Договорные и недоговорные обязательства в сфере маркетинговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 13:35, реферат

Описание работы

Именно свобода договора лежит в основе определения сторонами своих прав и обязанностей, выражающихся в содержании договора. Гражданские права и обязанности, порождаемые, изменяемые или прекращаемые договором, составляют содержание обязательственного отношения, возникающего из договора. К обязательствам, возникающим из договора, применяются общие положения об обязательствах, если иное не предусмотрено общими правилами о договорах и правилами об отдельных видах договоров (пп. 2, 3 ст. 420 ГК РФ).

Содержание работы

1.Договорные обязательства в сфере маркетинговой деятельности.
1.1. Предпринимательский договор.
1.2. Значение договора.
1.3.Виды договоров.
2.Недоговорные обязательства в сфере маркетинговой деятельности.
2.1.Виды недоговорных обязательств.
2.2.Иные виды недоговорных обязательств.
3.Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат по прав.регул..docx

— 38.64 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт экономики и управления

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефератная работа

по дисциплине

 

«Правовое регулирование маркетинговой деятельности»

Тема

«Договорные и недоговорные обязательства в сфере маркетинговой деятельности»

 

 

 

Выполнил: студент группы М-301

Сычкова К.В.

 

(дата  и подпись)

 

           Руководитель: Латыпова Г.С.       

(дата  и подпись) 

 

 

 

 

Уфа – 2013

Содержание

1.Договорные  обязательства в сфере маркетинговой  деятельности.

1.1. Предпринимательский договор.

1.2. Значение договора.

1.3.Виды  договоров.

2.Недоговорные  обязательства в сфере маркетинговой  деятельности.

2.1.Виды недоговорных обязательств.

2.2.Иные  виды недоговорных обязательств.

3.Список  использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Договорные обязательства в  сфере маркетинговой деятельности.

1.1. Предпринимательский договор.

Как известно, хорошая ориентация в договорах позволяет предпринимателю быстро и верно выбрать оптимальную форму взаимоотношений с другими предпринимателями.

Гражданско-правовой договор юридически закрепляет отношения между партнерами, выражающие их общую волю; договор придает этим отношениям характер обязательств, которые защищаются силой закона.

Согласно п. 1 ст. 420 ГК РФ договор представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Договором признается лишь соглашение, вытекающее из намерения участников породить те или иные гражданско-правовые последствия. Поэтому можно сделать вывод о том, что всякий договор может быть признан соглашением, но не всякое соглашение может быть признано договором.

Термин «договор» употребляется в гражданском праве в различных значениях:

  1. как юридический факт, лежащий в основе обязательства;
  2. как непосредственно договорное обязательство;
  3. как документ, в котором закреплен факт установления обязательственного правоотношения. Поэтому для практических целей важно определять, в каком именно из приведенных значений употребляется термин «договор» в той или иной норме Гражданского кодекса РФ.

Договор — это наиболее распространенный вид сделок. Договор подчиняется общим для всех сделок правилам. К обязательствам, возникающим из договора, применяются общие положения об обязательствах, если иное не предусмотрено общими правилами о договорах и правилами об отдельных видах договоров (пп. 2, 3 ст. 420 ГК РФ).

Как и любая сделка, договор является волевым актом. Он представляет собой не разрозненные волевые действия двух или более лиц, а единое волеизъявление, выражающее их общую волю. Для того чтобы эта общая воля могла быть сформирована и закреплена в договоре, он должен быть свободен от какого-либо внешнего воздействия и понятен для участников договора.

В гражданском праве выработаны определенные принципы, которые служат основанием для ведения переговоров и заключения договора. К таковым относится, прежде всего, свобода договора, закрепленная в качестве общего принципа в ст. 1 ГК РФ, и в качестве специального — в ст. 421 ГК РФ.

