Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:19, реферат
Нормы о договоре перевозки, как, впрочем, и об иных видах доге верных обязательств, были включены в раздел 4 Гражданского кодекса РФ Правовое регулирование в ГК отношений, связанных с перевозкой грузов пассажиров и багажа, в значительной мере отличается от регламентации иных видов договорных обязательств. Дело в том, что основной пласт взаимоотношений грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей традиционно регулируется транспортными уставами и кодексами. Что же касается кодифицированных гражданско-правовых актов, то они, также традиционно всегда включали в себя лишь отдельные принципиальные положения, определяющие систему правового регулирования перевозок грузов, пассажиров и багажа, а в остальном отсылали к транспортным уставам и кодексам.
Введение……………………………………………………………………….3
I. Понятие и виды договора перевозки грузов. Форма договора.
Заключение договора………………………………………………………4
II. Стороны в договоре перевозки грузов. Правовое положение
грузополучателя. Содержание договора………………………………..14
III. Ответственность по договору перевозки грузов. Претензии и иски
по перевозки грузов……………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………..27
Список литературы………………………………………………………….28
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
I. Понятие и виды договора перевозки грузов.
Форма договора.
Заключение договора………………………………………………………
II. Стороны в договоре перевозки грузов.
Правовое положение
грузополучателя. Содержание договора………………………………..14
III. Ответственность по договору перевозки
грузов. Претензии и иски
по перевозки грузов……………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Нормы о договоре перевозки, как, впрочем,
и об иных видах доге верных обязательств,
были включены в раздел 4 Гражданского
кодекса РФ Правовое регулирование в ГК
отношений, связанных с перевозкой грузов
пассажиров и багажа, в значительной мере
отличается от регламентации иных видов
договорных обязательств. Дело в том, что
основной пласт взаимоотношений грузоотправителей,
перевозчиков и грузополучателей традиционно
регулируется транспортными уставами
и кодексами. Что же касается кодифицированных
гражданско-правовых актов, то они, также
традиционно всегда включали в себя лишь
отдельные принципиальные положения,
определяющие систему правового регулирования
перевозок грузов, пассажиров и багажа,
а в остальном отсылали к транспортным
уставам и кодексам.
Договор перевозки грузов является самостоятельной,
достаточно специфической формой хозяйственных
(гражданско-правовых) правоотношений.
Участником этих отношений, с одной стороны,
выступает тот или иной перевозчик - орган
транспорта - железная дорога, автотранспорт
обще¬го пользования, речной флот и др.,
а с другой - главные клиенты перевозчи¬ков
- грузоотправители и грузополучатели
или представляющие их интересы транспортно-экспедиторские
организации.
Основная специфика правоотношений, вытекающих
из договор? перевозки, их правовое регулирование:
ГК РФ предусматривает лишь наибо¬лее
принципиальные положения о транспортных
договорах, имея в виду, что на основе этих
положений в транспортных уставах и кодексах
должны быть предусмотрены специальные
правила для отдельных видов транспорта.
I. Понятие и виды договора перевозки грузов.
Форма договора.
Заключение договора
Договор перевозки груза - это договор,
по КОТОРОМУ перевозчик обязуется доставить
вверенный ему отправителем груз в пункт
назначения и выдать его управомоченному
на получения груза лицу (получателю),
а отправитель обязуется уплатить за перевозку
груза установленную плату.
Заключение такого договора подтверждается
составлением и выда¬чей отправителю
груза транспортной накладной, коносамента
или иного до¬кумента на груз, предусмотренного
соответствующим транспортным уставом
или кодексом (ст. 785 ГК РФ).
Данный договор действительно может быть
квалифицирован как реальный, поскольку
обязательства перевозчика возникают
лишь в отноше¬нии такого груза, который
сдан грузоотправителем и принят перевозчиком
для его доставки в пункт назначения (вверенный
перевозчику груз).
Из определения данного договора усматривается
также, что он от¬носится к числу двухсторонних,
так как обязанности имеются на стороне
как перевозчика, так и отправителя груза;
услуги перевозчика по доставке груза
подлежат оплате отправителем. В договорных
отношениях по перевозке гру¬за помимо
перевозчика и отправителя участвуют
и получатель, на стороне которого имеются
не только права, но и определенные обязанности.
Отдельные виды договоров перевозки груза.
1. Автомобильная перевозка.
