Договор коммерческой концессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 18:46, контрольная работа

Описание работы

Договор коммерческой концессии (франчайзинга) - новый для нашего гражданского права. Термином «франчайзинг» («франшиза») в средневековой Франции обозначалась купленная у короля привилегия (право) осуществления определенной деятельности. В современном понимании франчайзинг, развившийся в прошлом веке в США, - полученное одним предпринимателем у другого разрешение на коммерческое использование комплекса принадлежащих последнему исключительных и иных прав.

Файлы: 1 файл

Договор коммерческой концессии.docx

— 74.36 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем здесь возникает проблема защиты интересов потребителя (услугополучателя), которому необходимо обеспечить получение товаров или услуг такого же качества, как и производимых или оказываемых первоначальным правообладателем. Потребитель не должен страдать от подмены (замены) одного услугодателя другим, использующим чужую вывеску. Кроме того, соглашения участников франчайзинга могут содержать и некоторые условия, по существу, монополистического характера, прямо или косвенно ограничивающие конкуренцию на рынках сбыта соответствующих товаров или услуг. Учет этих обстоятельств составляет основу законодательного регулирования института франчайзинга.

 

 

Библиографический список

  1. Гражданское право. Часть 2. Обязательственное право/Под ред. В.В.Залесского. М., 1998.
  1. Гражданское право. Учебник. Том 2./ Под ред. Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер-2004.

  1. Гражданское право. Учебник. Часть 2. Издание пятое, переработанное и дополненное./ Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. М.: 2004.

  1. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (под ред. Т.Е.Абовой и А.Ю.Кабалкина) - М.: Юрайт-Издат, 2004

  1. Постатейный научно-практический комментарий части второй Гражданского кодекса Российской Федерации под общей редакцией А.М. Эрделевского. Агентство (ЗАО) "Библиотечка РГ", М., 2001.

  1. Коммерческое право. Учебник./ Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1998г.

  1. "Законодательство и экономика", № 6, июнь 2003 г. О.А. Орлова «Место и роль договора коммерческой концессии в системе гражданско-правовых договоров».

  1. Справочно-правовая система «Консультант», 2014г.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Авторский договор

 

2.1 Общие положения об авторском  договоре

 

Волевые действия, в результате которых часть авторских имущественных прав передается другому лицу, именуются в Законе "передачей имущественных прав". Передачу имущественных авторских прав следует отличать от перехода этих прав к другому лицу. Переход является более широким понятием: сюда включаются и те случаи, когда авторские права переходят к другому лицу помимо воли автора (наследование, переход прав на служебные произведения, переход прав на аудиовизуальные произведения и др.). Имущественные авторские права могут быть переданы другому лицу только по авторскому договору. Часть вторая ГК не выделяет авторские договоры в качестве особого вида гражданских договоров. Вместе с тем ГК предусматривает применение к продаже имущественных прав общих положений о купле-продаже, оговаривая при этом, что общие положения о купле-продаже применяются к продаже имущественных прав, если иное не вытекает из содержания или характера этих прав.

Таким образом, к авторским договорам применяются общие нормы о гражданских обязательствах и договорах, а также общие положения о купле-продаже. В связи с этим, называя стороны авторского договора, можно, хотя и условно, употреблять термины "продавец" и "покупатель", подразумевая под "продавцом" автора или иное лицо, владеющее авторским правом и передающее авторские права по договору, а под "покупателем" - лицо, которое приобретает авторские права по договору.

В законе "Об авторском праве и смежных правах" стороны авторского договора именуются "автор" и "пользователь", что также не совсем точно и в значительной степени условно. Как продавец, так и покупатель могут быть физическими или юридическими лицами. Хотя ГК допускает применение к авторским договорам общих положений о купле-продаже, очевидно в связи с наличием у этих договоров сходных черт, еще больше сходства у авторских договоров с арендными договорами (временный характер, контроль со стороны арендодателя за использованием объекта, возвращение объекта арендодателю по окончании договора). Наряду с имущественными правами авторские договоры всегда затрагивают личные авторские права.

Однако для того, чтобы передать авторские права по авторскому договору или иным путем, их надо иметь. Что касается случаев свободного использования, то здесь имущественные права отсутствуют и о передаче каких-либо прав нельзя говорить.

Содержанием любого авторского договора является передача имущественных прав, а объект (предмет) этого договора - имущественные авторские права.

Эта ясная формулировка, по-видимому, должна положить конец длительной дискуссии в советской и российской литературе по вопросу о содержании авторских договоров: одни участники этой дискуссии считали, что по авторскому договору автор лишь разрешает использовать свое произведение, а все авторские права оставляет за собой; другие участники дискуссии, напротив, полагали, что по авторскому договору автор передает часть своих авторских прав.

