Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 01:06, курсовая работа
Гражданский кодекс Российской Федерации учитывает тенденцию расширения сферы действия института купли-продажи, который уже в настоящее время охватывает отношения, связанные с поставками товаров, контрактацией сельскохозяйственной продукции, со снабжением энергетическими и иными ресурсами.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………......2
Глава 1. Понятие и общая характеристика договора
купли-продажи…………………………………………………………………….......5
Понятие и значение договора купли-продажи……………….…………..…....5
Правовое регулирование, стороны договора купли-продажи…….................10
Глава 2. Отдельные виды договоров купли-продажи…………………………..22
Договор розничной купли продажи…………………………………………...22
Договор поставки……………………………………………………….………26
Поставка товаров для государственных нужд………………………………..31
Договор контрактации……………………………………………………..…...35
Договор эноргоснабжения………………………………………………….......37
Договор продажи недвижимости…………………………………………..…..39
Договор продажи предприятия…………………………………….…………..42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….….45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….….….47
Если после расторжения договора вследствие нарушения одной из сторон своего обязательства взамен расторгнутого договора сделка hs совершена, а на товар имеется текущая цена, сторона может требовать возмещения убытков в виде разницы между ценой, установленной в договоре, и текущей ценой на момент расторжения договора.
Текущей ценой признается цена, которая обычно взимается при сравнимых обстоятельствах за аналогичный товар в месте, где должна была быть осуществлена передача товара. Если в этом месте текущей цены не существует, то используется текущая цена, которая применяется в другом месте и может служить разумной заменой, с учетом разницы в расходах по транспортировке товара.
Удовлетворение требований о возмещении убытков, исчисленных по правилам ст. 524 ГК РФ, не лишает потерпевшую сторону права требовать возмещения иных убытков на основании общих предписаний ГК РФ (ст. 15 ГК РФ).
Законом или договором поставки за недопоставку или просрочку поставки товара может быть установлена неустойка. По правилам ст. 521 ГК РФ такая неустойка взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки, если иной порядок уплаты неустойки не установлен законом или договором.
Правила о договоре поставки применяются к отношениям по поставке товаров для государственных нужд, если иные правила не предусмотрены ГК РФ.
В части, не урегулированной ГК РФ, к отношениям по поставке товаров для государственных нужд применяются законы о поставке товаров для государственных нужд: Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд». Федеральный закон «О государственном материальном резерве». Федеральный закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд».
При поставках для государственных нужд сельскохозяйственной продукции применяются соответствующие нормы о договоре контрактации.
2.3. Поставка товаров для государственных нужд
В качестве одной из разновидностей поставки в Кодексе урегулированы отношения, связанные с поставкой товаров для государственных нужд. В последние годы неоднократно предпринимались попытки регламентировать указанные отношения с помощью закона. Последняя такая попытка выразилась в принятии Государственной Думой двух очередных федеральных законов: «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (от 13 декабря1994 года) и «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (от 2 декабря 1994 года). Законы действуют уже около полутора лет, однако практика не дает нам каких-либо свидетельств их влияния на упорядочение такой важной сферы отношений, как удовлетворение потребностей государства в товарах, работах и услугах.
Дело в том, что названные законы, как, впрочем, и аналогичные им предыдущие, по своему содержанию являются скорее экономическими декларациями, нежели юридическими актами. Они подробным образом регулируют порядок определения собственно государственных нужд, то есть потребностей
России и субъектов Российской Федерации в тех или иных товарах, работах или услугах, и доведения их до организаций-исполнителей. Вместе с тем данные законы не определяют порядок заключения государственных контрактов и их исполнения, оставляют без внимания вопросы формирования оптимальной структуры договорных связей, юридические механизмы, позволяющие довести исполнение заказов для государственных нужд до конкретных потребителей товаров, работ или услуг.