На автомобильном транспорте перевозки
различаются, прежде всего, по территориальному
признаку, а именно:
а) городские (в пределах черты города,
другого населенного пунк¬та);
б) пригородные (за пределы города или
населенного пункта на расстояние до 50
км включительно);
в) междугородные (за пределы указанных
выше населенных пунк¬тов на расстояние
более 50 км);
г) межреспубликанские (на территории
нескольких субъектов Фе¬дерации);
а) международные.
Для автомобильной перевозки характерно
условие договора о том, кем будут экспедироваться
грузы - отправителем или получателем.
Сдача груза к перевозке оформляется товарно-транспортной
накладной, которая является формой договора
и выполняет те же функции, что и железнодорож¬ная
накладная. Перевозка однородных грузов
от одного отправителя в адрес одного
получателя на одно и то же расстояние
может оформляется актом за¬мера или актом
взвешивания суммарно на весь объем перевозок,
выполнен¬ных автомобилем в течении смены.
2. Железнодорожная перевозка.
Будучи естественной монополией, железная
дорога остается единственным видом транспорта,
состоящим в федеральной государственной
собственности. Железные дороги выступают
в качестве государственных унитарных
предприятий (ст. 2 Закона о федеральном
железнодорожном транспорте). Управление
ими осуществляется федеральными исполнитель¬ными
органами (прежде всего Министерством
путей сообщения России) в централизованном
порядке, но с использованием рыночных
принципов (ст. 11 указанного Закона). Это
определяет специфику договора перевозки
грузов железнодорожным транспортом.
Договор оформляется парадной, которая
является основным перевозочным документом.
Она сопровождает груз на своем пути его
следования и на станции назначения выдается
грузополучателю вместе с грузом (отсюда
ее название - грузосопроводительный документ).
Юридическое значение на¬кладной в том,
что:
а) она является обязательной письменной
формой договора;
б) доказывает факт заключения договора
и воплощает его содер¬жание;
в) легитимирует лицо на предъявление
претензий и исков к транс¬портной организации,
вытекающих из ненадлежащего исполнения
договора перевозки.
Накладная составляется грузоотправителем,
который отвечает за все последствия неправильности,
неточности или неполноты указанных в
ней сведений. Дорога имеет право, но не
обязана проверять достоверность этих
сведений.
Договор считается заключенным с момента,
когда груз сдан к пере¬возке вместе с
накладной.
Железная дорога обязана доставить груз
в пункт назначения в установленный срок,
который зависит от расстояния, вида отправки,
скорости перевозки и других условий.
Срок доставки исчисляется с 24 часов дня
приема груза к перевозке, а если груз
был принят к перевозке ранее намечен¬ного
дня погрузки, то с 24 часов дня, в который
груз должен быть погружен. Груз считается
доставленным в срок, если на станции назначения
он выгру¬жен средствами железной дороги
или если вагон (контейнер) подан под вы¬грузку
средствами грузополучателя до истечения
установленного срока дос¬тавки.
3. Морская перевозка.
Перевозки морским транспортом классифицируются
на:
а) внутренние перевозки между портами
одного моря (в малом ка¬ботаже);
б) внутренние перевозки между портами
разных морей (большом каботаже);
в) перевозки в заграничном сообщении;
Морская перевозка традиционно регулируется
диспозитивными нормами, а потому договор
приобретает здесь особое значение. Перевозчи¬ком
обычно является пароходство (иногда порт).
Договор морской перевозки грузов может
быть заключен:
а) с условием предоставления для перевозки
всего судна, его что или определенных
судовых помещений (трюмов) и
б) без такого условия.
В первом случае заключается договор фрахтования
судна или чар¬тер (применяется для перевозки
значительных партии грузов), в силу кото¬рого
одна сторона (фрахтовщик, совладелец)
обязуется предоставить дру¬гой стороне
(фрахтователю, отправителю) за плату всю
или часть вме¬стимости одного или нескольких
транспортных средств на один или не¬сколько
рейсов для перевозки грузов, пассажиров
и багажа, являясь консенсуальным.
Во втором случае договор оформляется
коносаментом (применя¬ется для перевозки
небольших по объему партий грузов). В
отличие от накладной, он не только сопровождает
груз, но и является товарораспоряди¬тельным
документом. Так же, как ценная бумага
он может быть именным, ордерным и предъявительским.
