказчику включение в договор бытового подряда дополнительной работы или услуги. Заказчик вправе отказаться от оплаты работы или услуги, не предусмотренной договором.

Заказчик может в любое время  до сдачи ему работы в одностороннем порядке отказаться от договора бытового подряда, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до уведомления об отказе от договора, и возместив подрядчику убытки, причиненные прекращением договора в пределах разницы между ценой, установленной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу (ст.717 ГК и ст.32 Закона «О защите прав потребителей»).

В соответствии с общими правилами гражданского законодательства о форме сделок договор бытового подряда должен заключаться в простой письменной форме (ст. 158-162 ГК). Согласно п.4 Правил бытового обслуживания договор о выполнении работы оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ). Один экземпляр договора должен выдаваться подрядчиком потребителю.

Вместе с тем договор о  выполнении работы, который исполняется  в присутствии потребителя, может  быть оформлен также путем выдачи ему кассового чека, билета и т.п. В данном случае договор бытового подряда заключается в устной форме. В том случае, когда заказчик в оформленном письменно договоре бытового подряда присоединяется к условиям формуляров иных стандартных форм, предложенных подрядчиком, следует признать, что договор приобретает черты договора присоединения (ст. 428 ГК).

В п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»11 указывается, что соглашение гражданина с работником организации, выполняющей работы для потребителей, о выполнении соответствующей работы без надлежащего оформления, вопреки установленным правилам, не порождает прав и обязанностей между гражданином и этой организацией, поэтому последняя не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение работы либо за утрату или повреждение переданного по такому соглашению имущества в соответствии с Законом: «О защите прав потребителей». В указанном случае имущественную ответственность перед гражданином несет непосредственно лицо, обязавшееся выполнить работу.

1.4 Цена и оплата работы

Анализ п.1 ст.732 и ст.735 ГК дает основания считать, что договор бытового подряда имеет специфику по сравнению с общими правилами о подряде и с точки зрения содержания, т.е. существенных условий, при отсутствии соглашения по которым договор считается незаключенным (ст.432 ГК). Заказчик в соответствии с п.1 ст.732 ГК обязан оплатить выполненную работу по цене, объявленной подрядчиком еще до заключения договора бытового подряда. Следовательно, наряду с предметом существенным условием договора бытового подряда является цена. Цена в договоре бытового подряда согласно ст.735 ГК определяется соглашением сторон, однако она не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами.

Согласно п.3 ст.709 ГК и  ст.33 Закона: «О защите прав потребителей» по договору бытового подряда цена может определяться не только соглашением сторон, прейскурантами и т.п., но и путем составления сметы.

По требованию любой из сторон бытового подряда составление сметы является обязательным. Все общие требования, установленные ст.709 ГК, распространяются на составление сметы по договору бытового подряда. Особенности предусмотрены только для урегулирования механизма пересмотра приблизительной сметы в договоре подряда с участием потребителя. Этот механизм предполагает согласно ч.2 п.2 ст.33 Закона «О защите прав потребителей» немедленное предупреждение потребителя подрядчиком о необходимости превышения сметы, причем превышение не обязательно должно быть существенным. Потребитель, в свою очередь, может либо согласиться с подрядчиком - и тогда пересмотр приблизительной сметы считается состоявшимся, либо отказаться от договора с возмещением подрядчику понесенных им расходов, приходящихся на выполненную работу согласно первоначально составленной смете.

 

Глава 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН.

2.1 Правовые последствия обнаружения недостатков в выполненной работе

Согласно ст.737 ГК 12в случае обнаружения недостатков во время приемки результата работы или во время его использования заказчик может в течение общих сроков, предусмотренных ст. 725 ГК, а при наличии гарантийных сроков – в течение этих сроков по своему выбору осуществить одно из предусмотренных в ст. 723 ГК прав либо потребовать безвозмездного повторного выполнения работы или возмещения понесенных им расходов на исправление недостатков своими средствами или третьими лицами. Аналогичные правила установлены в п. 1 ст. 29 Закона «О защите прав потребителей».13

В соответствии с п. 2 ст. 737 ГК требование о безвозмездном устранении таких  недостатков результата работы, выполненной по договору бытового подряда, которые могут представлять опасность для жизни или здоровья самого заказчика и других лиц, может быть предъявлено заказчиком или его правопреемником в течение десяти лет с момента принятия результата работы, если в установленном законом порядке не предусмотрены более длительные сроки (сроки службы). Такое требование может быть предъявлено независимо от того, когда обнаружены эти недостатки, в том числе при обнаружении их по окончании гарантийного срока. При невыполнении подрядчиком указанного требования заказчик вправе в течение того же срока потребовать либо возврата части цены, уплаченной за работу, либо возмещения расходов, понесенных в связи с устранением недостатков заказчиком своими силами или с помощью третьих лиц.

Согласно п.3 ст.723 ГК и п.1 ст.29 Закона «О защите прав потребителей» 14заказчик вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы не устранены подрядчиком. «Потребитель также вправе расторгнуть договор о выполнении работы, если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы или иные существенные отступления от условий договора. Кроме того, он вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы. При этом убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя».

В п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 715 говорится, что под существенными недостатками в выполненной работе и иными отступлениями от условий договора, дающими потребителю право расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков, следует понимать такие недостатки, которые делают невозможным или недопустимым использование результата работы в соответствии с ее целевым назначением или не могут быть устранены в отношении данного потребителя, либо для их устранения требуются большие затраты труда и времени, либо делают результат работы иным, чем предусмотрено договором, или когда после устранения недостатков они появляются вновь, либо вследствие которых потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора.