Проявление свободы договора в конкретной договорной практике имеет для сферы гражданского оборота ряд весьма важных аспектов:

1. Участники  гражданских правоотношений свободны  в решении вопроса о заключении  договора. Пункт 1 ст. 421 ГК РФ устанавливает: «...Понуждение к заключению договора  не допускается, за исключением  случаев, когда обязанность заключить  договор предусмотрена настоящим  Кодексом, законом или добровольно  принятым обязательством». Например,

а) в соответствии с п. 1 ст. 343 ГК РФ залогодатель или залогодержатель в зависимости от того, у кого из них находится заложенное имущество, обязан, если иное не предусмотрено законом или договором, застраховать за счет залогодателя заложенное имущество;

б) в законодательстве предусмотрена обязанность для поставщиков, обладающих монополией на производство отдельных видов продукции, к заключению договоров на поставку продукции для федеральных государственных нужд.

2. Свобода  договора предусматривает свободу  выбора партнера при заключении  договора. Например, когда залогодатель  или залогодержатель в силу  закона обязан заключить договор  страхования заложенного имущества, за ним сохраняется свобода  выбора страховщика, с которым  будет заключен договор страхования.

Вместе с тем гражданское законодательство (ст. 426 ГК РФ) обязывает коммерческую организацию, которая по характеру своей деятельности в отношении каждого, кто к ней обратился, обязана осуществлять продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг, заключать с обратившейся стороной (потребителем) публичный договор. К подобным организациям относятся предприятия розничной торговли, транспорта общего пользования, связи, энергоснабжения, медицинские, гостиничного обслуживания и т.п. При необоснованном отказе от заключения публичного договора суд может понудить коммерческую организацию заключить договор и обязать возместить убытки потребителю.

3. Свобода договора предполагает свободу участников гражданского оборота в выборе вида договора. В соответствии с пп. 2, 3 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор:

а) предусмотренный законом или иными правовыми актами;

б) не предусмотренный законом или иными правовыми актами;

в) смешанный договор, т.е. состоящий из элементов нескольких различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

4. Свобода договора предполагает свободу в формулировании условий договора. В соответствии с п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

В соответствии с п. 4 ст. 421 ГК РФ стороны договора свободны установить для регулирования своих взаимоотношений правила, отличающиеся от тех, которые предусмотрены диспозитивными нормами права, а, следовательно, определить свои права и обязанности.

При всей свободе договора последний должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения. Существование императивных норм обусловлено необходимостью защиты публичных интересов или интересов слабой стороны договора. Так, в целях защиты интересов потребителей п. 2 ст. 426 ГК РФ устанавливает, что цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (п. 2 ст. 422 ГК РФ). Иными словами, к договорам применяется следующее общее правило - «закон обратной силы не имеет», что, несомненно, придает устойчивость гражданскому обороту. Участники договора имеют правовые гарантии стабильности законодательства. Это значит, что последующие изменения в законодательстве не могут изменить условий заключенных ими договоров.

Именно свобода договора лежит в основе определения сторонами своих прав и обязанностей, выражающихся в содержании договора. Гражданские права и обязанности, порождаемые, изменяемые или прекращаемые договором, составляют содержание обязательственного отношения, возникающего из договора. К обязательствам, возникающим из договора, применяются общие положения об обязательствах, если иное не предусмотрено общими правилами о договорах и правилами об отдельных видах договоров (пп. 2, 3 ст. 420 ГК РФ).

 

 

1.2. Значение договора.

Как известно, договор относится к уникальным правовым средствам, в рамках которого интерес каждой стороны, в принципе, может быть удовлетворен лишь посредством удовлетворения интереса другой стороны.

Тем не менее, каждый участник ищет оптимальное положение в договорном сотрудничестве, причем зачастую более выгодное по отношению к другой стороне. Это и порождает необходимость поиска компромисса между сторонами. Договор становится результатом компромисса.

Поэтому предприниматели осуществляют маркетинг сделки, т.е. маркетинг, направленный на получение выгод от сделки, заключаемой в данный момент, с возможной ориентацией на установление долгосрочных взаимовыгодных отношений между партнерами.