Заключение договора морской перевозки
тесно связано с выбором стандартных (базисных)
условий договоров купли-продажи, в которых
установлены способ и место доставки,
распределены обязанности по уплате про¬возной
плат, страховых премий, а также распределены
риски, связанные с товаром. Они собраны
в специальных международных правилах
толкования торговых терминов (Инкотермс).
4. Воздушная перевозка.
Воздушный кодекс разграничивает внутреннюю
воздушную пере¬возку, когда все пункты
посадок расположены на территории России,
и международную воздушную перевозку,
при которой хотя бы один из пунктов по¬садки
находится на территории другого государства
(ст. 101 ВК). Договор оформляется грузовой
(почтовой) накладной, которая составляется
отправителем. Он отвечает за правильность
и полноту сведений, предоставленных перевозчику
в накладной. Так же используется договор
воздушного чартера, при котором фрахтовщик
предоставляет фрахтователю одно или
несколько воздушных судов (их частей)
для воздушной перевозки груза или пассажиров
и багажа на один или несколько рейсов.
Провозная плата рассчитывается по тарифам
или по соглашению сторон в порядке, установленным
действующим на данный момент законода¬тельством
(ГК РФ). Срок доставки грузов определяется
договором перевозки и правилами воздушных
перевозок (расписанием движения самолетов).
Пе¬ревозчик обязан информировать получателя
о времени отправки груза, о его прибытии
в аэропорт назначения или месте его нахождения,
если срок дос¬тавки истек.
5. Перевозка на внутреннем водном транспорте.
На речном транспорте перевозки различаются
по видам флота -осуществляемые самоходным
и несамоходным флотом, а также на судах
смешенного плавания «река - море». Выделяются
также прямые и местные (осуществляемые
портовым флотом) перевозки. При местных
перевозках пе¬ревозчиком является порт,
во всех остальных случаях - пароходство.
Систе¬ма документов, их правовое значение
и порядок заключения договора пере¬возки
груза на внутреннем водном транспорте
близки к применяемым на же¬лезнодорожном
транспорте. Аналогично решаются и вопросы
исполнения сторонами обязанностей по
договору. Основное различие состоит в
следую¬щем. Прежде всего для речной перевозки
установлены сроки приема грузов к перевозке.
Если груз адресован в пункт, где у пароходства
нет помещений, пригодных для хранения
данного груза, а грузополучатель к моменту
прибы¬тия груза за ним не явился, хотя
и был своевременно осведомлен, груз может
быть доставлен пароходством за счет грузополучателя
в ближайший пункт, где имеются необходимые
складские помещения. При отсутствии такой
воз¬можности пароходство обязано уведомить
грузоотправителя о неявке грузо¬получателя
и потребовать от отправителя указаний,
как поступать с грузом.
Форма договора.
В п. 4.5.1.2. «Форма сделки отдельных вопросов
осуществления предпринимательской деятельности»1,
рассмотрен в общих чертах вопрос о форме
договора.
________________________
1 Форма отдельных вопросов осуществления
предпринимательской деятельности // Российская
газета. – 21.09.97.
Разграничение договоров может проводиться
по различным осно¬ваниям. По наиболее
важному критерию - по содержанию регулируемой
ими деятельности - договора делят на имущественные
и организационные.
Отличительной чертой имущественных служит
направленность на получение имущества
или блага достигаемого исполнением обязательства
(например, договор мены). Организационные
договора предназначены соз¬дать предпосылки
предусмотреть возможности для последующей
предпринимательской или иной деятельности.
Во многих случаях субъекты должны на
основании организационного договора
в дальнейшем заключать имущественные
договоры.
Классификация договоров может проводиться
по ряду других ос¬нований. Договора делятся
на возмездные и безвозмездные, консенсуальные
и реальные. Если по консенсуальному договору
для возникновения обяза¬тельства достаточно
достижения между сторонами соглашения
(консенсуса) относительно условий, то
в реальных договорах помимо соглашения
требу¬ется передача вещей в натуре. Так,
в п.1 ст.807 ГК РФ указано, что договор займа
считается заключенным с момента передачи
денег или других вещей, т.е. является реальным2.