Наряду с этим согласно п. 4 ст. 29 Закона: «О защите прав потребителей» при выявлении существенных недостатков выполненной работы, допущенных по вине подрядчика, потребитель вправе предъявить требование о безвозмездном устранении недостатков выполненной работы по истечении гарантийного срока, установленного подрядчиком, или по истечении сроков, установленных ст. 725 ГК16. Это требование потребителя может быть предъявлено в течение установленного срока службы результата выполненной работы или в течение десяти лет со дня принятия выполненной работы, если срок службы выполненной работы не установлен. Если данное требование не удовлетворено в сроки, установленные ст. 30 Закона «О защите прав потребителей», потребитель по своему выбору вправе требовать:

- либо соответствующего  уменьшения цены за выполненную работу;

- либо возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы своими силами или третьими лицами;

- либо расторжения  договора о выполнении работы  и возмещения убытков.

Кроме того, в соответствии со ст. 739 ГК в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения работы по договору бытового подряда заказчик может воспользоваться также правами, предоставленными покупателю в соответствии со ст. 503-505 ГК. В ст. 30 и 31 Закона «О защите прав потребителей»17 устанавливаются сроки удовлетворения требований потребителя в связи с выявленными в выполненной работе недостатками. Недостатки выполненной работы должны быть устранены в течение двадцати дней со дня предъявления требования потребителем, если более короткий срок не установлен договором при принятии выполненной работы или правилами выполнения отдельных видов работ.

Требование об уменьшении цены за выполненную работу должно быть удовлетворено подрядчиком в течение 10 дней с момента его предъявления. В такой же срок должно быть удовлетворено и требование потребителя о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы своими силами или третьими лицами. «Для удовлетворения требования потребителя о безвозмездном изготовлении аналогичной вещи из такого же материала аналогичного качества или о повторном выполнении работы применяется срок, установленный для срочного выполнения работ. В том случае, когда подрядчиком такого рода работы в срочном порядке не выполняются, он обязан удовлетворить требования потребителя в срок, предусмотренный договором подряда, обязательства по которому не были выполнены или были исполнены ненадлежащим образом».

Если требования потребителя  не удовлетворены подрядчиком в  сроки, предусмотренные ст. 30 и 31 Закона «О защите прав потребителей»18, заказчик по своему выбору вправе предъявить ему иное требование из предусмотренных п. 1 ст. 28 и п. 1 и 4 ст. 29 этого Закона. Кроме того, в случае просрочки удовлетворения требований потребителя подрядчик обязан уплатить ему неустойку в размере трех процентов цены работы за каждый день, начиная со дня, следующего за днем окончания срока удовлетворения соответствующего требования, и до дня его удовлетворения либо предъявления другого требования. Указанная неустойка носит штрафной характер, т.е. взыскивается независимо от причиненных потребителю убытков. Работа оплачивается заказчиком, как правило, после ее окончательной сдачи подрядчиком. Вместе с тем с согласия заказчика работа может быть оплачена им при заключении договора полностью или путем выдачи подрядчику аванса (ст. 735 ГК).

2.2 Правовые последствия просрочки выполнения работы

Согласно ст.27 Закона «О защите прав потребителей» 19подрядчик обязан осуществить выполнение работы в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ или договором бытового подряда. В договоре может предусматриваться срок выполнения работы, если указанными правилами он не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный правилами.

Срок выполнения работы может определяться датой, к которой должно быть закончено выполнение работы, либо датой (периодом времени), к которой подрядчик должен приступить к выполнению работы.

Если выполнение работы осуществляется по частям, в договоре должны предусматриваться частные сроки (периоды) выполнения работ. Частные сроки выполнения работ призваны конкретизировать обязанности подрядчика, придать им большую четкость и определенность.

«По желанию потребителя  заказ может быть выполнен в срочном порядке. За срочность выполнения работы взимается надбавка к цене. В этом случае срок исполнения заказа исчисляется с момента (часа) приема заказа, указанного в договоре».

Изменение сроков начала и окончания выполнения работ  согласовываются подрядчиком и  потребителем, о чем делается запись в договоре. Следует иметь в виду, что правилами о выполнении отдельных видов работ может определяться порядок изменения сроков начала и окончания выполнения работ. Так, по договору подряда на ремонт жилого помещения о необходимости изменения указанных сроков одна сторона обязана сообщить другой стороне не позднее чем за 48 часов до наступления срока.

В соответствии со ст.28 Закона «О защите прав потребителей» 20подрядчик считается просрочившим начало выполнения работы, если срок, когда он должен приступить к ее выполнению, определен правилами выполнения отдельных видов работ или договором. Вместе с тем имущественная ответственность за просрочку подрядчиком начала выполнения работ может быть возложена только в том случае, если она настолько велика, что окончание выполнения работы к сроку становится явно невозможным. Если срок начала выполнения работы не определен, а подрядчик не приступает к ее выполнению, то такое обстоятельство также может рассматриваться в качестве нарушения срока начала выполнения работы лишь в случае, когда становится очевидным, что если подрядчик даже и приступит к выполнению работы, то она все равно не будет выполнена к сроку.

Следует также иметь  в виду, что согласно п.3 ст.708 ГК 21последствия просрочки исполнения, указанные в п.2 ст.405 ГК, наступают лишь при нарушении конечного срока выполнения работы. Поэтому в случае просрочки начала выполнения работы потребитель не может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков, если оно будет предложено в пределах срока окончания работы. «Просрочкой должно считаться выполнение работы подрядчиком настолько медленно, что это дает основание заключить о невозможности ее выполнения в срок». Наконец, просрочкой является и задержка окончания выполнения работы против срока, установленного в соответствии с п.1 ст.27 Закона «О защите прав» потребителей. При нарушении подрядчиком сроков выполнения работ потребитель вправе по своему выбору осуществить одну из возможностей, установленных ст. 28 Закона «О защите прав потребителей».22

Информация о работе Договор бытового подряда