Договор страхования транспортных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 19:28, реферат

Описание работы

В качестве выгодоприобретателя выступает юридическое или физическое лицо, в пользу которого заключен договор страхо­вания транспортного средства и которое вправе получить от страховщика страховое возмещение в пределах страховой суммы при наступлении страхового случая. Таким лицом может быть собственник или арендодатель транспортного средства, в пользу которого и заключает договор страхования другое лицо, экс­плуатирующее его транспортное средство на основании соответ­ствующего договора или по доверенности.

Файлы: 1 файл

Реферат по страховому праву.docx

— 23.18 Кб (Скачать файл)

Реферат по страховому праву

Договор страхования транспортных средств

Субъектами страхования  транспортных средств являются страхователь, страховщик и выгодоприобретатель.

Страхователь — юридическое  или дееспособное физическое лицо, которое владеет транспортным средством на правах собственности, по договору аренды, финансового лизинга, имущественного найма, по соглашению о совместной деятельности или эксплуатирует его по доверенности. Страхователь должен быть заинтересован в страховой защите транспортного средства от страховых случаев, т.е. в возмещении убытков от возможных его повреждений, гибели или утраты. При отсутствии заинтересованности в сохранении транспортного средства, основанной на законе, ином правовом акте или договоре, заключенный договор страхования считается недействительным (ч. 1 и 2 ст. 930 ГК РФ).

Страховщиком является страховая коммерческая организация — юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществле­ние страхования транспортных средств или Общество взаимного страхования. Последнее является, как правило, некоммерческой организацией, создающейся на условиях добровольного объеди­нения денежных средств в виде вступительных и членских взно­сов юридическими и/или физическими лицами для целей стра­хования транспортных и других имущественных рисков членов этого Общества и ведения его дела.

В качестве выгодоприобретателя  выступает юридическое или физическое лицо, в пользу которого заключен договор  страхо­вания транспортного средства и которое вправе получить от страховщика страховое возмещение в пределах страховой суммы при наступлении страхового случая. Таким лицом может быть собственник или арендодатель транспортного средства, в пользу которого и заключает договор страхования другое лицо, экс­плуатирующее его транспортное средство на основании соответ­ствующего договора или по доверенности.

Предметом страхования  всегда является конкретное транспортное средство. Объектом договора страхования  этого средства являются имущественные  интересы страхователя (выгодоприобретателя), связанные с сохранением, восстановлением  транспортного средства при наступлении  страхового случая с ним и потребностью в дополнительных средствах для  этих целей. Это подтверждается более  чем вековой мировой практикой  страхования и разбирательства  страховых исков в судах. Еще  в 1883 г. английский судья, вынося решение  по делу Costellain V. Preston, сказал: «Что застраховано по огневому полису? Не кирпичи, не строительные материалы — но интерес страхователя в объекте страхования».

Полный перечень транспортных средств, которые могут приниматься  на страхование страховыми организациями, составить достаточно затруднительно из-за многообразия их типов, видов, моделей, марок и функционального назначения. Применительно к существующей классификации видов страхования транспортных средств можно выделить следующие транспортные средства (предметы страхования) по их типам и видам:

Не принимаются на страхование  транспортные средства:

    • имеющие истекший срок эксплуатации;
    • техническое состояние или условия эксплуатации которых предопределяют высокую вероятность наступления страхового случая;
    • арестованные, конфискованные, подлежащие изъятию по решению органов государственной власти;
    • находящиеся в зоне объявленного стихийного бедствия, кроме случаев заключения нового договора перед истечением срока действующего договора страхования.

Об обязательном страховании гражданской  ответственности владельцев транспортных средств

Начиная с 1 июля 2002 г. существует порядок  и действует механизм проведения данного вида страхования, который  изложен в следующих документах:

- Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании  гражданской ответственности владельцев  транспортных средств" (далее  - Закон N 40-ФЗ);

- Страховые тарифы по обязательному  страхованию гражданской ответственности  владельцев транспортных средств,  утвержденные Постановлением Правительства  РФ от 07.05.2003 N 264 (далее - Страховые  тарифы);

- Правила обязательного страхования  гражданской ответственности владельцев  транспортных средств, утвержденные  Постановлением Правительства РФ  от 07.05.2003 N 263 (далее - Правила N 263).

Срок действия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств - один год. Но возникает вопрос: о каком годе идет речь - о календарном или текущем?

В вышеуказанных Правилах нет никаких  ограничений, поэтому действует  общий порядок. Технический осмотр транспортных средств осуществляется в течение года на срок - один год, поэтому срок действия договора обязательного  страхования - один год с момента  его заключения.

Статьей 942 ГК РФ установлены  существенные условия договора страхования.

При заключении договора имущественного страхования между страхователем  и страховщиком должно быть достигнуто соглашение:

1) об определенном имуществе  либо ином имущественном интересе, являющемся объектом страхования;

2) о характере события, на  случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая);

3) о размере страховой суммы;

4) о сроке действия договора.

Объекты, подлежащие обязательному  страхованию гражданской ответственности  владельцев транспортных средств, и  риски, от которых эти объекты  должны быть застрахованы, определены Законом N 40-ФЗ.

Объектом обязательного страхования  в данном случае являются имущественные  интересы, связанные с риском гражданской  ответственности владельца транспортного  средства по обязательствам, возникающим  вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших  при использовании транспортного  средства на территории Российской Федерации.