Договоры, которые предусматривают передачу авторских прав, следует относить к авторским, даже если они не названы таковыми. В частности, во многих случаях нормы о передаче авторских прав включаются в гражданские договоры купли-продажи, аренды, простого товарищества и др.; тогда договор должен соответствовать требованиям, предъявляемым к авторским договорам.

Напротив, договоры, которые не предусматривают передачу авторских прав, не могут считаться авторскими, даже если они названы таковыми. Примерами таких договоров могут служить договоры об издании произведений за счет автора. Обычно это типичные подрядные договоры: автор оплачивает издательству тиражирование своего произведения (в виде книги) и получает весь тираж книги в собственность.

 

2.2 Виды  авторских договоров

 

Авторские договоры подразделяются на:

1) договоры о передаче  исключительных прав;

2) договоры о передаче  неисключительных прав.

Иначе говоря, предметом авторского договора может быть либо исключительное авторское право, либо неисключительное авторское право.

При этом исключительное авторское право дает возможность защищать это право против любых третьих лиц, а неисключительное авторское право дает возможность предъявления претензий только к договорному партнеру.

Таким образом, исключительное право - это абсолютное право, а неисключительное - относительное (обязательственное) право.

 

2.2.1 Договор о передаче исключительных прав

В этих договорах покупатель становится исключительным, единственным владельцем имущественных прав (в тех пределах, которые указаны в договоре). Иными словами, покупатель может не только сам использовать произведение: он может также запретить любому другому лицу (в том числе и продавцу) использование произведения.

В настоящее время в авторских договорах о предоставлении исключительных прав иногда делается добавление о том, что приобретатель получает также право на защиту полученного права в случае нарушений со стороны любых третьих лиц. Такое добавление с правовой точки зрения ничего нового не содержит, поскольку владелец исключительного права всегда может защищать свое право.

Авторский договор о передаче исключительных прав может предусматривать, что наряду с покупателем - владельцем исключительных прав могут существовать и другие владельцы, но уже неисключительных прав, например продавец или третьи лица, которым продавец ранее передал неисключительные права.

Более того, нельзя исключать такой возможности: заключая договор о передаче исключительных прав, продавец может оставить часть этих исключительных прав за собой. Например, стороны могут договориться о том, что исключительное право (на тот или иной способ использования и в определенных договором пределах) делится между продавцом и покупателем поровну, что стороны становятся совладельцами этого права и будут в дальнейшем совместно пользоваться и распоряжаться этим правом.

Исключительное право закреплено за невладельцем исключительных прав, который, вообще говоря, подобным правом не обладает. Получается, что здесь мы сталкиваемся с особым, льготным правом, правом-исключением. Ясно, что это право не может принадлежать любому продавцу авторских прав. Следовательно, это право может принадлежать только первоначальному владельцу авторских прав - автору.

Таким образом, термин "автор" обозначает только автора, в то время как в остальных местах, равно как и в остальных статьях Закона (если только из контекста не вытекает иного) в понятие "автор" включаются и правопреемники автора. Автор, не имеющий исключительных прав на использование произведения, тем не менее, вправе запретить использование произведения "другим лицам". Под другими лицами следует понимать нарушителей авторского права.

 

2.2.2 договор  о передаче неисключительных  прав

Права, приобретаемые в таком договоре покупателем, являются относительными: они действуют только по отношению к продавцу и не дают покупателю никаких прав по пресечению использования произведения третьими лицами. Поскольку авторский договор может предусматривать передачу разных видов имущественных прав, следует учитывать, что некоторые из них могут передаваться как исключительные, другие - как неисключительные.

Сравнивая эти два вида авторских договоров можно сделать следующие практические выводы:

- наиболее предпочтительным  для автора произведения является  форма договора, при которой он  оставляет за собой исключительные  права на использование произведение, т.е. авторский договор о передаче  неисключительных прав;

- наиболее предпочтительным  для пользователя является авторский  договор о передаче исключительных  прав на использование произведения, т.к. в этом случае пользователь  становиться фактическим владельцем  творческого произведения, извлекая  от его использования максимальную  прибыль, продавая неисключительные  права на данное произведение  другим лицам;

- даже в случае, когда  автор произведения расстался  со своими исключительными правами  в результате договора о передаче  исключительных прав на произведение, он всё равно остаётся и  признаётся всеми его автором, а также сохраняет наряду с  личными неимущественными правами  некоторые другие права, такие  как право наблюдать за использованием  пользователем прав на произведение  и производить некоторые действия  в отношении лиц, нарушающих права  пользователя, если сам пользователь этого не делает. То есть здесь в отличие от обычных норм Гражданского законодательства автор может вмешиваться в отношения между пользователем и третьим лицом.

 

1 см.: Гражданское право. Часть 2. Обязательственное право/Под ред. В.В.Залесского. М., 1998. С. 578 (автор соответствующей главы - Г.Е.Авилов).

2 Пугинский Б.И. Коммерческое право России. - М., 2000. С.218.


Информация о работе Договор коммерческой концессии