Особенность возмездного договора в том,
что сторона, исполняю¬щая свои обязанности,
должна получить за это от другой стороны
плату или иное встречное представление,
т. е. каждая из сторон по договору имеет
право требования к другой стороне, но
одновременно несет перед ней и оп¬ределенные
обязанности. При этом каждая из сторон
считается должником другой стороны в
том, что она обязана сделать в ее пользу,
и в то же время ее кредитором в том, что
имеет право от нее требовать, (характерный
пример-договор банковского вклада).
_________________________
2 Комментарии Гражданского кодекса РФ
с постатейными аннотациями.- М., 2001.
При безвозмездном договоре одна из сторон,
на которой лежит обязанность предоставить
что-либо другой стороне, является исключительно
должником, а другая сторона - кредитором
(так, в договоре дарения даритель всегда
должник, а одаряемый - кредитор).
В п.3 ст.423 ГК РФ сформулировано правило
согласно которому договор предполагается
возмездным, то есть если иное не вытекает
из закона, иных правовых актов, содержания
или существа договора, считается, что
торона, передавшая другой стороне товары,
выполнившая работу, оказав¬шая услуги,
вправе требовать от этой стороны соответствующую
плату - пре¬зумпция возмездности гражданско-правового
договора.
В соответствии со ст. 433 ГК РФ - договор
может быть заключен в любой форме, предусмотренной
для совершения сделок, если законом для
договоров данного вида не установлена
определенная форма.
Если стороны договорились заключить
договор в определенной форме, он считается
заключенным после придания ему условленной
формы, хотя бы законом для договоров данного
вида такая форма не требовалась, в п. 3
указывается, что письменная форма договора
считается соблюденной, если письменное
предложение заключить договор принято
в порядке, предусмотренном п. 3 ст.438 ГК
(соответствует правилам акцепта). Основные
ус¬ловия договора:
В договорах надлежит различать группу
существенных (основных) условий. Согласно
п. 1 ст.432 ГК РФ договор считается заключенным,
если между сторонами, в требуемой в подлежащих
случаях форме, достигнуто соглашение
по всем существенным условиям договора.
Существенными признаются условия о предмете
договора, условия, которые названы в законе
или иных правовых актах как существенные
или необходимые для договоров данного
вида; а также все те условия, относительно
которых по заявлению одной из сторон
должно быть достигнуто соглашение.
Как видим, выделение существенных условий
весьма важно, по¬скольку от их определений
зависит возникновение договорного обязательст¬ва.
Так, предмет договора характеризуется
как передаваемое имущество, подлежащие
выполнению работы, оказываемые услуги
либо необходимый результат действий.
Достижение определенности по указанным
вопросам служит предпосылкой для урегулирования
других аспектов взаимоотноше¬ний сторон,
выработки остальных условий договора.
Например, в договоре поставки должны
определяться ассортимент, количество
и качество товара3.
Для возмездных договоров наряду с предметом
существенно усло¬вие о размере платы,
подлежащей внесению кредитором за передаваемую
ему вещь (работы, услуги). Часто таковыми
признается условие о сроках вы¬полнения
должником его обязанностей.
Существенные условия нередко касаются
порядка согласования в будущем характеристик
предмета договора. Скажем, законодательство
о поставках продукции и товаров предусматривает
необходимость определения в долгосрочных
договорах порядка и сроков согласования
и представления спецификаций, в которых
указываются количество и развернутый
ассорти¬мент подлежащих поставке товаров.
Заключение договора.
Договор заключают транспортная организация
и грузоотправитель (грузовладелец). Если
после доставки в пункт назначения груз
подлежит вы¬дачи самому отправителю,
то круг участников обязательства перевозки
этим и ограничивается. Чаще всего, однако.
В качестве грузополучателя указыва¬ется
третье лицо, которое является контрагентом
отправителя по договору (купли-продажи
и др.) ему и должен быть выдан груз в пункте
назначения4.
__________________________
3 Якушев В. Общие тенденции развития права
перевозок грузов и их влияние на правовое
регулирование смешанных перевозок //
Хозяйство и право. – 1996. - №9. – С.58-60.
4 Природа договора перевозки вызывает
споры. В основном они ведется вокруг фигуры
грузополучателя. Одни авторы полагают,
что последний является самостоятельным
частником договора, а сам договор носит
трехсторонний характер (Тарасов М.А. Договор
перевозки, Ростов-на-Дону. 1965 и след.: Гражданское
пра¬во. В 2-х т. / Под ред. Суханова Е.А. М.,
1993. Т.2. С. 273 Автор - Г.П. Савичев).
