Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 14:21, курсовая работа
Бытовое обслуживание как самостоятельная отрасль народного хозяйства призвана удовлетворять потребности населения и организаций в оказании разнообразных услуг производственного и непосредственного характера. Договор бытового подряда является основой для оказания таких услуг. В соответствии с действующим Гражданским кодексом РФ договор бытового подряда рассматривается как отдельный вид договора подряда. Договор бытового подряда из всех договоров подряда наиболее близок по своей природе к обязательствам по оказанию услуг. В работе автор ставит перед собой две цели: во-первых, рассмотреть общие положения о договоре бытового подряда а так же выявить основные особенности.
Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Договор бытового подряда……………………………………………..5
1.1. Общие положения………………………………………………………...5-10
1.2. Особенности договора бытового подряда……………………………..10-13
1.3. Предмет договора бытового подряда……………………………..........13-15
1.4. Расчеты по договору бытового подряда………………………………15-16
Глава 2. Ответственность по договору подряда……………………………17-19
2.1. Нарушение сроков выполнения договора бытового подряда……..….19-21
Заключение …………………………………………………………………..22-23
Список используемой литературы……………………………………….…24-25
Оглавление.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Договор бытового подряда……………………………………………..5
1.1. Общие положения………………………………………………………
1.2. Особенности договора бытового подряда……………………………..10-13
1.3. Предмет договора бытового
подряда……………………………..........
1.4. Расчеты по договору бытового подряда………………………………15-16
Глава 2. Ответственность по договору подряда……………………………17-19
2.1. Нарушение сроков выполнения
договора бытового подряда……..…
Заключение …………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………….…24-
Введение.
Бытовое обслуживание как
самостоятельная отрасль
В данной работе автор ставит
перед собой две цели: во-первых, рассмотреть
общие положения о договоре бытового подряда
а так же выявить основные особенности.
- проанализировать особенности бытового подряда;
- рассмотреть содержание договора бытового подряда;
- уяснить ответственность сторон по договору бытового подряда.
В качестве теоретической основы курсовой работы использованы нормативно правовые акты, справочно-методическая литература, периодическая литература, Интернет-ресурсы и труды таких ученых юристов как: А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого и т.д.
Глава 1.Договор бытового подряда.
Договор бытового подряда — это договор, по которому подрядчик, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию физического лица (заказчика) определенную работу, предназначенную для удовлетворения бытовых и других личных потребностей, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненную работу. Этот договор является видом договора подряда, направленный на удовлетворение повседневных потребительских нужд граждан (строительство и ремонт жилых домов и квартир, изготовление предметов домашней обстановки и обихода, пошив, ремонт обуви, одежды и др.).
1.1.Общие положения.
Договор бытового подряда (бытового
заказа) давно известен гражданскому
законодательству. Еще в ГК 1964 г1. ему были посвящены отдельные
нормы в главе о подряде. Однако, его понятие
прежде всего опиралось на особенности
правового регулирования плановой экономики,
в связи с чем бытовой заказ рассматривался
как один из договоров по обслуживанию
граждан.2 Его главными чертами являлись
особенности субъектного состава – в
качестве заказчика выступал гражданин,
а подрядчика – специализированная организация
сферы обслуживания; планово-регулируемый
характер договора; применение публичной
оферты и закрепление отдельных видов
договоров, бытового заказа в типовых
договорах. С переходом к рыночной экономике,
упразднением непосредственного государственного
управления сферой обслуживания, казалось
бы, должны были коренным образом измениться
и нормы о бытовом подряде. Однако большая
часть норм воспроизводит уже известные
ранее правила правового регулирования
договора бытового заказа3. Это обстоятельство объясняется
причинами, которые не устраняются при
переходе от плановой к рыночной экономике,
а лишь меняют мотивацию и формы воздействия
на эти отношения: во-первых, необходимостью
выравнивания правового положения гражданина,
заказывающего выполнение различных работ
для собственных нужд, по сравнению с подрядчиками-
Развитие законодательства о бытовом подряде в период 80–90-х годов в основном осуществлялось по линии совершенствования не собственно гражданского законодательства, а законодательства о защите прав потребителей. После принятия Закона РФ «О защите прав потребителей»4, третий раздел которого посвящен защите прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг, Правительством РФ были утверждены Правила бытового обслуживания населения в РФ и ряд Правил выполнения отдельных видов работ (услуг): Правила предоставления коммунальных услуг и Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов; Правила предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств и т. д. При этом кодифицированное гражданское законодательство в части регулирования отношений по договору бытового подряда