Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 17:54, курсовая работа
Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место
Введение………………………………………………………….3
1. Понятие и виды договора перевозки грузов ...............5
2. Элементы договора перевозки грузов ………………….17
3. Ответственность по договору перевозки грузов………25
Заключение…………….………………………………………..31
Список литературы…………………………………………….33
Особый вид нарушения перевозчиком своих договорных обязанностей — просрочка в доставке груза. В этом случае перевозчик уплачивает штраф, который в действующих транспортных уставах носит характер исключительной неустойки и исчисляется в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности просрочки в доставке груза. Эта ответственность также может быть изменена по соглашению сторон с соблюдением правил ст. 793 ГК. Просрочка в доставке груза может явиться причиной его порчи или даже гибели. Тогда, кроме уплаты штрафа за просрочку, перевозчик обязан возместить ущерб, причиненный порчей (гибелью) груза.
От имущественной ответственности за нарушение обязательств по перевозке необходимо отличать заранее установленное распределение риска убытков, которые могут возникнуть при транспортировке груза. К числу таких случаев относится специальное понятие в морской перевозке — авария. Под аварией в морском праве понимаются убытки, возникшие в результате наступления тех или иных обстоятельств в процессе перевозки. В зависимости от причин этих убытков различаются общая и частная аварии.
Общая авария характеризуется, прежде всего, тем, что убытки причиняются намеренными и разумными действиями в интересах всех участников перевозки (отсюда и ее название, ст. 232 КТМ). Эти убытки могут выражаться: а) в уничтожении части груза или судового имущества (например, в целях форсирования хода судна, получившего повреждение, сжигается часть груза или судовой инвентарь); б) в каких-либо расходах (например, расходы, вызванные вынужденным заходом судна в место убежища из-за несчастного случая); в) в иных пожертвованиях (например, в целях снятия с мели судна, находящегося в опасном положении, менее ценная часть груза выбрасывается за борт) и т.д. Перечень убытков (расходов), которые считаются общей аварией, является примерным (ст. 234, 235 КТМ), а нормы, регламентирующие ее последствия,— диспозитивными (ст. 233 КТМ). Убытки признаются общей аварией лишь при условии, что соответствующие расходы или пожертвования носят чрезвычайный характер и понесены вследствие намеренных и разумных действий в целях спасания судна, груза и фрахта от общей для них опасности. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных условий авария признается частной. Если, например, при перевозке уничтожается заболевшее животное, это будет частная авария, так как опасность грозила только грузу, но не судну. Перерасход топлива для преодоления встречного штормового ветра, предпринятый для скорейшего достижения порта, также не составит общей аварии, поскольку эти расходы не являются чрезвычайными, а связаны с обычными опасностями на море. Такие расходы предусматриваются правилами эксплуатации судов в качества штормового запаса топлива. Перечень убытков, не являющихся общей аварией, дан в ст. 238 КТМ.
Правовые последствия общей и частной аварий различны. Убытки, составляющие частную аварию, относятся на счет того, кто их понес (судовладелец, перевозчик или грузовладелец), или на того, кто отвечает за их причинение. Расходы или пожертвования, отнесенные к общей аварии, распределяются между всеми участниками перевозки.
Договор перевозки грузов - один из хозяйственных важнейших договоров, благодаря которому осуществляется связь между промышленностью и сельским хозяйством, промышленностью и торговлей.
Сторонами по договору перевозки груза являются транспортные организации - перевозчик и грузоотправитель. Договор перевозки грузов государственных и общественных организаций заключается на основании плана, обязательного для обеих сторон. Таким образом, договор перевозки грузов плановый. И перевозчик, и грузоотправитель имеют права и несут ответственность, следовательно, договор перевозки двусторонний, Договор перевозки грузов - реальный, так как он считается заключенным с момента сдачи груза транспортной организации и отметки на перевозочном документе, сделанной перевозчиком.
На данном этапе договорные обязательства регулируются как Гражданским кодексом, так и иными нормативными актами. Но вся проблема заключается в несовершенстве нашей законодательной базы. Не секрет, что порой договорные обязательства просто не выполняются в силу тех или иных причин. В таких случаях, хотя на бумаге и предусмотрена ответственность, она не наступает, т.к. нет строгого соблюдения закона. Практически во всех случаях его можно обойти, а это влечёт, в свою очередь, нарушение налаженных хозяйственных связей между поставщиками и потребителями той или иной продукции, несоблюдение правил перевозки грузов и т. п.