Из выше сказанного определения договора
перевозки груза выте¬кает, что договор
грузовой перевозки - взаимный и возмездный.
Он считается заключенным лишь после передачи
груза перевозчику и, следовательно, относится
к числу реальных договоров. Только на
морском транспорте договор перевозки,
именуемый договором фрахтования или
чартером (см. выше), является консенсуальным.
Договор перевозки груза - строго формальны
и договор. Он всегда заключается в письменной
форме, причем часто с соблюдением обязательных
реквизитов, которые установлены законодательством.
Как правило договор перевозки груза носит
публичный характер, Однако для признания
договора грузовой перевозки публичным
требуется соблюдение ряда условий.
Во-первых, в качестве перевозчика должна
выступать специализи¬рованная коммерческая
организация, осуществляющая перевозки
транспор¬том общего пользования.
Во-вторых, в соответствии с транспортным
законодательством или лицензией эта
организация должна быть наделена функциями
общественного возчика, обязанного осуществлять
перевозки по требованию всякого, кто
обратился.
В-третьих, эта организация должна быть
включена в особый пере¬чень лиц, обязанных
осуществлять перевозки транспортом общего
пользова¬ния, который подлежит обязательному
опубликованию.
Для заключения договора должна применяться
система единого документа, предусмотренная
ГК РФ. Заполнение и выдача такого документа
имеет важное доказательственное значение.
В зависимости от вида доку¬мента, служащего
оформлению перевозки, выделяются:
а) система накладной, применяемой практически
на всех видах транспорта;
б) система коносамента;
в) система чартера, применяемые обычно
на морском транспорте.
В ряде случаев системы могут комбинироваться.
Порядок заключения договора перевозки
зависит от его природы. Заключение реального
договора приурочивается к моменту вручения
перевозчику груза вместе с сопроводительными
документами. Если перевозка оформляется
консенсуальным договором фрахтования,
он заключается в об¬щем порядке, предусмотренном
для гражданско-правовых договоров.
Договор обычно заключается с транспортной
организацией пункта отправления груза.
Если перевозка осуществляется в пределах
сферы деятельности транспортной организации,
заключившей договор, она и является субъектом
договора на стороне перевозчика. При
прямых перевозках одним видом транспорта
или прямых смешанных перевозках возникает
обязатель¬ственное правоотношение с
множественностью лиц-соперевозчнков.
Каждый из них, принимая груз от предыдущей
организации, исполняет свою обязан¬ность
по перевозке на соответствующем участке
движения груза, возникшую из договора,
который был заключен первой транспортной
организацией. За¬ключая договор перевозки,
транспортная организация пункта отправления
выступает как от своего имени, так и от
имени всех других, участвующих в исполнении
обязательства перевозки лиц в качестве
их представителя. Пред¬ставительство
в данном случае основано на указании
закона или договорах между транспортными
организациями.
II. Стороны в договоре перевозки грузов.
Правовое положение грузополучателя.
Содержание договора
Договор перевозки грузов заключают транспортная
организация и грузоотправитель (грузовладелец).
Если после доставки в пункт назначения
груз подлежит выдаче самому отправителю,
то круг участников обязательст¬ва перевозки
этим и ограничивается. Чаще всего, однако,
в качестве грузополучателя указывается
третье лицо, которое является контрагентом
отпра¬вителя по договору (купли-продажи
и др.). Ему и должен быть выдан груз в пункте
назначения. Поэтому природа договора
перевозки вызывает споры. В основном
они ведутся вокруг фигуры грузополучателя.
Одни авторы пола¬гают, что последний
является самостоятельным участником
договора, а сам договор носит трехсторонний
характер5. Другие авторы придерживаются
мнения, что в договоре перевозки отправитель
и получатель груза являются одной стороной
договора6. Существует мнение, что договор
грузовой пере¬возки является договором
о вручении исполнения третьему лицу7.
Наконец, наиболее распространена точка
зрения, что это договор в пользу третьего
ли¬ца. Она появилась еще в 20-е годы (ранее,
в праве дореволюционной России перевозка
считалась видом подряда), когда были опубликованы
первые рабо¬ты на эту тему8.
______________________
5 Тарасов М.А. Договор перевозки. Ростов-на-Дону,
1965. Стр. 123 и след.: Гражда некое право.