Этот пробел призваны заполнить нормы, содержащиеся в новом ГК. Поставка товаров для государственных нужд должна осуществляться на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд между организациями - исполнителями заказа для государственных нужд и потребителями выпускаемых товаров.
Государственный контракт подписывается на основе принятого исполнителем заказа на поставку товаров для государственных нужд. Причем в некоторых случаях, предусмотренных законом, заключение государственного контракта будет являться для исполнителя (поставщика) обязательным. Однако при этом в отношении всякого исполнителя (поставщика), за исключением казенного предприятия, должно быть соблюдено введенное ГК требование о возмещении государственным заказчиком всех убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в результате выполнения им условий государственного контракта3.
Кодекс детально регламентирует порядок и сроки заключения государственного контракта. Проект государственного контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), принявшему до этого заказ на поставку товаров для государственных нужд. Поставщик (исполнитель) обязан рассмотреть проект государственного контракта и в 30-дневный срок со дня его получения сообщить государственному заказчику о своем решении. Возможны три варианта такого решения: во-первых, согласие заключить государственный контракт на условиях, предложенных государственным заказчиком. В этом случае поставщик (исполнитель) подписывает государственный контракт и один подписанный экземпляр возвращает государственному заказчику; во-вторых, согласие заключить контракт, но на условиях, отличных от тех, что предложил государственный заказчик. При таких обстоятельствах поставщик (исполнитель) должен возвратить государственному заказчику подписанный проект государственного контракта вместе с протоколом разногласий по отдельным его условиям; в-третьих, отказ от заключения государственного контракта, о чем поставщик (исполнитель) должен уведомить государственного заказчика в тот же 30-дневный срок.
Государственному заказчику предоставляется 30 дней для рассмотрения протокола разногласий к государственному контракту, составленному поставщиком (исполнителем). Здесь тоже возможны варианты: государственный заказчик в течение указанного срока может сообщить поставщику (исполнителю) о принятии его редакции спорных условий государственного контракта либо об отклонении протокола разногласий. В последнем случае, а также при истечении 30-дневного срока разногласия по государственному контракту, заключение которого является обязательным для государственного заказчика или поставщика (исполнителя), могут быть переданы другой стороной в срок не позднее 30 дней на рассмотрение арбитражного суда.
Если же сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его подписания, другая сторона может обратиться в арбитражный суд с иском о понуждении к заключению государственного контракта.
Основным же правилом, как и в других цивилизованных странах, должно стать размещение заказа на поставку товаров для государственных нужд путем проведения соответствующих конкурсов. И в этой ситуации заключение государственного контракта с победителем конкурса становится для государственного заказчика обязательным. Государственный контракт должен быть оформлен не позже чем через 20 дней со дня проведения конкурса.
Государственным контрактом может быть предусмотрено, что поставка товаров осуществляется конкретному покупателю, который государственным заказчиком прикрепляется к поставщику (исполнителю). Выданное государственным заказчиком извещение о прикреплении будет служить основанием для заключения непосредственно между поставщиком (исполнителем) и покупателем договора поставки товаров для государственных нужд.
Получив извещение о прикреплении, поставщик (исполнитель) должен в 30- дневный срок направить проект договора покупателю.
Если поставщик (исполнитель) получит от покупателя подписанный проект договора с протоколом разногласий, он должен принять меры к их согласованию и в 30-дневный срок уведомить покупателя о принятии договора в согласованной редакции либо об отклонении протокола разногласий.
Неурегулированные разногласия могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение арбитражного суда в 30-дневный срок.
Поставщик (исполнитель) при наличии извещения о прикреплении не вправе уклоняться от заключения с покупателем договора поставки товаров для государственных нужд. Данное требование обеспечивается предоставлением покупателю права обратиться в такой ситуации в арбитражный суд с иском о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора.
