Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:04, курсовая работа
Итак, цель данной работы – исследовать особенности договора розничной купли-продажи. Исходя из поставленной цели, я ставлю перед собой следующие задачи:
- рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи, в частности понятие договора, сферу его применения, разновидности и его форма;
- проанализировать правовое регулирование договора розничной купли-продажи;
- исследовать особенности содержания договора розничной купли-продажи, порядок его заключения, правило публичной оферты;
1. Введение
1) Предмет розничной купли-продажи
2) Понятие и особенности договора розничной купли-продажи
3) Разновидности договора розничной купли-продажи
4) Права и обязанности покупателя по договору
5) Права и обязанности продавца по договору
2. Заключение
3. Литература
Важно отметить, что указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителя на русском языке. Запрещена продажа на территории Российской Федерации импортных продуктов питания без информации о них на русском языке.
В связи с этим торговые предприятия обязаны обеспечить перевод этой информации на те товары, которые были ввезены в Россию до введения в действие указанного Постановления.
При этом необходимый текст может быть помещен непосредственно на упаковке или этикетке товара, либо на листке-вкладыше и прилагаться к товару при передаче его покупателю, либо в виде аннотации выставлен в торговом зале вместе с образцами реализуемых товаров.
Итак, продавец обязан довести до покупателя необходимую и достоверную информацию. Такой комплекс информации должен в себя включать:
1) информация об изготовителе (исполнителе);
2) информация о товарах.
Первый информационный блок «информация об исполнителе» в соответствии со ст.9 Закона «О защите прав потребителей» должен включать: фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Кроме того, продавец индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Данная информация должна быть размещена на вывеске.
Более того, если виды деятельности, осуществляемой продавцом, подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также информация об органе, выдавшем эту лицензию.
Причем названная информация должна быть доведена до покупателя даже при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (п.3 ст.9 Закона «О защите прав потребителей»).
Второй информационный блок – «информация о товаре» в соответствии со ст.10 Закона «О защите прав потребителей». Применительно к розничной купли-продажи, она в обязательном порядке должна содержать:
· обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары;
· сведения об основных потребительских свойствах товаров, а в отношении продуктов питания - сведения о составе (в том числе перечень использованных в процессе их изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок), о весе и об объеме, о калорийности продуктов питания, о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а также противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний, утверждается Правительством Российской Федерации;
· цену и условия приобретения товаров;
· гарантийный срок, если он установлен;
· правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
· срок службы или срок годности товаров, установленный в соответствии с Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
· место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;
· информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров соответствующим государственным стандартам;
· информацию о правилах продажи товаров.
Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
Как мы уже отметили, отдельные законодательные акты могут содержать специальные требования к форме и содержанию обязательной информации о товаре. Так, например, о дополнительных требованиях, предъявляемых к этикеткам, ярлыкам либо листкам-вкладышам упакованных пищевых продуктов действует Федеральный закон от 2 января 2000 г. №29-ФЗ[1]. Отдельно можно выделить Постановление об утверждений Перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний, от 23 апреля 1997 г. №481[2]. Согласно Указу Президента РФ от 7 февраля 1996 г. №161[3] при розничной и мелкооптовой реализации алкогольной и табачной продукции иностранного производства продавцы обязаны помимо информации, предоставляемой в обязательном порядке в соответствии с настоящей статьей, предоставлять информацию о производителе продукции, месте ее изготовления, а также об организации-импортере продукции и таможенном пункте, на котором были произведены пересечение таможенной границы и таможенное оформление конкретной партии продукции.
Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров государственным стандартам, представляется в виде маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и (или) способом, установленным законами, иными правовыми актами или обычно предъявляемыми требованиями, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей. Продукты питания, упакованные или расфасованные на территории Российской Федерации, должны быть снабжены информацией о месте их изготовления.
Согласно п.2 ст.495 ГК РФ
покупатель вправе до заключения договора
розничной купли-продажи
Выделим еще одну обязанность
продавца. Закон "О защите прав потребителей"
устанавливает обязанность
Закон "О защите прав потребителей" не устанавливает предельный размер расстояния по доставке крупногабаритных товаров для ремонта, уценки, замены товара. Однако в соответствии с п.6 ст.18 Закона "О защите прав потребителей" при отсутствии продавца или организации, выполняющей функции продавца на основании договора с ним, в месте нахождения покупателя доставка и возврат товаров могут осуществляться покупателем.