В 2-х томах/ Под ред. Суханова Е.А. Москва,
1993. Том 2. стр.173
6 Либба И.П. Перевозочные документы по
Уставу железных дорог СССР: В сборнике
«Основные вопросы железнодорожного права».
Москва. 1925. Стр. 215
7 Яичков К.К. Договор железнодорожной
перевозки грузов. Москва. 1958. Стр. 143-144.
8 Черепахин Б.Б. Ответственность грузополучателя
по договору перевозки. Иркутск. 1927. Стр.
7.
Гусаков А.Г. Железнодорожное право по
законодательству СССР. Москва. 1929. Стр.
47 и др.
Рассмотрим более подробно, кто может
являться субъектами дого¬вора перевозки
груза. Это, прежде всего перевозчик и
грузоотправитель.
Отправителями (получателями) грузов могут
быть любые субъекты гражданского права.
Перевозчиком же может быть лишь коммерческая
организация или индивидуальный предприниматель,
наделенные правом осуще¬ствлять грузовые
перевозки на основании лицензии. Не являются
перевозчиками те лица, которые хотя и
имеют лицензию на транспортную деятель¬ность,
но осуществляют перемещение грузов для
собственных нужд. Договор обычно заключается
с транспортной организацией пункта отправления
груза. Если перевозка осуществляется
в пределах сферы деятельности транспорт¬ной
организации, заключившей договор, она
и является субъектом на сто¬роне перевозчика.
При прямых перевозках одним видом транспорта
или пря¬мых смешанных перевозках возникает
обязательственное правоотношение с множественностью
лиц-соперевозчиков. Каждый из них, принимая
груз от предыдущей организации, исполняет
свою обязанность по перевозке на соответствующем
участке движения груза, возникающую из
договора, который был заключен первой
транспортной организацией. Заключая
договор перевозки, транспортная организация
пункта отправления выступает от имени
всех других, участвующих в исполнении
обязательства перевозки лиц в качестве
их представителя. Представительство
в данном случае основано на ука¬зании
закона (как это имеет место на железнодорожном
транспорте) или на договорах между транспортными
организациями. Соперевозчики стано¬вятся
субъектами правоотношений по перевозке,
причем отправитель дает согласие на их
участие в договоре, подписывая накладную,
в которой указыва¬ются путь следования
и пункты перевалки. Наконец, в определенных
случаях единственным перевозчиком является
оператор комбинированной пе¬ревозки.
Тогда множественности лиц на стороне
перевозчика не возникает. Содержание
договора перевозки грузов составляют
права и обязанности сто¬рон. Основные
обязанности перевозчика включают в себя:
своевременную подачу транспортных средств
для перевозки грузов, своевременную доставку
' грузов в пункт назначения, уведомление
получателя о прибытии груза; обя¬занности
отправителя (получателя) состоят в своевременном
предъявлении груза к перевозке, своевременном
получении доставленного груза и оплате
за оказанные услуги транспортной организации.
В соответствии со ст. 791 ГК РФ перевозчик
обязан подать отправителю груза под погрузку
в установлен¬ный срок исправные транспортные
средства в состоянии, пригодном для пе¬ревозки
соответствующего груза. Отправитель
груза вправе отказаться от поданных транспортных
средств, не пригодных для перевозки соответствующе¬го
груза. Например, ст. 27 УЖД говорится об
обязанности железной дороги подавать
под погрузку исправные, внутри и снаружи
очищенные, в необходимых случаях промытые
и продезинфицированные, годные для перевозки
конкретных грузов вагоны, контейнеры
со снятыми приспособлениями для крепления,
за исключением несъемных. Подготовка
под налив цистерн, бункерных полувагонов,
принадлежащих организациям железнодорожного
транспорта, проводится железной дорогой
или грузоотправителями за счет железной
дороги в соответствии с заключенными
между ними договорами. Пригодность же
в коммерческом отношении вагонов, контейнеров
определя¬ется грузоотправителями, если
погрузка осуществляется ими и железной
до¬рогой, если погрузка осуществляется
ею. По сложившейся арбитражной практике
пригодность транспортных средств определяется
грузоотправите¬лем, т.к. он имеет право
отказа от непригодного к перевозке транспортного
средства. Грузоотправитель обязан подготовить
грузы к перевозке таким об¬разом, чтобы
обеспечивать безопасность движения,
сохранность грузов, ва¬гонов, контейнеров
(ст. 25 УЖД). Грузы, нуждающиеся в предохранении
от утраты, порчи или повреждения должны
предъявляться в исправной таре, со¬ответствующей
стандартам или, по крайней мере, обеспечивающую
их пол¬ную сохранность. При несоблюдении
этого требования транспортная органи¬зация
вправе отказать в приеме груза. По усмотрению
отправителя груз мо¬жет быть сдан к перевозке
с объявленной ценностью. Использование
послед¬ней облегчает доказательство
стоимости груза при его утрате или поврежде¬нии.