Я считаю, что прежде, чем говорить о договоре перевозки, просто необходимо отрегулировать закон в той его части, которая касается именно наказания за неисполнение обязательств по договору. В настоящее время в России процветает анархия и беззаконие, рушатся все налаженные когда-то хозяйственные связи. Договор перевозки грузов призван обеспечить строго регламентированные правила перевозки грузов, в связи с этим требуется его неукоснительное выполнение. Грузоотправитель и грузополучатель должны со всей ответственность подходить к выполнению обязательств по перевозке. А наш закон не должен создавать препятствий в этом, как это порой бывает (что и вынуждает людей его обходить), а наоборот, всячески помочь и обеспечить справедливое административное наказание (взыскание и т.п.) в тех случаях, когда это необходимо.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 01.03.2011 //Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Монографии, учебная литература, комментарии
1. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (с изменениями на 6 апреля 2011 года).
2. Гражданское право. Том 1. Учебник. – Изд.5-е, перераб. и доп./Под ред.А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. – М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2008.
3. Алексеев С.С. Общая теория права. - М.: Юридическая литература, 2007.-Т.1.
4. Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия: некоторые тенденции мирового правового развития – надежда и драма современной эпохи. – М.: Статут, 2009.
5. Аверченко Н.Н., Абрамова Е.Н., Сергеев А.П., Арсланов К.М.
Гражданское право. В 3 томах. Том 2 М.: ТК-Велби, 2009. - 880 с.
6. Бабаев В.К. Презумпции в российском праве и юридической практике. Н.Новгород: НЮИ, 2008.
7. Зенин И.А. Гражданское и торговое право зарубежных стран. Учебное пособие М.: Высшее образование, 2008. - 238 с.
8. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. - М.: Статут, 2008.
9. Безбах, Агафонова, Артеменков: Гражданское право: Учебник: В 3-х томах. Том 1. Издательство: Проспект, 2012 г.
10. Ильин И.А. Теория права и государства. Издание 2-е, дополненное (под ред. В.А. Томсинова). - "Зерцало", 2008 г.
11. Шумилов В.М. Правоведение: учебник. - "Проспект", 2009 г.
12. Вадим Белов. Гражданское право. Том 3. Особенная часть. Юрайт-Издат, 2012 г.
13. Анисимов, Рыженков, Чаркин: Гражданское право России. Особенная часть. Учебник для бакалавров. Издательство: Юрайт, 2012 г.
14. Зубова О.В. Учебно-методические
материалы по гражданскому
15. Вадим Белов: Гражданское право. Общая часть. Том 2. Лица, блага, факты. Издательство: Юрайт-Издат, 2012 г.
16. Валентина Пиляева: Гражданское право. Части общая и особенная. Кнорус, 2011 г.
17. Григорий Воронцов: Гражданское право: Краткий курс. За три дня до экзамена. Издательство: Феникс, 2012 г.
18. Гражданское право. Гатин А.М.: Издательство Дашков и К, 2009 г.
19. Гражданское право. В 2-х частях. Отв. ред. Мозолин В.П. М.: Юристъ, Ч1 -2008 г.
20. Гражданское право: Учебник /под ред. М.В. Карпычева, А.М. Хужина. М.: ИД «ФОРУМ»: «ИНФРА-М», 2010 г.
21. Гражданское право. Учебник (под ред. Рассолова М. М.); Юнити-Дана – 2009 г.
22. Гражданское право. Общая часть. Введение в гражданское право. Учебник. Том 1; ( под ред. В. А. Белова). – «Юрайт» 2011 г.
23. Киселев Ю.В. Договор перевозки и особенности регулирования правовых отношений, связанных с перевозкой груза, пассажиров и багажа автомобильным транспортом : Правовой комментарий // Хозяйство и право .- 2001.- №5.
1 ст. 4 Закона РФ “О естественных монополиях от 17 августа 1995 г. (СЗ РФ. 1995. №34. Ст. 3426.), ст. 1 Закона РФ “О федеральном железнодорожном транспорте от 25 августа 1995 г. (СЗ РФ. 1995. №5. Ст. 3505)
2 Постановление Правительства РФ от 16 января 1995 г. №41 // СЗ РФ. 1995. №4. Ст. 304.
3 Указание МПС РФ от 17 мая 1994 г. № М-390у // БНА РФ. 1994. №7.
4 Маковский А.Л. Правовое регулирование морских перевозок грузов. М., 1961.
5 Комментарий к ГК РФ, части второй (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. М., 1996. С. 362.
6 Комментарии части второй Гражданского кодекса РФ для предпринимателей. М., 1996. С. 148-149.
7 Постановления Правительства РФ от 26 мая 1992 г.. №347, от 24 января 1993 г. №55, от 12 февраля 1994 №95, от 28 апреля 1995 г. №433 // СЗ РФ. 1993 №5. Ст. 394; 1994. №8. Ст. 597; СЗ РФ. 1995. №19. Ст. 1762.