не изменялось. К моменту принятия части второй ГК в законодательстве сложился достаточно регламентированный институт защиты прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг, во многом воспроизводивший нормы и положения гражданского законодательства. После принятия части второй ГК, в которой нормы о бытовом подряде выделены в отдельный параграф главы о подряде, ранее принятые нормы законодательства о защите прав потребителей сохранили свою силу. Пункт 3 ст. 730 ГК предусматривает, что законы о защите прав потребителей применяются к отношениям, не урегулированным ГК. Таким образом, источниками правового регулирования бытового подряда являются прежде всего нормы, содержащиеся в главе 37 ГК, Закон о защите прав потребителей и принятые в соответствии с ним Правила о выполнении отдельных видов работ, утвержденные Правительством РФ. Правила бытового обслуживания населения в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 10255, устанавливают общие требования к организациям сферы обслуживания, порядку предоставления информации об оказываемых работах и услугах, требования к содержанию и форме договора, порядку выполнения работ, условиям оплаты и ответственности подрядчика. Кроме того, в Правилах бытового обслуживания населения регламентировано выполнение таких видов работ» как пошив обуви, ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов, трикотажных изделий, химическая чистка, ремонт бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление мебели, ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, оказание парикмахерских услуг. Выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомото-транспортных средств урегулировано Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. № 2906. Кроме того, приняты Правила по оказанию услуг общественного питания7, предоставлению услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов8, коммунальных услуг9. Принятые после введения в действие части второй ГК и новой редакции Закона о защите прав потребителей Правила учитывают как требования ГК, так и Закона о защите прав потребителей. Наряду с нормативными актами, регламентирующими отношения по бытовому подряду, важное значение имеют разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 с последующими изменениями «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»10 и Разъяснениях «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"», утвержденных приказом Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 20 мая 1998 г. № 16011. В соответствии с п. 2 ст. 40 Закона о защите прав потребителей федеральный антимонопольный орган дает официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов РФ, регламентирующих отношения в области защиты прав потребителей. Таким образом, в сфере законодательства о защите прав потребителей имеются два органа, уполномоченные давать официальное толкование законодательства о защите прав потребителей: Верховный Суд РФ и федеральный антимонопольный орган (МАП РФ). Хотя в ст. 9 Федерального закона о введении в действие части второй ГК прямо предусмотрено, что гражданин, заказывающий работы или услуги для личных бытовых нужд, пользуется правами стороны в обязательстве по договору бытового подряда в соответствии с ГК, а также правами, предоставленными потребителю Законом РФ «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами, вопрос о соотношении норм ГК о подряде и Закона о защите прав потребителей является в литературе дискуссионным.
По мнению М. И. Брагинского, установления, содержащиеся в нормативных актах о защите прав потребителей, являются по отношению к общим положениям о подряде такими же специальными, как и статьи ГК, которые включены в параграф «Бытовой подряд». Поэтому, горизонтальная иерархия соответствующих норм такова: статьи, включенные в параграф ГК, посвященный бытовому подряду, – законы о защите прав потребителей – иные правовые акты, принятые в соответствии с указанными законами, – статьи параграфа, посвященные общим положениям о подряде, – статьи ГК, которые составляют общие положения обязательственного права, – статьи раздела ГК «Общие положения».12 Мнение о том, будто общие положения о подряде подлежат применению только в случае отсутствия соответствующих положений в законодательстве о защите прав потребителей, противоречит п. 3 ст. 730, предусматривающему отсылку не к параграфу о бытовом подряде, а к ГК в целом. Указанная позиция нашла отражение и в п. 213 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 7 и п. 3 Разъяснений федерального антимонопольного органа от 20 мая 1998 г.: при рассмотрении требований потребителей, вытекающих из договора бытового подряда, необходимо иметь в виду, что к ним, исходя из п. 3 ст. 730 ГК, применяются положения ГК об этом договоре (ст. 730–739 ГК), общие положения ГК о договоре подряда, если иное не предусмотрено § 2 главы 37 ГК, а также положения Закона о защите прав потребителей в части, не урегулированной ГК. Следовательно, нормы о защите прав потребителей должны дополнять положения ГК, однако большая часть указанных норм является закреплением прав стороны в обязательстве по договору бытового подряда, в связи с чем вероятно возникновение коллизий между нормами ГК и законодательства о защите прав потребителей.