Одним из условий, обеспечивающих сохранность
груза в процессе пере¬возки, является
его маркировка, т.е. нанесение на груз
определенных надпи¬сей и условных знаков
для определения принадлежности груза,
его особен¬ностей, соблюдения мер предосторожности
(например, "верх", "стекло", "не
кантовать") и т.д. При перевозке многих
видов грузов необходимо предста¬вить
сертификат их качества, а при перевозке
животных и птиц - карантин¬ные (ветеринарные)
документы. Вес груза может быть определен:
а) взвеши¬ванием; и) по трафарету на каждом
грузовом месте; в) по стандарту при перевозке
грузов, упакованных в тару стандартной
вместимости; г) расчетным способом (например,
по обмеру или по осадке судна); д) условно
(животных, автомобилей и др.) Способ определения
веса груза указывается в транспорт¬ных
документах. Погрузка, как правило, производится
грузоотправителем или за его счет в зависимости
от места погрузки. Например, в местах
общего пользования железная дорога сама
осуществляет погрузку и выгрузку в ва¬гоны
и автомобили и взимает за это сбор с грузоотправителей
(грузополучате¬лей) в размере, указанном
в Тарифном руководстве (ст. 28 УЖД). Транс¬портная
организация обычно не отвечает за не
сохранность груза, если его утрата произошла
вследствие обстоятельств, связанных
с действиями отпра¬вителя по погрузке.
Лишь при морских перевозках за правильное
размеще¬ние, крепление и сепарацию грузов
на судне во всех случаях отвечает пере¬возчик
(ст. 132 КТМ). Погрузка и выгрузка, осуществляемые
силами и сред¬ствами отправителя (получателя)
груза, должны производиться в срок, пре¬дусмотренный
договором, если такие сроки не установлены
транспортными уставами, кодексами и издаваемыми
в соответствии с ними правилами (пункт
3 ст. 791 ГК РФ). В большей части действующих
транспортных актов и правил установлены
нормативные сроки выгрузки. На морском
транспорте продолжительность сроков
погрузки и выгрузки, именуемых сталийным
временем, определяется соглашением сторон,
а при отсутствии такого со¬глашения сроками,
обычно принятыми в соответствующем порту,
(ст. 134 КТМ). Стороны могут установить дополнительный
срок ожидания судна под погрузкой (контрсталийное
время) и размер соответствующей платы
(деме¬редж), а также вознаграждение за
окончание погрузки до истечения сталий¬ного
времени (диспач) (ст. 135 КТМ). Перевозчик
имеет право по истечении контрсталийного
времени отправить судно в плавание, если
даже весь услов¬ленный груз не погружен
на судно по причинам, не зависящим от
перевоз¬чика. При этом он сохраняет право
на получение полного фрахта (ст. 136 КТМ).
Если погрузка или выгрузка не закончены
в установленные сроки, на¬ступает простой
перевозочных средства за который с отправителя
или полу¬чателя взыскивается штраф. Таким
образом, обязанности перевозчика подать
транспортные средства соответствует
обязанность отправителя (получателя)
предъявить груз к перевозке и принять
в пункте назначения.
Доставка груза - основная обязанность
перевозчика. Ее исполнение требует соблюдения
срока доставки, обеспечение сохранности
перевозимого груза. Срок в обязательстве
перевозки - это промежуток времени, в
течение которого груз должен быть доставлен
в пункт назначения. В соответствии со
ст. 791 ГК РФ перевозчик обязан доставить
груз в пункт назначения в сроки, определенные
транспортным законодательством, а при
отсутствии таких сроков - в разумный срок.
При смешанных перевозках сроки доставки
опре¬деляются по совокупности сроков,
исчисляемых на основании правил, дейст¬вующих
на соответствующих видах транспорта.