К страховому риску по обязательному  страхованию относится наступление  гражданской ответственности по обязательствам, указанным выше, за исключением случаев возникновения  ответственности вследствие:

а) причинения вреда при использовании  иного транспортного средства, чем  то, которое указано в договоре обязательного страхования;

б) причинения морального вреда или  возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды;

в) причинения вреда при использовании  транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах;

г) загрязнения окружающей природной  среды;

д) причинения вреда воздействием перевозимого груза, если риск такой  ответственности подлежит обязательному  страхованию в соответствии с  законом о соответствующем виде обязательного страхования;

е) причинения вреда жизни или  здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем  виде обязательного страхования  или обязательного социального  страхования;

ж) обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением  вреда работнику;

з) причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу  к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию;

и) причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или  его разгрузке, а также при  движении транспортного средства по внутренней территории организации;

к) повреждения или уничтожения  антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих  историко-культурное значение, изделий  из драгоценных металлов и драгоценных  и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности;

л) обязанности владельца транспортного  средства возместить вред в части, превышающей  размер ответственности, предусмотренный  правилами гл.59 ГК РФ (если более  высокий размер ответственности  установлен федеральным законом  или договором).

Структура страхового тарифа и порядок  применения страховых тарифов страховщиками  при определении страховой премии установлены разд.II и III Страховых тарифов.

Заявление о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства приведено в Приложении N 1 к Правилам N 263.

В соответствии с п.3 ст.940 ГК РФ страховщик при заключении договора страхования  вправе применять разработанные  им или объединением страховщиков стандартные  формы договора (страхового полиса) по отдельным видам страхования.

Согласно п.24 Правил N 263 документом, удостоверяющим осуществление обязательного  страхования, является страховой полис  обязательного страхования, оформляемый  страховщиком по форме, приведенной  в Приложении N 2 к вышеуказанным  Правилам.

В соответствии с п.1 ст.252 НК РФ расходами  признаются обоснованные и документально  подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными  расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые  затраты при условии, что они  произведены для осуществления  деятельности, направленной на получение  дохода.

В соответствии со ст.9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском  учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные  операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании  которых ведется бухгалтерский  учет. Первичные учетные документы  принимаются к учету, если они  составлены по форме, содержащейся в  альбомах унифицированных форм первичной  учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена  в этих альбомах, должны содержать  обязательные реквизиты, приведенные  в п.2 данной статьи Закона N 129-ФЗ.

Пунктом 1 Постановления Правительства  РФ от 08.06.1997 N 835 "О первичных учетных  документах" функции по разработке и утверждению альбомов унифицированных  форм первичной учетной документации и их электронных версий возложены  на Госкомстат России. Содержание и  состав вышеуказанных форм согласовываются  с Минфином России и Минэкономразвития  России.

Учитывая вышеизложенное, заявление  о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств может служить основанием для признания расходов для целей налогообложения прибыли в совокупности с другими первичными документами. При этом это заявление не является документом, удостоверяющим факт заключения договора страхования согласно п.2 ст.432 ГК РФ.

3. Налогообложение прибыли страховых  организаций

В гл.25 НК РФ приведен исчерпывающий  перечень резервов, формируемых организациями  и признаваемых для целей налогообложения  прибыли.

Подпунктом 1 п.2 ст.294 НК РФ определено, что к расходам страховых организаций, понесенных при осуществлении страховой  деятельности, относятся, в частности, суммы отчислений в страховые  резервы (с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах), формируемые на основании законодательства о страховании в порядке, установленном  федеральным органом власти по надзору  за страховой деятельностью.

В соответствии со ст.26 Закона N 4015-1 для  обеспечения выполнения принятых страховых  обязательств страховщики в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации, образуют из полученных страховых взносов необходимые для предстоящих страховых выплат страховые резервы.

Согласно п.3 ст.22 Закона N 40-ФЗ при  осуществлении обязательного страхования  страховщики образуют резерв гарантий и резерв текущих компенсационных  выплат.

Перечень страховых резервов, образуемых страховой организацией, определен  п.6 Правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование  жизни, утвержденных Приказом Минфина  России от 11.06.2002 N 51н (далее - Правила N 51н). В вышеприведенном Перечне резерв гарантий и резерв компенсационных  выплат не поименованы.

Исходя из содержания п.2 ст.27 Закона N 40-ФЗ требования потерпевших о компенсационных  выплатах в рамках обязательного  страхования гражданской ответственности  владельцев транспортных средств удовлетворяются  профессиональным объединением за счет средств, в том числе направленных членами профессионального объединения (страховщиками) из резервов гарантий и резервов текущих компенсационных  выплат.

Таким образом, в рамках действующего законодательства отчисления в резерв гарантий и резерв компенсационных  выплат не могут учитываться в  составе расходов страховой организации  в соответствии с п.10 ст.294 НК РФ.

Согласно пп.29 п.1 ст.264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством  и реализацией, относятся взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов  и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками - плательщиками  таких взносов, вкладов или иных обязательных платежей.

Таким образом, страховщики относят  средства из резерва гарантий и резерва  текущих компенсационных выплат, перечисленные в профессиональное объединение (Российский союз автостраховщиков), в состав расходов в целях обложения  налогом на прибыль в соответствии с пп.29 п.1 ст.264 НК РФ.

Многие страховые организации  задают вопрос: будет ли страховая  премия, используемая для расчета  резерва незаработанной премии, в  целях налогообложения прибыли  по обязательному страхованию гражданской  ответственности владельцев транспортных средств уменьшаться на суммы  начисленных резерва гарантий и  резерва текущих компенсационных  выплат?

Информация о работе Договор страхования транспортных средств