1.2.Особенности договора бытового подряда.
Легальное определение бытового подряда выделяет прежде всего особенности субъектного состава данного договора: заказчик – гражданин, заказывающий выполнение работ для удовлетворения собственных бытовых или иных личных потребностей; подрядчик – лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность14. Выполнение работ по договору подряда всегда имеет предпринимательский характер, однако не всегда осуществляется предпринимателем в юридическом смысле – субъектом предпринимательской деятельности. В договоре бытового подряда подрядчик должен являться субъектом предпринимательской деятельности, т.е. либо гражданином-предпринимателем, либо коммерческой организацией, либо некоммерческой организацией, если ей предоставлено право осуществлять предпринимательскую деятельность. Кроме того, в легальном определении подчеркивается, что подрядчик – это лицо, осуществляющее соответствующую предпринимательскую деятельность. В контексте нормы ГК15 можно сделать вывод, что речь идет о предпринимателях, деятельность которых направлена на выполнение работ по заказам граждан, т. е. осуществляющих деятельность по обслуживанию населения. Договор бытового подряда имеет важные отличительные особенности, позволяющие выделить его в самостоятельный вид договора подряда. Во-первых, предмет договора имеет строго целевое содержание и характеризуется как выполнение подрядных работ, предназначенных удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика. Субъектами правоотношений по договору бытового подряда являются, с одной стороны, подрядчик, осуществляющий предпринимательскую деятельность, с другой - заказчик-гражданин, на удовлетворение бытовых потребностей которого направлена деятельность подрядчика.
Во-вторых, договор бытового подряда является публичным договором, и к нему применяются правила договоров данного вида. Организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, прямо предусмотренных в законе или иных нормативных актах.
В-третьих, к отношениям по договору бытового подряда, не урегулированным ГК, применяется Закон о защите прав потребителей. Особо следует отметить положения гл. III указанного Закона "Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)", 16которые значительно дополняют положения ГК в части определения сроков выполнения работ, последствий нарушения исполнителем сроков выполнения работ применительно к договору бытового подряда. Кроме того, указанный Закон предусматривает принятие правил оказания отдельных видов услуг (работ), которые утверждаются Правительством РФ.
В-четвертых, договор бытового подряда может быть расторгнут по инициативе заказчика при выполнении предусмотренных ст. 731 ГК условий в любое время.
В-пятых, при определении цены работы в договоре бытового подряда ограничивается принцип свободы договора и части законодательного ограничения верхнего предела цены, который не может превышать устанавливаемый либо регулируемый соответствующими государственными органами.
В-шестых, при определении момента перехода права собственности на материал, предоставляемый подрядчиком для производства работ, применяется правило, согласно которому заказчик становится собственником материала при заключении договора независимо от сроков оплаты этого материала. Учитывая публичность договора и требования законодательства о защите прав потребителей, на подрядчика возлагается обязанность по предоставлению заказчикам до заключения договора информации о себе, правилах выполнения работ, правах заказчиков и т. п.
В соответствии со ст. 732 ГК обязательно
предоставление информации о предлагаемой
работе, ее видах и особенностях,
о цене, форме оплаты, а также
об иных сведениях, относящихся к
договору, в частности указание на
конкретное лицо, которое будет выполнять
работу. Если заказчику не предоставлена
возможность незамедлительно