Срок доставки соблюден, если в пункте
назначения груз выгружен средствами
перевозчика или вагоны (суда) поданы под
разгрузку средствами получателя до истечения
установ¬ленного (согласованного) срока
доставки. При этом учитываются и особые
обстоятельства, вызвавшие задержку в
доставке грузов. Не считается, напри¬мер,
просрочкой в доставке задержка грузов,
следовавших в прямом смешан¬ном железнодорожном
сообщении и оставшихся в портах или на
пристанях после закрытия навигации. За
сохранность груза перевозчик отвечает
с мо¬мента принятия его к перевозке и
до выдачи получателю. Он обязан прини¬мать
все возможные и зависящие от него меры
по обеспечению сохранности груза. После
принятия к перевозке груз хранится в
пункте отправления, а также в период транспортировки
бесплатно. Плата за хранение взыскивается,
если груз сдается ранее срока приема
его к перевозке. После прибытия груза
в пункт назначения он хранится бесплатно
в течение времени, установлен¬ного правилами
или соглашениями сторон, а затем за плату.
При перевозках в прямом смешанном сообщении
перевозчик обязан передать груз на другой
вид транспорта перевалка, порядок и условия
которой определяются догово¬рами между
транспортными организациями. В ходе транспортировки
дого¬вор может подвергнуться изменениям
двух видов (ст. 110 ВК, от. 127 КТМ, ст. 37-38 УЖД,
ст. 92-93 УВВТ):
1. Грузоотправитель вправе изменить указанного
в накладной грузополучателя без изменения
пункта назначения;
2. Допускается изменение пункта назначения,
т.е. его переадресов¬ка. Заявление о переадресовке
груза может быть подано грузоотправителем,
грузополучателем, а также иными лицами,
уполномоченными на то над¬лежащим образом.
Переадресовка разрешается лишь с согласия
перевозчика. Перевозка грузов после переадресовки
о4зормляется новой накладной, со¬ставляемой
в пункте переадресовки. Срок доставки
груза при этом меняется. Организация,
по заявлению которой произведено изменение,
является ответ¬ственной перед первоначальным
грузополучателем и обязана урегулировать
расчеты между отправителем, первоначальным
и фактическим получателями.
Совершение операций по выдаче и приемке
груза завершает испол¬нение договора
перевозки. Транспортная организация
обязана сообщить по¬лучателю о прибытии
в его адрес груза в установленные сроки.
Прибывший в адрес получателя груз должен
быть принят получателем, а в соответствую¬щих
случаях вывезен с территории станции
(порта, пристани). Такая обязан¬ность
лежит на. получателе даже тогда, когда
в его адрес прибыл не заказан¬ный им груз.
В таком случае груз принимается на ответственное
хранение и его дальнейшая судьба определяется
отправителем. Получатель вправе отка¬заться
от получения груза только при том условии,
если качество груза вследствие порчи
или повреждения изменилось настолько,
что возможность его полного или частичного
использования. Если при следовании или
в пункте назначения груза обнаружены
недостача или порча груза, то перевоз¬чик
обязан выдать грузополучателю коммерческий
акт, составленный в над¬лежащей форме.
Получение груза должно быть надлежащим
образом оформ¬лено, что охватывается
понятием раскредитование документов
или выкуп груза и удостоверяется соответствующим
образом на накладной (коноса¬менте). При
несвоевременном получении груза получатель
должен внести плату за хранение. По истечении
установленных сроков хранения груз под¬лежит
реализации. Реализации подлежат и грузы,
прибывшие без сопроводи¬тельных документов.
Важнейшей обязанностью грузоотправителя
является внесение провозной платы и иных
платежей (за дополнительно оказанные
услуги - погрузка, хранение, штрафы за
простой транспортных средств и пр.). Её
размер устанавливается соглашением сторон,
если иное не предусмотрено транспортным
законодательством (от. 790 ГК РФ). Такое
исключение сделано в отношении транспорта
общего пользования, где провозная плата
принимает форму твердого тарифа, утвержденного
транспортными уставами и кодек¬сами.
Размер этого тарифа определяют федеральные
исполнительные органы и органы управления
субъектов РФ. Провозная плата обычно
должна быть внесена грузоотправителем,
допускается также перевод платежной
обязанно¬сти на получателя. Перевозчик
наделен правом удержания груза в целях
обеспечения причитающихся ему платежей.