Договор — это наиболее традиционное средство связи между производством и потреблением и немедленного реагирования на потребности общества со стороны производства. В силу этого именно договорно-правовая форма способна обеспечить необходимый баланс между спросом и предложением, насытить рынок теми товарами, в которых нуждается потребитель. Договор позволяет участникам экономического оборота отчуждать материальные ценности, получая взамен их соответствующий денежный или товарный эквивалент. С помощью договора совершенствуется и процесс распределения произведенных в обществе материальных благ, поскольку договор позволяет доставить произведенный продукт тому, кто в нем нуждается.

С другой стороны, договор может быть применен и в противозаконных целях, например как средство ограничения конкуренции.

Эти и многие другие качества договора с неизбежностью обусловливают усиление его роли и расширение сферы применения по мере становления рыночной экономики. Вместе с тем свойства договора сохраняются лишь до тех пор, пока обеспечивается установленная в Гражданском кодексе РФ свобода договора.

Современные предпринимательские отношения немыслимы без строгого соблюдения основных принципов договорного права, которыми являются: свобода договора, равенство сторон, диспозитивность норм договорного законодательства, обязательность надлежащего исполнения, ответственность за неисполнение, презумпция вины должника.

 

1.3.Виды договоров.

Содержащийся в Гражданском кодексе РФ и специальном законодательстве (например, Федеральный закон от 29 октября 1998 г. «О финансовой аренде (лизинге)») перечень видов договоров не является исчерпывающим. Любой участник гражданского оборота (в том числе предприниматель) вправе заключать договор, не названный, и, следовательно, прямо не предусмотренный законодательством. Но при этом важное практическое значение имеет деление договоров на отдельные виды, из которых для предпринимателей актуальны основные и предварительные договоры; договоры в пользу их участников и договоры в пользу третьих лиц; договоры согласно отдельным видам обязательств (в том числе такие предпринимательские договоры, как поставка, лизинг, коммерческая концессия).

Основной договор непосредственно порождает права и обязанности сторон, в то время как предварительный договор содержит обязательное условие о заключении основного договора в будущем. Предварительный договор отличают несколько факторов: предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, но в любом случае — в письменной форме. В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор (если срок не установлен, то основной договор подлежит заключению в течение одного года с момента заключения предварительного договора; условия предварительного договора должны позволять установить условия основного договора (ст. 429 ГК РФ).

Договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному (или не указанному) в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу. Так, если арендатор заключил договор страхования арендованного имущества в пользу его собственника (арендодателя), то право требования выплаты страхового возмещения при наступлении страхового случая принадлежит арендодателю, в пользу которого и заключен договор страхования.

Предпринимательским договором можно назвать возмездный гражданско-правовой договор, где сторонами или одной из сторон выступают предприниматели, заключенный в предпринимательских целях и влекущий за собой возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в сфере предпринимательства.

Следует определить основные типы предпринимательских договоров по содержащимся в них обязательствам:

  1. Торговые договоры по передаче имущества в собственность (поставка, мена, товарный кредит).
  2. Договоры по передаче имущества во владение и (или) пользование (аренда, прокат, лизинг, доверительное управление).
  3. Договоры предоставления услуг (информационных, консалтинговых, рекламных, юридических, страховых, транспортных, складского хранения товаров и т.д.). Особенность этих договоров в том, что услуга является деятельностью, не имеющей вещественного результата. Данная группа договоров включает также посреднические договоры (комиссия, коммерческая концессия, коммерческое агентирование) и представительские договоры (коммерческое представительство).
  4. Договоры выполнения работ (научно-исследовательские, проектные, изыскательские, строительные, маркетинговые, оценочные, аудиторские и т.д.).
  5. Договоры о совместных действиях или деятельности (простое товарищество, консорциум, холдинг, финансово-промышленная группа).
  6. Финансовые договоры (банковский счет, вклад, кредит, заем, финансирование под уступку денежного требования).
  7. Договоры по передаче прав на объекты интеллектуальной собственности предпринимателя (уступка патента, коммерческая концессия, лицензионное соглашение).
  8. Договоры по передаче исключительных прав предпринимателя (дистрибутив).

Информация о работе Договорные и недоговорные обязательства в сфере маркетинговой деятельности