Что касается покупателя, то он может отказаться полностью или частично от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора в целом. При таких обстоятельствах вопрос о прикреплении поставщика(исполнителя) к другому покупателю должен быть решен государственным заказчиком в течение 30 дней со дня получения соответствующего уведомления поставщика (исполнителя). В противном случае поставщик (исполнитель) получает право требовать от государственного заказчика принять и оплатить товары либо возместить расходы, связанные с реализацией этих товаров другому потребителю.
Гарантией прав и законных интересов поставщика (исполнителя) будет служить норма, согласно которой при оплате покупателем товаров по договору поставки товаров для государственных нужд заказчик признается поручителем по денежному обязательству покупателя. Это означает, что в случае неоплаты товаров покупателем государственный заказчик будет отвечать перед поставщиком (исполнителем) в полном объеме, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек и других убытков, вызванных неоплатой поставленных товаров.
Договор контрактации является специфическим видом купли-продажи, имеющим распространение в сфере реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.
К договору контрактации в части, не урегулированной правилами ГК РФ о контрактации, применяются правила о договоре поставки, в случаях закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, продовольствия и сырья для государственных нужд - правила о поставке товаров для государственных нужд, а при отсутствии таковых - общие положения о договоре купли-продажи.
Сторонами договора контрактации являются производитель сельскохозяйственной продукции и ее заготовитель. Производителем может быть коммерческая организация, производящая сельскохозяйственную продукцию, гражданин, занимающийся этим видом предпринимательской деятельности, в том числе крестьянское (фермерское) хозяйство. Заготовителем также является предприниматель, закупающий сельскохозяйственную продукцию для последующей продажи или для последующей переработки.
Предметом договора контрактации является сельскохозяйственная продукция, выращенная (произведенная) сельскохозяйственным производителем и не подвергнутая какой-либо промышленной переработке, т. е. сельскохозяйственная продукция в сыром виде. Контрактуемый товар отличается тем, что это товар будущий, т. е. он еще подлежит выращиванию или производству в условиях сельского хозяйства. Само выращивание связано с различными стадиями сельскохозяйственного производства, которые иногда не зависят от воли производителя сельскохозяйственной продукции (засуха, дожди и т.п.). Эти обстоятельства обусловливают порядок определения условий в договоре о количестве (ст. 465 ГК РФ) и ассортименте сельскохозяйственной продукции (ст. 467 ГК РФ). Так, количество сельскохозяйственной продукции может быть определено не в точных размерах, а выражено в двух предельных цифрах - наименьшей и наибольшей (от и до)4.
Порядок передачи сельскохозяйственной продукции определяется договором контрактации. Если договором он не определен, то заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз. Если принятие сельскохозяйственной продукции осуществляется в месте нахождения заготовителя или ином указанном им месте, заготовитель не вправе отказаться от принятия сельскохозяйственной продукции, соответствующей условиям договора контрактации и переданной заготовителю в обусловленный договором срок.
При нарушении сторонами тех или иных условий договора контрактации применяются последствия, предусмотренные нормами о договоре поставки и общими положениями о договоре купли-продажи.
Вместе с тем особенности сельскохозяйственного производства, подверженного не всегда предсказуемым влияниям природной среды, обусловливают особенности ответственности производителя сельскохозяйственной продукции за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств. В соответствии со ст. 538 ГК РФ производитель сельскохозяйственной продукции отвечает перед заготовителем только за виновное нарушение. Заготовитель же несет ответственность перед производителем по правилам, установленным п. Зет. 401 ГК РФ, независимо от наличия или отсутствия в нарушении его вины.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Отношения по договору энергоснабжения регулируются ГК РФ, а в части, не урегулированной им - законами и иными правовыми актами об энергоснабжении, а также обязательными правилами, принятыми в соответствии с ними.
Энергоснабжающая организация является субъектом предпринимательской деятельности, осуществляющим деятельность по подаче энергии в установленном законом и иными правовыми актами порядке.
Как публичный договор, договор энергоснабжения заключается со всеми потребителями энергии, но при наличии определенных предпосылок. Договор энергоснабжения заключается с абонентом-потребителем при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.