Закон "О защите прав потребителей" возлагает на продавца обязанность возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и возвратом товара, в случае, если потребитель произвел эту доставку. При доставке товаров силами потребителя потребитель определяет наиболее удобный для себя способ доставки до места ремонта (замены), а также количество человек, сопровождающих товар. Вместе с тем продавец (изготовитель) обязан возместить потребителю только необходимые расходы, то есть расходы, произведенные в пределах разумного. В случае возникновения разногласий по размеру возмещения спор решается в судебном порядке.
Обязанность продавца (изготовителя) возместить потребителю расходы по доставке товара возникает только в случае продажи товара с недостатками. Если продавцом будет доказана вина потребителя в возникновении недостатков товара, то он вправе отказать потребителю в возмещении понесенных им расходов по доставке товара.
Наряду с комплексом обязанностей продавец наделен правами. Продавец вправе:
- Установить на товар
дополнительный гарантийный
- Отказаться от исполнения договора в случае:
· неявки покупателя (или несовершение им иных необходимых действий) для принятия товара в определенный договором срок (ст.496 ГК РФ).
· неоплаты покупателем
товара в установленный договором
срок, когда договором розничной
купли-продажи предусмотрена
· отказа покупателя, в нарушение договора купли-продажи, принять и оплатить товар (ст.486 ГК РФ).
· неосуществления покупателем в установленный договором срок очередного платежа за проданный в рассрочку и переданный ему товар, если иное не предусмотрено законом или договором (ст.489 ГК РФ).
- Отказаться полностью или частично от удовлетворения требований покупателя о передаче ему недостающего количества товара, замене товара, не соответствующего условиям договора купли-продажи о качестве, об устранении недостатков товара, о доукомплектовании товара или о замене некомплектного товара комплектным, о затаривании и (или) об упаковке товара либо о замене ненадлежащей тары и (или) упаковки товара, впрочем, если докажет, что невыполнение покупателем обязанности известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи в установленный (разумный) срок повлекло невозможность удовлетворить его требования или влечет для продавца несоизмеримые расходы по сравнению с теми, которые он понес бы, если бы был своевременно извещен о нарушении договора (ст.483 ГК).
- Потребовать от покупателя принять товар или отказаться от исполнения договора в случаях, когда покупатель в нарушение закона, иных правовых актов или договора купли-продажи не принимает товар или отказывается его принять (ст.484 ГК).
- Потребовать оплаты товара и, возможно, уплаты процентов в соответствии со статьей 395 ГК, если покупатель своевременно не оплачивает переданный в соответствии с договором купли-продажи товар (ст.486 ГК).
- Потребовать оплаты
переданного товара или
Заключение
При заключении договора розничной купли-продажи требуется умение правильно его составить и понять. Практика показывает, что тщательное формулирование договорных условий является одним из надежных средств избежать возникновения трудно устранимых недоразумений в последующем, особенно, принимая во внимание многоаспектность возникающих при заключении и исполнении контракта проблем Интересы продавца и покупателя далеко не совсем совпадают и в случае ненадлежащего исполнения обязательств должником кредитор несет убытки. И, зачастую, затраты времени и сил на его юридическое преследование, во-первых, могут быть весьма обременительными и, во-вторых, оказаться в конечном счете напрасными, если у неисправного должника не будет достаточно денежных средств или иного имущества, на которое может быть обращено взыскание. Следовательно, необходимо взвесить риск несоблюдения условий договора и постараться изыскать средства снижения вероятных неблагоприятных последствий.
Учитывая правила толкования терминов, необходимо стремиться к тому, чтобы достигнутое соглашение наиболее четко отражалось в тексте договора, воплощалось в формулировках одинаково понимаемых каждой стороной и не допускающих произвольной интерпретации.
Одна из проблем развития правового регулирования договора розничной купли- продажи – это совершенствование законодательства. Логичным представляется пересмотр легальной классификации договора розничной купли-продажи, более детальное урегулирование отдельных его разновидностей, например, договора купли-продажи через торговые автоматы. В целом же следует констатировать вполне достаточный уровень правового регулирования самого массового договора
– договора розничной купли-продажи.
литература
1. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). Изд. 3-е, испр. и доп. / Под ред О.Н.Садикова - М.:Юридическая фирма Контракт; Инфра – М. - 2009.
2. Комментарий к части второй
Гражданского Кодекса
3.. Постатейный комментарий к Закону РФ "О защите прав потребителей" / Под ред. Я.Е. Парция – М.: Фонд «Правовая культура». – 2009.
4. Смирных А.Г. Защита интересов добросовестного приобретателя // Журнал российского права. - №11. - ноябрь 2008 г.
5. Сковородко А. Права и
6. Сергеев А. П., Толстой Ю. К. Учебник по гражданскому праву. Часть 2. - М.: Проспект. - 2009.
7. Эрдлевский А.М. Компенсация морального вреда. – М.: БЕК. – 2008.